ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности
Кафедра общей психологии
Оценочные средства
по учебной дисциплине Б.3.13 Социальная психология
Направление подготовки 030300.62 Психология
Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Общей психологии
Курс - 2 семестр 4 Форма обучения - очная
Составитель: Петрухина С.Р., канд. псх. наук, доцент
Йошкар-Ола 2012
Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии
факультета психологии и безопасности жизнедеятельности
протокол заседания № от
" " 2011 г.
_________________ Разумова О.Г.
|
| Рассмотрены и одобрены на
заседании кафедры общей психологии
протокол заседания № от
" " 2011 г.
_________________ Маланов С.В.
|
Сведения о переутверждении
на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценочные средства по дисциплине
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1. Текущий контроль успеваемости студентов
Лекционные занятия
Вопросы для устного опроса (выборочной проверки) Тема 1. Социальная психология в системе наук о человеке и обществе.
Вопросы:
Основные точки зрения на предмет соц. психологии.
Взаимосвязь и различия социальной психологии с социологией и психологией.
Взаимосвязь соц. психологии с другими науками.
Отрасли социальной психологии.
Тема 2. История формирования социально-психологических идей.
Вопросы:
Первые попытки разработки социально-психологических теорий.
Период экспериментального развития соц. психологии.
Период американской социальной психологии.
Тема 3. Основные методы исследования в социальной психологии
Вопросы:
Общая характеристика наблюдения и анализа документов как методов социально-психологического исследования.
Специфика и основные типы экспериментов в соц. психологии.
Социально-психологические групповые методы.
Метод опроса.
Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.
Типы исследований.
Вопрос о надежности и обоснованности данных.
Понятие программы в социально- психологическом исследовании.
Тема 4. Социально-психологические аспекты социализации личности.
Вопросы:
1. Понятие социализации.
2. Макро-, микро- и мезофакторы социальнизации.
3. Подходы к определению основных этапов социализации.
4. Соц. развитие личности по Э.Эриксону. Тема 5. Социальная установка как психологический механизм регуляции поведения личности.
Вопросы:
1. Понятие соц. установки и ее изучение в социальной психологии.
2. Концепция иерархической структуры диспозиций личности (В.А. Ядов).
3. Соотношение социальных установок и реального поведения. Тема 6. Социально-психологические свойства личности.
Вопросы:
1. Понятие социально-психологических свойств личности.
2. Факторы формирования социально-психологических свойств личности.
3. Качества и свойства личности, проявляющиеся в общении.
4. Качества и свойства личности, проявляющиеся в деятельности.
5. Локус контроля и теория атрибуции. Тема 7. Социальная психология общения.
Вопросы:
Понятие общения.
Психологическая структура общения.
Виды общения.
Ритуальное, монологическое и диалогическое общение.
Тема 8. Основные эмоциональные переживания личности в процессе общения.
Вопросы:
1. Значение эмоций в общении людей.
2. Управление эмоциями.
3. Патология и эмоции.
4. Направленность эмоций, способы их выражения.
5. Отрицательная направленность эмоций (страх, агрессия, зависть, ревность, стыд и вина).
6. Положительная направленность эмоций (счастье, дружба, любовь). Тема 9. Коммуникативный компонент общения.
Вопросы:
Понятие коммуникации. Специфика коммуникативного процесса.
Теория вербальной коммуникации Я. Яноушека.
Виды коммуникативных барьеров, уровни их «прозрачности».
Особенности невербальной коммуникации.
Оптико-кинетическая система.
Паралингвистическая и экстралингвистические системы.
Проксемика.
Визуальная система знаков.
Тема 10. Перцептивный компонент общения.
Вопросы:
Понятие социальной перцепции.
Эффекты социальной перцепции: «ореола», новизны и первичности.
Механизмы социальной перцепции: эмпатия, идентификация, социальная рефлексия, стериотипизация.
Аттракция как проявление социальной перцепции, ее психологические закономерности.
Тема 11. Конфликт как естественная форма социального взаимодействия людей.
Вопросы:
Определение социального конфликта.
Отрицательные и положительные функции конфликта.
Объективные и субъективные факторы, влияющие на возникновение конфликтов в жизни человека. Классификация конфликтов.
Психологическая структура социального конфликта.
Основные стратегии конфликтного поведения.
Профилактика и предупреждение конфликта.
Тема 12. Методологические проблемы исследования малых групп в социальной психологии.
Вопросы:
1. Понятие «группа».
2. Классификация групп: условные, реальные, лабораторные, естественные, большие, малые, неорганизованные, организованные, формальные, неформальные.
3. Направленность и результаты эмпирических исследований малых групп (социометрическое, социологическое направления, школа «групповой динамики»).
4. История изучения малых групп.
5. Границы и основные признаки малой группы.
6. Нормативная структура малой группы. Тема 13. Феноменология малой группы.
Вопросы:
1. Конформность и поведение личности в ситуации группового давления.
2. Феномен аутгрупповой агрессии и ингруппового фаворитизма.
3. Феномен групповой композиции: влияние возрастных и гендерных факторов на характеристики группы.
4. Проблема совместимости.
5. Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы.
6. Статус и власть (механизмы и формы). Тема 14. Психологические особенности больших социальных групп.
Вопросы:
1. Проблематика больших социальных групп.
2. Классификация больших социальных групп: стихийные, временные полуорганизованные, организованные.
3. Общие признаки больших социальных групп.
4. Психология этнических групп: традиции исследований, «психический склад», национальный характер, стериотипизация, этноцентризм.
5. Психология классов: классовые потребности, интересы, «социальные чувства». Тема 15. Психология массового сознания.
Вопросы:
1. Исследования массового сознания и массовидных процессов в социальной психологии.
2. Понятие манипуляции массовым сознанием. Способы манипуляции массовым сознанием.
3. Внушение, факторы, определяющие его успешность.
4. Виды внушения. Приемы внушения: звуковое воздействие, создание резонанса, использование СМИ.
5. «Психотерроризм».
6. Пропаганда белая, серая, черная. Средства пропаганды 20-го столетия.
1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины Занятие 1. История формирования социально-психологических идей.
Цель занятия. Изучить теоретический материал о истории возникновения и развития социальной психологии как научной дисциплины.
Примерные вопросы по теме:
Интеракционизм в социальной психологии (Дж. Мид, Ч. Кули, М. Шериф, Т. Ньюкомб, Г. Хаймен).
Когнитивизм как доминирующая ориентация в социальной психологии (С. Московичи, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Г. Тэджфел).
Необихевиоризм в современной социальной психологии (Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Бандура, Дж. Тибо, Г. Келли).
Концепция совместной деятельности и теория коллектива (А.Н. Макаренко, А.В. Петровский).
Занятие 2. Основные методы исследования в социальной психологии.
Цель занятия. Проанализировать методы социальной психологии.
Примерные вопросы по теме:
Дискуссионные методы.
Игровые методы (операционные, ролевые).
Сензитивный тренинг.
Основные диагностические методики исследования социально-психологических явлений.
Занятие 3. Основные эмоциональные переживания личности в процессе общения.
Цель занятия. Изучить роль различных эмоциональных состояний в межличностном общении.
Примерные вопросы по теме:
Психологические теории эмоций.
Развитие эмоциональной сферы человека.
Агрессия, причины агрессивного поведения личности.
Стресс и стрессоустойчивость.
Выявление уровня тревожности личности.
Занятие 4. Коммуникативный компонент общения
Цель занятия. Изучить механизмы и виды коммуникативной составляющей общения. Проверить и закрепить усвоение материала.
Примерные вопросы по теме:
Этика и этикет общения.
Самоподача и проблема открытости.
Особенности индивидуального имиджа.
Психологическое искусство слушать других.
Колористика и цветовая психотерапия.
Психологический феномен эмпатии.
Позиции в межличностном общении.
Занятие 5. Интерактивный компонент общения.
Цель занятия – вспомнить особенности интеракции. Изучить основные функции интерактивного общения. Проверить и закрепить усвоение материала.
Примерные вопросы:
Межличностное взаимодействие в структуре общения: кооперация и конкуренция.
Взаимодействие с точки зрения его исходов (необихевиоризм).
Взаимодействие в контексте ситуации (интеракционизм).
Виды межличностных трансакций (Э. Берн).
Мотивы социального поведения человека: присоединение, контроль, открытость.
Социометрический метод в психологической практике.
Занятие 6. Конфликт как естественная форма социального взаимодействия людей.
Цель занятия – вспомнить особенности конфликта кА одного из видов интерактивного общения. Проверить и закрепить усвоение материала.
Примерные вопросы:
Правила поведения в конфликтной ситуации.
Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
Индивидуальная стратегия и тактика конфликтоустойчивого поведения.
Составление картографии конфликта.
Занятие 7. Феноменология малой группы.
|