МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ Основная образовательная программа
030300.62 «Психология»
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 87.7
Рабочая программа по учебной дисциплине «Современные методы психологической диагностики, консультирования и коррекции детей» составлена в соответствии с требованиями ООП: 030300.62 «Психология» - на базе ФГОС ВПО, для всех форм обучения.
Составитель: Гимаева Р.М., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук
Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии., протокол № 9, от16.05.2014 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, 09.06.2014 г., протокол № 2
© Издательство ВГУЭС
2014
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Современные методы диагностики, консультирования и коррекции детей» заключатся в том, чтобы:
овладеть целостным представлением об организации психологического консультирования и психокоррекционной работы;
научиться умению определять наиболее эффективные пути, средства и методы диагностики и коррекции нарушений и особенностей в развитии детей;
научиться основным методам диагностики и консультирования детей;
изучить основные методы психокоррекционной работы с детьми;
развить навыки гуманного и принимающего отношения в процессе диагностики, консультирования и психокоррекции детей.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП: Основная образовательная программа
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/ раздел ООП
| Коды компетенций
| 030300.62
Психология
| Общая психология
| 1,2,3,4
| Б.2
| ОК-7
| 030300.62
Психология
| Психология развития и возрастная психология
| 5,6
| Б.2
| ОК-7
| 030300.62
Психология
| Педагогическая психология
| 5,6
| Б.2
| ОК-7
|
Компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП:
Основная образовательная программа
| Дисциплина
| Цикл/ раздел ООП
| Коды компетенций
| 030300.62
Психология
| Психология развития и возрастная психология
| Б.2
| ОК-10
| 030300.62
Психология
| Психологическое консультирование
|
|
|
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 2. Формируемые компетенции, знания, умения, владения ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 030300.62, Психология. Психология
| ОК-1 способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ОК-7 способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ОК-8 способностью и готовностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| ПК-1 способностью и готовностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| ПК-2 способностью и готовностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций
| Владения:
| критериями выбора психодиагностических методик
| основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп
| ПК-4 способностью и готовностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ПК-5 способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Владения:
| основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп
| ПК-6 способностью и готовностью к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| Владения:
| основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп
| ПК-7 способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
| Владения:
| основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп
| ПК-8 способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ПК-9 способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ПК-10 способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| ПК-11 способностью и готовностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| ПК-18 способностью и готовностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| ПК-20 способностью и готовностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ПК-22 способностью и готовностью к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| ПК-23 способностью и готовностью к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп
| Знания:
| психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики
| Умения:
| профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека
| 1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и практических занятий, а также большого блока самостоятельной работы. В результате изучения курса студенты должны овладеть знаниями основных подходов к психологическому воздействию на индивида и группы, психологических технологий позволяющих диагностировать и корректировать различные отклонения составляющих психики детей, умениями профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы детей и овладеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний детей.
Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point (лекция-презентация), так и с применением интерактивных форм (лекция-беседа).
Практические занятия предусматривают: выработку и закрепление практических умений в проведении психологической диагностики, консультирования, применения оптимальных методов коррекции в развивающей работе с детьми, построении психокоррекционных программ.
Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами; подготовка индивидуальных письменных заданий (конспектов, эссе, отчетов).
Для студентов заочной формы обучения отчетом по самостоятельной работе является выполнение контрольной работы по предложенным в п. 5.1 темам. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Текущий контроль обеспечивается:
- оценкой уровня выполнения практического задания в форме устного сообщения на занятии;
- оценкой степени подготовленности к практическим занятиям в виде письменных интерпретаций проведенных диагностических методик и программ коррекционных занятий;
- оценкой активности на лекционных и практических занятиях при обсуждении тем курса в виде вопросов, устных ответов и комментариев.
Промежуточная аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием письменного или электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетных единицы, 108 часов для всех форм обучения. Из них на ОФО: 51 час – аудиторной работы, 57 часов – самостоятельной работы, на ВФО и ЗФО: 8 – аудиторной работы, 100 – самостоятельной работы.
Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:
Сокращенное название ООП
| Форма обучения
| Индекс
| Трудоемкость
| Аттестация1
| (З.Е.)
| часов
(всего/ауд.)
|
| Б-ПС
| ОФО
| Б.1
| 3
| 108/51
| А1, А2, З
| ВФО
| Б.1
| 3
| 108/8
| З
| ЗФО
| Б.1
| 3
| 108/8
| КО, З
|
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 70 процентов аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация по курсу - зачет. Таблица 3. Структура и содержание теоретической части (лекционной) учебной дисциплины
Темы дисциплины
| Часы
| Перечень
ОПП
| Коды
компетенций
| Аттестация
| Библиотечно-информационная компетентность
| 1
| Б-ПС
|
| А1
| Тема 1. Психологическое консультирование в детском возрасте. Типы консультирования. Позиции консультанта.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7
| А1, ТЗ
| Тема 2. Процесс психологического консультирования. Стадии, технологии, обобщение и анализ результатов. Этика консультанта.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А1, ТЗ
| Тема 3. Психологическая коррекция и ее виды. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А1, ТЗ
| Тема 4. Проблемные ситуации в различные возрастные периоды развития детей. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А1, ТЗ
| Тема 5. Психологические проблемы детей младшего школьного возраста.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А2, ТЗ
| Тема 6. Основные направления работы психолога с подростками.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А2, ТЗ
| Тема 7. Проблемы личностного развития в ранней юности. Помощь подросткам и юношам в саморазвитии.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3
| А2, ТЗ
| Тема 8. Методы практической коррекции.
| 2
| Б-ПС
| ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-18
| А2, ТЗ
|
Таблица 4. Структура и содержание практической части учебной дисциплины
Темы дисциплины
| Часы
| Перечень
ОПП
| Коды
компетенций
| Аттестация
| Тема 1. Диагностика проблем детского развития в процессе психологического консультирования
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А1, ТЗ
| Тема 2. Проективные методики в диагностике эмоциональной и личностной сферы детей.
| 6
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А1, ТЗ
| Тема3.Диагностика интеллектуального развития детей.
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А1, ТЗ
| Тема 4. Диагностика уровня развития интеллекта – тест Векслера.
| 4
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А1, ТЗ
| Тема 5. Диагностика уровня развития интеллекта – прогрессивные матрицы Равена
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А2, ТЗ
| Тема 6. Диагностика интеллектуальной и личностной сфер младшего школьника по методике «Пиктограмма».
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А1, ТЗ
| Тема 7. Диагностика тревожности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А2, ТЗ
| Тема 8. Методика исследования детского самосознания – половозрастная идентификация Белопольской Н.Л.
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10
| А2, ТЗ
| Тема 9. Диагностика готовности к школьному обучению.
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9
| А2, ТЗ
| Тема 10. Методы практической коррекции. Игротерапия. Арттерапия.
| 4
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10
| А2, ТЗ
| Тема 11. Методы практической коррекции. Коррекция детской и подростковой агрессивности.
| 4
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10
| А2, ТЗ
| Тема 12. Методы практической коррекции. Коррекция детской тревожности.
| 2
| Б-ПС
| ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПК-10
| А2, ТЗ
| 2.1 Темы лекций
|