Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия»





НазваниеУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия»
страница1/10
Дата публикации19.03.2015
Размер1.3 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

Д. Г. КУКАРНИКОВ, И. А. ЧУРСАНОВА
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета
2013

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28.11. 2013

Рецензент: канд. филос. наук преподаватель кафедры онтологии и теории познания Обыденный Д. Н.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» факультета философии и психологии

Для направления 030100 – Философия

Шифр дисциплины – Б3.В.ОД.2 (Теоретико-методологический профиль)

Б3.Б.1 ( Социально-аксиологический профиль)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В профессиональной подготовке философа социальная философия выступает одной из ведущих дисциплин и относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100 Философия (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла.

Содержание и логика программы определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к данной дисциплине, а также основываются на анализе профессионального опыта подготовки специалистов-философов как в Воронежском государственном университете, так и в других ведущих университетах страны. В программе реализован целостный подход к изучению курса «Социальная философия», согласно которому последовательно рассматриваются основные разделы дисциплины. Это обусловило структуру курса, которая включает в себя четыре взаимосвязанные части:

  1. социальная гносеология;

  2. социальная онтология;

  3. социальная антропология;

  4. философия истории.

В первой части рассматриваются предмет социальной философии, современные дискуссии вокруг социально-философской проблематики, природа социально-философского познания и его особенности. Здесь студенты знакомятся с логикой возникновения основных социально-философских учений, с методологией социальных исследований, проблемой соотношения понимания и объяснения в социальных науках и т.д.

Во второй части представлена проблематика соотношения социального и природного, исследуются сущность и структура общества, подробно изучаются сферы общественной жизни.

В третьей части рассматриваются социально-философские проблемы бытия и сущности человека, пространства и времени социальной деятельности, свободы человека в обществе.

В четвертой части изучаются вопросы, связанные с историческим развитием общества в контексте социальной философии. Поднимаются следующие проблемы: вариативность общественного развития, интерпретации смысла истории, модели исторического прогресса и его критерии.

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов целостного системного представления о мире социального и месте человека в нем, позволяющего им расширить концептуальный поиск в области философских проблем общественной жизни.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

  1. опираясь на широкий круг источников, довести до студентов специфику развития социально-философской мысли с момента ее возникновения до этапа современности, выявить логику формирования и развития философских представлений об обществе;

  2. сформировать и способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы в области философии общества;

  3. содействовать выработке у студентов навыков непредвзятой, многомерной оценки социально-философских теорий и концепций, направлений и школ;

  4. развивать умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  5. содействовать овладению приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога в области социально-философских проблем.

Курс рассчитан на 117 часов лекционных и 90 часов семинарских заня­тий для социально-аксиологического профиля и 72 часа лекционных и 108 часов семинарских занятий для теоретико-методологического профиля.

Усвоение учебного материала предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Исходя из этого авторы включили в программу не только основное содержание дисциплины «Социальная философия», но и планы семинарских занятий по отдельным темам.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда заданий, выдаваемых преподавателем на семинарских занятиях.

Все выполняемые студентами самостоятельные задания подлежат последующей проверке преподавателем. Для получения допуска к экзамену студент должен предоставить на проверку конспекты самостоятельно изученных литературных источников, а также выполненные задания для самостоятельной работы.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по таким разделам, как введение в философию, онтология и теория познания, логика и история зарубежной философии, которые преподаются в течение первых двух лет обучения; понимать природу философского знания; знать особенности методологии философского познания, основные формы и приемы рационального познания; знать категориальный аппарат философии, поскольку он активно применяется в социальной философии. Кроме того, студенты должны хорошо ориентироваться в области истории зарубежной философии (иметь знания по истории античной философии, истории средневековой философии и философии эпохи Возрождения, новоевропейской философии, изучаемым на 1-2 курсах), что имеет немаловажное значение для более глубокого усвоения основных закономерностей формирования и развития социально-философских представлений.

К началу изучения социальной философии у студентов должны быть сформированы компетенции: владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ПК-2), истории зарубежной философии (античная философия; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени) (ПК-4); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12).

Учебная дисциплина «Социальная философия» является предшествующей для следующих дисциплин: «История философии ХIХ века», «Современная зарубежная философия», «Философия и методология науки», «Философская антропология», «Этика», «Эстетика», «Философия религии», «Модели метафизического дискурса в классической и неклассической философии», «Наука как феномен культуры», «Философские вопросы политической науки», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Методика преподавания обществознания», «Философские теории сознания».

В результате освоения дисциплины «Социальная философия» у студентов должны быть сформированы компетенции:

а) общекультурные (ОК):

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4);

– способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);

б) профессиональные (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

– умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества) (ПК-3);

- знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11);

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13);

В области организационно-управленческой деятельности:

- умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19);

В области педагогической деятельности:

– умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области социальной философии (ПК-15).

Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом – 14 ЗЕТ / 504 часа (профиль социально-аксиологический).
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

5 сем.

6 сем.

7 сем.

Аудиторные занятия

207

90

54

63

в том числе: лекции

117

54

36

27

практические

90

36

18

36

лабораторные

0

0

0

0

Из них в интерактивной форме*

36

18

0

18

Самостоятельная работа

297

90

162

45

Итого:

504

180

216

108

Используются следующие интерактивные формы проведения занятий: презентация учебного проекта, групповое обсуждение, дискуссия, метод case-stady (анализ профессиональных практических ситуаций).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп

Наименование тем курса

Лекции

Сем/практ.

Всего ауд.

Сам.

Раб.

1.

Предмет социальной философии

10

6

16

36

2.

Социальная гносеология.

Проблемы социального познания

13

14

27

35

3.

Социальная гносеология. Возникновение и развитие социально-философских учений

14

14

28

35

4.

Социальная онтология.

Природа и общество

6

6

12

15

5.

Социальная онтология.

Экономика и общество

6

6

12

15

6.

Социальная онтология.

Политическая сфера жизни общества

6

6

12

15

7.

Социальная онтология.

Государство и общество

8

6

14

17

8.

Социальная онтология.

Социальная дифференциация

8

6

14

15



















9.

Социальная онтология.

Духовная сфера жизни общества

6

6

12

15

10.

Социально-философская антропология

20

10

30

50

11.

Философия истории

20

10

30

49




Всего


117

90

207

297


Объем дисциплины в зачетных единицах / часах в соответствии с учебным планом – 12 ЗЕТ / 432 часа (профиль теоретико-методологический).
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

5 сем.

6 сем.

7 сем.

Аудиторные занятия

180

90

54

36

в том числе: лекции

72

36

18

18

практические

108

54

36

18

лабораторные

0

0

0

0

В интерактивной форме*

0

0

0

0

Самостоятельная работа

252

72

108

72

Итого:

432

162

162

108

Используются следующие интерактивные формы проведения занятий: презентация учебного проекта, групповое обсуждение, дискуссия, метод case-stady (анализ профессиональных практических ситуаций).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета...
Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения...
Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения....
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconКафедра истории, философии, социологии, политологии политология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Казанского государственного медицинского...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление 030100. 62 «Философия»
Дёгтев А. Н. Математическая логика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconПрограмма курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в...
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconНеличные формы глагола
Неличные формы глагола : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов юридического факультета очной и заочной формы...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления...
Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07....
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconКонтрольные вопросы по курсу Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр"
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconФилософия
Философия: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения и преподавателей / И. В. Степанов, М. В. Нагорная, В....
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной формы обучения направления «Философия» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск