Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014)





Скачать 301.35 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014)
страница1/3
Дата публикации19.05.2015
Размер301.35 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

Решением ученого совета

(протокол №9 от 26.05.2014)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014


Рабочая программа дисциплины

Б3.В.ОД.16 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные дисциплины



Направление подготовки

Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки Психология и педагогика

дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения: заочная

Факультет: педагогики и психологии

Кафедра – разработчик: кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики
Казань 2014

Содержание
1.Цели освоения дисциплины 3

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3

3.Компетенции обучающегося 4

4.Структура и содержание дисциплины 5

5.Образовательные технологии 27

6. Формы и методы контроля 27

7.Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины 34

8.Материально- техническое обеспечение 34




















  1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: приобретение студентами знаний теоретических основ современной психолого-педагогической коррекции, а также отработка умений, навыков необходимых для решения профессиональных задач, связанных с оказанием психологической помощи.

Задачи дисциплины:

раскрыть значение психолого-педагогической коррекции личности в системе психолого-педагогического воздействия на ее формирование; показать основные закономерности процесса психолого-педагогической коррекции и специфику их воздействия на личность; ознакомить с основными методами психолого-педагогической коррекции личности детей и взрослых, обращающихся за психологической помощью; раскрыть психологические механизмы, лежащие в основе коррекционного эффекта методов психолого-педагогического коррекции личности.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция» относится к профессиональному циклу, вариативная часть, помогает установлению взаимосвязи психолого-педагогической коррекции с другими видами оказания психологической помощи личности: консультированием, психодиагностикой и психотерапией. В ходе изучения дисциплины происходит освоение и применение на практике основных методов психологической коррекции на основе самостоятельного определения потенциальных возможностей ребенка с проблемами развития.

В ходе изучения курса происходит ознакомление с основными принципами, видами и формами психолого-педагогической коррекции.
Овладение научно-этическими нормами и требованиями, предъявляемыми к организации психологической коррекции, формирование профессионально важных качеств личности, необходимых для осуществления психологической коррекции у детей и взрослых.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
знать:
- цели, задачи, основные формы психолого-педагогической коррекции;
- основные направления и формы организации психокоррекционной работы в отечественной и зарубежной литературе;

- методологические принципы психологической коррекции, их взаимосвязь и взаимообусловленность;
- понятие нормы психического развития и уровни её анализа;
- классификацию методов психолого- педагогической коррекции;
- требования, к педагогу -психологу, осуществляющему психокоррекционную работу;
- основные методы психокоррекционной работы с детьми с отклонением в развитии;
основные теоретические обоснования психологических и педагогических практик коррекционной работы;

уметь:
- использовать основные пути и критерии получения психологической информации для осуществления психолого-педагогической коррекции;
- определять преимущества и недостатки каждого из методов психологической коррекции;
- применять на практике основные методы психокоррекционной работы;
- разрабатывать и реализовывать психокоррекционные программы для различных категорий детей и подростков.
владеть навыками:

- разработки мероприятий, направленных на коррекцию различных сфер личности;
- использования различных видов психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой и др.;

- рефлексивного и объективного анализа своей деятельности, с точки зрения ее соответствия цели;

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОПК-1


способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ПКД-2

готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ

ПКНО-4

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе

ПКНО-6

готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе

ПКПП-2

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКПП-7


способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

ПКСПП-2

готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи


4. Структура и содержание дисциплины « Психолого-педагогическая коррекция»

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа


Заочная форма обучения

Аудиторные занятия - 20 часов, самостоятельная работа – 115 часов, экзамен – 9 часов



п/п

Разделы/темы

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Итого

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Психолого-педагогическая коррекция как направление практической психологии, принципы ее организации

17

2




15

2

Классификация методов психолого-педагогической коррекции

18

2




16

3

Требования к составлению психокоррекционных программ

20

4




16

4

Арттерапия как метод психокоррекции

16




2

14

5

Анималотерапия как метод психокоррекции

16




2

14

6

Проективный рисунок как метод психокоррекции.

16




2

12

7

Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии

18




4

14

8

Методы психокоррекционной работы с семьёй

16




2

14




Экзамен - 9ч

144

8

12

115


4.2. Лекционные занятия.

Наименование разделов, тем и содержание занятий.
Тема 1. Психолого-педагогическая коррекция как направление практической психологии
Понятие психолого-педагогической коррекции. Связь психолого- педагогической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции. Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Общая и частная психокоррекция. Пути получения психологической информации для осуществления психологической коррекции. Понятие нормы и отклонения в психическом развитии.
Тема 2. Принципы организации психолого-педагогической коррекции
Общая характеристика основных теоретических направлений психолого-педагогической коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности. Принцип системности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу – вверх». Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции: симптоматический, диагностический, субъективный критерии.
Тема 3. Требования к составлению психокоррекционных программ.
Виды коррекционных программ. Принципы составления психокоррекционных программ. Требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки: актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи программы, принципы. Этапы реализации коррекционных программ. Содержание программы, специфика её проведения. Диагностический инструментарий, оборудование. Продолжительность коррекционных занятий. Состав группы. Требования к оформлению литературы.
4.2. Содержание семинаров/ практических занятий

Тема 1. Арттерапия как метод психокоррекции
Цель: познакомить студентов с основными видами арттерапии и спецификой их воздействия на личность.
Понятийный аппарат: арттерапия, катарсис, сублимация, кинезитерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, психодрама, имаготерапия.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:

1.Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

2.Краткий исторический очерк использования искусства в лечении и коррекции.

3.Взгляды отечественных и зарубежных психологов на использование искусства в развитии и коррекции детей с проблемами в развитии.

4.Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.

5.Эффективность сказкотерапии и её показания.

6.Особенности влияния различных музыкальных инструментов на психическое состояние личности.

Тема 2. Изотерапия как метод коррекции
Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия изотерапии
Понятийный аппарат: арттерапия, изотерапия, проективный рисунок, методики проективного рисования, интерпретация.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:
1. Изотерапия как разновидность арттерапии
2.Основные формы организации изотерапии.
3. Методика проективного рисования.
4. Оборудование изотерапевтических кабинетов.
5. Связь изотерапии с другими видами терапии.
Тема 3. Анималотерапия как метод коррекции
Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия анималотерапии.
Понятийный аппарат: анималотерапия, зоотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, фелинотерапия, апитерапия, герудотерапия.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление опорных схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:
1. Анималотерапия как нетрадиционный способ коррекционного воздействия.
2. История становления и развития зоотерапии.
3. Проблема развития канистерапии в нашей стране.
4. Использование анималотерапии в реабилитации детей с ОВЗ.
5. Требования к профессиональной подготовке анималотерапевта.
6. Достоинства и недостатки анималотерапии как метода психокоррекции.
Тема 4. Методы поведенческой коррекции.
Цель: познакомить студентов с техниками и приёмами поведенческой коррекции
Понятийный аппарат: психотерапия, техника психотерапии, поведенческая коррекция, систематическая десенсибилазация, жетонные программы, холдинг.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:

1.Теоретические обоснования использования методов поведенческой коррекции в психокоррекционной работе с детьми и подростками.

2.Показания и противопоказания к использованию методов поведенческой коррекции в работе с детьми дошкольного возраста.

3.Методы классическогообусловливания.

4.Методы оперантногообусловливания.

5.Мультимодальное программирование.

Тема 5. Методы социальной терапии.
Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия методов социальной терапии.
Понятийный аппарат: статус, социальная роль, диапазон проигрывание ролей, социальная терапия, статусная психотерапия, социограмма, социальный статус.
Формы работы: собеседование по вопросам, составление плана –конспекта лекции, терминологический диктант.
Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика метода.

2.Социальные роли: формальные и неформальные.

3.Статусная психотерапия как вариант социальной терапии.

4.Показания к применению.

5.Правила применения методов социальной терапии.

6.Показания методов социальной терапии, их связь с другими методами коррекции.

4.3. Самостоятельная работа

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
Цель курса: сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, связанные с психологическими особенностями управленческого...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconПоложение об обработке и защите персональных данных в федеральном...
С изменениями, утвержденными решением Ученого совета от 29 февраля 2011 г., протокол №6
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconРабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconТематический план учебной дисциплины
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) icon1. Структура и состав современного культурологического знания
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconРеспублики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconФедеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconРешением Ученого совета
О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий)
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconГосударственное образовательное учреждение города Москвы центр образования №1455
Распоряжением Западного окружного управления образования №01-05/56 от 20. 08. 2012 г., п. 12. главы 3 Устава гбоу цо №1455 (редакция...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconРешением Ученого совета
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconПротокол №1 Председатель Ученого совета, ректор
Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в...
Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета (протокол №9 от 26. 05. 2014) iconУтверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24 июня 2011 г.) председатель...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск