Психологический факультет





Скачать 489.05 Kb.
НазваниеПсихологический факультет
страница1/3
Дата публикации30.03.2015
Размер489.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Клиника интеллектуальных нарушений

Для студентов психологического факультета

Специальность 050717, квалификация специалиста
Курс 4 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 7 семестр)

Москва , 2009

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:


доцент кафедры клинической и специальной психологии, кандидат психологических наук Валявко С.М.

Заведующий кафедрой:


доктор биологических наук, профессор Коган Б.М.


Часть 1.Программа учебной дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений»

1.0. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа соответствует требованиям ГОС ВПО от 31 января 2005 года № 687

(Общее количество часов на дисциплину- 120)

Цель: студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и

расширить свои знания о клинике лиц с нарушениями интеллектуального развитии и о клинике лиц с интеллектуальными нарушениями. Предложенная информация ориентирует студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

Задачи дисциплины:

изложение материала по курсу с последующим его закреплением;

формирование умений

обеспечение студентов знаниями клинических особенностей лиц с интеллектуальным дизонтогенезом.

Место дисциплины в основной образовательной программе. В современной специальной психологии утвердилось положение о необходимости ранней диагностики и коррекции, а также психологического сопровождения лиц с нарушениями в развитии. Ориентация психологов на своевременное преодоление отставания в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности в процессе обучения. Знание дисциплины необходимо для того, чтобы специалист (специальный психолог и др.) опирались на изученный материал, умел:

Понимать проблему ранней диагностики дефектов развития;

учитывать принципы и методы смежных дисциплин

ориентироваться в некоторых клинических методах изучения детей

Требования к уровню знаний студентов по содержанию дисциплины:

в результате учения материалов дисциплины студенты должны:

Освоить и закрепить основы полученных знаний по изучаемому курсу

Ориентироваться в разнообразных клинических проявлениях интеллектуального недоразвития, задержанного интеллектуального развития, а также интеллектуальных нарушениях более позднего периода.
Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.

Самостоятельная подготовка студентов включает в себя:

работу с учебной и научной литературой;

написание рефератов и контрольных работ;

подготовку к зачету
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Клиника интеллектуальных нарушений. Предмет, цели и задачи курса.

Понятие об интеллекте. Теоретические подходы к трактовке природы интеллекта. Общие ориентиры оценки интеллектуального статуса по МКБ-10.

Психический дизонтогенез (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский и др.). Характеристика основных типов нарушенного интеллектуального развития (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие). (В.В. Лебединский).

Общепатологический подход к проблеме Этиологии, патогенез и клинико-анатомическая картина интеллектуальных нарушений. Нозологический и синдромологический диагнозы.

Новейшие методы изучения причинных факторов интеллектуальных нарушений.

ТЕМА 2. Диагностика: системы DSM и МКБ.

Исторический экскурс. Система DSM-4. Система МКБ-10

Тема 3.Умственная отсталость. Общие вопросы.

Интеллектуальный дефект (тотальный, парциальный). Причины умственной отсталости Степени снижения интеллекта. Систематика умственной отсталости по МКБ-10.
Тема 4. Клиника олигофрении.

Олигофрения как психическое недоразвитие. Этиология и патогенез Классификация по степени выраженности интеллектуального дефекта. Клинический симптомокомплекс. Диагностика олигофрении от деменции.

Тема 5. Клиника задержанного психического развития.

Систематика задержанного психического развития (ЗПР). Этиология и патогенез. Клинико-анатомическая картина. Типология ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР.

Тема 6. Клиника поврежденного психического развития.

Этиопатогенез деменции. Два варианта дементных состояний (по В.Ф.Шалимову). Клинические формы деменции.

Тема 7. Пограничная интеллектуальная недостаточность.

Понятие пограничной интеллектуальной недостаточности. Минимальная мозговая дисфункция, СДВГ и другие клинически неочерченные формы интеллектуальной недостаточности.

Тема 8. Клиническая дифференциальная диагностика.

Отграничение нарушений интеллектуального развития от сходных состояний с помощью клинических методов.

1.2.Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник.- М, 2009

2.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. – М, 2004

3.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.- СПб,2007

4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.,1985

5.Микиртумов Б.Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста - СПб,2001.

6.Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебн. пособие для студентов вузов – М, 2003

Дополнительная литература

1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М., 1973.

2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии - М., 1992

3.Попов Д.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия - СПб, 2002

4. Отбор детей во вспомогательную школу/ Сост. Т.А. Власова. М., 1983

5.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями работоспособности. М., 1982

6.Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии.- М, 1980
Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» для заочной формы обучения

Форма обучения – заочная

Лекции – 12 часов

Самостоятельная работа – 108 часов

Зачет – 7 семестр

Всего – 120 час
2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



Тема занятия


Лекция

Контрольная работа

Cамостоятельная работа студентов

1

Предмет, цели и задачи курса. Понятие интеллекта. Квалификация психического дизонтогенеза.

Общепатологический подход к проблеме. Методы изучения причин интеллектуальных нарушений.

1




6

2

Диагностика: системы DSM и МКБ

2




6

3

Умственная отсталость (Общие вопросы.) Дифференцирование форм олигофрении. Наследственные формы


2




10

4

Клиника олигофрении

2




20

5

Клиника задержанного психического развития

2




20

6

Клиника поврежденного пcихического развития

1




20

7

Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности







20

8

Клиническая дифференциальная диагностика

2




6




Итого:

12




108




зачет:







Всего:

120
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологический факультет iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Психологический факультет iconПсихологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии

Психологический факультет iconПсихологический факультет
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Психологический факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Психологический факультет iconПрограмма дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65...
Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска
Психологический факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг»
Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с
Психологический факультет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,...
Психологический факультет iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Психологический факультет iconАнаньева К. И. Общий психологический практикум
Ананьева К. И. Общий психологический практикум – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 17 с
Психологический факультет iconОрганизация ученического самоуправления
Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами...
Психологический факультет iconУправление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Психологический факультет iconБорис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Психологический факультет iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Психологический факультет iconПсихологический климат в семье
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Ачинска
Психологический факультет iconПрограмма кружка «Чемпион»
Организационный – создать у воспитанников психологический настрой на активную и творческую, работу
Психологический факультет iconРеферат по дисциплине «Психология менеджмента»
Социально-психологический климат в организации. Факторы и особенности формирования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск