Скачать 104.64 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСанкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика Санкт-Петербург 2005 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании. 2. Задача курса – ознакомить студентов-филологов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на студентов-филологов и призван сформировать у них представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках и истории зарождения когнитивной лингвистики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных трудах видных представителей данного направления. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса:
2. Краткое содержание тем 2.1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли. Место когнитивной лингвистики в кругу других дисциплин. Когнитивная лингвистика как часть когнитивной науки, или когнитологии. Зарождение и организационное оформление когнитивной лингвистики. Современный этап развития когнитивной лингвистики. Фундаментальные положения, персоналии, основные труды, периодические издания. Переводы на русский язык. Критическое осмысление основных постулатов когнитивной лингвистики в зарубежной и отечественной литературе. 2.2. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. 2.2.1. Книга Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем». Понятие концептуальной метафоры. Типы концептуальных метафор: ориентационные, онтологические, структурные. Метафорические vs. неметафорические высказывания: проблема понимания. Метафора и проблема истины. 2.2.2. Исследования политической метафоры. Статья Дж. Лакоффа «Метафора и война» (1991). Исследование политических метафор на материале русского языка. 2.2.3. Семантическое развитие слов в свете теории концептуальной метафоры. Онтологическая первичность пространственных понятий и теория локализма. Семантика глаголов чувственного восприятия. 2.2.4. Субъективизация как универсальная тенденция семантического развития и ее частный случай – грамматикализация. Регулярные изменения грамматических значений. 2.3. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа. 2.3.1. Книга Дж. Лакоффа «Женщины, огонь и опасность» и ее основная тема – категоризация мира человеком. Эволюция взглядов на категории. Теория прототипов и категорий базисного уровня Э. Рош. Прототипические эффекты в языковых категориях. 2.3.2. Понятие идеализированной когнитивной модели. Кластерные и метонимические модели. Типы метонимических моделей. 2.3.3. Экспериенциальный реализм как альтернатива объективизму. Несостоятельность формально-семантических подходов к языку. Первичность категорий базисного уровня и кинестетических образ-схем в организации понятийной системы человека. Экспериенциальный взгляд на проблемы понимания, значения, истины и объективности. 2.4. Когнитивная грамматика Р. Лангакера. 2.4.1. «Максималистская» концепция языка Р. Лангакера как альтернатива минималистской концепции генеративной лингвистики. Избыточность языковой системы в сознании носителей языка и ее обоснование. 2.4.2. Грамматика как организованный инвентарь общепринятых языковых единиц. Типы единиц: фонологические, семантические, символьные (биполярные). Лексикон, морфология и синтаксис как единый континуум символьных единиц. Схемы построения. 2.4.3. Субъективистский подход к проблеме значения. Понятие когнитивной области. Понятия профиля и базы, траектора и ориентира. Аспекты образности как возможные способы интерпретации ситуации говорящим. 2.4.4. Сетевая модель как когнитивно адекватный способ представления полисемии. Примеры сетевых моделей. Критика сетевой модели как способа представления семантики многозначного слова. 2.5. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера. 2.5.1. Теория ментальных пространств Ж. Фоконье. Понятие ментального пространства. и типы связей между пространствами. Роль различных языковых средств в построении и внутренней организации ментальных пространств. 2.5.2. Теория концептуальной интеграции как дальнейшее развитие теории ментальных пространств. Понятия исходных пространств и бленда. Этапы построения и свойства бленда. Концептульная интеграция как базовый когнитивный механизм. Языковые бленды. Сравнительный анализ теории концептуальной метафоры и теории концептуальной интеграции. 2.6. Топологическая семантика Л. Талми. 2.6.1. Грамматическая и лексическая подсистемы языка как закрытый и открытый классы единиц соответственно. Возможность грамматического выражения различных понятий. Отношение грамматики к познанию. 2.6.2. Основные системы формирования образов в языке. Понятия первичного, вторичного и референциального объектов, фигуры и фона. Положение наблюдателя, или перспектива. Распределение внимания. Динамика сил. Новый взгляд на понятие каузации с точки зрения динамики сил. 2.6.3. Механизмы схематизации пространства: идеализация, абстракция, языковая топология. Примеры альтернативной схематизации. Современные работы в русле топологической семантики. 2.7. Теория ментальных моделей Ф. Джонсона-Лэрда. Понятие ментальной модели. Процедурная семантика для ментальных моделей. Эксплицитные и имплицитные умозаключения. Типология ментальных моделей. Основные свойства ментальных моделей. 2.8. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка. 2.8.1. Структурная vs. стратегическая модель понимания дискурса. Понятия семантической макроструктуры и схематической суперструктуры. Основные компоненты когнитивной модели понимания дискурса. 2.8.2. Когнитивный анализ дискурса: примеры практической реализации. Суперструктурная схема дискурса новостей. Когнитивные модели этнических ситуаций. 3. Примерные вопросы для самоконтроля
4. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ
5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
IV. Форма итогового контроля: – экзамен. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Рекомендуемая литература
Автор программы: Т. Г. Скребцова, кандидат филологических наук. |
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... |