Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 403.82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации27.12.2014
Размер403.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра русской литературы

Модуль «История русской литературы XX (2 ч.)»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65 Русский язык и литература


КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен к.ф.н., доцентом А. Ю. Колпаковым

Обсужден на заседании кафедры русской литературы

«____»__ ___________20___ г.
Заведующий кафедрой Н. В. Уминова

к.п.н., доцент каф. русской литературы
Одобрено научно-методическим советом специальности «Русский язык и литература»
«___»____________20___ г.

Председатель НМСС
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301.65 Русский язык и литература

на 20___/____ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Русская литература и культура XX (3 ч.)»

Русской литературы








лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. Скорректирована карта литературного обеспечения.

  2. Добавлены контрольно-измерительные материалы (тестовые задания)

  3. Изменен список тем контрольных работ и рекомендаций к их выполнению.


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Русской литературы "___"___ 20___г.
Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой
Декан
"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

  3. Введение

  4. Содержание теоретического курса дисциплины

  5. Тематический план

  6. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

  7. Карта литературного обеспечения

  8. Технологическая карта рейтинга

  9. Методические рекомендации для студентов

  10. Банк контрольных заданий и вопросов (тестовые задания)

  11. Тематика контрольных работ

  12. Вопросы к зачету.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История русской литературы XX (2 ч.)» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:


  1. Рабочая программа по модулю «История русской литературы XX (2 ч.)».

  2. Банк контрольных заданий по модулю «История русской литературы XX (2 ч.)», представленный тестами по содержанию курса.

  3. Вопросы к зачету по модулю «История русской литературы XX (2 ч.)».

  4. Темы контрольных работ по модулю «История русской литературы XX (2 ч.)».


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История русской литературы XX (2 ч.)

Выписка из стандарта
История русской литературы

Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

Введение
Курс истории русской литературы периода 20-х – 30-х годов занимает самостоятельное и значимое место в изучении отечественной литературы XX века. Связано это с эпохальными событиями в истории страны. Революция, гражданская война, становление советской системы ломали не только политический строй России, но и кардинально влияли на смену культурной парадигмы общества. Сохраняя относительную свободу, литературный процесс 20-30-х годов отмечен полемикой традиционной христианской и новой советской парадигмой культуры. Это и создает напряженность и сложность литературной ситуации этого периода.

Цель курса - представить литературную ситуацию в России периода 20-х – 30-х как систему взаимодействий традиционной и советской культурных парадигм.

Задачи:

  1. Рассмотреть литературный процесс 20-30-х годов в историко-культурном аспекте.

  2. Определить место писателей в процессе полемики христианской и советской культурных парадигм.

  3. Рассмотреть многообразие поэтики литературы 20-30-х годов.

В результате работы над курсом «Русская литература и культура XX (II)» студент должен:

1. иметь представление о важнейших процессах в истории русской литературы 20-х – 30-х годов XX века;

2. знать о политических, эстетических, идейных основаниях полемики литературных объединений;

3. иметь представление о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей 20-х – 30-х годов XX века;

4. уметь вписывать творчество писателя в контекст литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 20-х – 30-х годов XX века в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между писателями и между литерными эпохами;

5. владеть литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 20-х – 30-х годов XX; навыками анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
Курс вписан в общий курс истории русской литературы. Непосредственно ему предшествует курс «История русской литературы XX (1 ч.)». Последующим является курс «История русской литературы XX (2 ч.)».

Курс рассчитан на студентов специалистов ОНО 4-го года обучения. Читается в 8 семестре. Состоит из 12 часов лекций, 4 часов семинарских занятий. Итоговая форма контроля – экзамен (36 часов).

Содержание теоретического курса
I. Русская литература 20-х — 30-х годов.
Русская литература и Октябрь 1917года.

«Великий разлом» в общественной и культурной истории России.

Формирование советской культурной парадигмы. Конфликт христианской системы ценностей с советской.

Идейное и творческое самоопределение писателей. Первая волна эмиграции. Восприятие революции в поэзии (В. Маяковский, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Волошин, Н. Гумилев).

Противоречивость и амбивалентность оценок эпохи революционных потрясений в публицистике: А. Блок «Интеллигенция и ре6воюция», М. Горький «Несвоевременные мысли», И.А. Бунин «Окаянные дни».

Полифонизм эпохи 20-х годов. Время группировок. (ЛЕФ, РАПП, Кузница, Октябрь, Перевал, ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья»). Дискуссии, политические и эстетические платформы, альтернативность точек зрения в определении нового качества литературы и искусства. (В. Полонский, А. Воронский, В. Маяковский, А. Богданов, Д. Горбов).

Литература и власть. Первые декреты Советской власти о культуре и искусстве, их реальное значение, последствия, современная оценка. Резолюция ЦК РКП (б) 1925г. «О политике партии в области художественной литературы». Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932 г.). Введение института советской цензуры. Первый Съезд писателей СССР (1934). Институт советской литературы.

Типы писателей: советские, «попутчики», эмигранты.

Формирование канона советской литературы. Жанры.

Метод «социалистического реализма».
II. Поэтика и проблематика русской литературы 20-х — 30-х годов.
Проблематика и тематика литературы 20-30-х годов. Интеллигенция и революция. Проблема гуманизма. «Новый» человек. Тема революции, гражданской войны, интеллигенции.

Роман социалистического реализма: Ф. Гладков «Цемент», Н. Островский «Как закалялась сталь» и др. Поэтика романа соцреализма.

Творчество писателей 20-х годов в контексте меняющегося времени. Гражданская война — братоубийственная война. От романтизации событий и героики борьбы к аналитическому раздумью. Истинные и ложные ценности, общечеловеческое и классовое. Решение проблем: человек и революция, интеллигенция и революция в творчестве писателей, стоящих на различных идейно-художественных позициях. (Б. Пильняк «Голый год», И. Бабель «Конармия», А. Фадеев «Разгром», К. Федин «Города и годы», Б. Лавренев «Сорок первый», М. Булгаков «Белая гвардия»).

Сатирическая проза 20-х годов. Сатира Ю. Олеши, Ильфа и Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова. Сатирические рассказы М. Зощенко 20-х годов. Сказовое начало произведений писателя. Стиль. Герой рассказов Зощенко.
III. М.А. Булгаков (1891 - 1940)

Творчество М.А. Булгакова как явление русской литературы. Общественная и литературная позиция. Письма правительству. «Упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя страны». Борьба с «булгаковщиной». Запрет на Булгакова.

Начало литературной деятельности. «Записки юного врача». Повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Предупреждающая сатира Булгакова. Проблема эксперементаторства, ответственности за эксперемент. Живучесть «шариковщины», как социального и морального явления.

Авторская позиция и способы ее выражения. Роман «Белая гвардия». Судьба русской интеллигенции. Трагизм утраты дома, проблема исторической ответственности. Библейские мотивы в романе. Соотношение романа и пьесы «Дни Турбиных». Сценическая история пьесы, оценка в критике. Своеобразие драматургического таланта Булгакова. Пьесы 30-х гг. Проблематика пьесы «Бег».

Роман «Мастер и Маргарита». Особенности жанра. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре произведения. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Традиции мировой и русской литературы. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 20-30-х гг. Образ Мастера и его судьба. Трагическая любовь Мастера и Маргариты. Проблема творчества и судьба художника. Основные философские антиномии романа: жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой, страх и бесстрашие. Поэтика романа. Исследования жизни и творчества М. Булгакова в отечественном литературоведении. М. Булгаков в школе.
IV. Творчество А. П. Платонова.
Биография писателя в контексте эпохи.

Поэтика Андрея Платонова.

Роман «Чевенгур». История создания и публикации. Композиция романа. Образ Захара Павловича и тема сиротства в романе. «Происхождение мастера». Образ Сашки Дванова. Поиски «коммунизма» героями романа. Чевенгур – город коммунизма. Образы строителей Чевенгура. История и трагедия Чевенгура. Проблема интерпретации романа: утопия, антиутопия, метафизический реализм.

Повесть «Котлован». История создания. Тема поиска смысла жизни в «Котловане». Образ Вощева. Образы-символы в повести. Тема строительства идеального общества. Тема коллективизации. Метафизические проблемы в повести «Котлован»: смерти, родства и сиротства, смысла жизни. Антиутопическое начало в повести «Котлован».
Планы практических занятий по модулю

«История русской литературы XX (2 ч.)»

Практическое занятие № 1

К. Федин «Города и годы»

(2 часа)

  1. История создания романа.

  2. Система образов. Своеобразие композиции.

  3. Проблема интеллигенции и революции. Судьба Андрея Старцова.

  4. Курт Ван — опыт создания положительного героя времени. Функция образа в романе.

Литература:

  1. К. Федин (любое издание).

  2. Кузнецов М.М. Романы К. Федина. М., 1980.

  3. Оклянский Ю. Федин. М., 1986.

  4. Старков А.И. Ступени мастерства: Очерки творчества К. Федина. М., 1985.

  5. Брайнина Б.Я.Федин и Запад. М., 1980.


Практическое занятие № 2

Русский сатирический рассказ 20-х годов

(2 часа)

  1. Сатира 20-х годов: имена, произведения, проблематика.

  2. Рассказы М. Зощенко 20-х годов. Выбор героя, направленность сатиры.

  3. Форма сказа в творчестве писателя. Фигура рассказчика, языка героев Зощенко.


Тексты:

  1. Олеша Ю. К. Зависть.

  2. Булгаков М. А. Собачье сердце.

  3. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев.

  4. М. Зощенко. Рассказы 20-х годов. М., 1988. (Из них: «Стакан», «Жених», «Жертва революции», «Нервные люди», «Гримаса НЭПа», «Прелести культуры», «Баня», «Аристократка», «Брак по расчету» и др.)



Литература:

  1. Молдавский Д. Михаил Зощенко. Очерк творчества. Л., 1997.

  2. Старков А. Юмор Зощенко. М., 1974.

  3. Ершов Л. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и сатирическая проза 20-х — 40-х годов. Л., 1973.

  4. Старков А. Михаил Зощенко. Судьба художника. М., 1992.

  5. Чудакова М. Поэтика Зощенко. М., 1988.

  6. Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (случай Зощенко). М., 1993.

  7. Жолковский А. К. Михаил Зощенко — поэтика недоверия. М., 1999.


Практическое занятие № 3

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

(2 часа)

  1. История создания романа.

  2. Жанровые и композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита».

  3. Сатира Булгакова в романе. Анализ «московских» глав.

  4. Метафизическая проблематика романа: проблема выбора, тема вины и наказания, тема справедливости и милосердия.

  5. Образы Мастера и Маргариты. Темы творчества и любви.



Литература:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Книга для ученика и учителя (Критика и комментарии). — М., 1996.

  2. Булгаков. Мастер и Маргарита. (Любое издание).

  3. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. — 1968. — № 6.

  4. Колпаков А. Ю. Практика анализа художественного произведения: Учебно-методическое пособие для студентов, учителей и школьников/ А.Ю. Колпаков. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. - 136 с.

  5. Лесскис Г.А. Триптих М. Булгакова о русской революции («Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»). Комментарии. — М., 1999.

  6. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М., 1991.

  7. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. — М., 1988.

  8. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983. (Гл. 10-14).


Тематический план

изучения дисциплины «История русской литературы XX (2-3 ч.)» по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
Модуль «История русской литературы XX (2 ч.)»


№ п/п


Название модулей и тем





Количество часов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск