Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология





Скачать 179.04 Kb.
НазваниеПсихология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Дата публикации03.07.2013
Размер179.04 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина ___________ Психология эмоций и воли ______

(наименование)
Направление подготовки ___ 030300.62 Психология _______________________
Профиль подготовки _____________________________
Квалификация (степень) выпускника

_____________Бакалавр_____________
Кафедра __________ Общей психологии _________________

(название)
Курс ________ 2 (3семестр) _____________
форма обучения ________ очная ______________________



Программа разработана

Доц. каф. общей психологии, к. псх. н. Андреевой Л.В..




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)



Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_________Общей психологии____________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)



Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





















































































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Психология эмоций и воли» является важной частью методической подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология, предполагающей формирование у студентов факультета психологии и безопасности жизнедеятельности базовых компетентностей. Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения.
Цель освоения дисциплины:

Целью дисциплины является формирование у студентов представления о предмете и сущности эмоции - психологического феномена изучить природу, сущность, функции, характеристики, основные направления психологических исследований эмоций. Формирование у студентов представлений об общих закономерностях возникновения эмоционального тона, как самой простой формы эмоционального реагирования, тона ощущений возникающего при непосредственном воздействии раздражителя вызывающего ощущение и тона впечатлений, возникающего как эмоциональная память на прошлые события. Данное учебно-методическое пособие дает возможность студентам ознакомиться с таким понятием как эмоция – эмоциональное явление – реакция организма и личности на эмоциогеннную ситуацию или событие, направленное на приспособление к ним.

Задачи курса состоят в изучении устойчивой индивидуальной выраженности характеристик эмоций у человека другими словами эмоциональных свойств человека: эмоциональной возбудимости, эмоциональной глубины, эмоциональной ригидности – лабильности, эмоциональной устойчивости, экспрессивности. Ознакомление студентов с основными чувствами – как устойчивыми пристрастными отношениями человека к какому-либо одушевленному абстрактному объекту и эволюцией эмоциональной сферы, является еще одной задачей данного курса «Психология эмоций и воли». На ряду с общими задачами можно выделить несколько частных задач курса «Психология эмоций и воли» таких как: рассмотреть эмоциональные явления как регулирующие поведение человека и как отражающие отношения человека к действительности в форме переживаний; проанализировать различные психологические и психофизиологические теории эмоций; объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения; выявить характеристики (общие для всех психических явлений и специфические) эмоциональных явлений; рассмотреть организующее и дезорганизующее влияние эмоций на поведение и деятельность человека; психосоматические эффекты эмоций; изучить конкретные эмоциональные процессы и состояния и способы управления негативными для личности и ее деятельности эмоциональными состояниями.
Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Эмоции и воля»» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.28).

Освоение курса «Эмоции и воля» должно опираться на знания, умения, навыки, компетенции, сформированные при изучении таких дисциплин базовой части профессионального цикла, как «Общая психология. Ощущения и восприятия», «Общая психология. Внимание и память».

Связь с другими дисциплинами и практиками:

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Освоение дисциплины «Психология и воли» должно опираться на знания, умения, навыки, компетенции, сформированные при изучении таких дисциплин базовой части профессионального цикла, как «Общая психология», «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Психофизиология» и «Нейрофизиология»,»Психология развития и возрастная психология».

Требования к результатам освоения дисциплины Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

В результате изучения учебной дисциплины «Психология эмоций и воли» студент должен:

знать:

- определение эмоций, классификации эмоций;

- основные виды эмоциональных явлений;

- основные отечественные и зарубежные теории эмоций и воли;

- понятие о воле, основных подходах к изучению воли;

- понятие о волевых действиях и их структуре;

уметь:

- определять диагностические признаки конкретных проявлений эмоций и воли;

- выделять и анализировать характеристики эмоциональных явлений;

владеть:

- системой научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений об эмоциональных и волевых особенностях личности;

- навыками систематизации и анализа эмпирических знаний об основных видах и характеристиках эмоциональных и волевых особенностях личности

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

Указывается перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.
В результате овладения содержанием курса «Психология эмоций и воли» в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность:

способность и готовность к:

преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность:

способность и готовность к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий, из них 14 лекционных, 22 семинарских занятия, отдельные темы вынесены на самостоятельное (36 ч.) и углубленное изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене (3 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, тестовых заданий, коллоквиумов.
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Эмоции как форма отражения действительности.

3

7

1

2




2

2




2

Развитие представлений о сущности эмоций.

3

9

1

2




3

3




3

Физиологические механизмы эмоций.

3

9

2

1




3

3

Коллоквиум

4

Показатели эмоциональных реакций.

3

9

1

2




3

3

Опрос студентов на практических занятиях

5

Классификации эмоций.

3

9

1

2




3

3

Опрос студентов на практических занятиях

6

Эмоциональные процессы и состояния.

3

9

1

2




3

3

Опрос студентов на практических занятиях

7

Связь эмоций с другими психическими процессами.

3

9

1

2




3

3

Выполнение аудиторных контрольных работ

8

Развитие эмоций и чувств и детей.

3

8

1

1




3

3

опрос студентов на практических занятиях

9

Понятие о воле как о предмете научного исследования.

3

7

1

2




2

2

Групповое тестирование

10

Теории воли в научной психологии.

3

9

1

2




3

3

Выполнение аудиторных контрольных работ

11

Структура и классификация регуляционно-волевых процессов.

3

8

1

1




3

3

Коллоквиум

12

Развитие представления о механизмах психической регуляции.

3

7

1

1




3

2

Опрос студентов на практических занятиях

13

Конкретные проявления воли.

3

8

1

2




2

3

Опрос студентов на практических занятиях




итого




108

14

22




36

36

экзамен







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОбщая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПсихология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»...
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск