Решением Ученого совета





НазваниеРешением Ученого совета
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


Согласовано


Утверждено

Школа педагогики ДВФУ

решением Ученого совета

Школа педагогики ДВФУ

Руководитель ОП




_____________ Т.Л Копусь

(подпись)

Протокол № ________________


«_____»___________________20___г.

от «______»_______________20____г.





ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)

по дисциплинам

Отечественная история и методика обучения истории и обществознанию
по специальности

050401.65 История с дополнительной специальностью

050402.65 Юриспруденция
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 702 пед/сп от 31 января 2005 г.).

Программа обсуждена на заседании кафедры исторического образования «22» мая 2013 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой К.Т Тихий 2013 г.

Составители: К.Т. Тихий, Н.А. Бутенин, Д.А. Рыбель, Е.С. Симоненко, Е.В. Шангина, И.В. Пчела.


Уссурийск

2013

Пояснительная записка
Кафедра исторического образования готовит учителей для общеобразовательных средних школ и средних специальных заведений для преподавания истории и обществоведческих дисциплин. В рамках изучения истории предполагается освоение курса основных дисциплин из курса всеобщей истории. Основная цель итогового государственного междисциплинарного экзамена по всеобщей истории установить готовность выпускника к профессиональной деятельности, его соответствие квалификационным требованиям. Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Программа итогового государственного экзамена разработана согласно:

  1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция. Номер государственной регистрации № 702 пед/сп (новый) от 31 января 2005г.;

  2. положения об итоговой государственной аттестации №12-13-85 от 14.04.2013, разработанного в ДВФУ;

  3. учебного плана по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция.


Краткая характеристика

профессиональной деятельности выпускников

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Требования к результатам освоения образовательной программы

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения истории и права в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по истории и права с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории и права, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Перечень дисциплин из циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, по содержанию которых сформулированы вопросы государственного экзамена

История России с Древнейших дней до конца XVIII в.;

История России с конца XVIII в. до 1861 г.;

История России с 1861 по 1917 гг.;

История России (ХХ век);
Требования к составлению билетов государственного экзамена

Билеты по данному государственному экзамену включают в себя по два вопроса. Первый вопрос связан с освещением наиболее дискуссионных проблем истории России с древнейших времен до современности. Второй вопрос относится к циклу профессиональной подготовки студента как учителя истории и обществознания для средних учебных заведений. В частности, второй вопрос связан с теорией и методикой обучения истории и обществознанию. Содержание вопросов государственных аттестационных испытаний по отечественной истории исходит из принципа историзма. В них отражены узловые дискуссионные и теоретические проблемы всемирного развития с древнейших времен до наших дней. Вопросы теории и методики обучения истории и обществознания основываются как на последних достижениях педагогической науки, так и на конкретных знаниях студентов по ведению классной и внеклассной работы. Общее количество билетов к данному экзамену - 44 варианта, (всего 88 вопросов).

Требования к ответам студентов на государственном экзамене

В основе требований к ответам студентов на государственном экзамене лежат:

логичность и связность речи;

логика теоретических построений;

умение связать теоретические положения с примерами из практики;

умение устанавливать междисциплинарные связи.

I. Содержание программы государственного экзамена
Выписка из ГОС ВПО История России

Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Русские княжества в период раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI-XVII вв. Экономические, политические и этнокультурные процессы. Ведущая роль русского народа в развитии российской государственности, в освоении новых земель. Этапы закрепощения крестьян. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь.

Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Отмена крепостного права. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Начало индустриализации и формирование финансового капитала. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков.

Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество,

реформы и революция в начале XX в. Думская монархия.

Противоборство классов и партий. Мировое значение русской культуры.

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917

году.

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российская революция 1917 года. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: воинские формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Переход от войны к миру, реформы первой половины20-х годов и их итоги. Образование СССР. Эволюция советско-большевистского режима. Модернизация советского общества конца 20-х – начала 30-х годов, ее причины и результаты. Изменения в области идеологи и культуры. Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Советский Союз накануне и в годы второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950-х – начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960 – 1980-е годы. Обретения и потери СССР в ходе «холодной войны», углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Развал СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования.
Выписка из ГОС ВПО

Методика обучения истории, обществознанию и права
Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования. Становление и развитие методики обучения истории в дореволюционной и современной России. Цели, задачи и значение изучения истории в школе. Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Структура школьного исторического образования. Базовое содержание учебного исторического материала. Федеральный и региональный компонент. Учебный план школы и планирование преподавания истории. Программы по основным и модульным курсам. Вариативность программ. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейной системах обучения. Структура исторических знаний: факт, событие, процесс. Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке. Эмоционально – ценностные компоненты изучения истории. Соотношения фактов и обобщений. Представления и понятия. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения. Методы, приемы, формы обучения истории. Умения и навыки. Наглядность: типы и виды пособий. Технические средства обучения. Хронология и картография. Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории. Содержательный и деятельностный аспекты различных видов связей: межпредметных, внутрипредметных, межкурсовых. Урок истории и его типы. Подготовка учителя к уроку. Современные технологии обучения истории. Игры, познавательные задачи. Диагностика результатов обучения, качества подготовки учащихся. Внеурочная работа по истории.

Концепция современного школьного обществознания. Принципы формирования обществоведческого содержания. Государственный стандарт. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса. Знание о человеке и обществе в содержании нового курса. Структура и особенности курса «Человек и общество». Связь методики обучения обществознания с психологией, дидактикой, общественными науками. Отбор фактов, понятий, идей. Система работы с первоисточниками, документами, периодической печатью. Типы и формы учебных занятий. Современные технологии обучения. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения. Требования к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления. Результаты обучения. Применение современных методов исследования. Обобщение передового опыта. Кабинет истории и обществознания. Принципы, формы организации внеурочной работы.

Теория и методика обучения предмету праву (в соответствии с дополнительной специальностью).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решением Ученого совета iconПоложение об обработке и защите персональных данных в федеральном...
С изменениями, утвержденными решением Ученого совета от 29 февраля 2011 г., протокол №6
Решением Ученого совета iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Решением Ученого совета iconПротокол №1 Председатель Ученого совета, ректор
Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в...
Решением Ученого совета iconПриказ №240-о о запрете курения табака в учебных зданиях университета...
В соответствии с решением Ученого совета кгту им. А. Н. Туполева от 03. 2008г. №3 и в изменении приказов ректора университета №32-о...
Решением Ученого совета iconРешением Ученого совета университета протокол
Сервис транспортных и технологических машин и оборудование (автомобильный транспорт)
Решением Ученого совета iconРешением Учёного совета
Сквозная программа практики [Текст]. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2013. – 33 с
Решением Ученого совета iconТематический план учебной дисциплины
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Решением Ученого совета iconРабочая программа составлена на основе
«Неорганическая химия», утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07. 10. 2010 г. №1
Решением Ученого совета iconРешением Ученого совета
О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального...
Решением Ученого совета icon1. Структура и состав современного культурологического знания
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9
Решением Ученого совета iconРабочая программа составлена на основе
Технология и переработка полимеров и композитов”, утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07....
Решением Ученого совета iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий)
Решением Ученого совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано решением Ученого совета терапевтического факультета кгма (протокол от 27. 04. 01)
Решением Ученого совета iconРешением Педагогического совета
Гимназии №248 Санкт-Петербурга и решением Совета образовательного учреждения, протокол №1 от 03. 09. 2013 оказывает дополнительные...
Решением Ученого совета iconУтверждено решением Ученого совета
Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его...
Решением Ученого совета iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск