Скачать 1.23 Mb.
|
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра туризма УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психологический практикум» Петрозаводский государственный университет Кафедра туризма УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова __________________________ «___» __________________2011 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм квалификация «Специалист по сервису и туризму» ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Форма обучения - очная курс 3 семестр 6 лекции 34 (час.) Экзамен в ___ семестре Практические (семинарские) занятия 17 (час.) Зачет в 6 семестре Лабораторные занятия - (час.) Курсовая работа (проект по дисциплине) нет Количество контрольных работ Всего часов 51 Самостоятельная работа 49 (час.) Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 100 час. 2011 г. Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Рабочая учебная программа является авторской. Разработчик: ______________________________________ Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма от « __» ____________________2011 г. протокол №____ Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова СОДЕРЖАНИЕ
Целью преподавания дисциплины «Психологический практикум» является формирование у студентов научных знаний психологии и практических умений использования их в профессиональной деятельности. Задачи обучения по дисциплине:
В результате изучения дисциплины студенты должны: иметь представление о профессионально-значимых свойствах и качествах, позволяющие им профессионально грамотно решать различные задачи; знать: об основных закономерностях протекания психической деятельности человека; социально-психологических аспектах коммуникативного процесса; психологических конфликтах и путях их разрешения; о психологических техниках эффективного взаимодействия. уметь изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности; устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан и располагать их к себе; применять психологические приемы воздействия в сложных ситуациях. владеть навыками: самопознания; использования методов и приемов, направленных на формирование и развитие профессиональной психологической наблюдательности, развитых эмоционально-волевых и коммуникативных качеств. В ходе изучения дисциплины «Психологический практикум» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:
2. Методические указания Дисциплина «Психологический практикум» входит в цикл общих профессиональных дисциплин (ОПД). Курс тесно связан с таким дисциплинами учебного плана, как «Психология и педагогика», «Психодиагностика», «Профессиональная этика и этикет» и др. Курс знакомит с множеством знаний, это и умение войти в контакт, и знание значений невербальных проявлений, и механизмы формирования эмпатии, и умение убеждать, быть выразительным, держать себя с достоинством и многое другое. Отдельным звеном в формировании имиджа работника сервиса выделяется здоровый образ жизни и способность к саморегуляции собственного психического состояния при стрессах, конфликтах и других неблагоприятных состояниях. Таким образом, «Психологический практикум» для будущих работников сферы сервиса, имеющий своей главной целью формирование психически здоровой и психологически грамотной личности будущих специалистов, призван дать им основные знания и навыки по построению гармоничных отношений с самим собой, а также с другими людьми- заказчиками сервисного обслуживания. Изучение курса предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа. Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых. На практических занятиях студенты приобретают практические навыки. Рекомендуется использовать на семинарских занятиях различные психологические методики, тесты, упражнения, тренинги, которые способствуют закреплению теоретических знаний, стимулируют потребность в саморазвитии. Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, подбирают практический материал, готовят доклады, готовятся к зачету. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета. II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Личность с точки зрения развития самой личности Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в подготовке специалиста, построение и последовательность обучения по дисциплине, отчетность по дисциплине, рекомендации по самостоятельной работе. Психологический портрет индивидуальности в применении к деятельности специалиста в сфере сервисного обслуживания. Теоретические подходы к исследованию мотивации: теория биологических побуждений, теория оптимальной активации, когнитивные теории мотивации. Изучение мотивов клиентов в сфере социокультурного сервиса и туризма. Факторы, определяющие эмоции человека. Изучение личности в деловых отношениях. Методы изучения. Тема 2. Факторы детерминации поведения человека Формы проявления «Я – образа». «Я – образ» и реальное «Я». Имидж личности. Макро- и микросреда личности. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или к кому-либо. Тема 3. Психология взаимоотношений в группе Формирование первого впечатления. Каузальная атрибуция. Социальные стереотипы, установки, предубеждения. Статусно-ролевые отношения. Внутренняя социально-психологическая структура, основывающаяся на межличностных отношениях (восприятии и понимании людьми друг друга). Тема 4. Психология общения Общение, функции, средства, виды и типы, каналы. Функции общения: передача информации; управление поведением человека; познавательная функция, функция обмена эмоциональными и психическими состояниями. Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический. Тип общения: функционально-ролевое общение; межличностное общение; деловое общение; рапортное общение. Методы развития коммуникативной компетентности: коммуникативный тренинг. Тема 5. Невербальные средства общения Значение поз, жестов, мимики человека в общении, их подсознательная обусловленность. Визуальный контакт. Отзеркаливание. Взаимное расположение в пространстве. Межличностное расстояние и пр. Тема 6. Взаимосвязь психотипа личности и поведения Особенности речи и поведения людей различных конституциональных типов (Э. Крэчмер). Экстраверсия, интроверсия и поведение (К. Юнг). Темперамент человека и его влияние на межличностное общение (И. Павлов). Тема 7. Основы взаимодействия в психологии Статусно-ролевые и межличностные основы взаимодействия с клиентом. Формирование привлекательности и доверия. Преодоление психологических барьеров взаимодействия. Барьеры общения: барьер отрицательных эмоций, барьеры восприятия, барьеры речи, барьеры установки, барьер первого впечатления, барьер взаимопонимания. Коммуникативные просчеты - результат неправильных установок. Манипуляции собеседником - защита от манипуляций. Трансактный анализ (Э. Берн). Понятие "пристройки" и "трансакции". Типы трансакции: "демагог", "коллега" и др. Скрытые трансакции. Виды манипуляций, их трансактный анализ. Схема защиты от манипуляции. Пассивный и активный виды защиты. Тема 8. Специфика взаимодействия специалиста по социокультурному сервису и туризму с потребителем услуг Самопрезентация специалиста по социокультурному сервису и туризму: атрибуты внешности, мимика, жесты, пантомимика, коммуникативная культура. Влияние внешнего облика и речевого поведения работника СКС и Т на личность потребителя. Психологические основы взаимодействия с клиентом. Установление и развитие отношений с клиентом, техника выявления потребностей и возможностей клиента, презентация предлагаемой услуги, техника психологического воздействия на клиента. Тема 9. Конфликтные взаимодействия в сфере социально-культурного сервиса и туризма Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Характеристика основных стратегий поведения (К. Томас). Технологии управления конфликтами. Деятельность руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте. Способы и приемы разрешения конфликтов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Тема 10. Социально-психологический тренинг как форма практического обучения специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма Теоретико-методические основы социально-психологический тренинга (СПТ). Цели, задачи и принципы СПТ. Действия руководителя СПТ на различных этапах проведения занятия. Базовые методы, применяемые в СПТ: групповая дискуссия, игровые методы. Технология проведения СПТ. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6. 1 Основная литература
6.2 Дополнительная литература
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для преподавателей 2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК К активным методам обучения относят совокупность форм организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обладающих следующими отличиями от традиционных форм: • принудительной активизацией поведения и мышления обучаемых; • высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс (активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя); • обязательностью взаимодействия обучаемых между собой или с преподавателем; • наличием предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения материала; • повышенной степенью мотивации, эмоциональности и творческого характера занятий; • направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки. 2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др. 1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос. 2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала. 3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас. 4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции. 5. Анализ конкретных ситуаций. 6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов. Использование мини-опытов, экспериментов. 7. Использование фактических данных (жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы 8. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов). 9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций. 10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое. 11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок. 12. В работе с основными понятия тем преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на тот или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (см. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В. Новгород, 2001). Самостоятельная подготовка студента к лекции в первую очередь заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | Ананьева К. И. Общий психологический практикум Ананьева К. И. Общий психологический практикум – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 17 с | ||
Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | ||
Рабочая программа по дисциплине «Психологический практикум» При этом формируются навыки и умения применения технологий преднастройки и мобилизации к предстоящим действиям, а также регуляции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психологический практикум. Конспект статьи Александры Медведовской «Свой среди чужих», опубликованной в журнале «мама-инфо» №67.... | ||
Программа дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65... Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска | Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | ||
Психологический практикум для родителей И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,... | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Управление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | ||
Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Практикум по курсу "Коммерческое право" Казань Практикум рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса кгу | ||
Практикум кутаиси 2009 Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:... | Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» Г. В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 13 с |