ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Академия социального образования»
ОДОБРЕНО
Решением ученого совета
(протокол №9 от 26.05.2014)
| УТВЕРЖДЕНО
Приказом ректора
№ 08/07 от 26.05.2014
|
Рабочая программа дисциплины
Б3.В.ОД.16 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные дисциплины
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и педагогика
дошкольного образования
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения: заочная
Факультет: педагогики и психологии
Кафедра – разработчик: кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Казань 2014
Содержание 1.Цели освоения дисциплины 3
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
3.Компетенции обучающегося 4
4.Структура и содержание дисциплины 5
5.Образовательные технологии 27
6. Формы и методы контроля 27
7.Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины 34
8.Материально- техническое обеспечение 34
Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины: приобретение студентами знаний теоретических основ современной психолого-педагогической коррекции, а также отработка умений, навыков необходимых для решения профессиональных задач, связанных с оказанием психологической помощи.
Задачи дисциплины:
раскрыть значение психолого-педагогической коррекции личности в системе психолого-педагогического воздействия на ее формирование; показать основные закономерности процесса психолого-педагогической коррекции и специфику их воздействия на личность; ознакомить с основными методами психолого-педагогической коррекции личности детей и взрослых, обращающихся за психологической помощью; раскрыть психологические механизмы, лежащие в основе коррекционного эффекта методов психолого-педагогического коррекции личности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция» относится к профессиональному циклу, вариативная часть, помогает установлению взаимосвязи психолого-педагогической коррекции с другими видами оказания психологической помощи личности: консультированием, психодиагностикой и психотерапией. В ходе изучения дисциплины происходит освоение и применение на практике основных методов психологической коррекции на основе самостоятельного определения потенциальных возможностей ребенка с проблемами развития.
В ходе изучения курса происходит ознакомление с основными принципами, видами и формами психолого-педагогической коррекции. Овладение научно-этическими нормами и требованиями, предъявляемыми к организации психологической коррекции, формирование профессионально важных качеств личности, необходимых для осуществления психологической коррекции у детей и взрослых.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины знать: - цели, задачи, основные формы психолого-педагогической коррекции; - основные направления и формы организации психокоррекционной работы в отечественной и зарубежной литературе;
- методологические принципы психологической коррекции, их взаимосвязь и взаимообусловленность; - понятие нормы психического развития и уровни её анализа; - классификацию методов психолого- педагогической коррекции; - требования, к педагогу -психологу, осуществляющему психокоррекционную работу; - основные методы психокоррекционной работы с детьми с отклонением в развитии; основные теоретические обоснования психологических и педагогических практик коррекционной работы;
уметь: - использовать основные пути и критерии получения психологической информации для осуществления психолого-педагогической коррекции; - определять преимущества и недостатки каждого из методов психологической коррекции; - применять на практике основные методы психокоррекционной работы; - разрабатывать и реализовывать психокоррекционные программы для различных категорий детей и подростков. владеть навыками:
- разработки мероприятий, направленных на коррекцию различных сфер личности; - использования различных видов психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой и др.;
- рефлексивного и объективного анализа своей деятельности, с точки зрения ее соответствия цели;
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ОПК-1
| способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
| ПКД-2
| готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ
| ПКНО-4
| готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе
| ПКНО-6
| готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе
| ПКПП-2
| готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
| ПКПП-7
| способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка
| ПКСПП-2
| готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
|
4. Структура и содержание дисциплины « Психолого-педагогическая коррекция»
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа
Заочная форма обучения
Аудиторные занятия - 20 часов, самостоятельная работа – 115 часов, экзамен – 9 часов
№
п/п
| Разделы/темы
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Итого
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1
| Психолого-педагогическая коррекция как направление практической психологии, принципы ее организации
| 17
| 2
|
| 15
| 2
| Классификация методов психолого-педагогической коррекции
| 18
| 2
|
| 16
| 3
| Требования к составлению психокоррекционных программ
| 20
| 4
|
| 16
| 4
| Арттерапия как метод психокоррекции
| 16
|
| 2
| 14
| 5
| Анималотерапия как метод психокоррекции
| 16
|
| 2
| 14
| 6
| Проективный рисунок как метод психокоррекции.
| 16
|
| 2
| 12
| 7
| Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии
| 18
|
| 4
| 14
| 8
| Методы психокоррекционной работы с семьёй
| 16
|
| 2
| 14
|
| Экзамен - 9ч
| 144
| 8
| 12
| 115
|
4.2. Лекционные занятия.
Наименование разделов, тем и содержание занятий. Тема 1. Психолого-педагогическая коррекция как направление практической психологии Понятие психолого-педагогической коррекции. Связь психолого- педагогической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции. Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. Общая и частная психокоррекция. Пути получения психологической информации для осуществления психологической коррекции. Понятие нормы и отклонения в психическом развитии. Тема 2. Принципы организации психолого-педагогической коррекции Общая характеристика основных теоретических направлений психолого-педагогической коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности. Принцип системности. Деятельностный принцип коррекции. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу – вверх». Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей ребёнка. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции: симптоматический, диагностический, субъективный критерии. Тема 3. Требования к составлению психокоррекционных программ. Виды коррекционных программ. Принципы составления психокоррекционных программ. Требования, предъявляемые к оформлению пояснительной записки: актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи программы, принципы. Этапы реализации коррекционных программ. Содержание программы, специфика её проведения. Диагностический инструментарий, оборудование. Продолжительность коррекционных занятий. Состав группы. Требования к оформлению литературы. 4.2. Содержание семинаров/ практических занятий
Тема 1. Арттерапия как метод психокоррекции Цель: познакомить студентов с основными видами арттерапии и спецификой их воздействия на личность. Понятийный аппарат: арттерапия, катарсис, сублимация, кинезитерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, психодрама, имаготерапия. Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант. Вопросы для обсуждения:
1.Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
2.Краткий исторический очерк использования искусства в лечении и коррекции.
3.Взгляды отечественных и зарубежных психологов на использование искусства в развитии и коррекции детей с проблемами в развитии.
4.Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.
5.Эффективность сказкотерапии и её показания.
6.Особенности влияния различных музыкальных инструментов на психическое состояние личности.
Тема 2. Изотерапия как метод коррекции Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия изотерапии Понятийный аппарат: арттерапия, изотерапия, проективный рисунок, методики проективного рисования, интерпретация. Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант. Вопросы для обсуждения: 1. Изотерапия как разновидность арттерапии 2.Основные формы организации изотерапии. 3. Методика проективного рисования. 4. Оборудование изотерапевтических кабинетов. 5. Связь изотерапии с другими видами терапии. Тема 3. Анималотерапия как метод коррекции Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия анималотерапии. Понятийный аппарат: анималотерапия, зоотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, фелинотерапия, апитерапия, герудотерапия. Формы работы: собеседование по вопросам, составление опорных схем, терминологический диктант. Вопросы для обсуждения: 1. Анималотерапия как нетрадиционный способ коррекционного воздействия. 2. История становления и развития зоотерапии. 3. Проблема развития канистерапии в нашей стране. 4. Использование анималотерапии в реабилитации детей с ОВЗ. 5. Требования к профессиональной подготовке анималотерапевта. 6. Достоинства и недостатки анималотерапии как метода психокоррекции. Тема 4. Методы поведенческой коррекции. Цель: познакомить студентов с техниками и приёмами поведенческой коррекции Понятийный аппарат: психотерапия, техника психотерапии, поведенческая коррекция, систематическая десенсибилазация, жетонные программы, холдинг. Формы работы: собеседование по вопросам, составление схем, терминологический диктант. Вопросы для обсуждения:
1.Теоретические обоснования использования методов поведенческой коррекции в психокоррекционной работе с детьми и подростками.
2.Показания и противопоказания к использованию методов поведенческой коррекции в работе с детьми дошкольного возраста.
3.Методы классическогообусловливания.
4.Методы оперантногообусловливания.
5.Мультимодальное программирование.
Тема 5. Методы социальной терапии. Цель: познакомить студентов с технологией коррекционного воздействия методов социальной терапии. Понятийный аппарат: статус, социальная роль, диапазон проигрывание ролей, социальная терапия, статусная психотерапия, социограмма, социальный статус. Формы работы: собеседование по вопросам, составление плана –конспекта лекции, терминологический диктант. Вопросы для обсуждения:
1.Общая характеристика метода.
2.Социальные роли: формальные и неформальные.
3.Статусная психотерапия как вариант социальной терапии.
4.Показания к применению.
5.Правила применения методов социальной терапии.
6.Показания методов социальной терапии, их связь с другими методами коррекции.
4.3. Самостоятельная работа
| |