Скачать 222.18 Kb.
|
Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина Утверждаю: Зав. кафедрой _______ «__________» 2004 г. Рабочая программа по дисциплине «Психологический практикум» Специальность – 230700 «Сервис» Специализация: 230701 «Сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры» Квалификация – специалист по сервису Форма обучения – заочная Кафедра психологии Курс – 3.Семестр – 6. Лекций – 10Практических – 14 Лабораторных занятий – нет Экзамен – нет Зачет – 6 семестр Сам. раб – 76 Всего – 100 Елец, 2004 Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности: Номер государственной регистрации ___ Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры психологии протокол № ____ от «_________» 2004 г. Рабочая программа утверждена методическим советом института (факультета) ( протокол № _______, от « __________» 2004 г. Председатель методического совета _________________ / __________/. Рабочую программу составил (а): ассистент Пачина Н.Н. Ответственный редактор: кандидат психологических наук, доцент Т.П.Будякова.
Цель: сформировать у студентов адекватные представления о природе и психологических закономерностях деятельности и общения человека, в которых внешние причины опосредуются внутренними условиями взаимодействия с внешним миром (системой взглядов, убеждений и ценностными ориентациями и.т.д.); Учить профессионально важным для специалиста по сервису навыкам эффективного использования стратегии взаимодействия. При этом формируются навыки и умения применения технологий преднастройки и мобилизации к предстоящим действиям, а также регуляции эмоциональных состояний, отражающихся в мимике и жестах и.т.д. Задачи курса:
Данная дисциплина имеет взаимосвязь с «Общей психологией», «Социальной психологией»; «Конфликтологией»; «Психологией управления»; «Психодиагностикой».
В результате изучения дисциплины «Психологический практикум» будущие специалисты должны овладеть: Знаниями: современного психологического понимания природы деятельности и общения; теорией основ изученных явлений; о внутреннем межличностном пространстве субъектов взаимодействия (личностей, взятых в процессе общения); общепсихологических закономерностях самопрезентации с целью эффектного взаимодействия. Тактики преодоления стрессовых и конфликтных ситуаций. Умениями: определять психологические состояния человека по его внешним проявлениям (мимике, жестам и др.); моделирования гармоничного образа «Я» с целью построения адекватного взаимодействия нахождения правильных решений в сложных жизненных ситуаций; Навыками: саморегуляции, эффективного использования психофизиологических и психологических ресурсов личности в стрессогенных ситуациях; выбора в ситуации профессионального общения оптимальной стратегии взаимодействия с клиентом – потребителем услуг. I.Содержание дисциплины
Тема 1 Сущность процесса общения. Общение как триединый акт коммуникации, интеракции и перцепции. Значение и функции общения. Содержание, цели, средства, стили общения. Единство общения и деятельности. Тема 2. Коммуникативная сторона общения. Каналы передачи информации. Параметры невербального общения. Кинесические, пороксемические, морфологические особенности невербальной коммуникации, их учет в работе с клиентом. Барьеры коммуникации и пути преодоления в работе с клиентом. Тема 3. Интерактивная сторона общения. Действие как главное содержание общения. Модели общения. Ключевые паттерны поведения. Статусно-ролевые и межличностные основы взаимодействия. Стили взаимодействия. Схема траизакций по Э.Берну. Тема 4. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы познания человека в общении (идентификация, рефлексия, эмпатия). Роль законов восприятия и переработки информации в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия (каузальная атрибуция, «эффект смола», «первичности», «новизны», «стереотипа». Тема 5. Внутренние условия взаимодействия человека с внешним миром. Понятие личности в широком и узком смыслах. Структура личности (по К.К.Платонову). Психические свойства и состояния личности. Поведение человека как проявление отношения к кому-либо или чему-либо. Место установок, ценностных ориентаций при построении общения. Индивидуальность человека, ее составляющие. Учет индивидуальных особенностей личности при планировании интенсивности и способов общения. Значение процесса самопознания в целях профилактики явлений профессиональной «деформации» и «выгорания». Исследованию базовых характеристик человека, составляющих своеобразие его как личности (методики М.Рокича, Дж.Роттера, Х.Айзенка). Тема 6. Учет проявлений внутреннего мира человека в работе с клиентом. Морфологические признаки клиента как характеристика его психических свойств. Классификационные признаки пантомимических состояний клиента. Взгляд как сигнал и средства в установлении отношений. Возможности использования морфологических, пантомимических характеристик и характеристик взгляда в целях диагностики состояний человека и построенияоптимального сотрудничества с клиентом. Тема 7 Влияние внешнего вида и поведения человека на человека. Цели и средства влияния. Основные механизмы влияния. Межличностная аттракция. Способы формирования привлекательного образа человека. Проблема формирования профессионального имиджа. Содержание и разновидности внешнего вида и речевого поведения специалиста по сервису. Тема 8. Типы сложных жизненных ситуаций. Конфликт, кризис, стресс. Их характеристика. Психические состояния, возникающие на фоне сложных жизненных ситуаций. Состояние готовности и его компоненты. Негативные состояния, пути преодоления. Способы реагирования человека в сложных ситуациях взаимодействия и их оценка (по методикам Д.И.Спиметера, Томаса Киллинна). Тема 9. Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешения. Сущность психологического конфликта (понятие, структура, виды, значение). Типы конфликтных личностей. Факторы деструктивного /конструктивного разрешения конфликта. Оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Тема 10. Психологические особенности делового общения. Понятие, виды, формы делового общения. Особенности профессионального общения. Установление и развитие отношений с клиентом. Овладение коммуникативными техниками: выявление потребностей и возможностей клиента, воздействия на личность, эффективной самопрезентации и презентации продукта. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионализма. Способы повышения коммуникативной культуры. II.Рабочая программа дисциплины
Занятие 1. Введение в курс «Психологический практикум» - 1 ч.
Д/З Составить программу профессионального роста студента – будущего специалиста по сервису; Подготовить теоретический материал по теме № 2. Занятие 2. Учет индивидуальных особенностей при планировании интенсивности и способов общения. – 1 ч.
Д/З обработка результатов исследования; подготовка теоретического материала. Занятие 3. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо. – 1 ч.
Д/З обработка результатов исследования; оформление отчета «Психологический портрет личности» по итогам исследований, проведенных в рамках занятий 2,3. Занятие 4. Защита отчетов – 1 ч. Д/З подготовка теоретического материала по теме 5. Занятие 5. Морфологические признаки клиента как характеристика его психических свойств. – 1ч.
Д/З подготовка теоретического материала по теме 6. Занятие 6. Мимика, жесты, пантомимика клиента как выражение его психических состояний. – 1 ч.
Д/З подобрать аргументы, подтверждающие истинность высказывания : «глаза-зеркало души» ; подготовка теоретического материала по теме 7. Занятие 7. Выражение глаз и типы взгляда клиента и специалиста по сервису. – 1 ч.
Д/З Составить профессиограмму по разделу «Внешний вид, речевое поведение специалиста по сервису», подготовить теоретический материал по теме 8. Занятие 8. Содержание и разновидности внешнего вида и речевого поведения специалиста по сервису. – 1 ч.
Занятие 9. Психологические основы взаимодействия с клиентом. – 1 ч.
Д/З подготовка теоретического материала по теме 10. Занятие 10. Способы реагирования человека в сложных ситуациях взаимодействия.1. Стресс и состояние готовности. – 1 ч. 2. Техника эмоциональной саморегуляции. 3.Оценка уровня личностной и реактивной тревожности по методике И.Д.Скимбергера.
Д/З подготовка теоретического материала по теме 11. Занятие 11. Оптимальные стратегии поведения специалиста по сервису с клиентом. – 0,5 ч.
Д\З оформление отчета «Оценка способов реагирования в сложных ситуациях взаимодействия по итогам исследований, проведенных в рамках занятий 10, 11. Занятие 12. Защита отчетов. – 0,5 ч. Д/З подготовка теоретического материала по теме 13. Занятие13. Установление и развитие отношений с клиентом. – 0,5ч. 1.Этапы поведения деловой беседы. 2. Психологические основы самопрезентации в процессе взаимодействия. 3.Методика установления отношений с клиентом. Д/З составить тезаурус коммуникативных умений, необходимых специалисту по сервису в реализации его профессиональных функций. Занятие 14. Коммуникативные основы профессионализма специалиста по сервису. – 0,5 ч.
Д/З Наблюдение за техникой выявления потребностей клиента в любой сфере предложения услуг (на выбор). Занятие 15.Коммуникативная техника выявления потребностей и возможностей клиента. – 0,5 ч.
Занятие 16. Коммуникативная техника воздействия на личность. – 0,5 ч.
Д/З зафиксировать алгоритм ведения телефонного разговора агента фирмы с клиентом, в роли которого выступает аудит. Занятие 17. Техника эффективной презентации продукта фирмы. – 0,5 ч.
Д/З Подготовка теоретического материала по теме 18. Занятие 18. Коммуникативная культуры и этики специалиста по сервису – 0,5 ч. .
Всего – 14 ч.
Текущий контроль – проверка Д/З, конспектов, рефератов. Промежуточный контроль – защита отчетов по итогам проведенной работы. Примерная схема отчета
Темы отчетов.
Итоговый контроль: - зачет.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта... | Ананьева К. И. Общий психологический практикум Ананьева К. И. Общий психологический практикум – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 17 с | ||
Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | Рефератов по дисциплине «психологический практикум» Методы быстрой, не требующей специальных исследований диагностики существенных индивидуальных | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг» Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с | «Психологический практикум» Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психологический практикум. Конспект статьи Александры Медведовской «Свой среди чужих», опубликованной в журнале «мама-инфо» №67.... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» включает... | ||
Программа дисциплины Социология риска для специальности 040201. 65... Экономический, психологический и социально-психологический подход к исследованию риска | Рабочая учебная программа по дисциплине практикум по нейрофизиологии По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») | ||
Практикум по дисциплине Информационные технологии в профессиональной... Практикум по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности | Рабочая программа по учебной дисциплине «Профессиональный практикум»... Рабочая программа по учебной дисциплине «Профессиональный практикум» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100400. 62 «Туризм»,... | ||
Реферат по дисциплине «Психология менеджмента» Социально-психологический климат в организации. Факторы и особенности формирования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потребность, стимул, наказание, методы стимулирования результативности труда, трудная жизненная ситуация, психологический стресс,... | ||
Психологический практикум для родителей И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные... | Рабочая программа по дисциплине В. В практикум по налогообложению России, актуальных проблем налоговой политики рф, а также сформировать практические навыки по исчислению налогов и сборов, взимаемых... |