Скачать 0.75 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература Канск 2012 УМКД составлен преподавателем филиала профессором В. Я. Жуковским Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2012 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «культурология» с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Культурология» относится к циклу общеобразовательных дисциплин. Она занимает важное место в системе подготовки учителя по специальности 050301.65 – Русский язык и литература. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП: - дисциплина «Культурология» является общетеоретической дисциплиной, для нее характерен системный подход к явлениям культурной жизни человечества. Она являет собою синтез гуманитарного знания, и ее выводы определяются, как общефилософскими методологическими принципами исследования, так и той источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие культурные процессы; - цель преподавания дисциплины – раскрыть основные положения культурологии, дать систематическое толкование предмета, задач и структуры культурологии. Значительное место в курсе отводится интеллектуальному осмыслению того, что такое культура, а это предполагает объективное и детальное изучение данного явления во всем его объеме. В курсе даются основные понятия культурологии, история становления культурологических концепций, динамика их развития, что обеспечивает интерес студентов к самостоятельному творчеству, формирует гуманистическое мировоззрение студентов и позволит им в будущем более эффективно и плодотворно проявить себя в профессиональной сфере; - учебная дисциплина являет собой образец интегративного мышления, столь необходимого нашему времени и единственно способному ответить на целый ряд вопросов, которые человеку и человечеству задала эпоха научно-технической революции и, наверное, без ответа на кои практически невозможным станет дальнейшее продвижение человечества по пути гуманистического прогресса. Непременным условием улучшения качества подготовки студентов филологических факультетов педагогических вузов является повышение уровня их общекультурного, эстетического воспитания. Дисциплина «Культурология» призвана дать целостное знание о культуре, ее сущности и функциях. В процессе преподавания предмета предполагается показать огромную роль культуры в жизни человека, показать, как культура определяет его поведение, отношения с другими людьми через систему традиций, норм и ценностей, которые и формирует культура. Изучение культурологи необходимо нацеливать на изучение основных понятий теории культуры, ознакомление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных этапов и закономерностей развития мировой и отечественной цивилизации и культуры. Целями освоения дисциплины «Культурология» являются: • организовать изучение и использование фундаментальных достижений мировой и отечественной культуры в осмыслении теоретических проблем культурологии; способствовать интеллектуальному и эмоциональному приобщению студентов к сокровищнице художественных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий (материал курса МХК как составляющая часть и практическая база теоретического содержания курса); • помочь студентам овладеть современной методологией и методиками анализа явлений и тенденций развития культуры; • научить будущих педагогов активно применять полученные культурологические знания в сфере их профессиональной деятельности; • сформировать у студентов потребность и навык постоянного культурного роста, приобщения к лучшим образцам художественной культуры (систематическое посещение театров, картинных галерей, концертных залов, чтение художественной литературы и т.д.). Формирование этой потребности и навыка будет продолжено при освоении других специальных дисциплин, преподаваемых на филологическом факультете;
культурологических знаний и эстетического чувства у школьников. Технология процесса обучения по дисциплине «Культурология» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение тестовых заданий и заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета и контрольной работы. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Теория культуры Тема 1. Структура современного культурологического знания. Многомерность понятия «культура». Структура культуры – единство духа, творчества и реалий культуры. Культурология о культуре как системе ценностей человеческого бытия. Философские традиции исследования культуры – история философии и философия культуры. Составные части теории культуры: археология, этнография, психология, история и социология. Три подхода к изучению предмета «Культурология». Методологические подходы к пониманию предмета культурологии: исторический, деятельностный, аксиологический, праксеологический, регулятивный и семиотический. Культурология – система знаний. Тема 2. Культурология и философия. Культурология и социология. Культурная антропология. Философское исследование культуры. Философские размышления о сущности культуры и её значении в историческом развитии человечества. Три периода философии культуры: Античный – осознана специфика культуры, введены философские категории, обоснованы первые теории культуры; Новое время (вводятся самостоятельные направления) – философия Просвещения, философия Романтизма и Немецкая классическая философия; Постклассическая – начинает оформляться культурология как самостоятельная наука. Учение о «первых сущностях» Человек и Космос. «Пайдейя». Философия В. Гегеля – методологический фундамент для культурологии как науки и образец современного культурологического мышления. Социальные закономерности развития культуры. Творческая деятельность и способ (технология) человеческой деятельности. Сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей. Количественный и качественный анализ культурных явлений и т. д. Социальные факторы и их влияние на становление и функционирование культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и социальной системы (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Два направления в социологии: "натуралистически-объективистское" (О.Конт, Э.Дюркгейм) и "культурно-аналитическое" (М.Вебер Культуантропология – одно из направлений этнографии. Антропология совокупность знаний о человеке. Направления этнографической науки у Ф. Кисинга «Культурная антропология». Концепция Э. Б. Тайлора. Теория анимизма. Переход от «дикости» к «цивилизации». Теория аккультурации. Идеи единства человечества и поступательного прогресса цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Тема 3. Культурология и история культуры. Генезис и исторические этапы развития культуры. История мировой культуры и культуры России. Необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры. Культурно – историческое развитие. Многообразие «полифонизм» культур, их история, начиная с древности до наших дней, и историческая хронология отечественной культуры. А. Тойнби и его теория об историческом подходе к изучению культурологии и истории культуры. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса ("культурно-исторические типы" Н.Я.Данилевского, "морфология культуры" О.Шпенглера, этнология Л.Н.Гумилева). В поисках нового синтеза: цивилизационная теория А.Д.Тойнби. "Столкновение цивилизаций" или "конец истории" (С. Хантингтон Ф. Фукуяма). Теоретическая и прикладная культурология. Тема 4. Методы культурологических исследований Специальные знания о культуре: социология, этнопсихология, этнография, семиотика, этнология, демография, языкознание, искусствоведение и др. Методы культурологических исследований: историко – типологический, историко – генетический, структурно – функциональный, текстологический, феноменологический, герменевтический. Тема 5. Основные понятия культурологии. Культура и цивилизация. Культурологические теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Ницше, Н Бердяева, А. Шопенгаура, Г. Зиммеля, и др. Морфология культуры О. Шпенглера. Функции культуры: гуманистическая или человеко-творческая, трансляции, семиотическая (знаковая), регулятивная (нормативная), аксиологическая или ценностно - нормативная, познавательная, воспитательная, коммуникативная и др. Субъект культуры. Культура и личность. Место человека в культуре. Культурогенез. Динамика культуры. Сущность и классификация законов эволюции культуры. Язык и символы культуры. Языки культуры. Культурные коды. Межкультурные коммуникации. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции. Культурная картина мира. Социальные институты культуры. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |