Ананьева К. И. Общий психологический практикум





Скачать 286.09 Kb.
НазваниеАнаньева К. И. Общий психологический практикум
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер286.09 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3
Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой общей психологии

к.пс.н., профессор Ф.Е. Иванов ____________


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Учебно-методический комплекс по курсу

«Общий психологический практикум»

Автор:

Ананьева К.И.

Москва

2009

Печатается по решению кафедры Общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Ананьева К.И. Общий психологический практикум – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 17 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Ананьева К.И. 2009 г.
Содержание
Содержание.


  1. Программа курса

Выписка из госстандартов.

    1. Пояснительная записка

    2. Содержание курса

Раздел первый. Теоретические обоснования общепсихологических исследований.

Тема 1. Методы исследования в психологии.

Тема 2. Основы анализа данных психологического исследования.

Раздел второй. Эмпирические исследования познавательных процессов.

Тема 3. Исследования памяти.

Тема 4. Исследования внимания.

Тема 5. Ощущение и восприятие.

Тема 6. Мышление и воображение.

Раздел третий. Исследования эмоциональной-волевой сферы личности.

Тема 7. Эмоции и чувства.

Тема 8. Воля.

Раздел четвертый. Психологические исследования личности.

Тема 9. Темперамент и характер.

    1. Список рекомендуемой литературы

    2. Глоссарий.




  1. Распределение часов курса по темам и видам работ (см. Приложение 1).

  2. Организация самостоятельной работы студентов. Имеет вид таблицы (см. Приложение 2).

  3. Темы рефератов (обязательно) и курсовых работ (если они предусмотрены)

  4. Вопросы к экзамену.

I. Программа курса

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


ОПД.Ф.04

Общий психологический практикум

310




Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.







1. Пояснительная записка

Основной целью дисциплины «Общий психологический практикум» является знакомство студентов с методами и методиками, которые используются в психологических исследованиях, способами получения эмпирических данных, а так же начальным статистическим анализом.

В задачи курса входит не только сформировать целостные представления о данной области знания, но и выработать практические навыки, необходимые для решения широкого круга задач. Дать знания о: требованиях, предъявляемых к методикам; разновидности методов и методик психологического исследования; планировании экспериментальных исследований; ведении, обработке и интерпретации полученных данных.

Данный практический курс тесно связан с такими курсами как «общая психология», «психология личности», «психодиагностика», «высшая математика», «информатика в психологии» и др.

Курс состоит из IV разделов. В I разделе дается характеристика методов и методик общепсихологического исследования, во II разделе описываются методы и методики, используемые для изучения познавательных процессов, III раздел посвящен особенностям изучения эмоционально-волевой сферы личности, IV раздел знакомит со способами исследования свойств личности.
Особенностью авторской концепции преподавания состоит в том, что студенты знакомятся не только методами, широко используемыми в работе практических психологов, но и получают представления о проведении экспериментальных исследований, незаслуженно потерявших популярность в последнее время.

2. Содержание курса
Раздел первый. Теоретические обоснования общепсихологических исследований.

Тема 1. Методы исследования в психологии.

Объект и предмет общепсихологического исследования. Классификация методов исследования: организационные методы, эмпирические исследования, методы анализа экспериментального материала, интерпретационные методы. Требования, предъявляемые к разработке методик.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Отличительные особенности сравнительного и лонгитюдного исследования;

  • Лабораторный эксперимент;

  • Особенности проведения тестирования

  • Понятие о валидности, надежности и репрезентативности методики исследования.


Тема 2. Основы анализа данных психологического исследования.

Шкалы измерений. Особенности подбора репрезентативной выборки. Основы описательной статистики. Эксперимент и его планирование. Одномерное и многомерное шкалирование. Метод бальных оценок. Факторный анализ.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Виды измерительных шкал;

  • Выборка и генеральная совокупность;

  • Вычисление среднего, моды и медианы;

  • Дисперсия и стандартное отклонение;

  • Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы;

  • Построение шкал бальных оценок;

  • Область применения факторного анализа.


Раздел второй. Эмпирические исследования познавательных процессов.

Тема 3. Исследования памяти.

Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Основные классификации видов памяти: по времени сохранения информации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Зрительная и слуховая память. Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Индивидуально-психологические различия памяти. Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника).

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Значение памяти в жизни и деятельности человека, в общении с людьми, воспитании, обучении.

  • Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти.

  • Особенности кратковременной памяти и ее объем.

  • Индивидуально-психологические различия памяти.

  • Непроизвольная и произвольная память.

  • Влияние характера материала (объема, степени однородности, привычности, осмысленности) на успешность запоминания и воспроизведения.


Тема 4. Исследования внимания.

Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. Классификация внимания. Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устойчивости внимания от структуры материала, характера деятельности и установок личности. Факторы детерминанты переключения и распределения внимания. Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания. Избирательность внимания.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Общие представления о внимании.

  • Классификация видов внимания: дихотомическая, трихотомическая.

  • Зависимость внимания от характера материала, вида деятельности, установки личности.

  • Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания.

  • Методы исследования различных видов внимания.


Тема 5. Ощущение и восприятие.

Определение ощущений и восприятий. Свойства ощущений. Сенсорные системы. Классификации ощущений. Понятие сенсорной чувствительности. Пороги ощущений. Шкалирование ощущений. Психофизика: предмет и методы исследования. Характеристика восприятий. Оптико-геометрические иллюзии. Восприятие и движение. Методы исследования перцептивных процессов. Понятие структуры (формы) в психологии восприятия. Установка – основа формирования чувственного образа. Процесс распознавания образов Экологическая валидность объектов восприятия. Восприятие и личность. Личностные конструкты (Дж.Келли). Самовосприятие. Социокультурные факторы восприятия. Восприятие человека человеком. Механизмы межличностного восприятия. Динамика восприятия в процессе общения.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Общая характеристика ощущений.

  • Соотношение ощущений и восприятий.

  • Классификации сенсорно-перцептивных явлений.

  • Свойства восприятий.

  • Понятие о модальности.

  • Адекватное и неадекватное восприятие. Иллюзии восприятия.

  • Виды движений глаз и их роль в зрительном восприятии.

  • Механизмы восприятия движения.

  • Восприятие и личность.


Тема 6. Мышление и воображение.

Методы исследования мышления в психологии. Общие, общепсихологические и частные методы. Методы наблюдения, беседы и эксперимента. Изучение продуктов мыслительной деятельности. Метод семантических интроспекций. Интеллектуальные операции, их состав. Методы решения задач. Предмет и метод исследования мышления. Изучение условий возникновения «инсайта» с применением метода подсказки. Индивидуальная структура интеллекта и творческие способности. Эмпирические описания творческой личности. Кросскультурные исследования мышления.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Исследование мышления как деятельности.

  • Факторы, влияющие на успешность решения задач.

  • Метод тестов и дифференциально-психологическое изучение мышления.

  • Экспериментальное исследование процесса решения творческой задачи.

  • Индивидуально личностная обусловленность мышления.

  • Индивидуальная структура интеллекта и творческие способности.

  • Эмпирические исследования творческой личности.


Раздел третий. Исследования эмоциональной-волевой сферы личности.
Тема 7. Эмоции и чувства.

Понятие об эмоциях. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Функции эмоций. Классификации эмоциональных явлений. Фундаментальные виды эмоций и их описание. Эмоции и чувства. Связь переживаний с чувствами. Виды переживаний. Характеристики процессов переживания. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. Стресс (напряженность). Общее представление о стрессе. Эмоциональность как черта личности. Экспериментальное исследование выражения эмоций: а) мимические, пантомимические и речевые проявления эмоций: б) физиологические показатели эмоций; в) проблема надежности различных индикаторов эмоций. Методы измерения эмоций.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Общая характеристика видов эмоциональных явлений.

  • Эмоции и чувства. Понятие о чувствах.

  • Аффект, его динамика, влияние на психическую деятельность и поведение.

  • Гнев и агрессия.

  • Характеристики процессов переживания.

  • Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние

  • Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

  • Эмоции, темперамент и характер.

  • Эмоции в межличностном общении.

  • Вегетативные проявления эмоций

  • Выражение эмоций и их экспериментальное исследование


Тема 8. Воля.

Саморегуляция и самоуправление деятельностью. Волевая регуляция психических познавательных процессов. Локус контроля. Понятие «интернальность». Волевые свойства личности.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Исследование настойчивости.

  • Определение уровня субъективного контроля (методика Дж. Роттера).

  • Исследование импульсивности.


Раздел четвертый. Психологические исследования личности.
Тема 9. Темперамент и характер.

Темперамент в учении Гиппократа. Определение свойств нервной системы. Свойства темперамента. Темпераментальные опросники. Типологии личности. Акцентуации характера. Факторные теории личности. Направленность личности. Мотивации аффилиации. Выявление коммуникативных и организаторских способностей. Мотивации достижения успеха. Методики исследования самоцеки личности. Исследование эгоцентрических ассоциаций.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

  • Соотнесение понятий «темперамент» и «характер»

  • Биологическая обусловленность темперамента.

