ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Академия социального образования»
ОДОБРЕНО
Решением Ученого совета
(протокол №9 от 26 мая 2014 года)
| УТВЕРЖДЕНО
Приказом ректора №08/07
от 26 мая 2014 года
| ОДОБРЕНО
Решением Ученого совета
(протокол №9 от 26 января 2015 года)
| УТВЕРЖДЕНО
Приказом ректора №08/01-А
от 26 января 2015 года
|
Рабочая программа дисциплины Б3.В.0Д.10 Социология и психология управления
(с дополнениями и изменениями)
Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные дисциплины
Направление подготовки
080400 - Управление персоналом Профиль подготовки
Управление персоналом организации Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная, заочная Факультет социально-экономический Кафедра – разработчик: кафедра управления персоналом Казань, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины………………………….…………………...…..3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата……………..……….....3
3. Компетенции обучающегося……………………………………...……...……3
4. Структура и содержание дисциплины………………………………….……..5
5. Образовательные технологии…………………………………………..…….20
6. Формы и методы контроля……………………………………..…………….20
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……..23
8. Материально-техническое обеспечение…………………….……………….25
1. Цели освоения дисциплины
Цель курса: сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, связанные с психологическими особенностями управленческого труда; а также знания и навыки взаимодействия в коллективе или малой группе; навыки и умения самоконтроля и самоpегуляции.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина Б3.В.0Д.10 «Социология и психология управления» является дисциплиной по выбору и относится к дисциплинам профессионального цикла, вариативной части, вариативной дисциплинам.
Дисциплина «Социология и психология управления» базируется на положениях и методах таких курсов, как «Теория организации», «Экономика и социология труда», а также ряда прикладных специальных дисциплин, включенных в учебный план по направлению подготовки 080400 - Управление персоналом.
Методология курса предполагает профессиональный и исследовательский подход к проблемам поведения и взаимодействия человека и организации. Курс «Социология и психология управления» направлен на формирование целостных представлений о социологических и психологических основах менеджмента. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология и психология управления»
Студент, изучивший курс «Социология и психология управления», должен приобрести теоретические, методологические и эмпирические знания в области современных принципов, методов, технологий организационной деятельности. Студент должен:
Знать:
- предмет, объект, задачи и методы социологии и психологии управления;
- основные школы науки управления;
- содержание теорий и концепций, относящихся к социологии управления;
- специфику изучения структуры организаций и управления, внешней среды, мотивации, культуры и инноваций в социологии управлении;
- теории лидерства и руководства в современной психологии управления;
- психологические особенности управленческой деятельности руководителя;
- психологические аспекты принятия управленческого решения;
- психологические аспекты исполнительской деятельности;
- основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения.
Уметь:
- применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе;
- использовать теоретические основы построения управленческой деятельности с учетом её социально-психологических характеристик в управлении организацией;
- использовать социально-психологические механизмы управления групповыми явлениями и процессами.
Владеть:
- методами организации взаимодействия и профессионального общения;
- методикой определения стиля межличностного взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный»;
- приемами ведения деловой беседы;
- методами принятия индивидуальных и коллективных решений;
- способами реализации мотива власти;
- методами преодоления конфликтных ситуаций;
- методами оценки стиля управленческой деятельности;
- принципами написания распорядительных документов.
- приемами организации командной работы. Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 7
| Способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения
| ОК 8
| Готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других
| ПК 66
| Способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат)
| ПК 67
| Умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива
| ПК 71
| Способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания
| 4 Структура и содержание дисциплины «Социология и психология управления»
4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов
Аудиторные занятия - 36 часов, самостоятельная работа - 72 часа. Для дневной формы обучения:
Аудиторные занятия – 36 ч., самостоятельная работа – 72 ч., зачёт (4 семестр).
№
п/п
| Разделы/темы
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Итого
| Лек
ции
| Семи
нары
| Сам.
работа
| 1
| Введение в курс: объект и предмет «Социологии и психологии управления», основные понятия. Социальная ответственность менеджера
| 8
| 2
| -
| 6
| 2
| Управление как общественное явление, современные тенденции и принципы управления социальными организациями. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений
| 10
| 2
| 2
| 6
| 3
| Аппарат управления как социальная группа. Структура и потенциал социальной организации и личность
| 12
| 2
| 2
| 8
| 4
| Функции управления: власть, целеполагание, планирование, контроль и инновации в организации
| 10
| 2
| 2
| 6
| 5
| Личность и малые группы в организации. Типологические особенности личности. Личность менеджера
| 12
| 2
| 2
| 8
| 6
| Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
| 12
| 2
| 2
| 8
| 7
| Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования
| 12
| 2
| 2
| 8
| 8
| Социально-психологический климат в организации. Дисфункция управления: конфликт
| 10
| -
| 2
| 8
| 9
| Социальные роли руководителя организации. Теория игр. Ролевая теория: обоснование, примеры использования
| 10
| 2
| 2
| 6
| 10
| Теория общения: определение, различные подходы, методы. Деловое общение. Культура делового общения
| 12
| 2
| 2
| 8
|
| ИТОГО:
| 108
| 18
| 18
| 72
| Для заочной формы обучения:
Аудиторные занятия – 8 ч., самостоятельная работа – 96 зач., контроль – 4 ч., зачёт (3 семестр).
№
п/п
| Разделы/темы
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Итого
| Лек-ции
| Семи-нары
| Самост.
работа
| 1
| Введение в курс: объект и предмет «Социологии и психологии управления», основные понятия. Социальная ответственность менеджера
| 8
| 2
| -
| 6
| 2
| Управление как общественное явление, современные тенденции и принципы управления социальными организациями. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений
| 10
| -
| 2
| 8
| 3
| Аппарат управления как социальная группа. Структура и потенциал социальной организации и личность
| 12
| -
| -
| 12
| 4
| Функции управления: власть, целеполагание, планирование, контроль и инновации в организации
| 10
| -
| -
| 10
| 5
| Личность и малые группы в организации. Типологические особенности личности. Личность менеджера
| 12
| -
| 2
| 10
| 6
| Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
| 10
| -
| -
| 10
| 7
| Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования
| 12
| 2
| -
| 10
| 8
| Социально-психологический климат в организации. Дисфункция управления: конфликт
| 10
| -
| -
| 10
| 9
| Социальные роли руководителя организации. Теория игр. Ролевая теория: обоснование, примеры использования
| 10
| -
| -
| 10
| 10
| Теория общения: определение, различные подходы, методы. Деловое общение. Культура делового общения
| 10
| -
| -
| 10
|
| ИТОГО:
| 108
| 4
| 4
| 96+4 контроль
| |