Скачать 213.94 Kb.
|
Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической и ВМ, д.м.н., проф. С.Л. Совершаева психологии и социальной работы к.м.н., доц. С.В. Маруняк ________________________ __________________________ «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 2 от 14 марта 2012 года РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине _практикум по нейрофизиологии________________________ По направлению подготовки_030401 Клиническая психология __(Квалификация «специалист») Курс ___1_______________________________________________________ Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)_зачет______________ Кафедра _ нормальной физиологии и восстановительной медицины ___ Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель изучения дисциплины. Практикум по нейрофизиологии - формирование у студентов фундаментальных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе функционирования сенсорных систем человека, сенсомоторной системы и высшей нервной деятельности, овладение практическими навыками, необходимыми для изучения нейропсихологии, нейрофармакологии и подготовка будущего клинического психолога к осуществлению научно-исследовательской, психодиагностической и экспертной деятельности. Задачи дисциплины: - приобретение студентами знаний в области строения и функционирования сенсомоторной системы, сенсорных систем, процессов высшей нервной деятельности; - приобретение студентами знаний в области базисных физиологических процессов, протекающих на молекулярно-клеточном уровне; - приобретение студентами знаний в области особенностей протекания физиологических процессов в высшей нервной деятельности на этапах онтогенетического развития организма; - обучение студентов важнейшим методам анализа физиологических механизмов на различных уровнях организации живого, позволяющим давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека, - формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; - формирование у студента навыков общения с коллективом 2.Место дисциплины в структуре ООП 2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»). Учебная дисциплина «Практикум по нейрофизиологии» входит в базовую (обязательную) часть «Математического и естественнонаучного цикла» дисциплин (цикл С. 2). 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Для освоения практикума по нейрофизиологии необходимы знания по функциональной анатомии центральной нервной системы, нейрофизиологии, физики, биологии. Практикум по нейрофизиологии — наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Относится к естественно - научным дисциплинам.
Практикум по нейрофизиологии является необходимой основой для изучения психофизиологии, общей психологии, психологии труда, клинической психологии, нейропсихологии и других клинических дисциплин, так как знание механизмов функционирования высшей нервной деятельности и сенсорных систем является неотъемлемой частью понимания повышения возможностей психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, профилактики развития психических заболеваний, нормирования труда. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности; - основные термины по физиологии сенсорных систем и высшей нервной деятельности (например, рецептор, условный рефлекс, сила нервных процессор и т.д.); - основные нормативные показатели физиологических функций высшей нервной деятельности и сенсорных систем - закономерности функционирования и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемые с позиций общей и частной нейрофизиологии, интегративной деятельности ЦНС, высшей нервной деятельности, физиологии сенсорных систем. Уметь: - использовать аналитический принцип как обобщенный подход к познанию физиологических закономерностей деятельности сенсорных систем, высшей нервной деятельности, сенсомоторной системы здорового организма в различных условиях существования; - объяснять информационную ценность различных показателей и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем и целостного организма на примере сенсорных систем и высшей нервной деятельности; - оценивать и анализировать основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма посредством нервной системы при достижении приспособительного результата - оценивать и анализировать общие принципы построения, деятельности и значения ведущих функциональных систем организма с участием сенсорных систем и высшей нервной деятельности - оценивать и анализировать закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования; - анализировать возрастные особенности сенсорных систем и высшей нервной деятельности - объяснить основные принципы и физиологические механизмы нормальной жизнедеятельности человеческого организма при различных естественных условиях его существования. Владеть: - динамометрией
- правилами выработки условных рефлексов 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет _3 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные: собеседование, опрос, - письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач. - проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках анатомических структур сенсорных систем; 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет) Этапы проведения зачета: 1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине; 2 этап – проверка практических навыков; 3 этап – собеседование по вопросам зачета. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература 1. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология : учеб. для студентов мед. вузов/ Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. -М.: Мед. информ. агентство, 2007. 519 с. 2. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности : учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. ; СПб. ; Н. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 316, [4] с. : ил. 3. Смирнов В.М. Физиология человека / Под. ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. 605 с. 4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов/ В.М. Смирнов. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: AcademiA, 2007. -462с. 5. Нормальная физиология: учебник / Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. 2-е изд., исправл. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 832 с. Дополнительная литература 1. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности/ А. Н. Гусев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. -315 с.: ил. 2. Нормальная физиология / под ред. А. В. Завьялова, В. А. Смирнова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 811 с. 3. Нормальная физиология / под ред.: В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. М.: Медицина, 2006. 734 с. 4. Нормальная физиология / под. ред. В.Н. Яковлева. М.: Академия, 2006. 258 с. 5. Нормальная физиология: учебник / под ред. К.В. Судакова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 880 с.: ил. 6. Нормальная физиология человека : учеб. для вузов/ Под ред. Б.И. Ткаченко. 2-е изд., испр. и доп.. М.: Медицина, 2005. 927 с. 7. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.М. Смирнов, В.М. Яковлев, В.А. Правдивцев. 3-е изд., испр. и доп.. М.: AcademiA, 2005. 367 с. 8. Физиология человека : учебник/ под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Медицина, 2007. 654с. 9. Физиология человека: учеб. для студентов вузов / Н. А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. 5-е изд. Н. Новгород : Изд-во НГМА ; М. : Мед. кн., 2005. 526 с. 10. Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Название: Атлас по нормальной физиологии Издательство: Медицинское информационное агентство. 2007. 496с. 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы 1. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.А. Леках. – М.: «Эдиториал УРСС», 2002. – URL: http://lib.prometey.org/?id=14264 2. Физиология человека и животных: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Гурина. – «Электронная книга БГУ»:, 2001. – URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf. 3. http://www. youtu.be/HgZURbqJPUo- физиология слухового анализатора 4. http://www.youtu.be/3VBOTYq2E8c - строение головного мозга, восприятие боли 5. http://wwwyoutu.be/n8y04SrkEZU- строение головного мозга, восприятие боли 6. http://wwwyoutu.be/PMZdkac4YLk- строение головного мозга, восприятие боли 7. http://wwwyoutu.be/JZUXqI5Uv0o- строение головного мозга, восприятие боли 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10.1. Оборудованные аудитории: - аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету. 10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:
10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:
10.4. Наглядные пособия: - муляжи головы человека (1 шт.); - муляж кожи человека (1 шт) - муляж сетчатки глаза (1 шт) - атласы по физиологии человека по всем разделам (40 шт.); - таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.). 10.5. Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования различных функций организма:
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
|
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии... Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основной иностранный язык» для специальности Программа «Практический курс английского языка» для студентов 5 курса филологического факультета включает в себя содержательные модули... | Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | ||
«Практикум по решению задач на эвм» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике | Рабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании... Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная» Рабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900.... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в... Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 68 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии... Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 47 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии... Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 64 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Международная макроэкономика»... Макроэкономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 53 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» включает... |