Скачать 424.96 Kb.
|
НОУ ВПО «Институт психоанализа» Факультет психологии Кафедра общей психологии Утверждено на заседании кафедры общей психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав. кафедрой общей психологии к.пс.н., проф. Иванов Ф.Е. ________ Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» Автор: Белашева Христина Валерьевна кандидат психологических наук Москва 2009 Печатается по решению кафедры общей психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Белашева Х.В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 23 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Белашева Х.В. 2009 г. Содержание
Введение Раздел первый. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний. Тема 1. Введение в психологию эмоций. Тема 2.Основные направления в изучении и классификации эмоций. Раздел второй. Роль эмоциональных состояний в психической активности и в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций. Тема 3. Эмоциональные состояния. Тема 4. Роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека. Тема 5. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе. Тема 6. Патология эмоций: аффективные синдромы и расстройства.
Тема 1. Объективные методы оценки эмоций. Тема 2. Психологические методы изучения эмоциональной сферы. Тема 3. Исследование эмоциональной сферы в детском возрасте.
I. Программа курса. Выписка из госстандарта.
Психология эмоций, являясь одним из важнейших разделов общей психологии, психологии личности, психофизиологии, клинической психологии, психологии труда и социальной психологии, несомненно, является одной из актуальных и проблемных отраслей в психологии. Значительный интерес к ней проявляется, как со стороны теоретиков, так и практикующих психологов. Особенно этот интерес возрастает в аспекте проблемы гармоничного развития личности современного человека, который находится в условиях психотравмирующих воздействий, как со стороны экологического неблагополучия, так и социальных потрясений. Несмотря на то, что длительное время эмоции и чувства в психологии исследовались ретроспективным методом, на основе наблюдения, был собран, обобщен и проанализирован разнообразный эмпирический материал, разработаны теории эмоций. Итогом такой работы послужило выделению базовых эмоций, их характеристик, роль и значение в выживании биологического вида и индивида. Также были установлены предикторы для возникновения эмоций, их физиологические и психологические механизмы. Тем не менее, интерес к прикладным вопросам психологии эмоций растет из года в год, тем самым способствуя наращиванию современного методологического научного аппарата в понимании эмоций. Основная цель курса - с позиций современной психологии эмоций рассмотреть наиболее специфические особенности эмоциональной сферы человека, сравнить разнообразные подходы в исследовании эмоций, продемонстрировать значительный вклад эмоций в жизнедеятельность человека. В курсе «Психология эмоций» излагаются как классические и общепринятые представления научных исследований отечественных и зарубежных ученых, так и их противоположные точки зрения, обсуждаются объективная сложность нерешенных и дискуссионных проблем. В задачи курса входят ознакомление студентов и помощь в овладении ими конкретными психодиагностическими методиками. Курс состоит из двух разделов. Первый раздел начинается с введения в психологию эмоций и обозначения ее основных проблем: значение эмоций в ряду аффективных проявлений субъекта, их феноменология, функции, способы выражения; обсуждаются основные аспекты в изучении эмоций, анализируются теории зарубежных и отечественных авторов; во втором разделе рассматриваются вклад эмоций в психическую активность и поведение человека; проявления эмоциональных феноменов, состояний и процессов на психофизиологическом и социальном уровне, эмоциональные характеристики личности; развитие эмоциональной сферы в онтогенезе; патология эмоций. Программа рассчитана для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» и направлению 521000 «Психология». III. Содержание курса Раздел 1. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний. Общие представления об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные аспекты изучения эмоций. Эмоциональные феномены и их психологическая характеристика. История развития взглядов на эмоциональную сферу психической жизнедеятельности человека. Методологическая проблема эмоций в современной психологии. Тема 1. Введение в психологию эмоций. Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза). Основные аспекты изучения эмоций: эмоции как явления, эмоции как психотелесные состояния, эмоции как процесс. Темы докладов:
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 2. Эмоции и их функции. Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций: филогенетический и онтогенетический аспекты. Классификация функций эмоций. Вопросы к семинару:
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 3. Психифизиологические основы эмоций. Физиологические основы эмоций: подкорковые центры и вегетативная нервная система, процессы высшей нервной деятельности (ВНД) в коре головного мозга. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Экспериментальные исследования в области психофизиологии эмоций: узколокализационистские концепции мозговой организации эмоций (Х. Дельгадо, В.М. Смирнов), исследования базальных эмоций (В.Д. Небылицин), исследования эмоциональных состояний, вызванные раздражением различных структур головного мозга (П.В. Симонов), теория «круг Папеца», лимбическая концепция эмоций (Г. Шепард), нейрофизиологические исследования новой коры Клювера-Бюси, «лобный синдром» (А.Р. Лурия). Вопросы к семинару:
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 4. Внешнее выражение эмоций. Взгляды Ч.Дарвина на возникновение и развитие выразительных движений. Основные способы выражения эмоций: вербальный, невербальный и их исследования. Межкультурные различия в выражении эмоций. Вопросы к семинару:
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 5. Основные направления в изучении и классификации эмоций Эмоциональные явления как факт сознания (трехмерная концепция чувств В.Вундта). Эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда). Эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая концепция эмоций). Эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П. К. Анохина). Эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера, познавательная теория эмоций Р.Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Вопросы к семинару:
ЛИТЕРАТУРА
Раздел 2. Роль эмоциональных состояний в психической активности и в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций. ТЕМА 6. эмоциональные состояния Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций. Чувственный (эмоциональный) тон ощущений. Чувства и их классификации. Настроения и их особенности. Аффект и его характеристики. Стресс, стадии его развития. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации. Вопросы к семинару:
ЛИТЕРАТУРА
|
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с | Учебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для... Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология» | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Психология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо.... Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... |