Скачать 196.88 Kb.
|
Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет информатики Кафедра информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Практикум по решению задач на ЭВМ» для специальности 050202-Информатика по циклу ДПП.Ф.19 - дисциплин предметной подготовки (федеральный компонент)
Екатеринбург – 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине«Практикум по решению задач на ЭВМ»ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».Екатеринбург, 2012. 13 с. Составитель: Емельянов Д.А. кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике. Протокол № 2 от 18 .10.2012 г. Зав. кафедрой ___________М.В. Лапенок 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновной целью курса является знакомство со средой визуального программирования Delphi, базирующейся на языке Object Pascal, преподавание основ которого широко распространено в учебных заведениях нашей страны и решение широкого спектра задач различной тематики (от вычислительных до создания современных мультимедийных приложений) с использованием средств этой среды. Изучение современных визуальных сред быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development), позволяющих создавать программные продукты, работающие под управлением операционных систем семейства Windows и Linux, является одной из важных составляющих профессиональной подготовки учителя информатики. Задачи курса: - научить будущего учителя информатики использовать современные программные средства; - отработать навыки применения этих знаний для решения любых вычислительных задач; - научить применять эти знания для создания различные мультимедийных приложений. Материал закрепляется и отрабатывается в ходе выполнения курса лабораторных работ. В конце изучения дисциплины предусмотрен зачет. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тематика лабораторных работ Лабораторная работа 1. Знакомство со средой Delphi. Запуск среды. Структура среды программирования: главное меню, панель быстрого доступа, дизайнер форм, редактор кода программы, палитра компонентов, инспектор объектов. Назначение и основные приемы работы с ними. Лабораторная работа 2. Компоненты Delphi и их свойства. Компоненты – основные визуальные “строительные блоки” приложения Delphi. Форма и основные разделы палитры компонентов. Основные свойства визуальных компонентов. Приемы работы с простыми и составными свойствами компонентов на примере работы с формой и компонентами Button (Кнопка) и Label (Метка). Лабораторная работа 3. События Windows и обработчики событий Delphi. Особенности программирования в операционной системе Windows, носящей многозадачный характер. Понятие о событиях и их классификация. Понятие об обработчике событий. Основные приемы программирования событий в Delphi. Лабораторная работа 4. Организация ввода и вывода в Delphi. Компоненты Edit и ComboBox, их основные свойства. Ввод данных из строки ввода с использованием этих компонентов. Вывод информации в поле метки. Использование стандартных функций преобразования типов данных для организации ввода-вывода. Использование стандартных окон диалога InputBox, ShowMessage, MessageDlg для организации ввода-вывода данных. Лабораторная работа 5. Первый проект. Создание приложения “Калькулятор”. Компиляция проекта с проверкой его независимого запуска из операционной системы Windows. Быстрое и безопасное сохранение проекта. Лабораторная работа 6. Проект Delphi: что это такое? Структура проекта Delphi. Основные и дополнительные файлы проекта и их назначение. Структура главного модуля приложения. Структура модуля проекта Unit1.pas. Основные правила, которые необходимо выполнять для поддержания проекта в работоспособном состоянии. Лабораторная работа 7. Работа с утилитой Image Editor. Окончательная настройка и установка приложения. Редактор изображений Image Editor, его назначение и основные приемы работы с ним. Создание точечного рисунка и универсального значка с использованием этой утилиты. Освоение технологии окончательной настройки и установки приложения. Лабораторная работа 8. Общий подход к созданию приложений, связанных с вычислениями. Суть общего подхода к созданию подобного приложения. Механизм “назначения” одинаковых обработчиков событий различным компонентам приложения, позволяющий существенно сократить программный код. Работа с различными форматами изображения чисел. Лабораторная работа 9. Конструирование меню и работа со стандартными окнами диалога Windows. Компоненты MainMenu и PopupMenu, их основные свойства. Основные приемы создания различных меню в приложении с помощью редактора меню. Невизуальные компоненты: OpenDialog, SaveDialog, ColorDialog, FontDialog, их основные свойства и методы. Использование этих компонентов на примере разработки приложения “Простейший текстовый редактор”. Лабораторная работа 10. Работа с простейшими графическими объектами Delphi. Компоненты Image, Shape и Bevel, их основные свойства. Создание приложения для просмотра графических файлов. Компонент RadioButton, его основные свойства. Использование радио-кнопок в приложении. Лабораторная работа 11. Организация многостраничных окон диалога. Компоненты PageControl и RadioGroup, их основные свойства. Использование данных компонентов в приложении на примере разработки универсального теста, содержание которого может быть адаптировано к любой учебной дисциплине. Лабораторная работа 12. Отображение графической информации в Delphi. Объект Canvas, его свойства и методы. Разработка приложения, демонстрирующее рисование на форме из кода программы. Компонент PaintBox и его основные свойства. Разработка приложения, демонстрирующее построение графиков различных функций на поверхности компонента PaintBox. Лабораторная работа 13. Организация простейшей мультипликации. Компонент Timer, его свойства и события. Создание приложения “Цифровые часы”, демонстрирующее работу этого компонента. Принципы организации простейшей мультипликации на основе обработчика событий компонента Timer. Создание приложения “Демонстрация полета спутника Земли”. Лабораторная работа 14. Создание мультимедийных приложений. Компоненты MediaPlayer и Animate, их основные свойства и методы. Приемы работы со звуковыми и видео файлами. Создание приложения “Универсальный проигрыватель” с возможностью выбора звукового или видеоролика и отображением его текущего состояния в ходе работы. Лабораторная работа 15. Организация работы с таблицами. Компоненты StringGrid и DrawGrid их основные свойства и методы. Использование этих компонентов на примере создания приложения “Составление расписания учебных занятий”. Лабораторная работа 16. Принципы создания многооконных приложений Delphi. Вторичные формы как модальные и немодальные окна диалога. Создание новых форм и новых форм установленных типов. Менеджер проекта. Понятие о SDI и MDI-интерфейсах. Родительские и дочерние окна приложения. Методы упорядочения дочерних окон в пределах родительского. Создание приложений, поддерживающих SDI и MDI интерфейсы. Лабораторная работа 17. Организация работы с массивами в Delphi. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. Лабораторная работа 18.Обработка событий мыши. Компонент ScrollBox. Создание приложения-игры “Поиск сокровищ”. Лабораторная работа 19. Технология рисования мышью. Реализация возможности синтезирования цвета. Создание приложения, демонстрирующего данные возможности. Лабораторная работа 20 Технологии перетаскивания объектов. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. Лабораторная работа 21 Работа с регионами. Ресурсы Windows API. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. Лабораторная работа 22. Покадровая мультипликация. Эффекты заполнения кадра. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. Лабораторная работа 23.Организация работы с текстовыми файлами. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. Лабораторная работа 24. Технология создания своего курсора. Создание приложения, демонстрирующего данные возможности. Создание игры-приложения “Попади в цель”. Лабораторная работа 25. Управление объектом с клавиатуры. Создание приложения-игры “Кот и мышь”. Лабораторная работа 26. Динамическое создание объекта. Компоненты DrawGrid и ImageList. Создание игры-приложения “Пазл””. Лабораторная работа 27. Создание простейшей базы данных в Delphi. Создание приложения, демонстрирующего создание базы данных . Лабораторная работа 28. Графическое представление данных из таблиц БД. Создание приложения, демонстрирующего реализацию графического представления данных из таблиц БД. Лабораторная работа 29.Определение IP-адреса и сетевого имени компьютера. Использование возможностей библиотек WinSock и Registry. Создание приложения, демонстрирующего данные возможности. Лабораторная работа 30. Технология передачи текстовых сообщений по локальной сети.Компоненты ServerSocket и ClientSocket. Создание приложения, демонстрирующего данные возможности. Лабораторная работа 31 Технология передачи команд по сети на примере разработки простейшей сетевой игры. Создание приложения, демонстрирующего данные возможности. Лабораторная работа 32.Запуск внешних программ и выход в Интернет. Использование возможностей библиотек ShellAPI и URLMon. Создание приложений, демонстрирующих данные возможности. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Темы, вынесенные для самостоятельного изучения
Перечень вопросов к зачету
Тематика рефератов и курсовых работ
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен знать: - основы и приемы программирования на алгоритмическом языке Object Pascal; - структуру среды визуального программирования Delphi и особенности работы в этой среде. Студент должен уметь: - использовать полученные знания при решении практических задач различного типа; - применять полученные знания в своей профессиональной деятельности (в частности при обучении информатике старшеклассников средней школы). 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Емельянов, Д.А. Введение в Delphi. (Лабораторные работы 1-16) / Д.А. Емельянов. Учебное пособие. Часть 1. УрГПУ, Екатеринбург, 2005. – 157 с. (20 экз.) 2. Емельянов, Д.А. Технология объектно-ориентированного программ-мирования в среде Delphi: Учебное пособие. / Д.А. Емельянов, М.В. Лапенок. УрГПУ, Екатеринбург, 2006. – 92 с. (25 экз.) 3. Павловская, Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня / Т.А. Павловская: Учебник для вузов. СПб.:Питер, 2006. – 393 с. (25 экз.) 4. Фаронов, В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс / В.В. Фаронов: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Кнорус, 2006. – 576 с. (100 экз.) Дополнительная
Delphi 2.0. Часть1. Описание среды. М.: Диалог-МИФИ, 1998. 336с.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Специализированные аудитории (КИВТ), оборудованные компьютерами (Pentium и выше) на 10-12 рабочих мест, оснащенные современным стандартным программным обеспечением. 8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ЕМЕЛЬЯНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Кандидат технических наук Доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета рабочий телефон – (343) 371-10-95 Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по решению задач на ЭВМ» для специальности «050202-Информатика» по циклу ДПП.Ф.19-дисциплин предметной подготовки (федеральный компонент) Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____ Тираж _______ экз. Заказ _________ Уральский государственный педагогический университет. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. |
Практикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202.... | Рабочая программа дисциплины педагогический практикум по решению... Педагогический практикум по решению профессиональных задач в начальном образовании | ||
Практикум по решению профессиональных задач Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского... | План урока по теме: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса» | ||
Практикум по решению задач различной сложности. Цель программы Для повышения квалификации учитель может выбрать любой из предложенных модулей (по 88 уч ч.) | Урока: Итоговое занятие по теме Учимся работать на компьютере Образовательная – развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности, совершенствованию навыков... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов по направлению 040200.... Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций | 3. Требования к результатам освоения дисциплины Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | Рабочая программа дисциплины «Организация ЭВМ и систем» Целью дисциплины является ознакомление студентов с базовыми понятиями следующих разделов информатики: теория информации, технические... | ||
Конкурс по решению задач за 2-3 недели. Попросить участниц ответить на вопросы анкеты Выбрать участниц конкурса (если желающих слишком много, провести отбор — конкурс по решению задач) за 2-3 недели | Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Программа предназначена для решения на супер-эвм в параллельном режиме двумерных и трехмерных связанных задач | ||
3. Методика обучения решению физических задач по электростатике 13... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике (Тимоф) | Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа «Практикум по решению задач по математике» 10 класс Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник серии Стандарты второго... | «Как считали в старину» Учащиеся на уроках быстрее осваивают материал, решив простые задачи, переходят к решению задач средней трудности, затем сложных задач... |