Скачать 160.89 Kb.
|
ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет/институт УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина _____ Психология конфликта ______________________ (наименование) Направление подготовки ___ 030300.62 Психология _______________________ Профиль подготовки _____________________________ Квалификация (степень) выпускника _____________Бакалавр_____________ Кафедра __________ Общей психологии _________________ (название) Курс ________ 2, (4 семестр )___________ форма обучения ________ очная ______________________
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Психология конфликта» является важной частью методической подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология, предполагающей формирование у студентов факультета психологии и безопасности жизнедеятельности базовых компетентностей. Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения. Курс «Психология конфликта» занимает важное место в процессе подготовки психолога, так как способствует существенному углублению психологических знаний по теории, происхождению и разрешению конфликтов. Данная дисциплина обусловлена потребностями современного общества в исполнении государственных законов, направленных на защиту определенных категорий граждан. Психолог по роду своей деятельности постоянно общается и работает с людьми, поэтому крайне необходимо уметь избегать и предупреждать возникновение или развитие конфликтов. Курс «Психология конфликта» является составной частью базового цикла дисциплин для специальности «Психология» (очная форма обучения). В нем представлены взгляды на проблему и феноменологию конфликта ведущих социологических и психологических школ; проанализированы взаимодействия людей в конфликтных ситуациях; рассмотрены особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов. Цель освоения дисциплины: Ознакомление студентов с социальными и психологическими основами конфликтологии. Изучение истории конфликтологических знаний.Освоение способов управления конфликтами и механизмов их урегулирования. Анализ поведения и взаимодействия людей при столкновении их представлений, взглядов и суждений. Согласно Государственному Стандарту, студент специальности «Психология» (очная форма обучения), изучивший курс «Психология конфликта», должен знать: предмет «Психология конфликта» и особенности этой комплексной дисциплины; особенности различных социальных групп и межгруппового взаимодействия; причины и законы возникновения конфликтов, разновидности конфликтов и механизмы управления конфликтами, стратегии поведения личности в конфликте. Согласно Государственному стандарту, студент специальности «Психология» (очная форма обучения), изучивший курс «Психология конфликта», должен уметь: самостоятельно решать конфликтологические проблемы в работе с людьми различного возраста и социального статуса; самостоятельно применять практические умения и навыки экспериментального исследования конфликтного поведения, коррекции конфликтности личности в сфере социальной жизнедеятельности личности; владеть простейшими технологиями регулирования конфликтов, технологиями переговоров, а также технологиями рационального поведения личности в конфликте. Место дисциплины в структуре ООП: Современная психология – это система знаний, состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов, феноменологических описаний психических явлений, а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. При этом далеко не все психологические знания, на которые опираются люди в повседневной жизни, носят научный характер. Психические явления часто выступают основой для построения наивных, мистических или спекулятивно-умозрительных представлений, концепций, теорий. Для того чтобы ориентироваться в «океане» современных психологических знаний, необходимо получить научно обоснованные и подтвержденные знания об общих закономерностях, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов, а также научиться занимать рефлексивную позицию «над знаниями о психических явлениях». В современной психологии можно обнаружить множество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем, в области психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснительных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психических процессов. Поэтому, наряду с многообразием способов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психологических теорий. Курс «общая психология» направлен на решение важнейшей задачи – овладение основами фундаментальной научной психологии, что предполагает: а) уяснение научных способов ориентировки в психических явлениях; б) овладение основами использования научных теорий, с целью объяснения различных психических явлений. В настоящее время не существует учебника по общей психологии для студентов психологических факультетов, позволяющего познакомиться с объяснительными принципами, на которые опирается отечественная теоретическая психология. Также в имеющихся учебниках недостаточно представлены разные направления психологии, опирающиеся на альтернативные методологические и теоретические подходы. Поэтому одна из главных задач курса – обеспечить условия для последовательного овладения студентами теоретическим содержанием современного культурно-исторического, деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот подход другим теоретическим позициям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психических феноменов и фактов. Связь с другими дисциплинами и практиками: Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО. Указывается перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины. В результате овладения содержанием курса «Психология конфликта» в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8); проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13); использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14); овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные: практическая деятельность: способность и готовность к: реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). Научно-исследовательская деятельность: способность и готовность к: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13); выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14). Педагогическая деятельность: способность и готовность к: преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15); участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17); использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). Организационно-управленческая деятельность: способность и готовность к: анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22); реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23). 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра Курс рассчитан на 72 часа аудиторных занятий, из них 36 лекционных, 36 семинарских и практических занятий, отдельные темы вынесены на самостоятельное (78 ч.) и углубленное изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений, докладов, рефератов. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, круглые столы, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания. Итоговый контроль осуществляется на зачете (4 семестр), промежуточный – в виде контрольных работ, тестовых заданий, коллоквиумов. 2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Психология эмоций и воли (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... П бакалавриата, реализуемая Академией социального образования, по направлению подготовки 030300. 62 Психология, представляет собой... | Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... |