  • Исследование эксртаверсии-интроверсии и нейротизма.

  • Биографический метод исследования личности.

  • Интеллектуальная лабильность.

  • Характерологические особенности личности.

  • Оценка уровня притязаний.

  • Исследования самооценки личности методом моторных проб.

  • Статистическая обработка данных психодиагностики.



3. Список рекомендуемой литературы:

Основной:

  1. Ануфреев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. А.Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2008. С. 304 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.200.

  3. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. – М.: Прогресс, 1976. С.495.

  4. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология» 2003, 2005.

  5. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. М.: Академический проект, Альма Матер, 2009.

  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984

  7. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.304.

  8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2006.

  9. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие/ Под ред. А.О. Прохорова, СПб: Речь, 2004. С. 480.

  10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., Iaoea, 1976.

  11. Эксперимент. Психологический практикум. Богданова Т.Г. и др. М.: Аспект Пресс, 2002.

  12. Экспериментальная психология практикум / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М., Аспект-Пресс, 2002.

  13. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред.колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.160.


Дополнительный:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.,1997

  3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М. 1978

  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

  5. Бажин Е.Ф. Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С.152-161.

  6. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб, 2002.

  7. Барабанщиков В.А. Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004г.

  8. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.,1976

  9. Бардин К.В., Барабанщиков В.А., Митькин А.А. Исследования сенсорно-перцептивных процессов//Тенденции развития психологической науки. М.,1989

  10. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М., 1995.

  11. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1965

  12. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977

  13. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

  14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1978

  15. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М. 1950

  16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. 1960

  17. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988

  18. Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.

  19. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1988

  20. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972

  21. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека.—Соч., т. 5. М., 1953.

  22. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании Эмоциональной направленности личности. — Вопросы психологии, 1975 .

  23. Дормашев Ю.Б., Романов В.В. Психология внимания. М., 1995.

  24. Ермолоаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.

  25. Зейгарник Б.В. Зарубежные теории личности. М. 1982

  26. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., МГУ, 1980.

  27. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. ЛГУ, 1981.

  28. Изард И. Эмоции человека. М., 1980, с.99-115.

  29. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1981. С.83.

  30. Исследование памяти (ред. Н.Н.Корж). М., 1990.

  31. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Малое научн. внедр. предприятия "ПАН ЛТД". 1994. С.283.

  32. Леонтьев А.Н. Потребнсть, мотивы и эмоции. М. МГУ. 1971.

  33. Лурия А.Р. Внимание и память. М., МГУ, 1975.

  34. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1996.

  35. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. 1979

  36. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности, – М.: Педагогика, 1986. С.256.

  37. Мерлин В.С. Проблемы экспериментально психологии личности. Пермь, 1960

  38. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.104.

  39. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.88.

  40. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. 1976

  41. Немов Р.С. Психология. В 2 кн., М., 1994.

  42. Общая психология (ред. Петровский А.В.) М., 1986.

  43. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент: Метод. указания. Часть III / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В.Корниловой. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.50.

  44. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.141.

  45. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. С. 141.

  46. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.248.

  47. Психофизические исследования восприятия и памяти (ред. Ю.М.Забродин) М., 1981.

  48. Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1979

  49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.

  50. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

  51. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V. М. 1975

  52. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. С.75.

  53. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. М. 1998.

  54. Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М., 1981

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПрограмма «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам»
Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м классе / Л. Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. – №4 (64), 16–28 февраля....
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconШаблон рабочей программы дисциплины Общий физический практикум Лекторы
Общий Физический Практикум является неотъемлемой частью курса "Общая Физика". Основные разделы: механика; молекулярная физика; электродинамика;...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconРефератов по дисциплине «психологический практикум»
Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconРефератов по дисциплине «психологический практикум»
Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных
Ананьева К. И. Общий психологический практикум icon«Психологический практикум»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconРабочая программа по дисциплине «Психологический практикум»
При этом формируются навыки и умения применения технологий преднастройки и мобилизации к предстоящим действиям, а также регуляции...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психологический практикум. Конспект статьи Александры Медведовской «Свой среди чужих», опубликованной в журнале «мама-инфо» №67....
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПрограмма дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65...
Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг»
Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПсихологический практикум для родителей
И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconРабочая программа дисциплины Общий менеджмент Специальность 036401 «Таможенное дело»
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconУправление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Ананьева К. И. Общий психологический практикум iconБорис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск