Скачать 286.09 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры общей психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой общей психологии к.пс.н., профессор Ф.Е. Иванов ____________ Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра общей психологии Учебно-методический комплекс по курсу «Общий психологический практикум» Автор: Ананьева К.И. Москва 2009 Печатается по решению кафедры Общей психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Ананьева К.И. Общий психологический практикум – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 17 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Ананьева К.И. 2009 г. Содержание Содержание.
Выписка из госстандартов.
Раздел первый. Теоретические обоснования общепсихологических исследований. Тема 1. Методы исследования в психологии. Тема 2. Основы анализа данных психологического исследования. Раздел второй. Эмпирические исследования познавательных процессов. Тема 3. Исследования памяти. Тема 4. Исследования внимания. Тема 5. Ощущение и восприятие. Тема 6. Мышление и воображение. Раздел третий. Исследования эмоциональной-волевой сферы личности. Тема 7. Эмоции и чувства. Тема 8. Воля. Раздел четвертый. Психологические исследования личности. Тема 9. Темперамент и характер.
I. Программа курса ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
1. Пояснительная записка Основной целью дисциплины «Общий психологический практикум» является знакомство студентов с методами и методиками, которые используются в психологических исследованиях, способами получения эмпирических данных, а так же начальным статистическим анализом. В задачи курса входит не только сформировать целостные представления о данной области знания, но и выработать практические навыки, необходимые для решения широкого круга задач. Дать знания о: требованиях, предъявляемых к методикам; разновидности методов и методик психологического исследования; планировании экспериментальных исследований; ведении, обработке и интерпретации полученных данных. Данный практический курс тесно связан с такими курсами как «общая психология», «психология личности», «психодиагностика», «высшая математика», «информатика в психологии» и др. Курс состоит из IV разделов. В I разделе дается характеристика методов и методик общепсихологического исследования, во II разделе описываются методы и методики, используемые для изучения познавательных процессов, III раздел посвящен особенностям изучения эмоционально-волевой сферы личности, IV раздел знакомит со способами исследования свойств личности. Особенностью авторской концепции преподавания состоит в том, что студенты знакомятся не только методами, широко используемыми в работе практических психологов, но и получают представления о проведении экспериментальных исследований, незаслуженно потерявших популярность в последнее время. 2. Содержание курса Раздел первый. Теоретические обоснования общепсихологических исследований. Тема 1. Методы исследования в психологии. Объект и предмет общепсихологического исследования. Классификация методов исследования: организационные методы, эмпирические исследования, методы анализа экспериментального материала, интерпретационные методы. Требования, предъявляемые к разработке методик. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Тема 2. Основы анализа данных психологического исследования. Шкалы измерений. Особенности подбора репрезентативной выборки. Основы описательной статистики. Эксперимент и его планирование. Одномерное и многомерное шкалирование. Метод бальных оценок. Факторный анализ. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Раздел второй. Эмпирические исследования познавательных процессов. Тема 3. Исследования памяти. Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Основные классификации видов памяти: по времени сохранения информации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Зрительная и слуховая память. Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Индивидуально-психологические различия памяти. Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника). Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Тема 4. Исследования внимания. Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. Классификация внимания. Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устойчивости внимания от структуры материала, характера деятельности и установок личности. Факторы детерминанты переключения и распределения внимания. Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания. Избирательность внимания. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Тема 5. Ощущение и восприятие. Определение ощущений и восприятий. Свойства ощущений. Сенсорные системы. Классификации ощущений. Понятие сенсорной чувствительности. Пороги ощущений. Шкалирование ощущений. Психофизика: предмет и методы исследования. Характеристика восприятий. Оптико-геометрические иллюзии. Восприятие и движение. Методы исследования перцептивных процессов. Понятие структуры (формы) в психологии восприятия. Установка – основа формирования чувственного образа. Процесс распознавания образов Экологическая валидность объектов восприятия. Восприятие и личность. Личностные конструкты (Дж.Келли). Самовосприятие. Социокультурные факторы восприятия. Восприятие человека человеком. Механизмы межличностного восприятия. Динамика восприятия в процессе общения. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Тема 6. Мышление и воображение. Методы исследования мышления в психологии. Общие, общепсихологические и частные методы. Методы наблюдения, беседы и эксперимента. Изучение продуктов мыслительной деятельности. Метод семантических интроспекций. Интеллектуальные операции, их состав. Методы решения задач. Предмет и метод исследования мышления. Изучение условий возникновения «инсайта» с применением метода подсказки. Индивидуальная структура интеллекта и творческие способности. Эмпирические описания творческой личности. Кросскультурные исследования мышления. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Раздел третий. Исследования эмоциональной-волевой сферы личности. Тема 7. Эмоции и чувства. Понятие об эмоциях. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Функции эмоций. Классификации эмоциональных явлений. Фундаментальные виды эмоций и их описание. Эмоции и чувства. Связь переживаний с чувствами. Виды переживаний. Характеристики процессов переживания. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. Стресс (напряженность). Общее представление о стрессе. Эмоциональность как черта личности. Экспериментальное исследование выражения эмоций: а) мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций: б) физиологические показатели эмоций; в) проблема надежности различных индикаторов эмоций. Методы измерения эмоций. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Тема 8. Воля. Саморегуляция и самоуправление деятельностью. Волевая регуляция психических познавательных процессов. Локус контроля. Понятие «интернальность». Волевые свойства личности. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
Раздел четвертый. Психологические исследования личности. Тема 9. Темперамент и характер. Темперамент в учении Гиппократа. Определение свойств нервной системы. Свойства темперамента. Темпераментальные опросники. Типологии личности. Акцентуации характера. Факторные теории личности. Направленность личности. Мотивации аффилиации. Выявление коммуникативных и организаторских способностей. Мотивации достижения успеха. Методики исследования самоцеки личности. Исследование эгоцентрических ассоциаций. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
3. Список рекомендуемой литературы: Основной:
Дополнительный:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам» Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м классе / Л. Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. – №4 (64), 16–28 февраля.... | ||
Шаблон рабочей программы дисциплины Общий физический практикум Лекторы Общий Физический Практикум является неотъемлемой частью курса "Общая Физика". Основные разделы: механика; молекулярная физика; электродинамика;... | Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | ||
Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | «Психологический практикум» Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г | ||
Рабочая программа по дисциплине «Психологический практикум» При этом формируются навыки и умения применения технологий преднастройки и мобилизации к предстоящим действиям, а также регуляции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психологический практикум. Конспект статьи Александры Медведовской «Свой среди чужих», опубликованной в журнале «мама-инфо» №67.... | ||
Программа дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65... Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | ||
Психологический практикум для родителей И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,... | ||
Рабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело» Дисциплина «Общий менеджмент» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Управление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... |