Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника





Скачать 121.71 Kb.
НазваниеОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника
Дата публикации16.07.2013
Размер121.71 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности

Кафедра общей психологии

Оценочные средства

по учебной дисциплине
Экспериментальная психология

Направление подготовки 030300.62 Психология

Профиль подготовки:
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Общей психологии

Курс - 3 семестр 5
Форма обучения - очная


Составитель: Маланов С.В., д. псх. наук, доцент


Йошкар-Ола 2012

Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета технологии и профессионального образования

протокол заседания № 1 от

" " сентября 2011 г.

_________________ Разумова О.Г.





Рассмотрены и одобрены на

заседании кафедры общей психологии

протокол заседания № 1 от

"1" сентября 2011 г.

_________________ С.В. Маланов















Сведения о переутверждении

на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения






































Оценочные средства по дисциплине

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Тематическое содержание реферативных и курсовых работ:
Выбор темы возможной курсовой работы предполагает конкретизацию при собеседовании студента с преподавателем (научным руководителем) и не ограничивается предложенной тематикой.


  1. Основные методологические и теоретические позиции деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

  2. Философско-методологические позиции в отношении места и роли психических явлений в окружающем мире.

  3. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии и методы исследования.

  4. Особенности вне научного и ненаучного познания психических явлений.

  5. Общенаучные методы получения знаний.

  6. Эмпирические и теоретические формы научного познания в разных направлениях научного исследования явлений окружающего мира.

  7. Характеристика описательных и объяснительных знаний в психологии: феномены, факты, теории.

  8. Способы построения объяснений в психологии.

  9. Анализ экспериментальных методов исследования памяти (внимания, мышления, восприятия, способностей и т.д.).

  10. Проблема законов в психологии. Различные типы законов в структуре психологического знания.

  11. Характеристика знаково-символических средств в научном исследовании. Знаково-символические средства в психологии.

  12. Феноменологические, эмпирические и теоретические методы получения психологических знаний.

  13. Эмпирические и теоретические трудности и проблемы в исследовании психических явлений.

  14. Эксперимент в науке и квазиэксперимент в психологии.



Содержание контрольных работ:
1. Сформулировать основные терминологические характеристики предполагаемой (возможной) курсовой или дипломной работы, указав:

  • Тему исследования.

  • Объект исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

  • Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.

  • Гипотезы исследования.

  • Цели исследования – то, что хочется получить в качестве основных конечных и обобщенных результатов исследования.

  • Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены намеченные результаты.

  • Предполагаемые способы организации исследований с целью подтверждения (опровержения) гипотез.


2. Обучаясь в средней школе, каждый из вас имел возможность познакомиться с множеством научных объяснений различных явлений. При этом в каждой области научных знаний (физика, химия, биология, обществознание и др.) имелись свои способы объяснения изучаемых явлений. Приведите примеры научных объяснений, на которые опираются в физике, химии, биологии, обществознании. При этом:

  • Укажите, что объясняется (объясняемое явление)

  • Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).

  • Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, соответствующие каждой из указанных областей научных знаний.


3. Приведите 4 примера объяснения психологических фактов или феноменов. При этом:

  • Укажите, что объясняется (объясняемое психическое явление).

  • Как объясняется (содержание объяснения, способ объяснения, объяснительные основания).

Пожалуйста, коротко сформулируйте в письменной форме по 2 объяснения, которые даются указанным Вами психическим явлениям.
4. Проанализируйте какой-либо научно-психологический теоретический текст (книгу, монографию, исследование). При этом:

  • Сформулируйте основные объяснительные принципы теории, теоретические основания, которые формулирует или на которые опирается автор текста (содержание теории).

  • Укажите, какой диапазон психических явлений или особенностей поведения стремится объяснить автор текста (предметная отнесенность теории).

Не следует использовать в качестве примеров теории З.Фрейда, Л.С.Выготского.
5. Подобрать и изложить содержание возможных методик для исследования процессов (и их особенностей) ощущения и восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера человека.
6. Привести примеры экспериментальных исследований: естественных и лабораторных; формирующих и констатирующих; психофизиологических, социально-психологических, общепсихологических.

  • Выделить в одном из примеров независимую, зависимую и возможные побочные переменные.


7. Дать определения понятиям, фиксированным с помощью следующих терминов: наука, гипотеза, предмет исследования, объект исследования, феноменологическое познание, эмпирическое познание, знак, символ, идеальное исследование, реальное исследование, исследуемая реальность, теоретическая валидность, внешняя валидность, внутренняя валидность, объяснение, квазиобъяснение, исследование путём «поперечных срезов», исследование путём «продольных срезов», формирующий метод, беседа, метод измерения, метод наблюдения, эксперимент, опрос, научный факт, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Вопросы к экзамену:


  1. Общая характеристика науки, как человеческой деятельности. На какие мировоззренческие постулаты опираются ученые, включаясь в научные исследования. Постулаты естественнонаучного исследования. Общая характеристика научных знаний и их дифференциация по разным основаниям.

  2. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний.

  3. Основные этапы современной научной деятельности и их характеристика. Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи в научном исследовании.

  4. Структура современного научного знания. Эмпирическое познание и научный факт. Теоретическое познание и научная теория.

  5. Научная гипотеза и ее роль в научном познании. Теоретическая, экспериментальная, статистическая гипотезы в научном исследовании.

  6. Общая характеристика знаково-символических средств, на которые опирается современное научное познание. Знаковая ситуация: знак, предметная отнесенность, значение, смысл. Основные характеристики знаково-символических систем в науке. Виды знаково-символических действий.

  7. Характеристика описательных и объяснительных знаний в психологии: явления, феномены, факты, теории.

  8. Регистрация феноменов и фактов в психологии. Объективные данные, которые могут регистрироваться в качестве прямых и косвенных признаков психических явлений.

  9. Объяснения и квазиобъяснения в психологии: причинно-следственные и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация.

  10. Методологические принципы, на которые опираются в отечественной психологии при исследовании психики.

  11. Общая характеристика основных типов методов исследования психических явлений: феноменологические, эмпирические, теоретические методы.

  12. Общие стратегии исследования психических явлений: стратегии «срезов» и «формирующие» методы.

  13. Теоретические методы научного исследования в психологии. Феноменологические методы, используемые в научно-психологических исследованиях. Общая характеристика эмпирических методов психологического исследования.

  14. Методы измерения в психологии. Типы шкалирования: номинативная шкала, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений. Методы тестирования как измерение. Типы тестовых процедур.

  15. Корреляционное исследование. Типы корреляционных отношений между переменными.

  16. Общая характеристика экспериментального исследования. Типы организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза и ее отличие от теоретической гипотезы.

  17. Независимая (контролируемая) переменная, зависимая переменная, побочные переменные в организации эксперимента.

  18. Способы контроля внешних (побочных) переменных при организации эксперимента.

  19. Субъективные факторы, оказывающие влияние на результаты психологического исследования, и способы их контроля.

  20. Способы формирования выборки и отбор испытуемых для получения экспериментальных данных. Генеральная совокупность (популяция) и выборка. Репрезентативность выборки.

  21. Качественные характеристики процедуры эксперимента: внутренняя, внешняя, теоретическая, операциональная типы валидности, репрезентативность, надежность, воспроизводимость.

  22. Особенности экспериментальных планов психологического исследования. Планы экспериментального исследования с одной независимой переменной.

  23. План экспериментального исследования для установления характера зависимости между двумя уровнями одной независимой переменной. Установление эмпирических закономерностей.

  24. Факторные экспериментальные планы для установления влияния двух и большего количества независимых переменных на одну зависимую.

  25. Методы обработки результатов эксперимента. Группировка полученных данных: в форме таблиц; в форме гистограмм, в форме диаграмм; в форме графических зависимостей.

  26. Методы обработки результатов эксперимента. Значение статистической обработки данных. Виды устанавливаемых статистических различий. Объяснение и интерпретация полученных результатов. Обобщение полученных результатов.

  27. Привести примеры «классических» экспериментов, указав гипотезы и выделив зависимые, независимые и побочные переменные.

  28. Привести пример организации научно ориентированного исследования в психологии, указав: тему, предмет и объект, цели и задачи, гипотезы, методы проверки гипотез.



Образцы тестов-задач по курсу «экспериментальная психология»
1. Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует науку и научную деятельность?

  • Знания, полученные с помощью научных методов, обладают истинностью и не подвергаются сомнению.

  • Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная: а) на получение нового знания о действительности, отвечающее критериям относительной истинности; б) на использование имеющегося знания с целью решения различных практических задач.

  • Научные результаты фиксируется с помощью знаково-символических средствах и максимально однозначно транслируется в поколениях людей.

  • Научные знания постоянно верифицируются практической деятельностью, опытом, экспериментом.


2. Какое из положений противоречит общенаучной методологии?

  • Глубокие причинно-следственные связи не могут быть проверены эмпирически и выявляются только на основе методов теоретического анализа.

  • Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.

  • Научные знания постоянно подвергаются сомнению.

  • Законы (причинно-следственные связи), которым подчиняются все явления и события в мире объективны и познаваемы.


3. Какое из положений соответствует общенаучной методологии?

  • Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая явления, которые зависят от деятельности познающего субъекта).

  • В различных областях окружающего мира сходные явления и события подчиняются разным природным законам.

  • Явления в объективном мире могут существовать абсолютно изолированно друг от друга. В таких условиях они не подчиняются причинно-следственным связям.

  • Научные знания истинны и не подвергаются сомнению.


4. Какая из характеристик научных исследований носит неверный (ошибочный) характер?

  • Корреляционные исследования – направлены на получение знаний о причинно-следственных связях между различными явлениями.

  • Фундаментальные исследования – направлены на глубокое познание реальности, часто без учета практического эффекта от последующего применения знаний.

  • Прикладные исследования – направлены на использование имеющихся в науке знаний для решения практических задач.

  • Экспериментальные исследования позволяют наиболее строго подтвердить или опровергнуть наличие причинно-следственных связей, а также верность теоретических гипотез.


5. Какое из суждений соответствует индуктивному общенаучному методу познания?

  • Максимально широкое получение опытных (эмпирических) данных с их последующим обобщением по различным основаниям.

  • Выдвижение гипотез и построение моделей, позволяющих объяснить факты и явления.

  • Приписывание определенных свойств постулированым умозрительным предметам, фиксирование их в знаково-символической форме. Разработка правил преобразования таких предметов и исследование возможных результатов преобразований.

  • Планирование и проведение исследования с целью верификации гипотез.


6. Какое определение соответствует предмету исследования в научной деятельности?

  • Это относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) предмета или явления, которую предполагается исследовать.

  • Это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

  • Это формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.

  • Это предположение исследователя о причинах, лежащих в основе изучаемого явления.


7. Какое суждение верно определяет одну из характеристик научного исследования?

  • Гипотезы это предположения о возможных результатах, которые будут получены в процессе исследования.

  • Предмет исследования – существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

  • Теоретическое обоснование – указание личностных мотивов, которые побуждают ученого организовать исследование.

  • Объект исследования – относительно строго определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.


8. В качестве предмета исследования в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений выступает:

  • Система функций, которые обеспечивают живому организму ориентировку в окружающем мире и организацию на основе ориентировки различных форм целенаправленного поведения.

  • Система формирующихся отношений и связей между внешними воздействиями среды и поведением организма.

  • Система механизмов в нервной системе живого организма, которые обеспечивают переработку и накопление информации, поступающей через органы чувств из внешнего мира.

  • Внутренний психический опыт, который используется субъектом для организации различных направлений жизнедеятельности.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Социальная психология...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Введение в профессию...
В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника icon030300 «Психология» Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск