Скачать 404.57 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. Психотерапия детей и подростков Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______И.Н.Иванова «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии «8» июня 2011 г. Протокол № 14 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. И.Н.Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Психотерапия детей и подростков [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой общей и социальной психологии Е.Л.Доценко© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © И.Н.Иванова, 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Психотерапия детей и подростков» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов программа по «Психотерпии детей и подростков» изучается на второй ступени высшего образования (магистратура). Программа базируется на достижениях современной науки и опыта практической деятельности по психотерапии в детской и подростковой практике и отвечает требованиям профессиональной подготовки по вопросам психотерапии детей и подростков различных возрастов и проблем. Учебная дисциплина «Психотерапия детей и подростков» является дисциплиной по выбору в ФГОС 3-го поколения, 2010 г. специальности психология высшего профессионального образования и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме учебных часов. 1.1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины: развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к психотерапии детей и подростков. Задачи дисциплины:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Психотерапия детей и подростков» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.4). Для освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин: «Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»: Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Психические феномены, оцениваемые методом наблюдения: поведение, речь, эмоции. Характеристика представлений о типах темперамента в различных теориях. Гуморальная, конституциональная, факторная, типов ВНД теории. Характеристика сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок, пациент, клиент). Техника наблюдений. Цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Роль личности наблюдателя при наблюдении. Эффекты ореола, Хоторна, Розенталя, первого впечатления и т.д. «Психология развития и возрастная психология»: Возрастная периодизация психического развития человека. Варианты периодизации психического развития в работах Холла и Гетчинсона, Меймана, Клапареда, Пиаже, Фрейда, Эриксона, Выготского, Эльконина, Божович. Понятие ведущей деятельности. Роль социальной среды в развитии ребенка. Понятие личности. Движущие силы развития личности. Критические возраста: «предопределенность» или «создание ситуации извне»? Детство как предмет психологического исследования. Специфика психического развития ребенка. Стратегии исследования психического развития ребенка: культурно-историческая концепция Л. С. Выгодского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина и др. Зарубежные теории детского развития: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Соотношение понятий развитие, формирование, созревание, становление. Общая схема соотношения основных понятий по вопросу совершенствования и изменений личностных особенностей. Подростковый возраст. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение (Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Фельдштейн). Половое созревание и проблемы межличностного общения. Учеба и общение в деятельности подростков. Особенности формирования познавательной сферы личности подростка. Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростка. «Чувство взрослости» как личностное новообразование возраста. Юность. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, характерные особенности и индивидуальные проявления. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. Отношение к труду и выбор профессии Развитие морального сознания (концепция Л Кольберга) Молодость и зрелость. Психологические тенденции развития психических процессов в молодости и зрелости (по Б. Г. Ананьеву). Противоречия молодости. Психология молодости, авторство собственного образа жизни. Жизненные сценарии личности. Основные варианты и фазы развития профессионала. Критические ситуации возраста и способы их преодоления. Психология взрослого человека. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Геронтология. В поисках смысла жизни. Смысл жизни - понятие и определение. Индивидуальное понимание смысла жизни в их соотношении с достижениями определенных целей Самоактуализация по А. Маслоу и смысл жизни. Этические и психологические аспекты смысла жизни, единство и специфика. «Психология личности»: Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности. «Социальная психология»: Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция. Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации. «Психология общения»: Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.) Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность). «Теории личности»: Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность. Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов. Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе. Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу. Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы. Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности. Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект. Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение. Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки. «Основы профессионального общения»: Профессиональное общение как искусство. Основные параметры профессионального общения, критерии профессионализма в общении. Необходимые состояния в профессиональном общении, связь состояние-контекст, состояние-семантическое пространство, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор. Инструменты профессионального общения психолога: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой. Профессиональное общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить слушателей. Публичное общение и его секреты. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Принцип конфликтообразования, универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости. Что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Психолог - конфликтолог и конфликтмейкер. Как и когда быть тем или/и другим? Когда необходимо уметь быть конфликтмейкером, а не конфликтологом? Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты. В чем особенности профессии «психолог», чего люди ждут от психолога? Что для людей является критерием профессионализма психолога, что является в сознании обывателя образом настоящего профессионала–психолога? Освоение дисциплины «Психотерапия детей и подростков» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин магистратуры. 1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков».В результате освоения дисциплины «Психотерапия детей и подростков» студент должен обладать следующими компетенциями: Общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к: совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1); самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2); активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3); свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4); принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация # (ОК-6); адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7); использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10); оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11). Профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к: анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11); сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12); в практической деятельности: способностью и готовностью к: диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21); в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к: выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24); в организационно-управленческой деятельности: способность и готовность к: использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40). Требования к уровню усвоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа. 3. Тематический план изучения дисциплины. Таблица 1. Тематический план
Примечание: Количество часов в столбцах 4-7 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 9 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента. Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
5. Лекционные занятия не предусмотрены.
Цель семинаров – формирование целостного представления о психотерапии в детской и подростковой практике; развитие интеллектуального, эмоционального, личностного потенциала студентов. Студенты самостоятельно разрабатывают и реализуют проекты профессиональных встреч в рамках определенной тематики. В проведении семинара они решают следующие задачи: - осуществляют поиск информации в соответствии с темой, целью и задачами семинарских занятий; - структурируют свою работу (семинар может быть проведен в пять этапов: 1 – определение степени осведомленности аудитории в выбранной теме, 2 – информирование, 3 – закрепление познания, 4 – самоанализ, 5 – обратная связь группы участников семинара); - выбирают форму занятия (работа в малых группах, со всей группой, индивидуальная работа); - определяют метод работы (лекция-диалог, дискуссия, создание проблемных ситуаций, ролевая или деловая игра, демонстрация упражнения); - анализируют информацию, соотносят с целями и задачами семинара; -учатся адекватно оперировать научными и профессиональными понятиями. - используют мультимедийные технологии для демонстрации материала. Модуль 1. Теоретические основы детской и подростковой психотерапии. Организация психотерапевтического процесса.(6 часов) Определение, цели и задачи психотерапии. Основные направления детской психотерапии.Классификация психотерапевтических методов. Показания к применению психотерапии.Границы психотерапии. Отличие детской терапии от психотерапии взрослых.Диагностика. Оценка необходимости терапии. Планирование психотерапевтической помощи. Утверждение целей и методов работы. Урегулирование организационных вопросов. Установление эмоционального контакта с ребёнком. Эффективные и неэффективные способы общения. Интерпретация полученных данных. Проработка интерпретаций. Необходимая продолжительность психотерапии. Направление к другим специалистам. Роль терапевта. Необходимые навыки и качества. Правила и установки детского терапевта. Поведение ребёнка и сознание терапевта.Душевное здоровье терапевта. Внутренняя мотивация человека, занимающегося детской психотерапией. Отдача от детской терапии. Этические нормы Консультирование родителей. Трудности психотерапевтического взаимодействия и их преодоление в психотерапевтическом процессе. Модуль второй. Психотерапевтические методы, применяемые в детском и подростковом возрасте. Игра в детском развитии и психотерапевтическом процессе. Стадии процесса игровой терапии. Основные и специальные техники игротерапии. Предметно-игровая среда в игротерапии: игрушки, игровые комнаты, игротеки, комплексные средовые программы. Систематизация основных стратегий и техник игротерапии. Ролевая игра. Формы ролевых игр. Принцип распределения ролей. Методы арт-терапии в работе детского психотерапевта. Сказкотерапия, лепка, рисунок, музыкотерапия. Детский рисунок: психодиагностические и психотерапевтические аспекты. Особенности групповой формы психотерапевтической работы с детьми и подростками. Принципы построения и подбора детей в группу. Цели и нормы группы. Особенности ведения групповой терапии для детей и подростков. Терапевтические сложности и ошибки при ведении групповой работы с детьми и подростками. Показания и противопоказания к групповой терапии. Психологические особенности подросткового возраста. Тренинговые методы работы с подростками. Планирование тренинга и составление тренинговой программы. Цели, задачи и условия проведения. Роль и функции ведущего. Действия психолога-тренера в трудных случаях. Групповая динамика. Примеры тренинговых методов и упражнений. Недирективная разговорная психотерапия: принцип диалога. Групповые формы терапевтической работы с подростками. Тренинг личностного роста и социальных умений. Рлевые игры. Расширение культурного опыта выражения чувств. Модуль третий. Применение психотерапии при различных психических расстройствах у детей. Детские страхи .Определение. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение. Тревожные и мнительные дети. Особенности личности детей, имеющих риск заболеть неврозом. Школьный невроз, школьная фобия. Классификация навязчивых расстройств. Теория возникновения. Методы лечения Особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и расстройством внимания. Основные мероприятия, направленные на коррекцию поведения детей с гиперкинетическими растройствами. Важность работы с родителями. Основные методы работы с детьми, имеющими гиперкинетические расстройства. Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним. Поведение и отклонения его у родителей. Терапия, реабилитация и профилактика. Неотложное вмешательство и показания для терапии. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение. 7.План лабораторных работ (16 часов). Цель: - формирование профессионального мышления и поведения; создание целостного представления о процессе психотерапии детей и подростков, обретение личного опыта психолога-психотерапевта и клиента через освоение различных его элементов.
Лабораторные практикумы направлены на решение таких задач как: - развитие способности активного и эмпатического слушания, - чтение вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента. - сбор и анализ информации, - выдвижение гипотез, проверка и формулирование проблемы клиента; определение желаемого результата; - определение желаемого результата клиента, - расширение спектра способов выхода из затруднительной ситуации, - моделирование деятельности по достижению цели; - составление плана дальнейших действий ; Содержание лабораторных работ На лабораторных занятиях происходит освоение психотерапевтических техник и приемов. Студенты учатся делать адекватный выбор различных методов, технологий и использовать их в практике психотерапии. Поощряется создание новых, уникальных методов работы с детьми и подростками. В совместной со студентами работе преподаватель демонстрирует различные психотерапевтические техники и приемы. Студентам предлагаются психологические ролевые игры, упражнения, задания для обретения собственного клиентского и профессионального опыта. Самостоятельный анализ работы и обратная связь группы – обязательная форма завершения лабораторного практикума. В работе по устранению препятствия и достижению цели используются оптимально подобранные психологом методы и техники работы. В процессе работы студенты могут занимать позицию наблюдателя, позволяющую отслеживать действия психолога и реакции клиента, тренировать навыки эмпатического слушания, внимательного поведения. «Побочный эффект» - опосредованная помощь в решении проблемы. В ходе клиентской работы могут быть задействованы несколько участников для реализации той или иной роли.
|
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Рассмотрено на заседании умк института психологии, педагогики, социального управления | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии... Разработан на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Педагогика и психология высшей школы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700.... | ||
Учебно-методический Комплекс по учебной дисциплине «История вокального... Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями... |