Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»





Скачать 199.46 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»
Дата публикации03.12.2014
Размер199.46 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.пс.н., профессор Казьмина О.Ю. ___________


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Учебно-методический комплекс по курсу

«Практикум по психосоматике»

Автор:

проф., канд. мед. наук

Г.В. Старшенбаум

Москва

2009

Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Г.В. Старшенбаум. Практикум по психосоматике. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 13 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Г.В. Старшенбаум 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 3

I. ПРОГРАММА КУРСА 4

1.1.Пояснительная записка. 4

1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4

1.3. Список литературы 6

1.4. Словарь терминов 8

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 10

III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10

IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 12

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 12



I. ПРОГРАММА КУРСА





    1. Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для знакомства с клиникой, психодинамикой и психотерапией психосоматических расстройств. Он находится в тесной связи с курсами "Основы психосоматики" и «Общая психопатология». Выделение данного курса в качестве самостоятельного обусловлено нарастающей тенденцией к соматизации психических расстройств и развитием психосоматической медицины. Учтена также необходимость познакомить будущего психолога с «телесными» проявлениями внутри- и межличностных конфликтов и подготовить его к совместной работе с врачом.

Программа курса включает, прежде всего, соматоформные психические расстройства, в том числе и психосексуальные дисфункции. Поскольку граница между функциональными и органическими расстройствами является условной, а тяжелые болезни оказывают обратное влияние на личность, рассматриваются соматогенные психические расстройства, а также психология старения и умирания.

Каждое расстройство рассматривается по единому плану. Описана его клиника у мужчин и женщин, детей и пожилых, приведены диагностические критерии. Очерчены характерные особенности личности, освещена внутренняя картина болезни: психологические механизмы ее развития, психодинамика и психофизиология расстройства Приведены показания к проведению определенных видов психосоматической терапии и изложена их техника. Основные расстройства проиллюстрированы клиническими случаями.

Самостоятельная работа включает в себя чтение литературы, заполнение опросников, выполнение упражнений и составление отчетов. В аудитории студенты работают в парах и группах, обсуждая результаты домашних заданий и клинические случаи, приведенные в методическом пособии. Кроме того, моделируются приемы групповой терапии психосоматических больных.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Диагностика психосоматических расстройств


Организация психосоматической помощи. Показания к дифференцированной психотерапии. Приемы установления контакта. Первичная беседа. Сбор анамнестических данных. Опросник для выявления соматических жалоб. Мультимодальный опросник А. Лазаруса. Определение уровня алекситимии. Изучение самооценки социальной значимости болезни. Выявление доминирующего инстинкта.

Тема 2. Методы психосоматической терапии


Наведение транса по М. Эриксону. Техника НЛП. Прогрессивная мышечная релаксация. Аутотренинг. Психотоническая тренировка. Рациональная психотерапия. Методика когнитивно-суггестивного резхонанса. Техника антиципационного тренинга. Когнитивная терапия. Рационально-эмотивная терапия. Систематическая десенситизация. Ассертивный тренинг. Групповая психологическая коррекция алекситимии. Групповая психодинамическая терапия. Когнитивно-динамическая терапия. Сомато-ориентированная терапия. Эмоционально-образная терапия. Символдрама. Холотропная терапия. Двигательная терапия. Биоэнергетический анализ. Гештальттерапия. Логотерапия. Позитивная терапия. Арттерапия.

Тема 3. Психосоматика в психоневрологии


Шкала рейтинга социальной адаптации. Шкала воспринимаемого стресса. Опросник для определения физиологической реакции на стресс. Опросник по выявлению главных преимуществ болезни. Определение смыслов и выгод болезни. Опросник к тревоге и депрессии. Анализ клинических случаев: дистимия, агорафобия, обсессивно-компульсивное расстройство, хроническое соматоформное болевое расстройство. Упражнения для разрядки мышечного напряжения и фрустрации. Снятие фобий с помощью НЛП.

Тема 4. Питание, выделение, обмен веществ


Опросники: к нарушениям глотания, питания, заболеваниям желудка. Выявление пищевой зависимости. Анализ клинических случаев: спазм пищевода, нервная анорексия и булимия, язвенная болезнь желудка, задержка мочеиспускания, тиретоксикоз, гтпоглнадизм. Первая беседа с пациентом, страдающим перееданием. Рекомендации при бессоннице. Релаксация по Джекобсону. Упражнения аутотренинга «Покой», «Тепло», «Живот», «Засыпание».

Тема 5. Дыхание и кровообращение


Опросники: к простудным заболеваниям, бронхиальной астме и гипервентиляции, заболеваниям сердца и кардиофобии, гипертонии и гипотонии, головным болям и мигрени. Упражнения «Крик», Высвобождение шума», «Мычание». Анализ клинических случаев: гипервентиляция, психогенный кашель, дыхательный корсет, кардиофобия, инфарктофобия. Дыхательный эксперимент. Комбинации ощущений. Экзистенциальная терапия. Психодрама. Упражнения аутотренинга «Сердце», «Дыхание», «Энергия».

Тема 6. Кожа и двигательный аппарат


Опросники к кожным заболеваниям и аллергии и болезням суставов. Анализ клинических случаев: крапивница, хроническая экзема, герпес, истерические припадки, тики, спастическая кривошея, спазм музыканта, радикулит, ревматоидный артрит. Упражнения: «Обострение ощущений тела», «Ваше лицо», «Визуализация боли», «Воссоединение с отвергнутой частью». Позитивные утверждения.

Тема 7. Гинекология и сексология


Опросник к к психосексуальным расстройствам. Анализ клинических случаев: дисменорея, аноргазмия, диспарейния, импотенция, преждевременная эякуляция. Собирание психосексуального анамнеза. Упражнения «Высвобождение двигательной активности», «Истерика», «Разрядка гнева», «Свобода и ответственность».

Тема 8. Тяжелые болезни и умирание


 Опросник для тяжелобольных и онкологического больного. Клинический анализ случаев: инфаркт миокарда, бронхиальная астма, рак. Драматерапия. Процесс создания мысленных образов. Упражнения «Помни о смерти!», «Жизнь без вас», «Смерть и возрождение».
1.3. Список литературы

Основная литература:

Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000.

Бек А. с соавт. Когнитивная психотерапия депрессий. СПб., 2003.

Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб., 2003.

Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. М.- СПб., 2003.

Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. М., 1997.

Простомолотов В.Ф. Комплексная психотерапия соматоформных расстройств. М, 2002.

Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М., 2004.

Старшенбаум Г.В Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. М., 2005.

Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник. Игры, тесты, упражнения. – 2-е изд. М.,2008.

Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник. Тесты, упражнения, игры. М., 2007.
Дополнительная литература:

Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Метод. пособие. СПб., 1994

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1997.

Буль П.И. Основы психотерапии. Л., 1974.

Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М., 2000.

Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов. СПБ., 2002.

Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002.

Гройсман А.Л. Медицинская психология. М., 2002.

Групповая психотерапия в системе лечения больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки: Метод. рек. Л., 1988.

Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. Учебное пособие по психиатрии и психотерапии. СПб., 1997.

Джонсон Ст. Психотерапия характера. М., 2001.

Ересько Д.Б. с соавт. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. Методическое пособие. СПб., 1994.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2004.

Ивашкин В.Т. Синдром раздраженной кишки. Практическое руководство для врачей. М., 1999.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. пособие. Минск, 1999.

Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство. М., 1994.

Карвасарский Б.Д. (ред.) Психотерапия. СПб.. 2002.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1-2. М., 1994.

Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

Кениг К. Когда нужен психотерапевт… М., 1998.

Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.,2000.

Кермани К. Аутогенная тренировка. М., 2002..

Кернер Ф. Стресс и ваше сердце. М., 2002.

Киреева И.П. Педиатру-онкологу: что необходимо знать о психике онкологически больного ребенка и о проблемах общения с родителями онкологически больных детей. М., 1999.

Кискер К.П., Фрайбергер Г. и др. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М., 1999.

Клинико-психологическое обоснование психокоррекционных мероприятий у больных хроническими формами ишемической болезни сердца: Метод. рек. Л., 1990.

Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. СПб, 2002.

Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М., 2002.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж, 1993.

Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб., 2001.

Лев-Старович С. Партнерский секс. М., 1990.

Лейнер Г. Кататимное переживание образов: методика использования воображаемых ситуаций в коррекции самочувствия. М., 1996.

Либих С.С. (ред.) Руководство по сексологии. СПб., 2001.

Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Мастер-класс (Практическая психология). М., 2002.

Линдеман Х., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.

Лоуэн А. Любовь и оргазм. М., 1998.

Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексуальности. Минск, 1998.

Лукьянова Е.М. с соавт. Использование психотерапии в комплексном лечении хронических заболеваний пищеварительной системы у детей. К., 1986.

Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

Мак-Дермотт Я., О`Коннор Дж. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. Челябинск, 1998.

Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. СПб., 1997.

Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев В.А. Психотерапия в общесоматической медицине (клиническое руководство). Харьков, 2002.

Немиринский О.В. Гештальттерапия психосоматических расстройств // Моск. психотер. журнал, 1997. - № 1.

Николаева Л.Ф., Аронов Д.М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. М., 1988.

Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. М., 1997.

Ремшмидт Х. (ред.) Психотерапия детей и подростков. М., 2000.

Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Межкультуральные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезни. М., 1996.

Ремшмидт Х. (ред.) Психотерапия детей и подростков. М., 2000.

Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. СПб., 2001.

Свядощ А.М., Екимов М.В. Сексопатология: ситуационные задачи. СПб., 1999.

Символдрама. Сб. н. труд. Минск, 2001.

Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., 2003.

Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.

Старшенбаум Г.В. Аддиктология и психотерапия зависимостей. М., 2004.

Телесно-ориентированная психотерапия: Классические и современные направления. Хрестоматия. СПб., 2000.

Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. Минск, 1999.

Теппервайн К. От тебя заболеешь! Как научиться понимать язык симптомов. Почему многие отношения так вредны для здоровья. М., 1999.

Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 2. М., 1996.

Трифонова Е. Диабет: советы психолога. СПб., 2003.

Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. М., 2003.

Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб., 2001.

Фрейд З. Психология сексуальности. Минск, 1993.

Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

Цитренбаум Ч. с соавт. Гипнотерапия вредных привычек. М., 1998.

Шкловский В.М. Заикание. М., 1994.

Щеглов Л.М. Сексология. Врачу и пациенту. СПб., 2001

Хайгл-Эверс А. с соавт. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001.

Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981.

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М., 1997.

Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб., 2002.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Эриксон М. Стратегия психотерапии. СПб., 1999.

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

Ялом И. Когда Ницше плакал. М., 2001.

Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. М., 2002.

Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. М., 1990.

Яффе М, Фенвик Э. Секс в жизни женщины. М., 1991.
1.4. Словарь терминов

Аддикция – стремление к уходу от реальности за счет развития и поддержания интенсивных эмоций, которые достигаются с помощью приема психоактивных веществ или чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности.

Алгия (греч. algos боль) болевое ощущение как соматоформный симптом. Выделяют психалгию (например, депрессивную кардиалгию – «загрудинную тоску»), цефалгию – головную боль и др.

Алекситимия (греч. lexis слово, thymos чувство, настроение) неспособность осознавать и описывать эмоции, проявлять эмпатию.

Анамнез (греч. воспоминание) – информация о больном и его окружении, развитии у него болезни и ее лечении.

Анорексия (греч. orexis аппетит) снижение или отсутствие аппетита.

Астения (греч. sthenos сила) – бессилие, слабость, повышенная утомляемость. Сочетается с гиперестезией, вегетативной и эмоциональной лабильностью, расстройствами сна.

Ассертивный тренинг (англ. assertive напористый) – тренинг уверенности.

Аутогенная тренировка, аутотренинг, АТ (греч. autos сам, genos происхождение) – самовнушение лечебных формул в бодрствующем состоянии сознания на фоне мышечной релаксации.

Аффективная лабильность – быстро меняющиеся аффекты.

Биологическая обратная связь осуществляется с помощью аппаратуры, озвучивающей или выводящий на дисплей текущие физиологические процессы пациента, на которые он влияет путем самовнушения.

Гештальттерапия (нем. Gestalt целостная картина) направлена на осознание своих ощущений, чувств и движений с целью их интеграции и реализации своего Я.

Гиперфагия (греч. phag еда) – переедание, обжорство.

Гипносуггестия (лат. hypnos сон, suggestio внушение) – внушение в гипнозе, вызывание бессознательной установки за счет диссоциации с отключением сознательного контроля. Происходит в состоянии сноподобного транса благодаря полному доверию к суггестору и/или приписывания ему магической силы.

Диссоциация (лат. разделение)– защита от внутреннего конфликта за счет утраты интегративной функции Я. Используется как синоним конверсии, однако является более широким понятием, включающим также феномены истерически диссоциированного сознания (припадки, амнезии, фуги и др.)

Дистимия (греч. dys нарушение, thymos настроение, чувство) хроническая депрессия непсихотического уровня (невротическая депрессия отечественных авторов).

Ипохондрия – подозрение, что обычные физиологические проявления или их незначительные расстройства свидетельствуют о серьезной болезни. Может преобладать чувственный компонент (сенесто-ипохондрический синдром) или идеаторный. Сверхценные ипохондрические идеи поддаются психологической коррекции, особенно при сочетании с нозофобиями, бредовые – нет.

Когнитивный (лат. cognitus познавать) – познавательный. Когнитивная сфера включает понятия, интеллектуальные представления. Когнитивная психотерапия направлена на исправление неверных мыслей.

Компульсия (лат. compello принуждаю) – навязчивое побуждение к действию, вопреки своему разуму, чувствам и воле. Подобная борьба мотивов свойственна, в частности, сверхценным увлечениям.

Конверсия истерическая (лат conversio изменение) – трансформация психического конфликта в псевдоневрологический симптом, имеющий символическое значение. Проявляется в виде анестезии, слепоты, глухоты, параличей, судорог и т.д.

Обсессии (лат. obsessio осада) – навязчивые мысли, представления, сомнения, воспоминания с характером непроизвольности и нежелательности.

Паранойяльность (греч. paranoia безумие) – недоверчивость, подозрительность со склонностью к образованию сверхценных и бредовых идей преследования. Может проявляться как паранойяльная ипохондрия с судебным преследованием врачей.

Парестезии (греч. para около, aisthesis ощущение) – нарушения кожной чувствительности в форме ползания мурашек, покалывания, жжения или онемения при отсутствии органических причин.

Патогенез (греч. pathos страдание, genesis происхождение) – научные представления о механизмах болезни.

Поведенческая психотерапия направлена на улучшение социального взаимодействия путем тренинга недостающих навыков, а также приучения переносить пугающие воздействия. Обычно применяется в сочетании с когнитивными методами.

Пограничное расстройство личности отличается нестабильностью аффекта, отношений и самооценки. Характерная защита – расщепление. Раньше к пограничным состояниям относили неврозы, реактивные состояния и психопатии. Иностранные авторы называют психопатией антисоциальное расстройство личности.

Преморбид (лат. prae перед, morbus болезнь) – период до болезни.

Релаксация (лат. расслабление) применятся в аутотренинге и методе Джекобсона с учетом того, что мышечное расслабление несовместимо с тревожными расстройствами.

Сенестопатии (лат. sensus ощущение, греч. pathos страдание) – необычные мучительные ощущения неопределенной локализации без объективно определяемых причин.

Сенситивность – тонкая чувствительность в сочетании с пониженной самооценкой, обостренной рефлексией и неуверенностью в себе. Некоторыми психологами употребляется как синоним эмпатии.

Систематическая десенситизация (лат. sensitivus чувствительный) – метод поведенческой терапии, использующий тренинг релаксации и составление иерархии страхов для постепенного избавления от них.

Соматоформный – сходный с проявлениями соматической патологии, которая исключается при обследовании.

Тахикардия (греч. tachys скорый, kardia сердце) учащение сокращений сердца.

ХИБС – хроническая  ишемическая болезнь сердца, коронарная болезнь, стенокардия. Во время приступов из-за сужения просвета коронарных сосудов ухудшается кровоснабжение миокарда, что сопровождается болью за грудиной, часто отдающей в левую руку.

Эмоциональная лабильность – разнообразные поверхностные, легко изменчивые и неконтролируемые эмоциональные проявления.

Эндокринная система – система желез внутренней секреции, участвующая в регуляции физиологических функций.

Ятрогения (греч. iatros врач, genes порождающий) – ненамеренно спровоцированное поведением врача, терапией психогенное расстройство. Возникает обычно из-за неосторожного высказывания медработника у мнительных женщин, лиц переходного и пожилого возраста.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




Тема


Всего

Тренинг


Самостоя-тельная работа студентов










1.

Диагностика психосоматических расстройств

10

2

8

2.

Методы психосоматической терапии

10

2

8

3.

Психосоматика в психоневрологии

10

2

8

4.

Питание, выделение, обмен веществ

10

2


8

5.

Дыхание и кровообращение

10

2

8

6.

Кожа и двигательный аппарат

10

2

8

7.

Гинекология и сексология

10

2

8

8.

Тяжелые болезни и умирание

10

2

8






Итого

80

16

64

Форма итогового контроля


Зачет



III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Кол. час.


Форма самосто-ятельной работы

Литература

Форма отчетности


Кол. час. для конт.

1

2

3

4

5

6

7

Диагностика психосоматических расстройств

Методы диагностики

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 54-72.

Методическое пособие к курсу. С. 3-6.


реферат

0,5

Методы

психосоматической терапии

Терапевтические методики

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 73-125.

реферат

0,5

Психосоматика в психоневрологии

Психосоматика в психоневрологии

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

Методическое пособие к курсу. С. 7-11.


реферат

0,5

Питание, выделение, обмен веществ

Расстройства питания, выделения и обмена веществ

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 218-251, 268-309, 391-397.

Методическое пособие к курсу. С.11-18.


реферат

0,5

Дыхание и кровообращение

Расстройства дыхания и кровообращения

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С.205-218, 235-243, 361-383.

Методическое пособие к курсу. С. 18-22.


реферат

0,5

Кожа и двигательный аппарат

Кожные и двигательные нарушения

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 115-122,186-193, 252-253, 409-419.

Методическое пособие к курсу. С.22-25.


реферат

0,5

Гинекология и сексология

Женские болезни и сексуальные дисфункции

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 311-353, 398-409.

Методическое пособие к курсу. С.25-28.


реферат

0,5

Тяжелые болезни и умирание

Тяжелые болезни и умирание

8

Тесты, упражнения


Психосоматика

и психотерапия.

С. 355-419.

Методическое пособие к курсу. С.28-31.


реферат

0,5


IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Диагностика психосоматических расстройств.

  2. Методы психосоматической терапии.

  3. Психосоматика в психоневрологии.

  4. Расстройства питания, выделения и обмена веществ.

  5. Расстройства дыхания и кровообращения.

  6. Кожные и двигательные нарушения.

  7. Женские болезни и сексуальные дисфункции.

  8. Тяжелые болезни и умирание


V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Групповая терапия психосоматических больных

  2. Подход Фрайбергера и Пезешкиана.

  3. Методика Лоуэна и биообратная связь.

  4. Лечение аскетической формы анорексии.

  5. Психотерапия больных соматизированной депрессией.

  6. Психотерапия желудочных больных.

  7. Психотерапия больных бронхиальной астмой.

  8. Психотерапия сердечнососудистых больных.

  9. Психотерапия кожных больных.

  10. Методы психотерапии судорожных расстройств.

  11. Методы психотерапии болезней суставов.

  12. Сексуальная терапия женских психосексуальных расстройств.

  13. Сексуальная терапия сексуальных дисфункций у мужчин.

  14. Психотерапия больных после инфаркта и инсульта.

  15. Психологическая помощь при климаксе.

  16. Особенности психотерапевтического подхода к пожилым больным.

  17. Психологическая помощь умирающим больным и их родственникам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по администрированию ос windows»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации»
Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата...
Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс по специальному курсу «иностранное гражданское...
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданского права и процесса Казанского государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс. По курсу "нотариат российской федерации"...
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconБелашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций»
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 23 с
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическое источниковедение
Учебно-методический комплекс по курсу «Политическое источниковедение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» icon«Учебно-методический комплекс 190201 «Практикум по профессии слесарь автосервиса»

Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconЛабораторный практикум по бухгалтерскому учету
Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Учебно-методический комплекс по специальности: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по квалификации преступлений»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса»
Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших...
Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике» iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический...
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск