МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Специальность 050706.65 Педагогика и психология
Специализация «Психология управления»
Форма обучения — очная/ заочная
Школа педагогики
Кафедра педагогической психологии
курс _5/6 семестр 10 /__
лекции 7/8___ (час.)
практические занятия__7/____час.
семинарские занятия__7/0 _час.
лабораторные работы______час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки_14/8__(час.)
самостоятельная работа 58/64___ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет __10 семестр / 6 курс
экзамен__________семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (N 671 пед/сп от 31 января 2005 г.) Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры педагогической психологии протокол № 1 от «2» __09__2013г. Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Михина Г. Б.
Составитель (ли): Мамаева С.Н. Аннотация
учебно-методического комплекса дисциплины
«Управление образовательными системами» Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление образовательными системами» разработан для студентов 5 курса по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данному направлению.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: особое внимание уделяется ключевым вопросам педагогической культуры будущего учителя: системному подходу к управлению образовательным учреждением и образовательным процессом, навыкам принятия решений в условиях модернизации российского образования, умению применять нормативно-правовые документы образовательного законодательства к решению педагогических задач. Представлены понятия управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация
Дисциплина «Управление образовательными системами» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Менеджмент», «Психология управления».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа педагогики ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Специальность 050706.65 Педагогика и психология
Специализация «Психология управления»
Форма подготовки (очная/ заочная) Школа педагогики
Кафедра педагогической психологии
курс _5/6 семестр 10 /__
лекции 7/8___ (час.)
практические занятия__7/____час.
семинарские занятия______час.
лабораторные работы______час.
консультации
всего часов аудиторной нагрузки_14/8__(час.)
самостоятельная работа 58/64___ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет __10 семестр / 6 курс
экзамен__________семестр
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (N 671 пед/сп от 31 января 2005 г.) Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры педагогической психологии
протокол № 1 от 02. 09 .2013г. Заведующая (ий) кафедрой педагогической психологии Михина Г. Б.
Составитель (ли): Мамаева С.Н.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в программе рассматриваются: образовательные системы, понятие и виды, идеи управления в традиционных взглядах на педагогические явления. Интеграция идей управления в педагогическую науку и практику. Идеи управления в школоведении, теории научной организации педагогического труда, учения о саморазвитии личности и коллектива. Программа составлена для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», относится к циклу управленческих дисциплин. Курс связан с дисциплинами «Менеджмент в образовании», «Психология управления».
Цель: содействие становлению специальной компетентности будущих специалистов образования в области управления образовательными системами.
Задачи:
Знать основные понятия дисциплины;
Иметь систему знаний о регулировании деятельности образовательных систем;
Иметь основные умения: планировать, организовывать, контролировать деятельность образовательных систем;
Знать основы управления педагогическим коллективом;
Иметь навык решения профессиональных задач.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части Курса (7/8 час.)
МОДУЛЬ 1. Образовательные системы. (3/4 часа)
Раздел I. Образовательные системы: понятие и виды.
Тема 1. Понятие и общая характеристика. (1/1 час.)
Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Образовательные системы, их типы и виды. Основные понятия научного управления.
Тема 2. Эволюция мысли об управлении образовательными системами. (1/1 час.) Понятие управления и педагогического менеджмента. Идеи управления в школоведении, теории научной организации педагогического труда, учения о саморазвитии личности и коллектива.
Тема 3. Системы образования в Российской федерации и зарубежных странах. (1/2 часа.) Государственно-общественная система управления образованием. Понятия «образование», «система образования», «государственные образовательные стандарты». Образовательные учреждения как системы. Школа как педагогическая система и объект управления. Российские и зарубежные системы образования. Службы управления в системе образования. МОДУЛЬ 2. Теория управления.
Раздел 2. Принципы управления. Функции управления. (4/4 часа) Тема 4. Принципы управления образовательными системами. (2/2 час.)
Сущность понятия «принципы управления». Различные подходы к определению принципов управления. Принципы управления педагогическими системами. Теоретическое и практическое значение принципов управления образовательными системами. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
Тема 5. Управление функционированием и развитием образовательных систем. Системный и ситуационный подходы к управлению. (2/2 часа.)
Сущность управления функционированием и управления развитием образовательных систем. Нововведения в образовательных системах. Локальные, модульные и системные нововведения. Единство управления функционированием и управления развитием. Взаимосвязь ситуационного и системного подходов к управлению образовательными системами.
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Семинарские занятия (7/0 час.)
Занятие 1. Основы управления педагогическим коллективом. (1 час.)
Педагогический коллектив как социальная система. Состав педагогического коллектива. Этапы развития педагогического коллектива и его субъектов. Административное. Педагогическое и общественное самоуправление в коллективе образовательного учреждения. Основные функции управления педагогическим коллективом и его субъектов. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическими системами. Педагогическое руководство общественными организациями и объединениями.
Занятие 2. Сущность понятия «методы реализации управленческих функций». (2 часа.) Методы реализации управленческих функций. Методы педагогического анализа. Анализ спектра образовательных услуг, анализ усвоения школьниками ГОС и программ дополнительного образования, анализ активности субъектов образовательного процесса, анализ состояния ресурсного обеспечения образовательного процесса, анализ уровня квалификации педагогов и состояния методической работы, анализ состояния управления педагогической системой. Целеполагание. Планирование.
Занятие 3. Основы научной организации управления образовательными системами. (2 часа.) Система принципов НОПТ: организация творческого труда, разделение и кооперация труда, рационализация форм и методов труда, совершенствование организации рабочих мест, совершенствование планирования, нормирования, учета и контроля, совершенствование условий труда и отдыха, совершенствование системы стимулов к труду, повышение квалификации. Индивидуальные, групповые и коллегиальные организационные формы деятельности и управления и присущие им методы организации. Метадеятельность руководителя.
Занятие 4. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения. (1 час.) Понятие культуры и управленческой культуры руководителя образовательной системы. Объективная и субъективная культура.
Управленческая культура руководителя. Основные составляющие управленческой культуры руководителя. Имидж руководителя. Пути повышения управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.
Занятие 5. Повышение квалификации работников образования. Аттестация. (1 час.)
Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Повышение квалификации как ступень непрерывного педагогического образования и условие развития образовательной системы. Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования. Руководство системой повышения квалификации работников образовательного учреждения. Порядок аттестации работников образования.
контроль достижения целей курса
Вопросы к зачету.
Образовательные системы: понятие и виды.
Эволюция мысли об управлении образовательными системами.
Системы образования в Российской федерации и зарубежных странах.
Принципы управления образовательными системами.
Управление функционированием и развитием образовательных систем. Системный и ситуационный подходы к управлению.
Основы управления педагогическим коллективом.
Сущность понятия «методы реализации управленческих функций».
Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.
Повышение квалификации работников образования. Аттестация.
Основы научной организации управления образовательными системами.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Сообщение к теме «Эволюция мысли об управлении образовательными системами»
Реферат «Системы образования в зарубежных странах»
Сообщение к теме «Основы управления педагогическим коллективом» ( А.С. Макаренко)
Опорный конспект к теме «Управленческая культура руководителя образовательного учреждения» (В.С. Никитенко «Управление образовательными системами»)
Изучение новой нормативно-правовой документации к теме «Повышение квалификации работников образования. Аттестация» (С.Н. Мамаева Пособие «Нормативно- правовое обеспечение образования, практикум»)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Теория и практика управления образовательными системами: учебное пособие/Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет; сост. Л.И. Гинсбург, Г.Ф. Понкратенко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, 2009.
2. Машунин, Ю.К., Теория и практика разработки управленческих решений: учебное пособие / Ю.К. Машунин. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2012. - 341 с.
3. Мамаева С.Н. Разработка и применение кейс-технологий в курсах управленческих дисциплин педагогического направления: учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009. Дополнительная литература
Полонский ВМ. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004.
Внутри школьное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И Шамовой. – М., 2001
Глухов В.В. основы менеджмента. – М., 1995
Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999
Ямбург Е.А. школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация) – М., 1997
Управление качеством образования : практикоориентированная монография и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. – М. : Пед. о-во России, 2004. – 448 с.
Управление школой: теоретические основы и методы. Учеб. пособие/Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997
Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. – Л., 1995
Управление развитием школы: Пособ. для руководителей школ / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева
Основы внутри школьного управления / Под ред. П.В. Худоминского. – М., 1997
|