Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии»





Скачать 211.23 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии»
Дата публикации04.03.2015
Размер211.23 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии «14» МАЯ 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) формирование базовых знаний о теоретических основах поведенческого подхода и методах практической работы психолога в рамках данного направления.

При этом задачами дисциплины являются

  1. - Изучение истории развития поведенческого подхода;

  2. Знакомство с основными методами поведенческого подхода;

  3. Изучение основ диагностического интервью в рамках поведенческого подхода;

  4. Изучение основ оказания психологической помощи в рамках поведенческого подхода;

  5. Формирование практических навыков ведения диагностического интервью;

  6. Формирование практических навыков работы со случаем в рамках поведенческого подхода.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) ориентирован на студентов младших курсов и является вариативной часть ОПП.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:

  • полемики и обсуждения полученного материала на практических занятия самостоятельной работы с рекомендуемой литературой

  • составлять справки и рефераты

  • представлять их другим слушателям и с помощью преподавателя проводить дискуссию в группе

  • воспроизводит материалы дисциплины, интерпретировать и оценивать их.

  • применять научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки доклада.

  • обосновывать свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.


2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

  1. Психолого-педагогическая

  2. Консультативной и психотерапевтической

  3. Научно-исследовательская



2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



(ОК-3)

владению культурой научного мышления, обобщением, анализ и синтезом фактов и теоретических положений

общие и специфические цели и

методы основных

психотерапевтических

направлений классической и

современной теории

психотерапии и

психологического

консультирования;

- психологические

закономерности и механизмы

психологического воздействия,

общие и специальные факторы

эффективности

психотерапевтического процесса;

самостоятельно формулировать

практические и исследовательские

задачи, составлять программы

психотерапевтической и

консультативной работы на

основе психодинамического,

гуманистического, когнитивно-

поведенческого, системно-

семейного и других подходов;

основными техниками создания

и поддержания рабочего альянса в

психотерапевтических

отношениях;

Собеседование, реферат



(ОК-9)

способностью и готовностью к восприятию личности другого,

эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и

поддержке людей






(ПК-9)

владением необходимыми знаниями об основных направлениях

клинико-психологических вмешательств (психотерапии и

психологического консультирования) и их теоретической обоснованности


Собеседование, эссе

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).

Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

4

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

28

28




Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

34

34




Реферат (Реф)

6

6




Подготовка к занятиям(ПЗ)

20

20




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

8

8


























Вид промежуточной аттестации

Собеседование (обсуждение лекций, рекомендованных статей)

собеседование




Вид итогового контроля

зачет

зачет




ИТОГО: Общая трудоемкость

72 час.

72 час.






ЗЕТ




























































3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-3

ОК-9

ПК-9


Основные положения поведенческой психотерапия.


  1. Теоретические основы поведенческой терапии

  2. Процессуальные особенности поведенческой терапии.

  3. Норма, цели уровни поведенческой терапии.






ОК-3

ОК-9

ПК-9

Методы поведенческой психотерапии

  1. Базовые техники поведенческого направления.

  2. Поведенческие техники НЛП

3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ПЗ

СРС

всего




1

2

3

4

6

7

8

9



5

Основные положения поведенческой психотерапия.


4

8

12

24

Собеседование,

доклад



5

Методы поведенческой психотерапии

6

20

22

48

Собеседование, доклад







ИТОГО:

10

28

34

72




3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

Семестр

4

1

2






Основные понятия поведенческийго подхода.

2



Процессуальные особенности поведенческой терапии.

2



Виды научения. Использование в психотерапии.

2



Техники поведенческой психотерапии

2



Нейро-лингвистическое программирование.

2




Итого

10

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п/№

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем

семестр

4

1

2

3



Теоретические основы поведенческой терапии.

Диагностические процедуры в рамках поведенческой терапии.

Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний.

4



Разовое изменение поведения. Классическое наблюдение за поведением. Техника систематической десенсибилизации Д. Вольпе: области применения, основные модификации.

4



Методики формирования поведения: «шейпинг», «Сцепление», «фединг». Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного поведения.

4



Техники построения раппорта в НЛП.

Проведение техники «Генератор нового поведения».

4



Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация.

4



Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни.

4



Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия.

4




Итого

28

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



5

Основные положения поведенческой психотерапия.


Подготовка к занятим

Реферат, доклад

8

3



Методы поведенческой психотерапии

Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

Подготовка к занятиям

Подготовка к тестированию



3
12

8

ИТОГО часов в семестре:

34

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 4


  1. Диагностические процедуры в рамках поведенческой терапии.

  2. Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний.

  3. Техники построения раппорта в НЛП.

  4. Проведение техники «Генератор нового поведения».

  5. Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация.

  6. Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия.

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



5

ВК, ПК

Основные положения поведенческой психотерапия.


Собеседование,

Доклад

1

10



5

ПК, ТК

Методы поведенческой психотерапии

Собеседование

Тестирование

1

30

1

3.4.2.Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

  1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова.

  1. Бихевиоризм. Бихевиоральный подход, британская и американская школы. Идеи Д. Уотсона и Э. Торндайка.

  1. Теория оперантного научения Б. Скинера. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса.

для текущего контроля (ТК)

1.Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний.

2. Классическое наблюдение за поведением.

3. Разовое изменение поведения.

для промежуточного контроля (ПК)

1.Создателем метода классического обусловливания был:

А. Скиннер

Б. Вольпе.

В. Павлов

Г. Бандура

2. Техника систематической десенсибилизации была предложена:

А. Скиннер

Б. Вольпе.

В. Павлов

Г. Бандура

3. Суть оперантного обусловливания была сформулирована:

А. Скиннер

Б. Вольпе.

В. Павлов

Г. Бандура

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

1.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -864с

3.5.2. Дополнительная литература

1.Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Доски.

3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины

50 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

Неимитационные технологии (лекция, дискуссия), имитационные технологии (ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс).

3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№

Наименование последующих дисциплин

Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6







1

Основы психологического консультирования, псикоррекция и психотерапия

1,2

1,2



















2

Этика психотерапевтических отношений

1,2

1,2



















3

Практикум по психокррекции и психотерапии

1,2

1,2



















4

Практикум по психокоррекции

1,2

1,2



















5

Психотерапия: теория и практика

1,2

1,2



















4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий ( 38 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (34 час.). Практические занятия проводятся в виде дискуссий, подобное изложение материала, позволяет студентам быть включенными в занятие, последовательно приобретая и закрепляя полученные знания

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий (имитационные технологии: ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция, дискуссия).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50 % от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного доклада, написание эссе в свободном стиле.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине основы поведенческой психотерапии и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

Написание реферата, эссе формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний посредством собеседования и тестирования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы групповой психотерапии психически больных»
Казьмина Ольга Юрьевна «Основы групповой психотерапии психически больных». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconТаганрогский институт управления и экономики
Учебная программа и методические указания по дисциплине “Основы детской психотерапии”. Таганрог: Изд-во тиуиЭ, 2003. 18с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» icon«Философские основы психотерапии»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономические основы работы...
Экономические основы работы с молодежью [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы организации и регламентации...
Основы организации и регламентации труда [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 25 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы кадровой политики...
Основы кадровой политики кадрового прлаирования [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 38 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы безопасности труда»...
Основы безопасности труда [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 33 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы финансового менеджмента»...
Основы финансового менеджмента [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социальной медицины»...
Основы социальной медицины [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 44 с
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300....
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социального государства...
Основы социального государства в гражданском обществе: [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32...
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск