Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника





Скачать 315.42 Kb.
НазваниеОценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер315.42 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности

Кафедра общей психологии

Оценочные средства

по учебной дисциплине
Б.3.13 зоопсихология

Направление подготовки 030300.62 Психология

Профиль подготовки:
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Общей психологии

Курс - 2 семестр 2
Форма обучения - очная


Составитель: Голованова Т.Н..., канд. псх. наук, доцент


Йошкар-Ола2012


Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета психологии и безопасности жизнедеятельности

протокол заседания № от

" " 2011 г.

_________________ Разумова О.Г.





Рассмотрены и одобрены на

заседании кафедры общей психологии

протокол заседания № от

" " 2011 г.

_________________ Маланов С.В.




Сведения о переутверждении

на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения





































Оценочные средства по дисциплине

«Зоопсихология и сравнительная психология»
1. Текущий контроль успеваемости студентов
1.1. Лекционные занятия
Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)

  1. Поведение, психика и психическая деятельность.

  2. Этология на современном этапе развития.

  3. Психологические школы и зоопсихология.

  4. Как менялись представления о психической деятельности животных в процессе развития человека в древности.

  5. В чем особенность истории зоопсихологии до эволюционной теории Ч. Дарвина.

  6. Что такое «анекдотическая зоопсихология».

  7. В чем смысл антропоморфизма.

  8. Кто такие «монисты снизу» и «монисты сверху».

  9. Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в развитие зоопсихологии.

  10. Кто является автором метода "выбор по образцу".

  11. Методы Зоопсихологии по Вагнеру.

  12. Основные направления этологических исследований .

  13. Методы этологии.

  14. Основные положения этологии как науки. этология на современном этапе развития.

  15. Эволюция психической деятельности.

  16. Низший уровень сенсорной психики. Движения животных.

  17. Высший уровень сенсорной психики.

  18. Движения, поведение и общение животных на высшем уровне сенсорной психики.

  19. Низший уровень перцептивной психики. Формы двигательной активности. .

  20. Высший уровень перцептивной психики: позвоночные животные как представители высшего уровня перцептивной психики.

  21. Интеллектуальное поведение как вершина психического развития животных.

  22. Манипулирование как основная предпосылка развития интеллекта.

  23. Зрительные обобщения и их значение для интеллектуального поведения.

  24. Перенос навыков в новые ситуации как важная предпослыка интеллектуального поведения. Фазовый характер интеллектуального поведения.

  25. Врожденное и приобретенное в поведении животных

  26. Зрелорождение и незрелорождение

  27. эмбриогенез различных животных

  28. Эмбриональные движения..

  29. Рождение-поворотный пункт в развитии животного

  30. Инстинктивное поведение и научение.

  31. Облигатное и факультативное научение

  32. Теории игр животных.

  33. Виды игровой активности животных.

  34. Функции игры.

  35. Игры животных и человека сравнительный аспект.

  36. Эволюция психики человека в филогенезе.

  37. антропогенез и происхождение человеческого сознания.

  38. Трудовая деятельность, членораздельная речь и общественная жизнь как основные факторы развития человеческого сознания.

  39. Рука и хватательные функции передних конечностей как биологическое предпосылки трудовой деятельности.


1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины

  1. Простейшие регуляторы поведения. Таксисы и тропизмы

  2. Рефлексы. Инстинкты. Привыкание – простейшая форма научения. Формы научения, не связанные с подкреплением. Пошаговое научение посредством механизма «Стимул-реакция».

  3. Латентное научение. Имитационное научение. Эвристическое научение

  4. Предыстория наук о поведении. Становление научного подхода в биологии.

  5. Становление научной зоопсихологии: описательный период. «Натуральные» наблюдения и опыты. Поведение как биологический феномен.

  6. Наблюдение и эксперимент как основные методы зоопсихологии

  7. Методы В.А. Вагнера

  8. Основные методы сравнительной психологии

  9. Этология – наука о поведении животных

  10. Коммуникативные и социобиологические концепции в этологии

  11. Ощущения как важная часть психической деятельности животных- представителей уровня сенсорной психики

  12. Особенности движения животных на уровне перцептивной психики

  13. Поведение и общение животных находящихся на уровне сенсорной психики

  14. Насекомые, головоногие моллюски и позвоночные животные как представители перцептивной психики

  15. Особенности инстинктов и научения животных- представителей уровня перцептивной психики

  16. Особенности поведения и общения животных, находящихся на уровне перцептивной психики

  17. Рассудочное поведение с точки зрения зоопсихологии, его особенности и структурные предпосылки.

  18. Зависимость мозга от свойств внешней среды. Влияние возрастных факторов

  19. Эмбриональное развитие животных. Период выкармливания. Периоды после выкармливания. Влияние средовых факторов.

  20. Развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

  21. Особенности зрелорожденных и незрелорожденных животных.

  22. Забота о потомстве как важная часть поведения животных

  23. Игра как важная часть развития психической деятельности взрослого животного.

  24. Сравнительный анализ игр животных и игр детей

  25. Археология поведения человека. Сравнительная морфология поведения

  26. Особенности формирования речи в филогенезе. Сравнительный анализ яЯзыка человека и языка животных

  27. Особенности орудийной деятельности человека и животных



Тематика Контрольных работ

  1. Зоопсихология в системе наук

  2. История изучения поведения животных

  3. Основные методы изучения животных

  4. Филогенетическое развитие психической деятельности

  5. Онтогенетическое развитие психики животных

  6. Сходство и различие психики животных и человека


Тесты

1.Подтвердите или опровергните следующее утверждение

В качестве предмета исследования в зоопсихологии выступают психические процессы, свойства и состояния, которые характеризуют различные виды животных.

2. Какое из положений соответствует теории эволюции живых
организмов Ж.Б.Ламарка и противоречит теории Ч, Дарвина?


  • Движущей силой развития органического мира является
    врожденное стремление живых организмов к прогрессу в собственном
    развитии.

  • В любой популяции организмов существует
    межиндивидуальная изменчивость по анатомическим особенностям,
    физиологии и поведению.

  • Каждое поколение живых организмов оставляет потомство по
    численности превосходящее популяцию родительских организмов. При
    этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении
    выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.

3. Какому эволюционному уровню (эволюционной стадии) развития
психических функций у живых организмов соответствует следующая
группа признаков: ориентировка путем выделения целостных
предметов в окружающей среде и отсутствие способности
устанавливать межпредметные отношения и связи,


  • Уровень интеллектуальной психики.

  • Уровень перцептивной психики.

  • Уровень элементарной сенсорной психики.

4. Компоненты поведения животных, которые обеспечивают различные
способы перемещения в окружающей среде, носят название:


  • Манипулятивное поведение.

  • Аппетентное (поисковое) поведение.

  • Локомоторное поведение.

5. Какая особенность в поведении животных фиксируется термином
«релизер» (ключевой раздражитель)?


  • Текущие потребности, которые определяют
    психофизиологическое состояние животного и побуждение к поиску
    определенного раздражителя

  • Биологически значимые раздражители (боль, пища и т.д.),
    которые вызывают реакции организма, обеспечивающие
    функциональную адаптивность к меняющимся условиям

• Свойства предметов, особенности ситуации, которые служат
сигналами для осуществления определенной формы инстинктивного
поведения

6. Речь человека, в отличие от звуковой коммуникации животных,

характеризуется тем, что:

• Существует выраженная подчиненность речевых действий: а)
эмоционально-мотивационному состоянию субъекта; б) непосредственной,
актуальной ситуации.

• Речевые действия фиксируют постоянные повторяющиеся
свойства предметов и явлений и формируются в течение индивидуальной
жизни.

• Отсутствует предметная отнесенность коммуникативных
сигналов, которые имеют преимущественно экспрессивный характер.

7. Какое из указанных положений неверно (ошибочно) характеризует
человекообразных обезьян?


• Развитие общественных отношений, включающих строгую
иерархию и борьбу за доминирование, а такие развитые формы
экспрессивней коммуникации в сообществах.

• Частичное освобождение передних конечностей от функции
перемещения и развитие их манипуляционных возможностей. Это ведет к
расширению диапазона доступных способов получения сведений о
свойствах предметов.

• Способность выполнять умственные действия; способность
преобразовывать представления объектов, которые отсутствуют в текущий
момент времени в воспринимаемой ситуации,

8. Какое суждение является неверным?

  • Орудие специально изготавливается и сохраняется человеком для
    выполнения определенных операций и предполагает знание о будущем его
    использовании.

  • Человечеством в орудиях фиксируются определенные способы
    выполнения действий и операций,

  • У человека существует генетически наследуемая
    предрасположенность к определенным способам использования
    орудийных средств.

9. Верно ли равенство:

дрессировка = цепь условных рефлексов

10. Согласны ли вы с тем, что головоногие моллюски способны к
подлинному предметному восприятию

Тест №2 вариант 2

1. Подтвердите или опровергните следующее утверждение

В зоопсихологии никогда не может быть использован такой метод исследования как «Метод интроспективного исследования психических явлений»

2. В соответствие с теорией А.Н. Северцова способность к научению
возникает у живых организмов в процессе эволюции в связи:


  • С необходимостью в функциональном приспособлении к быстро
    меняющимся условиям окружающей среды.

  • С переходом из водной среды обитания к жизни на суше, о С
    появлением более совершенных органов чувств и органов перемещения.

3. Пренатальное и постнатальное развитие с ювенилъным и игровым
периодами, к: периоду зрелости - это стадии онтогенетического
развития, характеризующие:


  • Онтогенетическое развитие с полным метаморфозом.

  • Онтогенетическое развитие с неполным метаморфозом.

  • Онтогенетическое развитие без метаморфоза.

4. Какой из указанных признаков характеризует инстинктивные
компоненты в поведении животных?


  • Поведение предполагает формирование новых двигательно-
    исполнительных операций и действий.

  • Поведение всех животных одного вида в определенных
    обстоятельствах одинаково и является результатом эволюционного развития

  • Поведение предполагает овладение новыми способами
    ориентировки, которые лежат в основе организации исполнительных
    составляющих поведения.

5. Какой тип научения у животных фиксируется термином навык?

  • Форма- факультативного научения, которая заключается в
    выработке путем упражнения автоматизированных способов ориентировки и
    двигательных приемов, обеспечивающих решение определенных
    биологических задач.

  • Форма научения в условиях общения, когда одно животное
    следует образцу поведения другого животного.

  • Новый внешний раздражитель приобретает сигнальное
    (условное) значение для животного на основе установления связи с
    врожденными биологически значимыми формами поведения и
    раздражителями.

6. Какая из указанных форм организации сообществ не наблюдается
(отсутствует) у животных (в отличие от человека)?


  • Сообщества, основанные на прижизненной передачи
    совместного опыта из поколения в поколения, обеспечивающего
    преобразование окружающей среды,

  • Сообщества, основанные на межиндивидных связях без

индивидуальной избирательности и привязанности.

• Иерархическая организация сообщества на основе
структурирования сложных избирательных связей между отдельными
индивидами.

7. Какие из указанных факторов обеспечивают вытеснение
этологических (биологических) закономерностей в развитии психики и
формирование культурно-исторических закономерностей развития
психики человека?


• Объединением «пралюдей» в сообщества, организованные на
основе разделения и распределения действий в рамках совместной
деятельности с использованием изготавливаемых орудий труда и развитием
языковых средств коммуникаций.

  • Увеличение объема головного мозга, дифференцирование новых
    отделов коры головного мозга, а также формирование их межполушарной
    асимметрии. В результате формируется способность перерабатывать только
    образно-пространственную, но и знаковую (речевую) информацию.

  • Переход от древесного к наземному образу жизни и
    овладение навыками прямохождения, которые «освободили» передние
    конечности от функции локомоции и позволили выполнять манипулятивные
    действия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Социальная психология...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Введение в профессию...
В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника icon2. Профиль: Философская антропология
Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма практики Направление подготовки 190901. 65 Системы обеспечения...
Целями ознакомительной (учебной) практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Психология семьи и семейного воспитания...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Организация охраны труда Направление...
Профиль подготовки Промышленная безопасность технологических процессов и производств
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Теплофизика Направление подготовки 280700...
Профиль подготовки Промышленная безопасность технологических процессов и производств
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника icon030300 «Психология» Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения
России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения,...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Альтернативные моторные топлива Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа дисциплины Альтернативная энергетика Направление...
Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Оценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление подготовки 030300. 62 Психология Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Выпускник по направлению подготовки Культурология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск