Кафедра философии и психологии





Скачать 378.4 Kb.
НазваниеКафедра философии и психологии
страница1/3
Дата публикации07.03.2015
Размер378.4 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ
Основная образовательная программа

030300.62 «Психология»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК 87.7

Рабочая программа по учебной дисциплине «Современные методы психологической диагностики, консультирования и коррекции детей» составлена в соответствии с требованиями ООП: 030300.62 «Психология» - на базе ФГОС ВПО, для всех форм обучения.

Составитель: Гимаева Р.М., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук

Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии., протокол № 9, от16.05.2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, 09.06.2014 г., протокол № 2

© Издательство ВГУЭС

2014

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Современные методы диагностики, консультирования и коррекции детей» заключатся в том, чтобы:

  • овладеть целостным представлением об организации психологического консультирования и психокоррекционной работы;

  • научиться умению определять наиболее эффективные пути, средства и методы диагностики и коррекции нарушений и особенностей в развитии детей;

  • научиться основным методам диагностики и консультирования детей;

  • изучить основные методы психокоррекционной работы с детьми;

  • развить навыки гуманного и принимающего отношения в процессе диагностики, консультирования и психокоррекции детей.



1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:

Основная образовательная программа


Дисциплина

Семестр

Цикл/ раздел ООП

Коды компетенций

030300.62

Психология

Общая психология


1,2,3,4

Б.2

ОК-7

030300.62

Психология

Психология развития и возрастная психология


5,6

Б.2

ОК-7

030300.62

Психология

Педагогическая психология

5,6

Б.2

ОК-7



Компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП:


Основная образовательная программа


Дисциплина

Цикл/ раздел ООП

Коды компетенций

030300.62

Психология

Психология развития и возрастная психология


Б.2

ОК-10

030300.62

Психология

Психологическое консультирование









1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 2. Формируемые компетенции, знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

030300.62, Психология. Психология

ОК-1 способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ОК-7 способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ОК-8 способностью и готовностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

ПК-1 способностью и готовностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

ПК-2 способностью и готовностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций

Владения:

критериями выбора психодиагностических методик

основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп

ПК-4 способностью и готовностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-5 способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Владения:

основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп

ПК-6 способностью и готовностью к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

Владения:

основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп

ПК-7 способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Владения:

основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп

ПК-8 способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-9 способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-10 способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

ПК-11 способностью и готовностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

ПК-18 способностью и готовностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

ПК-20 способностью и готовностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-22 способностью и готовностью к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-23 способностью и готовностью к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп

Знания:

психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики

Умения:

профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, а также большого блока самостоятельной работы. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями основных подходов к психологическому воздействию на индивида и группы, психологических технологий позволяющих диагностировать и корректировать различные отклонения составляющих психики детей, умениями профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы детей и овладеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний детей.

Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point (лекция-презентация), так и с применением интерактивных форм (лекция-беседа).

Практические занятия предусматривают: выработку и закрепление практических умений в проведении психологической диагностики, консультирования, применения оптимальных методов коррекции в развивающей работе с детьми, построении психокоррекционных программ.

Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами; подготовка индивидуальных письменных заданий (конспектов, эссе, отчетов).

Для студентов заочной формы обучения отчетом по самостоятельной работе является выполнение контрольной работы по предложенным в п. 5.1 темам.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Текущий контроль обеспечивается:

- оценкой уровня выполнения практического задания в форме устного сообщения на занятии;

- оценкой степени подготовленности к практическим занятиям в виде письменных интерпретаций проведенных диагностических методик и программ коррекционных занятий;

- оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении тем курса в виде вопросов, устных ответов и комментариев.

Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием письменного или электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетных единицы, 108 часов для всех форм обучения. Из них на ОФО: 51 час – аудиторной работы, 57 часов – самостоятельной работы, на ВФО и ЗФО: 8 – аудиторной работы, 100 – самостоятельной работы.

Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП

Форма обучения

Индекс

Трудоемкость

Аттестация1

(З.Е.)

часов

(всего/ауд.)




Б-ПС

ОФО

Б.1

3

108/51

А1, А2, З

ВФО

Б.1

3

108/8

З

ЗФО

Б.1

3

108/8

КО, З


Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 70 процентов аудиторных занятий.

Промежуточная аттестация по курсу - зачет.
Таблица 3. Структура и содержание теоретической части (лекционной) учебной дисциплины

Темы дисциплины

Часы

Перечень

ОПП

Коды

компетенций

Аттестация

Библиотечно-информационная компетентность

1

Б-ПС




А1

Тема 1. Психологическое консультирование в детском возрасте. Типы консультирования. Позиции консультанта.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7

А1, ТЗ

Тема 2. Процесс психологического консультирования. Стадии, технологии, обобщение и анализ результатов. Этика консультанта.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А1, ТЗ

Тема 3. Психологическая коррекция и ее виды. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А1, ТЗ

Тема 4. Проблемные ситуации в различные возрастные периоды развития детей. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А1, ТЗ

Тема 5. Психологические проблемы детей младшего школьного возраста.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А2, ТЗ

Тема 6. Основные направления работы психолога с подростками.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А2, ТЗ

Тема 7. Проблемы личностного развития в ранней юности. Помощь подросткам и юношам в саморазвитии.


2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3

А2, ТЗ

Тема 8. Методы практической коррекции.

2

Б-ПС

ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-18

А2, ТЗ


Таблица 4. Структура и содержание практической части учебной дисциплины

Темы дисциплины

Часы

Перечень

ОПП

Коды

компетенций

Аттестация

Тема 1. Диагностика проблем детского развития в процессе психологического консультирования

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А1, ТЗ

Тема 2. Проективные методики в диагностике эмоциональной и личностной сферы детей.

6

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А1, ТЗ

Тема3.Диагностика интеллектуального развития детей.

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А1, ТЗ

Тема 4. Диагностика уровня развития интеллекта – тест Векслера.

4

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А1, ТЗ

Тема 5. Диагностика уровня развития интеллекта – прогрессивные матрицы Равена

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А2, ТЗ

Тема 6. Диагностика интеллектуальной и личностной сфер младшего школьника по методике «Пиктограмма».

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А1, ТЗ

Тема 7. Диагностика тревожности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А2, ТЗ

Тема 8. Методика исследования детского самосознания – половозрастная идентификация Белопольской Н.Л.

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10

А2, ТЗ

Тема 9. Диагностика готовности к школьному обучению.

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9

А2, ТЗ

Тема 10. Методы практической коррекции. Игротерапия. Арттерапия.

4

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10

А2, ТЗ

Тема 11. Методы практической коррекции. Коррекция детской и подростковой агрессивности.

4

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10

А2, ТЗ

Тема 12. Методы практической коррекции. Коррекция детской тревожности.

2

Б-ПС

ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10

А2, ТЗ

2.1 Темы лекций

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра философии и психологии iconУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28. 11. 2013
Кафедра философии и психологии iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Психофизиология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03030062 «Психология» на...
Кафедра философии и психологии iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300....
Кафедра философии и психологии iconФакультет психологии
Автор Лифинцева Т. П., канд филос наук, доцент кафедры истории философии факультета философии
Кафедра философии и психологии iconФакультет психологии
Автор Лифинцева Т. П., докт филос наук, профессор кафедры истории философии факультета философии
Кафедра философии и психологии iconНазвание учреждения, в котором работает автор заявки
Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии мгу им. М. В. Ломоносова
Кафедра философии и психологии iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Кафедра философии и психологии iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
Кафедра философии и психологии iconВильгельм Вундт Проблемы психологии народов
Все четыре статьи, вместе взятые, имеют целью осветить общее отношение психологии народов к историческим наукам о духе путем анализа...
Кафедра философии и психологии iconПрезиденте Российской Федерации Кафедра акмеологии и психологии профессиональной...
Перечислите важнейшие понятия и категории зоопсихологии и сравнительной психологии. ­
Кафедра философии и психологии iconТема «История развития психологии»
Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии
Кафедра философии и психологии icon«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра философии и психологии iconА. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса
А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)
Кафедра философии и психологии iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013
Кафедра философии и психологии icon«академия социального образования» факультет педагогики и психологии...
Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Кафедра философии и психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск