Скачать 489.05 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра клинической и специальной психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Клиника интеллектуальных нарушений Для студентов психологического факультета Специальность 050717, квалификация специалиста Курс 4 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 7 семестр) Москва , 2009 Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии (Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.), на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель:доцент кафедры клинической и специальной психологии, кандидат психологических наук Валявко С.М. Заведующий кафедрой:доктор биологических наук, профессор Коган Б.М. Часть 1.Программа учебной дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» 1.0. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа соответствует требованиям ГОС ВПО от 31 января 2005 года № 687 (Общее количество часов на дисциплину- 120) Цель: студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания о клинике лиц с нарушениями интеллектуального развитии и о клинике лиц с интеллектуальными нарушениями. Предложенная информация ориентирует студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы. Задачи дисциплины: изложение материала по курсу с последующим его закреплением; формирование умений обеспечение студентов знаниями клинических особенностей лиц с интеллектуальным дизонтогенезом. Место дисциплины в основной образовательной программе. В современной специальной психологии утвердилось положение о необходимости ранней диагностики и коррекции, а также психологического сопровождения лиц с нарушениями в развитии. Ориентация психологов на своевременное преодоление отставания в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности в процессе обучения. Знание дисциплины необходимо для того, чтобы специалист (специальный психолог и др.) опирались на изученный материал, умел: Понимать проблему ранней диагностики дефектов развития; учитывать принципы и методы смежных дисциплин ориентироваться в некоторых клинических методах изучения детей Требования к уровню знаний студентов по содержанию дисциплины: в результате учения материалов дисциплины студенты должны: Освоить и закрепить основы полученных знаний по изучаемому курсу Ориентироваться в разнообразных клинических проявлениях интеллектуального недоразвития, задержанного интеллектуального развития, а также интеллектуальных нарушениях более позднего периода. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов. Самостоятельная подготовка студентов включает в себя: работу с учебной и научной литературой; написание рефератов и контрольных работ; подготовку к зачету 1.1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Клиника интеллектуальных нарушений. Предмет, цели и задачи курса. Понятие об интеллекте. Теоретические подходы к трактовке природы интеллекта. Общие ориентиры оценки интеллектуального статуса по МКБ-10. Психический дизонтогенез (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский и др.). Характеристика основных типов нарушенного интеллектуального развития (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие). (В.В. Лебединский). Общепатологический подход к проблеме Этиологии, патогенез и клинико-анатомическая картина интеллектуальных нарушений. Нозологический и синдромологический диагнозы. Новейшие методы изучения причинных факторов интеллектуальных нарушений. ТЕМА 2. Диагностика: системы DSM и МКБ. Исторический экскурс. Система DSM-4. Система МКБ-10 Тема 3.Умственная отсталость. Общие вопросы. Интеллектуальный дефект (тотальный, парциальный). Причины умственной отсталости Степени снижения интеллекта. Систематика умственной отсталости по МКБ-10. Тема 4. Клиника олигофрении. Олигофрения как психическое недоразвитие. Этиология и патогенез Классификация по степени выраженности интеллектуального дефекта. Клинический симптомокомплекс. Диагностика олигофрении от деменции. Тема 5. Клиника задержанного психического развития. Систематика задержанного психического развития (ЗПР). Этиология и патогенез. Клинико-анатомическая картина. Типология ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР. Тема 6. Клиника поврежденного психического развития. Этиопатогенез деменции. Два варианта дементных состояний (по В.Ф.Шалимову). Клинические формы деменции. Тема 7. Пограничная интеллектуальная недостаточность. Понятие пограничной интеллектуальной недостаточности. Минимальная мозговая дисфункция, СДВГ и другие клинически неочерченные формы интеллектуальной недостаточности. Тема 8. Клиническая дифференциальная диагностика. Отграничение нарушений интеллектуального развития от сходных состояний с помощью клинических методов. 1.2.Рекомендуемая литература Основная литература 1.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник.- М, 2009 2.Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. – М, 2004 3.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.- СПб,2007 4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.,1985 5.Микиртумов Б.Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста - СПб,2001. 6.Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебн. пособие для студентов вузов – М, 2003 Дополнительная литература 1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М., 1973. 2.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии - М., 1992 3.Попов Д.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия - СПб, 2002 4. Отбор детей во вспомогательную школу/ Сост. Т.А. Власова. М., 1983 5.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями работоспособности. М., 1982 6.Самсонов Ф.А. Основы генетики в дефектологии.- М, 1980 Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» для заочной формы обучения Форма обучения – заочная Лекции – 12 часов Самостоятельная работа – 108 часов Зачет – 7 семестр Всего – 120 час 2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
|
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Психологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии | ||
Психологический факультет Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | ||
Программа дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65... Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | ||
Ананьева К. И. Общий психологический практикум Ананьева К. И. Общий психологический практикум – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 17 с | Организация ученического самоуправления Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами... | ||
Управление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический... План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | Психологический климат в семье Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Ачинска | ||
Программа кружка «Чемпион» Организационный – создать у воспитанников психологический настрой на активную и творческую, работу | Реферат по дисциплине «Психология менеджмента» Социально-психологический климат в организации. Факторы и особенности формирования |