Скачать 186.63 Kb.
|
Министерство образования и науки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет русского языка и литературы Кафедра риторики и межкультурной коммуникации РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации» для специальности «050301 – Русский язык и литература» по циклу СД.Ф.15 – Специальные дисциплины
Екатеринбург 2010Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации»ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2010. – 18 с. Составители: Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ Протокол от 24.06.2010г. №11 Зав. кафедрой_________А.П. Чудинов Декан____________Н.И. Коновалова РАЗДЕЛ I. ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРаздел «Практикум по орфографии и пунктуации» имеет особое значение в подготовке будущих специалистов в филологического образования. Цель практикума состоит в систематизации знаний, умений и навыков по орфографии и пунктуации, полученных студентами в школе, также в дополнении и углублении этих знаний, в повышении орфографической и пунктуационной грамотности и культурно-речевом развитии языковой личности. Задачи раздела:
Курс состоит из двух частей. Первая часть – «Орфография» - из-за емкости изучается в I семестре и частично (тренинговые упражнения) во II семестре. Вторая часть курса – «Пунктуация» - изучается во II семестре. В ходе практических занятий выполняются и комментируются упражнения по орфографии и пунктуации, закрепляются теоретические понятия, проводится морфемный, словообразовательный, орфографический, синтаксический, пунктуационный разбор. Руководство самостоятельной работой осуществляется через индивидуальные и групповые консультации. Проведение диктантов, контрольных работ и срезов – по графику, установленному преподавателем. Итоговой формой аттестации является зачет, который выставляется по результатам выполнения контрольных работ и участия в практических занятиях. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Современное правописание: нормы и традиции Принципы русской орфографии. Понятие об орфограмме. Принципы русской пунктуации. Понятие о пунктограмме. 2. Орфографические и пунктуационные знания и умения. Нормы современного русского литературного языка Орфографическая норма и вариантность. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов. Классификация орфограмм. Состав слова и словообразование. Основа и окончание слова. Приставка, корень, суффикс. Понятие о словообразовательной норме. Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова. Производящая и производная основы. Однокоренные слова и форма слова. Лексическое значение и грамматическое значение. Грамматическое строение слова. Употребление буквы Ь для обозначения мягкости согласных. Разделительные Ъ и Ь. Буквы З и С на конце приставок на З/С. Гласные Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы и И после приставок. Особенности правописания грамматических форм имени существительного. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя; буквы Е и И в суффиксах -ек-, -ик-. Различение на письме согласных в суффиксе -чик-/-щик-. Правописание глаголов и глагольных форм. Вариативность в форме управления. Правописание гласных в окончаниях глаголов. Буква Ь на конце глаголов после шипящих. Различение на письме -ТСЯ- и -ТЬСЯ-. Гласные в суффиксах -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА-. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Употребление и правописание некоторых форм прилагательных. Правописание суффиксов отыменных прилагательных. Программированный контроль. Правописание суффиксов отглагольных прилагательных и причастий. Н и НН во всех частях речи. Составление алгоритма. Программированный контроль. Диктант. Анализ грамматических, стилистических и речевых ошибок в работах. Саморедактирование. Правописание предлогов, союзов, частиц. Разграничение союзов и союзных слов. Программированный контроль. Диктант. Грамматические основы правильности русской речи. Полный орфографический разбор. Зачетный диктант (словарный). Понятие о пунктуации. Значение пунктуации. Принципы русской пунктуации. Норма и вариативность в пунктуации. Функции пунктуационных знаков в организации предложения и текста. Некоторые случаи согласования сказуемого с подлежащим. Способы выражения членов предложения. Тире в простом предложении. Семантико-синтаксическая функция и особенности интонационного оформления обособленных членов предложения. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными причастиями и прилагательными. Творческий и графический диктанты. Пунктуационный разбор. Предложения с обособленными членами. Контрольный диктант. Изложение с творческим заданием. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Синтаксический разбор СП и ССП. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Графический диктант. Синтаксический разбор СПП, конструирование СПП. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. ССК, Период. Редактирование текста с разными типами СП. Синтаксический разбор ССК. Трудные случаи пунктуации. Итоговый зачетный диктант. 3. Классификация ошибок в письменных работах, приёмы проверки и анализа ошибок Анализ грамматических, стилистических и речевых ошибок в работах. Саморедактирование. Редактирование текста с разными типами СП. 4. Трудные и спорные орфограммы и пунктограммы. Приёмы совершенствования орфографических и пунктуационных навыков Трудные случаи орфографии. Трудные случаи пунктуации. Понятие «трудностей» русского языка и их классификация; трудности усвоения орфографии и пунктуации. Тестовые задания по русскому языку и принципы и составления. Индивидуальная программа коррекции грамотности. Компьютерные орфографические тренажеры. 3.1. Перечень практических занятий Для студентов очного отделения. 1. Введение в курс «Практикум по орфографии и пунктуации». 2. Словообразование и орфография. 3. Грамматическое строение слова и орфография. 4. Употребление и правописание прилагательных и причастий. 5. Правописание наречий. 6. Правописание предлогов, союзов, частиц. 7 Понятие о пунктуации. 8 Члены предложения: понятия обособления и однородности 9. Сложное предложение. 10. Комплексный анализ текста Для заочного отделения
2. Словообразование и орфография. 3. Употребление и правописание прилагательных и причастий. 4 Правописание наречий, предлогов, союзов, частиц. 5. Понятие о пунктуации. Члены предложения: понятия обособления и однородности. 6. Сложное предложение. 7. Комплексный анализ текста 3.2 Примерные вопросы для курсового зачета
3.4 Перечень тестов Все указанные ниже тесты представлены в кабинете риторики, имеют электронный вариант, воспользоваться которым можно также в кабинете риторики 1. Тест по курсу «Орфография» (17 вопросов) 2.Тест по курсу «Деловое общение» (17 вопросов0 3.3. Вопросы для контроля и самоконтроля
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Студенты выполняют упражнения из сборников упражнений по орфографии и пунктуации, готовят рефераты и краткие устные выступления по темам занятий, выполняют работы над ошибками, допущенными в диктантах и контрольных работах. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение Правила правописания сложных слов. Слитное и дефисное написание слов с пол- и полу-. Соединительная О/Е в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Правописание безударных гласных в корне слова. Чередующиеся гласные О / А в корнях гор-гар, кос-кас, лож-лаг, рос-раст, чередующиеся гласные Е / И в корнях мер-мир, дер-дир и других. Гласные после шипящих и Ц. Буквы А, У, И после шипящих. Буквы И, Ы после Ц. Буквы Е и О после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Правописание наречий. Разграничение и употребление частиц НЕ и НИ, правописание со всеми частями речи. Программированный контроль. Составление алгоритма. Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособление приложений. Согласование определений и приложений. Знаки препинания при сравнительном обороте. Домашнее сочинение. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения и вставные конструкции. Знаки препинания при них. Сложноподчиненные предложения. Основные группы СПП по строению и по значению. Синонимика ССП, СПП и простых предложений. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Интонация и пунктуация как показатель смысловых отношений между частями в БСП. Синтаксический разбор. 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
6.2. Информационное обеспечение дисциплины. Справочные материалы:
Компьютерное тестирование:
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ рабочий телефон: 235-76-12 Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации» для специальности «050301 – Русский язык и литература» по циклу СД.Ф.15 – Специальные дисциплины Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. 0,6. Тираж _______ экз. Заказ _________ Уральский государственный педагогический университет. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»... Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности... | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский... Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык. 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к гиа. М., Интеллект-Центр,2012г | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от 20 г., № ) | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900.... Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900. 00 (050301) – «Русский язык и литература с дополнительной специальностью... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе... Охватывает все разделы курса «Русский язык». Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимодействии.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... |