Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций»





Скачать 424.96 Kb.
НазваниеБелашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций»
страница1/4
Дата публикации04.03.2015
Размер424.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии

к.пс.н., проф. Иванов Ф.Е. ________

Учебно-методический комплекс по курсу

«Психология эмоций»

Автор:

Белашева Христина Валерьевна

кандидат психологических наук
Москва

2009

Печатается по решению кафедры общей психологии
НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Белашева Х.В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 23 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Белашева Х.В. 2009 г.


Содержание


  1. Программа курса. Выписка из госстандарта

  2. Пояснительная записка

  3. Содержание курса

Введение

Раздел первый. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний.

Тема 1. Введение в психологию эмоций.

Тема 2.Основные направления в изучении и классификации эмоций.

Раздел второй. Роль эмоциональных состояний в психической активности и

в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций.

Тема 3. Эмоциональные состояния.

Тема 4. Роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека.

Тема 5. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе.

Тема 6. Патология эмоций: аффективные синдромы и расстройства.

  1. План семинарских и практических занятий по курсу

Тема 1. Объективные методы оценки эмоций.

Тема 2. Психологические методы изучения эмоциональной сферы.

Тема 3. Исследование эмоциональной сферы в детском возрасте.

  1. Распределение часов курса по темам и видам работ (очная форма обучения)

  2. Распределение часов курса по темам и видам работ (заочная форма обучения)

  3. Организация самостоятельной работы

  4. Темы рефератов и курсовых работ

  5. Вопросы к экзамену


I. Программа курса.

Выписка из госстандарта.

Индекс

Общая психология (психология чувств, эмоций)


ОПД.Ф.02

Общее представление об эмоциях; основные направления развития представлений об эмоциях; классификация эмоций; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; эмоции и личность; развитие эмоциональной сферы в онтогенезе; патология эмоций; экспериментальное исследование эмоций.




  1. Пояснительная записка


Психология эмоций, являясь одним из важнейших разделов общей психологии, психологии личности, психофизиологии, клинической психологии, психологии труда и социальной психологии, несомненно, является одной из актуальных и проблемных отраслей в психологии. Значительный интерес к ней проявляется, как со стороны теоретиков, так и практикующих психологов. Особенно этот интерес возрастает в аспекте проблемы гармоничного развития личности современного человека, который находится в условиях психотравмирующих воздействий, как со стороны экологического неблагополучия, так и социальных потрясений.

Несмотря на то, что длительное время эмоции и чувства в психологии исследовались ретроспективным методом, на основе наблюдения, был собран, обобщен и проанализирован разнообразный эмпирический материал, разработаны теории эмоций. Итогом такой работы послужило выделению базовых эмоций, их характеристик, роль и значение в выживании биологического вида и индивида. Также были установлены предикторы для возникновения эмоций, их физиологические и психологические механизмы. Тем не менее, интерес к прикладным вопросам психологии эмоций растет из года в год, тем самым способствуя наращиванию современного методологического научного аппарата в понимании эмоций.

Основная цель курса - с позиций современной психологии эмоций рассмотреть наиболее специфические особенности эмоциональной сферы человека, сравнить разнообразные подходы в исследовании эмоций, продемонстрировать значительный вклад эмоций в жизнедеятельность человека.

В курсе «Психология эмоций» излагаются как классические и общепринятые представления научных исследований отечественных и зарубежных ученых, так и их противоположные точки зрения, обсуждаются объективная сложность нерешенных и дискуссионных проблем.

В задачи курса входят ознакомление студентов и помощь в овладении ими конкретными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из двух разделов. Первый раздел начинается с введения в психологию эмоций и обозначения ее основных проблем: значение эмоций в ряду аффективных проявлений субъекта, их феноменология, функции, способы выражения; обсуждаются основные аспекты в изучении эмоций, анализируются теории зарубежных и отечественных авторов; во втором разделе рассматриваются вклад эмоций в психическую активность и поведение человека; проявления эмоциональных феноменов, состояний и процессов на психофизиологическом и социальном уровне, эмоциональные характеристики личности; развитие эмоциональной сферы в онтогенезе; патология эмоций.

Программа рассчитана для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» и направлению 521000 «Психология».

III. Содержание курса

Раздел 1. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний.
Общие представления об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные аспекты изучения эмоций. Эмоциональные феномены и их психологическая характеристика. История развития взглядов на эмоциональную сферу психической жизнедеятельности человека. Методологическая проблема эмоций в современной психологии.
Тема 1. Введение в психологию эмоций.

Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза). Основные аспекты изучения эмоций: эмоции как явления, эмоции как психотелесные состояния, эмоции как процесс.

Темы докладов:

  1. Спиноза Б.: О происхождении и природе аффектов.

  2. Декарт Р.: Страсти души.

  3. Проблемы эмоций в психологии.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.13-20.

  2. Декарт Р. Страсти души // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Гиппенрейтер, М. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С.39.

  3. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - С.13-25; 92-115.

  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008. - С. 41-52.

  5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – С. 21-24.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции. СПб.: Питер, 2008. С.551-571.

  7. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология чувств. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.30-47.

  8. Хомская Е.Д., Батова Н.Я Мозг и эмоции // Нейропсихологическое исследование. – М., 1998. – С.8-18.

  9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. С. 5-14.


ТЕМА 2. Эмоции и их функции.

Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций: филогенетический и онтогенетический аспекты. Классификация функций эмоций.
Вопросы к семинару:

  1. Раскройте проблему функций эмоций в психологии.

  2. Прокомментируйте сущность биологической целесообразности эмоций в трудах Ч.Дарвина: «Выражение эмоций у человека и животных», «Страсти души».

  3. В чем выражается эвристическая функция эмоций. Приведите пример.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Гиппенрейтер, М. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С.122-134.

  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978.- С.23-57.

  3. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - С.15-23.

  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008. - С. 99-128.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции. СПб.: Питер, 2008. С.551-571.


ТЕМА 3. Психифизиологические основы эмоций.

Физиологические основы эмоций: подкорковые центры и вегетативная нервная система, процессы высшей нервной деятельности (ВНД) в коре головного мозга. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Экспериментальные исследования в области психофизиологии эмоций: узколокализационистские концепции мозговой организации эмоций (Х. Дельгадо, В.М. Смирнов), исследования базальных эмоций (В.Д. Небылицин), исследования эмоциональных состояний, вызванные раздражением различных структур головного мозга (П.В. Симонов), теория «круг Папеца», лимбическая концепция эмоций (Г. Шепард), нейрофизиологические исследования новой коры Клювера-Бюси, «лобный синдром» (А.Р. Лурия).
Вопросы к семинару:

  1. Опишите общую картину физиологических механизмов эмоций.

  2. Раскройте взгляды И.П. Павлова на возникновение эмоций.

  3. Проведите сравнительный анализ между базальными эмоциями и эмоциональными состояниями, образующиеся вследствие раздражения различных структур мозга.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия у человека. – М., 1988.

  2. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - С.15-38.

  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008. - С. 20-23.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции. СПб.: Питер, 2008.


ТЕМА 4. Внешнее выражение эмоций.
Взгляды Ч.Дарвина на возникновение и развитие выразительных движений. Основные способы выражения эмоций: вербальный, невербальный и их исследования. Межкультурные различия в выражении эмоций.
Вопросы к семинару:

  1. Раскройте сущность проблемы распознавания эмоций по выразительным движениям у человека.

  2. Опишите мимические коды эмоциональных состояний.

  3. Проанализируйте 3-х уровневое деление человеческого тела при описании эмоциональных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004. – С. 190-238.

  2. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

  3. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – С. 134-165.

  4. Фризен У., Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2009.


ТЕМА 5. Основные направления в изучении и классификации эмоций

Эмоциональные явления как факт сознания (трехмерная концепция чувств В.Вундта). Эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда). Эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая концепция эмоций). Эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П. К. Анохина). Эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера, познавательная теория эмоций Р.Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Вопросы к семинару:

  1. Проанализируйте проблему теории эмоций в психологии.

  2. Проведите сравнительный анализ периферической теории эмоций Джемса-Ланге и таламической теории эмоций Кеннона-Барда.

  3. Опишите причины возникновения когнитивного направления изучения эмоций.

  4. Перечислите основные критерии для выделения базовых эмоций.

  5. Сформулируйте основные выводы после знакомства с вышеперечисленными теориями эмоций.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 181-188.

  2. Бреслав Г. Психология эмоций: учеб. пособие. – М.: Смысл, 2004. – С. 10-69.

  3. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 48-63.

  4. Джеймс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнас, Ю. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 89-96.

  5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – С. 54-70.

  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008. - С. 84-122.

  7. Лазарус Р. Об оценке: коротко и в деталях // Психология эмоций: хрестоматия / под ред. Ю. Гиппенрейтер, М. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 228-238.

  8. Макдауголл У. Различие эмоций и чувства // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнас, Ю. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 107-113.

  9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – С. 21-37.

  10. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнас, Ю. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 188-195.

  11. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювенита, 1999.



Раздел 2. Роль эмоциональных состояний в психической активности и

в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций.
ТЕМА 6. эмоциональные состояния
Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций. Чувственный (эмоциональный) тон ощущений. Чувства и их классификации. Настроения и их особенности. Аффект и его характеристики. Стресс, стадии его развития. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.
Вопросы к семинару:

  1. Проанализируйте проблему эмоциональных состояний в психологии эмоций.

  2. Проведите сравнительный анализ ощущений и эмоционального тона.

  3. Приведите пример чувственного тона ощущений и эмоционального тона впечатлений.

  4. Проанализируйте связь настроений с социальным контекстом поведения.

  5. Опишите влияние аффекта на личность и последствия его переживания. Приведите пример влияния аффекта на личность.

  6. Раскройте сущность физиологического и психологического стресса.

  7. Проанализируйте и перечислите сходства и различия стресса и фрустрации.

  8. Какие вы знаете виды толерантности?


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современные состояния проблемы. – М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995.

  2. Бернс Д. Тайна настроения // Руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. – М.: Рипод Классик, 1997.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 31-48.

  4. Гозман Л.Я психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

  5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – С. 21-44.

  6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – М.: Наука, 1970.Левитов Н.Д. Фрустрация – один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – 1967. - №3.

  7. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты / под ред. В. Вилюнас, Ю. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 241-247.

  8. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – С. 7-12; 24-48.

  9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. – С. 25-83.

  10. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений6 современное состояние проблемы // Психологический журнал. – 1992. - №2. – С. 14-29.

  11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1. – С. 244-258; 365-390.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconПсихология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для...
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология»
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconПсихология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с
Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск