ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности
Кафедра общей психологии
Оценочные средства
по учебной дисциплине Б.3.13 зоопсихология
Направление подготовки 030300.62 Психология
Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Общей психологии
Курс - 2 семестр 2 Форма обучения - очная
Составитель: Голованова Т.Н..., канд. псх. наук, доцент
Йошкар-Ола2012
Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии
факультета психологии и безопасности жизнедеятельности
протокол заседания № от
" " 2011 г.
_________________ Разумова О.Г.
|
| Рассмотрены и одобрены на
заседании кафедры общей психологии
протокол заседания № от
" " 2011 г.
_________________ Маланов С.В.
|
Сведения о переутверждении
на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценочные средства по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология» 1. Текущий контроль успеваемости студентов 1.1. Лекционные занятия Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)
Поведение, психика и психическая деятельность.
Этология на современном этапе развития.
Психологические школы и зоопсихология.
Как менялись представления о психической деятельности животных в процессе развития человека в древности.
В чем особенность истории зоопсихологии до эволюционной теории Ч. Дарвина.
Что такое «анекдотическая зоопсихология».
В чем смысл антропоморфизма.
Кто такие «монисты снизу» и «монисты сверху».
Вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс в развитие зоопсихологии.
Кто является автором метода "выбор по образцу".
Методы Зоопсихологии по Вагнеру.
Основные направления этологических исследований .
Методы этологии.
Основные положения этологии как науки. этология на современном этапе развития.
Эволюция психической деятельности.
Низший уровень сенсорной психики. Движения животных.
Высший уровень сенсорной психики.
Движения, поведение и общение животных на высшем уровне сенсорной психики.
Низший уровень перцептивной психики. Формы двигательной активности. .
Высший уровень перцептивной психики: позвоночные животные как представители высшего уровня перцептивной психики.
Интеллектуальное поведение как вершина психического развития животных.
Манипулирование как основная предпосылка развития интеллекта.
Зрительные обобщения и их значение для интеллектуального поведения.
Перенос навыков в новые ситуации как важная предпослыка интеллектуального поведения. Фазовый характер интеллектуального поведения.
Врожденное и приобретенное в поведении животных
Зрелорождение и незрелорождение
эмбриогенез различных животных
Эмбриональные движения..
Рождение-поворотный пункт в развитии животного
Инстинктивное поведение и научение.
Облигатное и факультативное научение
Теории игр животных.
Виды игровой активности животных.
Функции игры.
Игры животных и человека сравнительный аспект.
Эволюция психики человека в филогенезе.
антропогенез и происхождение человеческого сознания.
Трудовая деятельность, членораздельная речь и общественная жизнь как основные факторы развития человеческого сознания.
Рука и хватательные функции передних конечностей как биологическое предпосылки трудовой деятельности.
1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия
Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины
Простейшие регуляторы поведения. Таксисы и тропизмы
Рефлексы. Инстинкты. Привыкание – простейшая форма научения. Формы научения, не связанные с подкреплением. Пошаговое научение посредством механизма «Стимул-реакция».
Латентное научение. Имитационное научение. Эвристическое научение
Предыстория наук о поведении. Становление научного подхода в биологии.
Становление научной зоопсихологии: описательный период. «Натуральные» наблюдения и опыты. Поведение как биологический феномен.
Наблюдение и эксперимент как основные методы зоопсихологии
Методы В.А. Вагнера
Основные методы сравнительной психологии
Этология – наука о поведении животных
Коммуникативные и социобиологические концепции в этологии
Ощущения как важная часть психической деятельности животных- представителей уровня сенсорной психики
Особенности движения животных на уровне перцептивной психики
Поведение и общение животных находящихся на уровне сенсорной психики
Насекомые, головоногие моллюски и позвоночные животные как представители перцептивной психики
Особенности инстинктов и научения животных- представителей уровня перцептивной психики
Особенности поведения и общения животных, находящихся на уровне перцептивной психики
Рассудочное поведение с точки зрения зоопсихологии, его особенности и структурные предпосылки.
Зависимость мозга от свойств внешней среды. Влияние возрастных факторов
Эмбриональное развитие животных. Период выкармливания. Периоды после выкармливания. Влияние средовых факторов.
Развитие с метаморфозом и без метаморфоза.
Особенности зрелорожденных и незрелорожденных животных.
Забота о потомстве как важная часть поведения животных
Игра как важная часть развития психической деятельности взрослого животного.
Сравнительный анализ игр животных и игр детей
Археология поведения человека. Сравнительная морфология поведения
Особенности формирования речи в филогенезе. Сравнительный анализ яЯзыка человека и языка животных
Особенности орудийной деятельности человека и животных
Тематика Контрольных работ
Зоопсихология в системе наук
История изучения поведения животных
Основные методы изучения животных
Филогенетическое развитие психической деятельности
Онтогенетическое развитие психики животных
Сходство и различие психики животных и человека
Тесты
1.Подтвердите или опровергните следующее утверждение
В качестве предмета исследования в зоопсихологии выступают психические процессы, свойства и состояния, которые характеризуют различные виды животных.
2. Какое из положений соответствует теории эволюции живых организмов Ж.Б.Ламарка и противоречит теории Ч, Дарвина?
Движущей силой развития органического мира является врожденное стремление живых организмов к прогрессу в собственном развитии.
В любой популяции организмов существует межиндивидуальная изменчивость по анатомическим особенностям, физиологии и поведению.
Каждое поколение живых организмов оставляет потомство по численности превосходящее популяцию родительских организмов. При этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.
3. Какому эволюционному уровню (эволюционной стадии) развития психических функций у живых организмов соответствует следующая группа признаков: ориентировка путем выделения целостных предметов в окружающей среде и отсутствие способности устанавливать межпредметные отношения и связи,
Уровень интеллектуальной психики.
Уровень перцептивной психики.
Уровень элементарной сенсорной психики.
4. Компоненты поведения животных, которые обеспечивают различные способы перемещения в окружающей среде, носят название:
Манипулятивное поведение.
Аппетентное (поисковое) поведение.
Локомоторное поведение.
5. Какая особенность в поведении животных фиксируется термином «релизер» (ключевой раздражитель)?
Текущие потребности, которые определяют психофизиологическое состояние животного и побуждение к поиску определенного раздражителя
Биологически значимые раздражители (боль, пища и т.д.), которые вызывают реакции организма, обеспечивающие функциональную адаптивность к меняющимся условиям
• Свойства предметов, особенности ситуации, которые служат сигналами для осуществления определенной формы инстинктивного поведения
6. Речь человека, в отличие от звуковой коммуникации животных,
характеризуется тем, что:
• Существует выраженная подчиненность речевых действий: а) эмоционально-мотивационному состоянию субъекта; б) непосредственной, актуальной ситуации.
• Речевые действия фиксируют постоянные повторяющиеся свойства предметов и явлений и формируются в течение индивидуальной жизни.
• Отсутствует предметная отнесенность коммуникативных сигналов, которые имеют преимущественно экспрессивный характер.
7. Какое из указанных положений неверно (ошибочно) характеризует человекообразных обезьян?
• Развитие общественных отношений, включающих строгую иерархию и борьбу за доминирование, а такие развитые формы экспрессивней коммуникации в сообществах.
• Частичное освобождение передних конечностей от функции перемещения и развитие их манипуляционных возможностей. Это ведет к расширению диапазона доступных способов получения сведений о свойствах предметов.
• Способность выполнять умственные действия; способность преобразовывать представления объектов, которые отсутствуют в текущий момент времени в воспринимаемой ситуации,
8. Какое суждение является неверным?
Орудие специально изготавливается и сохраняется человеком для выполнения определенных операций и предполагает знание о будущем его использовании.
Человечеством в орудиях фиксируются определенные способы выполнения действий и операций,
У человека существует генетически наследуемая предрасположенность к определенным способам использования орудийных средств.
9. Верно ли равенство:
дрессировка = цепь условных рефлексов
10. Согласны ли вы с тем, что головоногие моллюски способны к подлинному предметному восприятию
Тест №2 вариант 21. Подтвердите или опровергните следующее утверждениеВ зоопсихологии никогда не может быть использован такой метод исследования как «Метод интроспективного исследования психических явлений» 2. В соответствие с теорией А.Н. Северцова способность к научению возникает у живых организмов в процессе эволюции в связи: С необходимостью в функциональном приспособлении к быстро меняющимся условиям окружающей среды.
С переходом из водной среды обитания к жизни на суше, о С появлением более совершенных органов чувств и органов перемещения.
3. Пренатальное и постнатальное развитие с ювенилъным и игровым периодами, к: периоду зрелости - это стадии онтогенетического развития, характеризующие: Онтогенетическое развитие с полным метаморфозом.
Онтогенетическое развитие с неполным метаморфозом.
Онтогенетическое развитие без метаморфоза.
4. Какой из указанных признаков характеризует инстинктивные компоненты в поведении животных? Поведение предполагает формирование новых двигательно- исполнительных операций и действий.
Поведение всех животных одного вида в определенных обстоятельствах одинаково и является результатом эволюционного развития
Поведение предполагает овладение новыми способами ориентировки, которые лежат в основе организации исполнительных составляющих поведения.
5. Какой тип научения у животных фиксируется термином навык? Форма- факультативного научения, которая заключается в выработке путем упражнения автоматизированных способов ориентировки и двигательных приемов, обеспечивающих решение определенных биологических задач.
Форма научения в условиях общения, когда одно животное следует образцу поведения другого животного.
Новый внешний раздражитель приобретает сигнальное (условное) значение для животного на основе установления связи с врожденными биологически значимыми формами поведения и раздражителями.
6. Какая из указанных форм организации сообществ не наблюдается (отсутствует) у животных (в отличие от человека)? Сообщества, основанные на прижизненной передачи совместного опыта из поколения в поколения, обеспечивающего преобразование окружающей среды,
Сообщества, основанные на межиндивидных связях без
индивидуальной избирательности и привязанности. • Иерархическая организация сообщества на основе структурирования сложных избирательных связей между отдельными индивидами. 7. Какие из указанных факторов обеспечивают вытеснение этологических (биологических) закономерностей в развитии психики и формирование культурно-исторических закономерностей развития психики человека?• Объединением «пралюдей» в сообщества, организованные на основе разделения и распределения действий в рамках совместной деятельности с использованием изготавливаемых орудий труда и развитием языковых средств коммуникаций. Увеличение объема головного мозга, дифференцирование новых отделов коры головного мозга, а также формирование их межполушарной асимметрии. В результате формируется способность перерабатывать только образно-пространственную, но и знаковую (речевую) информацию.
Переход от древесного к наземному образу жизни и овладение навыками прямохождения, которые «освободили» передние конечности от функции локомоции и позволили выполнять манипулятивные действия.
|