Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления»
страница1/5
Дата публикации27.02.2015
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа педагогики


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Специальность 050706.65 Педагогика и психология

Специализация «Психология управления»
Форма обучения — очная/ заочная


Школа педагогики

Кафедра педагогической психологии

курс _5/6 семестр 10 /__

лекции 7/8___ (час.)

практические занятия__7/____час.

семинарские занятия__7/0 _час.

лабораторные работы______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки_14/8__(час.)

самостоятельная работа 58/64___ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет __10 семестр / 6 курс

экзамен__________семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (N 671 пед/сп от 31 января 2005 г.)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры педагогической психологии протокол № 1 от «2» __09__2013г.
Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Михина Г. Б.

Составитель (ли): Мамаева С.Н.
Аннотация

учебно-методического комплекса дисциплины

«Управление образовательными системами»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление образовательными системами» разработан для студентов 5 курса по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данному направлению.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: особое внимание уделяется ключевым вопросам педагогической культуры будущего учителя: системному подходу к управлению образовательным учреждением и образовательным процессом, навыкам принятия решений в условиях модернизации российского образования, умению применять нормативно-правовые документы образовательного законодательства к решению педагогических задач. Представлены понятия управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация

Дисциплина «Управление образовательными системами» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Менеджмент», «Психология управления».

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа педагогики ДВФУ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Специальность 050706.65 Педагогика и психология

Специализация «Психология управления»

Форма подготовки (очная/ заочная)
Школа педагогики

Кафедра педагогической психологии

курс _5/6 семестр 10 /__

лекции 7/8___ (час.)

практические занятия__7/____час.

семинарские занятия______час.

лабораторные работы______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки_14/8__(час.)

самостоятельная работа 58/64___ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет __10 семестр / 6 курс

экзамен__________семестр

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (N 671 пед/сп от 31 января 2005 г.)
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры педагогической психологии

протокол № 1 от 02. 09 .2013г.
Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Михина Г. Б.

Составитель (ли): Мамаева С.Н.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в программе рассматриваются: образовательные системы, понятие и виды, идеи управления в традиционных взглядах на педагогические явления. Интеграция идей управления в педагогическую науку и практику. Идеи управления в школоведении, теории научной организации педагогического труда, учения о саморазвитии личности и коллектива. Программа составлена для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», относится к циклу управленческих дисциплин. Курс связан с дисциплинами «Менеджмент в образовании», «Психология управления».

Цель: содействие становлению специальной компетентности будущих специалистов образования в области управления образовательными системами.

Задачи:

  1. Знать основные понятия дисциплины;

  2. Иметь систему знаний о регулировании деятельности образовательных систем;

  3. Иметь основные умения: планировать, организовывать, контролировать деятельность образовательных систем;

  4. Знать основы управления педагогическим коллективом;

  5. Иметь навык решения профессиональных задач.



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части Курса (7/8 час.)

МОДУЛЬ 1. Образовательные системы. (3/4 часа)

Раздел I. Образовательные системы: понятие и виды.

Тема 1. Понятие и общая характеристика. (1/1 час.)

Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Образовательные системы, их типы и виды. Основные понятия научного управления.

Тема 2. Эволюция мысли об управлении образовательными системами. (1/1 час.) Понятие управления и педагогического менеджмента. Идеи управления в школоведении, теории научной организации педагогического труда, учения о саморазвитии личности и коллектива.

Тема 3. Системы образования в Российской федерации и зарубежных странах. (1/2 часа.) Государственно-общественная система управления образованием. Понятия «образование», «система образования», «государственные образовательные стандарты». Образовательные учреждения как системы. Школа как педагогическая система и объект управления. Российские и зарубежные системы образования. Службы управления в системе образования.
МОДУЛЬ 2. Теория управления.

Раздел 2. Принципы управления. Функции управления. (4/4 часа)
Тема 4. Принципы управления образовательными системами. (2/2 час.)

Сущность понятия «принципы управления». Различные подходы к определению принципов управления. Принципы управления педагогическими системами. Теоретическое и практическое значение принципов управления образовательными системами. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.

Тема 5. Управление функционированием и развитием образовательных систем. Системный и ситуационный подходы к управлению. (2/2 часа.)

Сущность управления функционированием и управления развитием образовательных систем. Нововведения в образовательных системах. Локальные, модульные и системные нововведения. Единство управления функционированием и управления развитием. Взаимосвязь ситуационного и системного подходов к управлению образовательными системами.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Семинарские занятия (7/0 час.)

Занятие 1. Основы управления педагогическим коллективом. (1 час.)

Педагогический коллектив как социальная система. Состав педагогического коллектива. Этапы развития педагогического коллектива и его субъектов. Административное. Педагогическое и общественное самоуправление в коллективе образовательного учреждения. Основные функции управления педагогическим коллективом и его субъектов. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическими системами. Педагогическое руководство общественными организациями и объединениями.

Занятие 2. Сущность понятия «методы реализации управленческих функций». (2 часа.) Методы реализации управленческих функций. Методы педагогического анализа. Анализ спектра образовательных услуг, анализ усвоения школьниками ГОС и программ дополнительного образования, анализ активности субъектов образовательного процесса, анализ состояния ресурсного обеспечения образовательного процесса, анализ уровня квалификации педагогов и состояния методической работы, анализ состояния управления педагогической системой. Целеполагание. Планирование.

Занятие 3. Основы научной организации управления образовательными системами. (2 часа.) Система принципов НОПТ: организация творческого труда, разделение и кооперация труда, рационализация форм и методов труда, совершенствование организации рабочих мест, совершенствование планирования, нормирования, учета и контроля, совершенствование условий труда и отдыха, совершенствование системы стимулов к труду, повышение квалификации. Индивидуальные, групповые и коллегиальные организационные формы деятельности и управления и присущие им методы организации. Метадеятельность руководителя.

Занятие 4. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения. (1 час.) Понятие культуры и управленческой культуры руководителя образовательной системы. Объективная и субъективная культура.

Управленческая культура руководителя. Основные составляющие управленческой культуры руководителя. Имидж руководителя. Пути повышения управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.

Занятие 5. Повышение квалификации работников образования. Аттестация. (1 час.)

Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Повышение квалификации как ступень непрерывного педагогического образования и условие развития образовательной системы. Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. Руководство системой повышения квалификации работников образовательного учреждения. Порядок аттестации работников образования.



  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к зачету.


  1. Образовательные системы: понятие и виды.

  2. Эволюция мысли об управлении образовательными системами.

  3. Системы образования в Российской федерации и зарубежных странах.

  4. Принципы управления образовательными системами.

  5. Управление функционированием и развитием образовательных систем. Системный и ситуационный подходы к управлению.

  6. Основы управления педагогическим коллективом.

  7. Сущность понятия «методы реализации управленческих функций».

  8. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

  9. Повышение квалификации работников образования. Аттестация.

  10. Основы научной организации управления образовательными системами.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


  1. Сообщение к теме «Эволюция мысли об управлении образовательными системами»

  2. Реферат «Системы образования в зарубежных странах»

  3. Сообщение к теме «Основы управления педагогическим коллективом» ( А.С. Макаренко)

  4. Опорный конспект к теме «Управленческая культура руководителя образовательного учреждения» (В.С. Никитенко «Управление образовательными системами»)

  5. Изучение новой нормативно-правовой документации к теме «Повышение квалификации работников образования. Аттестация» (С.Н. Мамаева Пособие «Нормативно- правовое обеспечение образования, практикум»)




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

1. Теория и практика управления образовательными системами: учебное пособие/Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет; сост. Л.И. Гинсбург, Г.Ф. Понкратенко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, 2009.

2. Машунин, Ю.К., Теория и практика разработки управленческих решений: учебное пособие / Ю.К. Машунин. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2012. - 341 с.

3. Мамаева С.Н. Разработка и применение кейс-технологий в курсах управленческих дисциплин педагогического направления: учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009.
Дополнительная литература

  1. Полонский ВМ. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004.

  2. Внутри школьное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И Шамовой. – М., 2001

  3. Глухов В.В. основы менеджмента. – М., 1995

  4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999

  5. Ямбург Е.А. школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация) – М., 1997

  6. Управление качеством образования : практикоориентированная монография и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. – М. : Пед. о-во России, 2004. – 448 с.

  7. Управление школой: теоретические основы и методы. Учеб. пособие/Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997

  8. Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. – Л., 1995

  9. Управление развитием школы: Пособ. для руководителей школ / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева

  10. Основы внутри школьного управления / Под ред. П.В. Худоминского. – М., 1997
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706....
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706....
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными системами специальность 050706. 65 Педагогика и психология Специализация «Психология управления» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск