Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология»





Скачать 404.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология»
страница1/2
Дата публикации03.11.2014
Размер404.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

____________Л.М. Волосникова

«___»________________2011 г.
Психотерапия детей и подростков
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы: _______И.Н.Иванова

«___» ___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«8» июня 2011 г.

Протокол № 14
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем ____ стр.

Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко

«___»__________2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики
«___»__________2011 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева

«___»_________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова

«___»__________2011 г.
И.Н.Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.

  • Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология».

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Психотерапия детей и подростков [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

  • Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой общей и социальной психологии Е.Л.Доценко



© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© И.Н.Иванова, 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Психотерапия детей и подростков» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов программа по «Психотерпии детей и подростков» изучается на второй ступени высшего образования (магистратура).

Программа базируется на достижениях современной науки и опыта практической деятельности по психотерапии в детской и подростковой практике и отвечает требованиям профессиональной подготовки по вопросам психотерапии детей и подростков различных возрастов и проблем.

Учебная дисциплина «Психотерапия детей и подростков» является дисциплиной по выбору в ФГОС 3-го поколения, 2010 г. специальности психология высшего профессионального образования и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме учебных часов.
1.1. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины: развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к психотерапии детей и подростков.
Задачи дисциплины:


  • сформировать у студентов представления о существующих методах психотерапевтической работы с детьми и подростками.

  • показать как методы, теория и практика могут быть интегрированы в общий подход к психотерапии детей и подростков;

  • обучить специалистов теоретическим основам используемых методов;

  • рассмотреть особенности психотерапии детей и подростков в контексте семейных отношений;

  • раскрыть терапевтические механизмы методов, используемых в работе с детьми и подростками;

  • обучить методам и приемам применения отдельных методик в работе с детьми и подростками.



1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Психотерапия детей и подростков» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.4).

Для освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»:

Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Психические феномены, оцениваемые методом наблюдения: поведение, речь, эмоции. Характеристика представлений о типах темперамента в различных теориях. Гуморальная, конституциональная, факторная, типов ВНД теории. Характеристика сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок, пациент, клиент).

Техника наблюдений. Цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Роль личности наблюдателя при наблюдении. Эффекты ореола, Хоторна, Розенталя, первого впечатления и т.д.

«Психология развития и возрастная психология»:

Возрастная периодизация психического развития человека. Варианты периодизации психического развития в работах Холла и Гетчинсона, Меймана, Клапареда, Пиаже, Фрейда, Эриксона, Выготского, Эльконина, Божович. Понятие ведущей деятельности. Роль социальной среды в развитии ребенка. Понятие личности. Движущие силы развития личности. Критические возраста: «предопределенность» или «создание ситуации извне»?

Детство как предмет психологического исследования. Специфика психического развития ребенка. Стратегии исследования психического развития ребенка: культурно-историческая концепция Л. С. Выгодского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина и др. Зарубежные теории детского развития: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Соотношение понятий развитие, формирование, созревание, становление. Общая схема соотношения основных понятий по вопросу совершенствования и изменений личностных особенностей.

Подростковый возраст. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение (Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Фельдштейн). Половое созревание и проблемы межличностного общения. Учеба и общение в деятельности подростков. Особенности формирования познавательной сферы личности подростка. Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростка. «Чувство взрослости» как личностное новообразование возраста.

Юность. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, характерные особенности и индивидуальные проявления. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. Отношение к труду и выбор профессии Развитие морального сознания (концепция Л Кольберга)

Молодость и зрелость. Психологические тенденции развития психических процессов в молодости и зрелости (по Б. Г. Ананьеву). Противоречия молодости. Психология молодости, авторство собственного образа жизни. Жизненные сценарии личности. Основные варианты и фазы развития профессионала. Критические ситуации возраста и способы их преодоления. Психология взрослого человека.

Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Геронтология.

В поисках смысла жизни. Смысл жизни - понятие и определение. Индивидуальное понимание смысла жизни в их соотношении с достижениями определенных целей Самоактуализация по А. Маслоу и смысл жизни. Этические и психологические аспекты смысла жизни, единство и специфика.

«Психология личности»:

Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.

«Социальная психология»:

Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция.

Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Психология общения»:

Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.)

Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность).

«Теории личности»:

Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность.

Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов.

Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе.

Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу.

Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы.

Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности.

Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект.

Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение.

Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки.

«Основы профессионального общения»:

Профессиональное общение как искусство. Основные параметры профессионального общения, критерии профессионализма в общении. Необходимые состояния в профессиональном общении, связь состояние-контекст, состояние-семантическое пространство, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор. Инструменты профессионального общения психолога: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой.

Профессиональное общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить слушателей. Публичное общение и его секреты. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Принцип конфликтообразования, универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости. Что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Психолог - конфликтолог и конфликтмейкер. Как и когда быть тем или/и другим? Когда необходимо уметь быть конфликтмейкером, а не конфликтологом? Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты. В чем особенности профессии «психолог», чего люди ждут от психолога? Что для людей является критерием профессионализма психолога, что является в сознании обывателя образом настоящего профессионала–психолога?

Освоение дисциплины «Психотерапия детей и подростков» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин магистратуры.
1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков».


В результате освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков» студент должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация # (ОК-6);

адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).
Профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
в практической деятельности:

способностью и готовностью к:

диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);

комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);
в проектно-инновационной деятельности:

способностью и готовностью к:

выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

в организационно-управленческой деятельности:

способность и готовность к:

использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).
Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • направления психотерапевтической деятельности психолога;

  • понимать цели и задачи психотерапии детей и подростков

  • технологии конструирования психотерапевтических приемов в соответствии с актуальными проблемами клиента;

Уметь:

  • устанавливать и поддерживать «терапевтический» контакт с детьми и подростками и их родителями

  • изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций психотерапевта;

  • точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией;

  • критически оценивать информацию, корректно интерпретировать и излагать результаты психологической беседы;

  • определять и применять психологические средства воздействия, адекватные задачам; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной личностной психодинамике;

Владеть:

  • инструментарием, методами организации и проведения психотерапевтического обследования;

  • методами психологического наблюдения и психодиагностики,

  • приемами организации и планирования психотерапевтической деятельности;

  • владеть различными методами психотерапии детей и подростков;



2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 1-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа.
3. Тематический план изучения дисциплины.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Итого часов по теме

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятель-ная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Сущность и цели детской психотерапии. Организация процесса детской психотерапии. Фазы психотерапии.


1




2




5

2

8

2.

Личность детского терапевта.


2




2




2

4

8

3.

Особенности построения психотерапевтической работы с родителями

3




2




3

2

5




Всего







6




10

8

21

4.

Теория и практика игровой терапии.


4




2

2

4

2

8

5.

Арт-терапия в работе с детьми

.

5




2

4

5

4

11

6.

Групповая психотерапия Тренинговая форма работы с подростками.

6




2

4

3

2

9




Всего







6

10

12

8

28

7.

Психотерапевтическая работа с детскими страхами и навязчивостями, гипрединамическом синдроме.

7




2

3

5

2

8

8.

Психотерапевтическая помошь при девиантном поведении, жестоком обащении с детьми и суицидальном поведении. гипердинамическом синдроме

8




2

3

5

4

9




Всего







4




10

6

24




Итого (часов, баллов):







16




32

32

72




из них часов в интерактивной форме







16







26

26


Примечание: Количество часов в столбцах 4-7 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 9 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента.

Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.1

Сущность и цели детской психотерапии. Организация процесса детской психотерапии. Фазы психотерапии.

Реферат

Активное участие в лекции-диалоге

1

5

1.2

Личность детского терапевта

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

2

4

1.3

Особенности построения психотерапевтической работы с родителями

реферат

Активное участие в лекции-диалоге




3







Всего по модулю 1:




10

2.1

Теория и практика игровой терапии.


реферат

Активное участие в лекции-диалоге

4

4

2.2

Арт-терапия в работе с детьми

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

5

5

2.3

Групповая психотерапия Тренинговая форма работы с подростками.

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

6

3




Всего по модулю 2:




12




3.1

. Психотерапевтическая работа с детскими страхами и навязчивостями, гипрединамическом синдроме

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

7

3

3.2

Психотерапевтическая помошь при девиантном поведении, жестоком обащении с детьми и суицидальном поведении. гипердинамическом синдроме

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

8

4




Всего по модулю 3:




12




ИТОГО:

36



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Психотехники и тренинги




+

+













+




+




+

+

+

+

+

+

+

2.

Психические состояния



















+







+

+

+



















3

Психология стресса



















+







+

+

+




















5. Лекционные занятия не предусмотрены.

  1. Планы семинарских занятий.

Цель семинаров – формирование целостного представления о психотерапии в детской и подростковой практике; развитие интеллектуального, эмоционального, личностного потенциала студентов. Студенты самостоятельно разрабатывают и реализуют проекты профессиональных встреч в рамках определенной тематики. В проведении семинара они решают следующие задачи:

- осуществляют поиск информации в соответствии с темой, целью и задачами семинарских занятий;

- структурируют свою работу (семинар может быть проведен в пять этапов: 1 – определение степени осведомленности аудитории в выбранной теме, 2 – информирование, 3 – закрепление познания, 4 – самоанализ, 5 – обратная связь группы участников семинара);

- выбирают форму занятия (работа в малых группах, со всей группой, индивидуальная работа);

- определяют метод работы (лекция-диалог, дискуссия, создание проблемных ситуаций, ролевая или деловая игра, демонстрация упражнения);

- анализируют информацию, соотносят с целями и задачами семинара;

-учатся адекватно оперировать научными и профессиональными понятиями.

- используют мультимедийные технологии для демонстрации материала.
Модуль 1. Теоретические основы детской и подростковой психотерапии. Организация психотерапевтического процесса.(6 часов)
Определение, цели и задачи психотерапии. Основные направления детской психотерапии.Классификация психотерапевтических методов. Показания к применению психотерапии.Границы психотерапии. Отличие детской терапии от психотерапии взрослых.Диагностика. Оценка необходимости терапии. Планирование психотерапевтической помощи. Утверждение целей и методов работы.

Урегулирование организационных вопросов. Установление эмоционального контакта с ребёнком. Эффективные и неэффективные способы общения. Интерпретация полученных данных. Проработка интерпретаций. Необходимая продолжительность психотерапии. Направление к другим специалистам.

Роль терапевта.

Необходимые навыки и качества. Правила и установки детского терапевта.

Поведение ребёнка и сознание терапевта.Душевное здоровье терапевта.

Внутренняя мотивация человека, занимающегося детской психотерапией.

Отдача от детской терапии. Этические нормы

Консультирование родителей.

Трудности психотерапевтического взаимодействия и их преодоление в психотерапевтическом процессе.
Модуль второй. Психотерапевтические методы, применяемые в детском и подростковом возрасте.
Игра в детском развитии и психотерапевтическом процессе. Стадии процесса игровой терапии. Основные и специальные техники игротерапии. Предметно-игровая среда в игротерапии: игрушки, игровые комнаты, игротеки, комплексные средовые программы. Систематизация основных стратегий и техник игротерапии.

Ролевая игра. Формы ролевых игр. Принцип распределения ролей.

Методы арт-терапии в работе детского психотерапевта. Сказкотерапия, лепка, рисунок, музыкотерапия. Детский рисунок: психодиагностические и психотерапевтические аспекты.

Особенности групповой формы психотерапевтической работы с детьми и подростками. Принципы построения и подбора детей в группу. Цели и нормы группы. Особенности ведения групповой терапии для детей и подростков. Терапевтические сложности и ошибки при ведении групповой работы с детьми и подростками. Показания и противопоказания к групповой терапии.

Психологические особенности подросткового возраста. Тренинговые методы работы с подростками. Планирование тренинга и составление тренинговой программы. Цели, задачи и условия проведения. Роль и функции ведущего. Действия психолога-тренера в трудных случаях. Групповая динамика. Примеры тренинговых методов и упражнений.

Недирективная разговорная психотерапия: принцип диалога. Групповые формы терапевтической работы с подростками.

Тренинг личностного роста и социальных умений.

Рлевые игры. Расширение культурного опыта выражения чувств.
Модуль третий. Применение психотерапии при различных психических расстройствах у детей.
Детские страхи .Определение. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение.

Тревожные и мнительные дети. Особенности личности детей, имеющих риск заболеть неврозом. Школьный невроз, школьная фобия.

Классификация навязчивых расстройств. Теория возникновения. Методы лечения

Особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и расстройством внимания. Основные мероприятия, направленные на коррекцию поведения детей с гиперкинетическими растройствами. Важность работы с родителями. Основные методы работы с детьми, имеющими гиперкинетические расстройства.

Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним. Поведение и отклонения его у родителей. Терапия, реабилитация и профилактика. Неотложное вмешательство и показания для терапии. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение.
7.План лабораторных работ (16 часов).

Цель: - формирование профессионального мышления и поведения; создание целостного представления о процессе психотерапии детей и подростков, обретение личного опыта психолога-психотерапевта и клиента через освоение различных его элементов.

  • эмпатическое слушание;

  • внимательное поведение;

  • активное слушание;

  • использование различных методов и приемов для оказания помощи;

  • анализа деятельности, (самоанализ, анализ наблюдателей).

Лабораторные практикумы направлены на решение таких задач как:

- развитие способности активного и эмпатического слушания,

- чтение вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента.

- сбор и анализ информации,

- выдвижение гипотез, проверка и формулирование проблемы клиента;

определение желаемого результата;

- определение желаемого результата клиента,

- расширение спектра способов выхода из затруднительной ситуации,

- моделирование деятельности по достижению цели;

- составление плана дальнейших действий ;
Содержание лабораторных работ

На лабораторных занятиях происходит освоение психотерапевтических техник и приемов. Студенты учатся делать адекватный выбор различных методов, технологий и использовать их в практике психотерапии. Поощряется создание новых, уникальных методов работы с детьми и подростками.

В совместной со студентами работе преподаватель демонстрирует различные психотерапевтические техники и приемы. Студентам предлагаются психологические ролевые игры, упражнения, задания для обретения собственного клиентского и профессионального опыта. Самостоятельный анализ работы и обратная связь группы – обязательная форма завершения лабораторного практикума.

В работе по устранению препятствия и достижению цели используются оптимально подобранные психологом методы и техники работы. В процессе работы студенты могут занимать позицию наблюдателя, позволяющую отслеживать действия психолога и реакции клиента, тренировать навыки эмпатического слушания, внимательного поведения. «Побочный эффект» - опосредованная помощь в решении проблемы. В ходе клиентской работы могут быть задействованы несколько участников для реализации той или иной роли.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии...
Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального...
Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по направлению «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск