Скачать 210.99 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет психологииПрограмма дисциплины Философия для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Автор Лифинцева Т.П., докт.. филос. наук, профессор кафедры истории философии факультета философии e-mail: tlifintseva@mail.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка: Данный курс адресован студентам первого курса факультета психологии и входит в общегуманитарный цикл дисциплин, читаемых в ГУ-ВШЭ. Курс является Введением в философию; для его освоения необходимы знакомство со школьным курсом обществознания и самостоятельная работа с рекомендуемой литературой. Курс имеет своей целью ввести слушателей в мир проблем современной философии, в первую очередь тех, которые связаны с философскими проблемами психологии: теория познания, проблема соотношения физического и психического (mind-body problem), проблема соотношения сознания и бессознательного психического в истории западной и восточной философии и культуры в целом, проблема личности, проблематика философской антропологии, этики и т.д. Задачей курса является подготовка студентов к восприятию современных принципов философской тематизации и ознакомление с проблематикой и соответствующей философской аргументацией в основных областях философского знания. Тематика курса составлена так, что изучаются прежде всего те области философии, которые непосредственно связаны с психологическими и гуманитарными науками. В ходе освоения курса студенты должны усвоить центральные идеи наиболее важных областей философского знания, овладеть навыками самостоятельного анализа дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать то или иное явление с точки зрения его философского смысла. Программа предусматривает проведение семинарских занятий с целью приобщения студентов к самостоятельному анализу философских проблем. Внеаудиторная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, подготовку докладов, написание рефератов и эссе. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки: Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: 1) посещение лекций и работа на семинарах (обсуждение поставленных вопросов, доклады, выступления) –40% от итоговой оценки; 2) домашнее эссе (3-4 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки; 3) реферат (ок.18 тыс. знаков) - 20% от итоговой оценки; 4) устный экзамен – 30% от итоговой оценки. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник: 1.Философия. Учебник. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. М.Гардарика, 2007. Примечание: Базовый учебник указан в перечне литературы не ко всем темам. По умолчанию: при невозможности (нежелании) искать литературу его можно использовать практически для любой темы. Дополнительная литература: 1.История философии. Запад – Восток – Россия. В 4-х кн. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Изд. Греко-Латинский Кабинет, 1998-1999. 2. Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. М.: Мысль, 2000-2002. 3.Чанышев А. Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1995. 4.Современная западная философия. Словарь. М.: Изд. Остожье, 1998. 5.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1,2. СПб.: Петрополис,1995-96. 6.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Проспект, 1994. 7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 8.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1994. 9.Найдыш В.М.Философия мифологии. М.: Изд. РУДН, 2002. 10.Лейбин В.Я. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Изд. Политической литературы, 1994. 11.Ялом И. Когда Ницше плакал. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 12.Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1993. 13.Руткевич А.М. Психоанализ. М.: Форум-Инфра-М, 1997. 14.Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. Примечание: В качестве основной литературы для разбора на семинарских занятиях могут быть предложены труды философов-классиков – например, Платона, Августина, Канта, Ницше, Бердяева, Сартра и др. – на усмотрение преподавателя. В разделе «Содержание курса» могут быть указаны произведения, не упомянутые в общем списке литературы. Содержание курса: 1. Природа и специфика философского знания. Культурно-исторические условия возникновения философии. «Осевое время». Философия как мироощущение и как род деятельности. Дети и философия. Отличие философии от религии и науки. Есть ли прогресс в истории философского знания? Философия и мифология. Многовариантность понимания философии, её предмета и роли в культуре. Основные «разделы» философии: онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, социальная философия. Понятие истины: истина как откровение, как соответствие знания и реальности, как условие успешной деятельности. Литература: Философия. Учебник. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Гардарика, 2007. Найдыш В.М. Философия мифологии. М.: Изд. РУДН, 2002. Юлина Н.С. Философия для детей. М.: Канон-Плюс, 2007. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 2. Зарождение философии в Индии и в Китае: философия, религия, закон. Возникновение философии в Индии. Соотношение религии (брахманизма и буддизма) и философии. Основные школы (даршаны) индийской философии. Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Литература: Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1995. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 2001. Бонгард-Левин Г.М. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Восточная литература, 1973. Лао-Цзы Дао-Дэ-Цзин. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1989, 1992, 2001, 2005, … Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1991. 3. Античная философия. Основные проблемы: бытие, знание, космос, человек. Особенности древнегреческого мировоззрения, культуры, государственности. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, пифагорейская, элейская. Онтологические и гносеологические проблемы. Проблема свободы и необходимости. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Проблемы морали в философии Сократа. Учение Платона об идеях и его роль в истории философии. Концепция идеального государства Платона. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Социально-политические взгляды Аристотеля. Основные черты мировоззрения эллинистического периода: космополитизм, индивидуализм, религиозный синкретизм. Проблема свободы и счастья в философии эпикурейцев, киников, киренаиков. Этические, логические, психологические проблемы в философии стоиков. Неоплатонизм, его возникновение и основные черты. Учение о Едином и о божественности человеческого «Я». Литература: Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1995. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Изд. МГУ, 1991. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1. СПб.: Петрополис, 1995. Платон. Соч. в 4 т. М.: Наука, 1971-1973. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 4. Средневековая философия: между верой и знанием. Теология, логика, этика. Возникновение средневековой философии. Вера и знание, Афины и Иерусалим. Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Идея линейности времени. Два периода средневековой философии: патристика и схоластика. Сущность веры – Тертуллиан, Августин. «Исповедь» Августина как пример глубочайшего самоанализа. Идея личности. Идея Богочеловека. Схоластика. Полемика номиналистов и реалистов, её логический и гносеологический смысл. Фома Аквинский и философия томизма. Литература: Аврелий Августин. Исповедь. М.: Наука, 2007. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.2. СПб.: Петрополис, 1994. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Изд. МГУ, 1991. Коплстон Ч.Ф.Средневековая философия. М.: Энигма, 1997. Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский. Святой Фома Аквинский. // Честертон Г.К.Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. 5. Философия эпохи Возрождения: наука, гуманизм, свобода. Проблемы научного познания. Антропоцентрический и характер философии Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения – гуманизм и натурфилософия. Данте Алигьери – первый представитель мысли Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. «Государь» Макиавелли – вершина социальной и политической мысли Возрождения. Философская мысль Реформации: Эразм Роттердамский. Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Литература: Горфункель Х.М. Философия эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1980. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.2. СПб.: Петрополис, 1994. Макиавелли Н. Государь. М.: Прогресс-Традиция, 1990, 2006. 6. Философия Нового времени: величие разума и универсальное сомнение. Эмпирическое и рациональное в познании. Эмпиризм Ф.Бэкона – переход от ренессансного философствования к проблематике Нового времени. Пантеистическая метафизика Б.Спинозы. Понятие свободы и необходимости. Соотношение мышления и протяжённости как философская проблема Нового времени. Рационализм Р.Декарта. Дискуссии о существовании врождённых идей между Декартом и Локком. Гносеология и социальная философия Т.Гоббса. Феноменализм в теории познания Дж. Беркли и Д.Юма. Плюралистическая онтология Г.В.Лейбница. Основные черты философии Просвещения. Литература: Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М.: Высшая школа, 1994. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Изд. МГУ, 1986. Васильев В.В. История философской психологии. Западная Европа – XVIII век. М.: Смысл, СПб.: Питер, 2003. 7. Немецкая классическая философия: гносеология, онтология, этика, философия истории. Основные идеи немецкой классической философии. Гносеология И.Канта. Учение Канта о морали «Коперниканский переворот» Канта в философии. Метафизика «деятельности» И.Г.Фихте. Философия Г.В.Шеллинга. Диалектический метод Гегеля. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии. Литература: Кант И. Соч. в 8 т. Т.3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. (Параграфы – на усмотрение преподавателя, ведущего семинарские занятия) Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Соратник, 2001. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Высшая школа, 1973. Гулыга А.В. Гегель. М.: Соратник, 1994. Философия. Учебник. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. М.: Гардарика, 2007. 8. «Философия жизни»: индивидуальность, нигилизм, воля. Проблемы философии культуры. Философия А.Шопенгауэра. Понятие «мировая воля». «Воля к власти» как центральное понятие философии Ницше. Критика христианства. Учение о сверхчеловеке. Ницше как философ и как личность. Учение А.Бергсона об интуиции т творческой эволюции. Философия истории и культуры О.Шпенглера. Литература: Виндельбанд В. От Канта к Ницше. М.: Наука, 1998. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб.: Петрополис, 1994. История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.3. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Изд. Греко-Латинский Кабинет, 1998. Ялом И. Когда Ницше плакал. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 9. Марксизм: человек, социум, история, прогресс. От философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К.Маркса. Марксистская философия истории. Понятие отчуждения. Профетическая роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс. Марксизм как философия, идеология, политика. Литература: Зиновьев А.А. В преддверии рая. СПб.: Изд. СПбГУ , 1991. Зиновьев А.А. Ни свободы, ни равенства, ни братства. СПб.: Изд. СПбГУ, 1995. Алексис Шнайдер. Марксизм как религия. (Интернет-ресурс www.litsovet.ru) 10. Феноменология Э. Гуссерля: к идее «чистого субъекта». Феноменологический подход к проблеме сознания. Понятие феномена и интенциональности сознания. Значение феноменологического метода для психологии и психиатрии. Литература: История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.3. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Изд. Греко-Латинский Кабинет, 1998. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология. // Логос. М., 1992. № 3. 11. Русская философия: между Западом и Востоком. Особенности культурной ситуации в России XVIII – начала ХХ вв. Западничество и славянофильство. Дискуссии о пути развития России. «Метафизика всеединства» В.С.Соловьёва. Русская религиозная философия начала ХХ века. Проблемы истины, добра и красоты. Проблема творчества и свободы у Н.Бердяева. Философия как аксиология. Литература: Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Эксмо-Пресс, 1991. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Эксмо-Пресс, 1991. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: Митра, 1995. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А.Маслина. М.: Академический Проект, 1995. Философы России 19-20 столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический Проект, 1995. История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.3. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Греко-Латинский Кабинет, 1998. 12. Экзистенциальная философия: бытие и ничто, свобода и судьба, историчность бытия человека. Проблема человека в экзистенциальной философии. Религиозная философия С.Кьеркегора. Основные идеи философии Ж.-П.Сартра и А.Камю: бытие человека и бытие мира; существование человека и его сущность; человек как уникальное существо и власть усредняющего начала; бытие между жизнью и смертью. Экзистенциализм в литературе и искусстве. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология (Л.Бинсвангер, И.Ялом, Р.Мэй) Литература: История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.4. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1998. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М.: Наука, 1977. Камю А. Посторонний. // Камю А. Сочинения. В 6 т. Харьков: Фолио, 1989. Сартр Ж.-П. Тошнота. // Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М.: Республика, 1992. 13. Философское значение психоанализа, аналитической психологии и неофрейдизма. Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Основные понятия метапсихологии З.Фрейда. Соотношение сознания и неосознанного в психоанализе. Фрейд о возникновении морали, религии, социальных институтов. Учение К.-Г.Юнга о коллективном бессознательном. Мифология и религия в трактовке К.Г.Юнга. Неофрейдистская «ревизия» психоанализа. Природа и общество в антропологии Э.Фромма. Литература: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. Руткевич А.М. Психоанализ. М.: Форум-Инфра-М, 1997. Лейбин В.Я. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Изд. Политической литературы, 1990. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К.-Г.Юнга. // Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 14. Позитивизм и постпозитивизм. Статус науки в истории человечества. Общая программа позитивизма как «очищения философии от метафизики». Место Л.Витгенштейна в философской мысли ХХ века. Аналитическое толкование философии в логическом позитивизме. Специфика научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания: критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Модель развития знания К.Поппера. Общие идеи «философии науки». Литература: Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Проспект, 1994. История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.3. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Изд. Греко-Латинский Кабинет, 1998. 15. Постмодернизм: структура, интерпретация, власть. Структурализм и постструктурализм. Структурный психоанализ Ж.Лакана. Структурализм в психологии, этнологии и психиатрии. Модерн и «ситуация постмодерна». Понятие «эпистемы» и «власти» у М.Фуко. Эпистема европейской культуры XVII-XX веков. Постмодернизм в искусстве. Человек в «постсовременном обществе»: отказ от «больших идеологий» и «метанарративов». Прогресса, Эмансипации, Истины». Мультикультурализм и плюрализм форм жизни и традиций. Литература: История философии. Запад – Восток – Россия. Кн.4. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Изд. Греко-Латинский Кабинет, 1998. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. (http://lacan.narod.ru) Лакан Ж. Психоз и Другой. (http://lacan.narod.ru) Ильин И. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Ad Marginem, 1996. Подорога В.А. Власть и познание. (Археологический поиск у М.Фуко). // Власть. М.: Ad Marginem, 1989. Тематика эссе и рефератов: 1. Понятие истины. Зависимость ответа на этот вопрос от характера мировоззрения. 2. Счастье как мировоззренческая проблема. Учения киников, стоиков, киренаиков, эпикурейцев. 3. Отличие философии от: а) точной науки б) религии в) поэзии г) идеологии. 4. От мифа к логосу: проблема происхождения философии. 5. Феноменология Гуссерля как онтология сознания. 6. Учение З.Фрейда об обществе, культуре и религии. 7. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. 8. «Структурный психоанализ» Ж.Лакана. 9. Этико-политическое учение Конфуция. 10. Даосизм как философия, религия и психотехника. 11. Особенности древнеиндийской философии. Взаимоотношение философии и религии. 12. Буддизм как религиозно-философское учение. 13. Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона. 14. Пифагорейский союз: математика, философия, этика. 15. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. 16. «Сократические школы»: киники, киренаики, эпикурейцы. Проблема счастья и свободы, долга и наслаждения. 17. Учение стоиков о «страстях» (эмоциях) как причине страданий человека. 18. «Исповедь» Аврелия Августина как пример глубочайшего самоанализа. 19. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения: «Государь» Макиавелли. 20. Рационализм Р.Декарта. Дискуссия о существовании врождённых идей между Декартом и Локком. 21. Основные черты философии Просвещения. Расскажите о каком-либо представителе. 22. Учение Канта о «вещи в себе» и «явлении». Различие «чистого» (теоретического) и «практического» (морального) разума. 23. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в европейской философии. 24. «Воля к власти» как основное понятие философии Ницше. Исторические судьбы ницшеанства. 25 Проблема свободы и творчества у Н.Бердяева. 26. Философия абсурда А.Камю. 27. Проблема личности в философии С.Кьеркегора. 28. Особенности и этапы развития средневековой философии. 29. Иррационализм А. Шопенгауэра. 30. Религиозная метафизика В.Соловьёва. Примечание: Перечень тем рефератов и эссе является приблизительным, студент может переформулировать тему или выбрать другую по своему усмотрению, в рамках курса. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины: 1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. 2. Философия и мифология. Возникновение философии как рода деятельности. 3. «Вечные вопросы» в жизни личности. Дети и философия. 4. Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство и даосизм. 5. Основные черты древнеиндийской философии. Связь философии и религии. Отличие древнеиндийской философии от древнегреческой. 6. Милетская школа древнегреческой философии. Проблема первоначала. 7. Софисты как учителя мудрости. Понятие «агностицизм». 8. Этический рационализм Сократа. 9. Элеаты. Проблема бытия. 10. Детерминизм и индетерминизм, свобода и необходимость. 11. Эпикуреизм и стоицизм. Философия как утешение. 12. Идеализм Платона. Идея как идеал. 13. Аристотель - «дедушка» европейского естествознания. 14. Основные черты средневековой философии. Основные этапы – Патристика и Схоластика. 15. Аврелий Августин и Фома Аквинский как представители средневековой философии. 16. Британский эмпиризм XVII-XVIII веков (Локк, Беркли, Юм). 17. Рационализм Р.Декарта. Понятие дедукции. Учение о врождённых идеях (сравните с Платоном). 18. Эпоха Просвещения (общая характеристика). Кто-нибудь из представителей – на выбор. 19. Основные идеи «Критики чистого разума» И.Канта. Понятия «вещь в себе» и «явление». 20. Философия Гегеля – вершина европейского рационализма (общая характеристика). 21. Законы диалектики Гегеля. 22. Специфика русской философии. Её отличие от западной. Кто-нибудь из представителей – на выбор. 23. Марксизм как философия, идеология и политика. 24. Понятие бессознательного психического в психоанализе З.Фрейда. Значение открытия Фрейда для культуры ХХ века в целом. 25. Учение Ф.Ницше о переоценке ценностей и сверхчеловеке. 26. Отличие понятия «воля» у Шопенгауэра и Ницше от традиционных представлений (в т.ч. психологии). 27. Дискуссии западников и славянофилов в истории русской мысли. 28. Основные черты и представители экзистенциальной философии ХХ века. Кто-нибудь из представителей – на выбор. 29. Понятие «онтология». Дайте определение и приведите в качестве примера учение какого-либо мыслителя. 30. Различие между эмпиризмом и рационализмом. Назовите наиболее ярких представителей. Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ Подпись обязательна. Лифинцева Татьяна Петровна, к.ф.н., доцент кафедры истории философии факультета философии ГУ-ВШЭ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | «Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Московский психолого-социальный университет факультет психологии утверждаю Целью настоящего курса является знакомство студентов с дифференциальной психологией как самостоятельным разделом психологии, изучающим... | «академия социального образования» факультет педагогики и психологии... Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | ||
Психологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии | Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | ||
Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат) | ||
Психологический факультет Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Тесты текущего контроля по иностранному языку (немецкий) Факультет:... | ||
Психологический факультет Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова факультет... И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное.... |