МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ Основная образовательная программа 030300.62 Психология
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» составлена в соответствии с требованиями ООП: 030300.62 «Психология» на базе ФГОС ВПО.
Составитель: Агафонова Е.Б., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук
Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии 16.05.2014 г., протокол № 9.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС на заседании от 09.06.2014 г., протокол № 2
© Издательство ВГУЭС
2014
ВВЕДЕНИЕ
Термин «психотерапия» до сих пор не имеет однозначного определения, разделяемого всеми школами и направлениями практической психологии. Также нет единой точки зрения на то, как психотерапия работает, что именно делает специалист при решении психотерапевтических и психокоррекционных задач, и почему то, что он делает, помогает пациенту. Все направления в психотерапии (так же, как и концепции развития и структуры личности) носят концептуальный, то есть гипотетический характер. При этом, отсутствие четкой методологической идентификации является существенной проблемой подготовки помогающих специалистов в современной России, в связи с отсутствием единого стандарта дополнительного психотерапевтического образования, персонального тренинга и супервизий.
Учебный курс «Основы психокоррекции и психотерапии» отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Объединение преподавания концептуальных основ с обучением через практику призвано, в первую очередь, дать студентам необходимую базу для теоретического самоопределения.
Кроме того, курс ориентирован на получение студентами общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов психологических специальностей обусловлено его интегральностью.
В рамках курса освоение теоретических подходов сочетается с практическим освоением материала, связанным с опытом практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами, а также выявлением, анализом и коррекцией собственной профессиональной позиции. В курсе используются активные методы обучения – самодиагностика, ролевые игры, элементы психологического тренинга, работа с кейсами. Особое внимание уделяется достижениям психотерапии и психокоррекции на современном этапе, основным направлениям психотерапии, возможностям практического применения полученных знаний.
Курс тесно связан с такими дисциплинами, как общая психология, психология личности, психологическое консультирование, специальные разделы психологии и др. Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС и разработана на основе ООП 030300.62 «Психология».
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» является изучение теоретических основ психокоррекции и психотерапии, а также обучение студентов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи.
Достижения данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- сформировать устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
- помочь студентам осознать и развить профессионально значимые личностные качества необходимые для работы в области практической психологии;
- раскрыть особенности психокоррекции и психотерапии, как инструмента психологического вмешательства;
- дать возможность овладеть практическими навыками использования методов и техник психокоррекции и психотерапии в разных направлениях практической психологии.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Изучение курса «Основы психокоррекции и психотерапии» опирается на знание ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин – общей психологии, психодиагностики, психологического консультирования, психологии личности, и др.
В свою очередь, полученные в ходе освоения данного учебного курса знания и умения можно применить при изучении смежных дисциплин, таких как: «Семейное консультирование», «Телефонное консультирование» и др.
Таблица 1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО
ООП
| Форма бучения
| Блок
| Трудоемкость (З.Е.)
| Формы контроля
| 030300.62 Психология
| ОФО
| Б.3/В
| 4
| Э
|
| ВФО
| Б.3/В
| 4
| Э
|
| ЗФО
| Б.3/В
| 4
| Э
| 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 2 Формируемые компетенции, знания, умения, владения ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 030300.62, Психология. Психология
| ОК-7 способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
| Знания:
| основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
| ПК-2 способностью и готовностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций
| Владения:
| критериями выбора психокоррекционных методик
| ПК-4 способностью и готовностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Знания:
| основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
| ПК-7 способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
| Знания:
| основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
| ПК-8 способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности
| Знания:
| основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
| ПК-21 способностью и готовностью к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах
| Знания:
| основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
|
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Дисциплина «Основы психокоррекции и психотерапии» изучается в течение одного семестра на очной форме обучени. Учебный курс составляет 144 часа, из них: 72 часа аудиторных занятий (12 часов – лекции, 24 часа – лабораторные занятия, удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 14 часов аудиторных занятий) и 72 часа самостоятельной работы; на вечерней форме в объеме 144 часов, из них: 62 часа аудиторных занятий (12 часов – лекции; 14 – лабораторные занятия) и 82 часа самостоятельной работы; на заочной форме в объеме 144 часов, из них: 46 часов аудиторных занятий (6 часов – лекции, 4 – лабораторные занятия) и 98 часов самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация по курсу - экзамен.
Освоение учебной дисциплины проводится с помощью трех видов работы: лекционно-информационного цикла, лабораторных занятий (в режиме тренинга) и выполнения заданий для самостоятельной работы.
Лекционно-информационный курс посвящен рассмотрению основных тематических блоков курса: психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития; основные формы и направления современной психотерапии и психокоррекции: классический психоанализ З. Фрейда, современный психоанализ; аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, юнгианское направление в современной психотерапии; когнитивно-бихевиоральное направление психотерапии; гештальттерапия Ф. Перлза; характерологический анализ В. Райха и телесно-ориентированная психотерапия; экзистенциальная психотерапия; кататимно-имагинативная психотерапия (Х. Лейнер); психодрама (Я.Л. Морено); креативные методы в психотерапии (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия); семейная и групповая психотерапия. Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Лабораторные занятия направлены на получение студентами опыта практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами; приобретение общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления; а также на выявление, анализ и коррекцию собственной профессиональной позиции. С целью развития практических навыков студентов на лабораторных занятиях предусмотрена работа с кейсами, использование стимульного материала, тематические дискуссии, ролевые игры, элементы психологического тренинга, самостоятельная разработка и апробация студентами психологических тренингов.
Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое изучение учебного материала и подготовку к лабораторным занятиям.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Согласно «Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятому во ВГУЭС, для получения допуска к экзамену студент очной формы обучения должен в течение семестра набрать в результате текущих аттестаций не менее 41 балла. Обязательным условием допуска студента заочной формы обучения к экзамену является выполнение письменной контрольной работы, которая сдаётся в сроки, установленные графиком учебного процесса для соответствующего направления подготовки.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме тестов по изученному теоретическому материалу и базовым понятиям. При неудовлетворительной оценке по тестам студенты сдают их повторно; Отсутствие пропусков учебных занятий, активное участие в практических занятиях и положительные оценки за выполнение самостоятельных заданий обеспечивают допуск к экзамену.
Итоговый контроль в форме собеседования по теоретическому материалу учебного курса.
|