Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология





Скачать 160.89 Kb.
НазваниеПсихология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Дата публикации05.07.2013
Размер160.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина _____ Психология конфликта ______________________

(наименование)
Направление подготовки ___ 030300.62 Психология _______________________
Профиль подготовки _____________________________
Квалификация (степень) выпускника

_____________Бакалавр_____________
Кафедра __________ Общей психологии _________________

(название)
Курс ________ 2, (4 семестр )___________
форма обучения ________ очная ______________________



Программа разработана

Ст преподаватель кафедры общей психологии Гусаков Н.Ю.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)



Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_________Общей психологии____________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)



Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





















































































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Психология конфликта» является важной частью методической подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология, предполагающей формирование у студентов факультета психологии и безопасности жизнедеятельности базовых компетентностей. Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения.

Курс «Психология конфликта» занимает важное место в процессе подготовки психолога, так как способствует существенному углублению психологических знаний по теории, происхождению и разрешению конфликтов.

Данная дисциплина обусловлена потребностями современного общества в исполнении государственных законов, направленных на защиту определенных категорий граждан. Психолог по роду своей деятельности постоянно общается и работает с людьми, поэтому крайне необходимо уметь избегать и предупреждать возникновение или развитие конфликтов.

Курс «Психология конфликта» является составной частью базового цикла дисциплин для специальности «Психология» (очная форма обучения). В нем представлены взгляды на проблему и феноменологию конфликта ведущих социологических и психологических школ; проанализированы взаимодействия людей в конфликтных ситуациях; рассмотрены особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов.

Цель освоения дисциплины:

Ознакомление студентов с социальными и психологическими основами конфликтологии. Изучение истории конфликтологических знаний.Освоение способов управления конфликтами и механизмов их урегулирования. Анализ поведения и взаимодействия людей при столкновении их представлений, взглядов и суждений.

Согласно Государственному Стандарту, студент специальности «Психология» (очная форма обучения), изучивший курс «Психология конфликта», должен знать: предмет «Психология конфликта» и особенности этой комплексной дисциплины; особенности различных социальных групп и межгруппового взаимодействия; причины и законы возникновения конфликтов, разновидности конфликтов и механизмы управления конфликтами, стратегии поведения личности в конфликте.

Согласно Государственному стандарту, студент специальности «Психология» (очная форма обучения), изучивший курс «Психология конфликта», должен уметь: самостоятельно решать конфликтологические проблемы в работе с людьми различного возраста и социального статуса; самостоятельно применять практические умения и навыки экспериментального исследования конфликтного поведения, коррекции конфликтности личности в сфере социальной жизнедеятельности личности; владеть простейшими технологиями регулирования конфликтов, технологиями переговоров, а также технологиями рационального поведения личности в конфликте.
Место дисциплины в структуре ООП:

Современная психология – это система знаний, состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов, феноменологических описаний психических явлений, а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. При этом далеко не все психологические знания, на которые опираются люди в повседневной жизни, носят научный характер. Психические явления часто выступают основой для построения наивных, мистических или спекулятивно-умозрительных представлений, концепций, теорий.

Для того чтобы ориентироваться в «океане» современных психологических знаний, необходимо получить научно обоснованные и подтвержденные знания об общих закономерностях, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов, а также научиться занимать рефлексивную позицию «над знаниями о психических явлениях».

В современной психологии можно обнаружить множество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем, в области психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснительных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психических процессов. Поэтому, наряду с многообразием способов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психологических теорий.

Курс «общая психология» направлен на решение важнейшей задачи – овладение основами фундаментальной научной психологии, что предполагает: а) уяснение научных способов ориентировки в психических явлениях; б) овладение основами использования научных теорий, с целью объяснения различных психических явлений.

В настоящее время не существует учебника по общей психологии для студентов психологических факультетов, позволяющего познакомиться с объяснительными принципами, на которые опирается отечественная теоретическая психология. Также в имеющихся учебниках недостаточно представлены разные направления психологии, опирающиеся на альтернативные методологические и теоретические подходы.

Поэтому одна из главных задач курса – обеспечить условия для последовательного овладения студентами теоретическим содержанием современного культурно-исторического, деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот подход другим теоретическим позициям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психических феноменов и фактов.
Связь с другими дисциплинами и практиками:

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками).

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

Указывается перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.
В результате овладения содержанием курса «Психология конфликта» в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность:

способность и готовность к:

преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность:

способность и готовность к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра
Курс рассчитан на 72 часа аудиторных занятий, из них 36 лекционных, 36 семинарских и практических занятий, отдельные темы вынесены на самостоятельное (78 ч.) и углубленное изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания.

Итоговый контроль осуществляется на зачете (4 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, тестовых заданий, коллоквиумов.

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






Наименование тем


Виды занятий (кол-во часов)

лекции

практ. занятия

консуль-тации

самост. работа

1

Социально-психологические основы конфликта. Конфликтология как наука.




2







2

Конфликт как социально-психологический феномен общественной жизни. Предмет конфликтологии в социальной работе.



2








3

Процессуальное описание конфликта.

4










4

Исследование и диагностика конфликта и конфликтного поведения.





2







5

Конфликтные переживания и конфликтность личности.

2










6

Модели управления и стратегии разрешения конфликтов в социальной работе.


4


2







7

Конфликты в сфере управления.




2







8

Технологии предупреждения и профилактики конфликтов в социальной работе.


2










9

Технологии эффективного общения.




2







10

Переговоры как способ управления конфликтом в социальной работе.


2


2







11

Технологии разрешения конфликтов в социальной работе с помощью третьей стороны.


2










12

Внутриличностные конфликты.

4

2







13

Суицидальное поведение личности как форма внутриличностного конфликта.


4

2







14

Межличностные конфликты.




4







15

Конфликт в социально-педагогическом процессе.




4







15

Конфликты в семье.




4







17

Супружеские конфликты.

4










18

Конфликт между личностью и группой.




2







19

Групповые конфликты.

2

2







20

Межэтнические конфликты.

1

2







21

Политические конфликты.

1

2










Итого:

36

36









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОбщая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПсихология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой...
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск