Скачать 279.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ Направление подготовки 050400 Профиль подготовки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения ОЧНАЯ Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) Педагогические коммуникации является подготовка к профессиональной педагогической деятельности через изучение, освоение и практическое применение коммуникативных знаний для эффективного их использования в педагогическом общении, разрешении конфликтных ситуаций. Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда учебных и профессиональных компетенций, таких как:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в цикл профессиональный, вариативная часть ООП бакалавриата. Дисциплина адресована бакалаврам психолого-педагогического образования первого года обучения Изучению дисциплины предшествуют: общие основы педагогики, теория воспитания и обучения, общая психология. Для успешного освоения дисциплины должны быть уже сформированы компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5,ОК-7, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-3 на повышенном уровне. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению социальной психологии, конфликтологии, социальной педагогики в профессиональном цикле ООП. Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы: теоретические основы педагогической коммуникации и ее функции, коммуникативная компетентность педагога, профессионально-педагогическое общение, педагогическая конфликтология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-8: способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий, ОПК-6: способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, ОПК-8: способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики, ПКСП-2: способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Уметь:
Владеть опытом (обладать навыками):
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 3зачетных единицы, 104 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Содержание курса лекционных занятий Тема1.Введение в курс педагогические коммуникации(ПК). Теоретико-методологические основы педагогических коммуникаций: объект, предмет, особенности, задачи, основные категории, методология и методы исследований. Понятие о коммуникации и ее функциях. Тема2.Методологические подходы к исследованию ПК: информационный. Становление и развитие ПК как теории информационного подхода в педагогике. Модель воздействия информации на личность. Понятие о репрезентативных системах. Педагогическая калибровка. Модальный мониторинг образования. Тема3.Понятие о коммуникативности личности. Коммуникативность личности: коммуникативные знания, умения, навыки, способности, привычки, характер. Коммуникативная культура. Тема4.Методологические подходы к исследованию ПК: компетентностный. Коммуникативная компетентность, ее структура, модель и пути формирования. Педагогическая коммуникативная компетентность, методика ее измерения. Тема5.Функции ПК. Познавательная и управляющая функции ПК. Проявления познавательных и управляющих свойств коммуникативности в специальных знаниях, умениях, навыках успешного педагога. Тема6.Экспрессивная функция ПК. Экспрессивные свойства коммуникативности, выраженные через невербальное общение: кинесику, физиогномику, паралингвистику, проксемику, внешнее самооформление. Тема7.Основы физиогномики и кинесики в деятельности педагога. Основные закономерности и принципы кинесики. Функции языка тела. Способы взаимодействия с людьми на невербальном уровне. Тема8.Педагогическое общение - ведущее звено ПК. Сущность, предмет, аспекты, структура, виды, особенности педагогического общения. Барьеры общения. Тема9.Взаимопонимание в педагогическом общении. Социальная перцепция, уровни восприятия, педагогическая эмпатия. Перцептивные ошибки педагога, их типы. Преодоление ошибок, принцип К. Роджерса. Профессионально-перцептивная культура. Тема10.Взаимоотношения в педагогическом общении. Педагогически целесообразные отношения, их уровни. Авторитет педагога. Гуманизация педагогического общения. Тема11. Педагогическая конфликтология. Основные понятия о конфликтах, их виды. Состояния, порождающие конфликты. Педагогические конфликты, их определение и особенности. Конфликтное поведение учеников, педагогов, профилактика его проявления. Тема12. Стратегии управления педагогическими конфликтами. Конструктивное и деструктивное поведение педагога в конфликте. Показатели конструктивного разрешения конфликта и коммуникативная компетентность педагога. 5.2. Планы практических занятий Программа практических (семинарских) занятий Тема 1.Практикум по технологиям работы с репрезентативными системами.
Тема 2. Практикум по педагогической калибровке. 1.Рабочая модель процесса коммуникации: педагогическая калибровка и присоединение. Тренинговые упражнения. 2. Компетентностный подход в образовании, понятие компетентности, педагогической коммуникативной компетентности. 3. Разработать акмеограмму профессиональной компетентности социального педагога (на примере конкретной деятельности, используя приложение 2 литературы №4 или №2). Задание для самоконтроля. Диагностировать собственную педагогическую коммуникативную компетентность методом субъективного шкалирования (литература №4, приложение 1). Провести повторную диагностику после изучения всего курса. Сравнить полученные показатели. Литература.
3.Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с; с.9,10, 12, 22-29. 4. Троянская С.Л. Методические рекомендации к курсу «Педагогические коммуникации».Учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2006. Тема 3.Экспрессивные свойства коммуникативности. Невербальная коммуникация в педагогическом общении: самостоятельная работа студентов: выявить конструктивные способы педагогического общения на невербальном уровне, используя знания по кинесике, физиогномике, проксемике, паралинвистике. Разработать и провести семинарские занятия по темам: 1.Язык телодвижений: жестикуляция и виды жестов. 2.Жесты в педагогическом общении. 3.Голова, ее движения и позы. 4.Шея, плечи, туловище, движения и позы. 5.Жесты рук и ног, их движения. 6.Физиогномические характеристики лица, лба, бровей, их мимика. 7.Физиогномические характеристики носа, ушей, подбородка, рта, губ. Улыбка, смех. 8.Глаза и взгляд, зрительный контакт. 9.Основы проксемики. Использование зон взаиморасположения при социальном контакте. 10.Язык тела, сигнализирующий о намерениях, вводящий в заблуждение, агрессивный, подчинения, согласия, в публичном выступлении. 11.Язык тела в ситуациях приветствия, прощания, при деловом, дружеском контакте. Ролевое поведение, символы статуса. 12.Пространственно-знаковое поведение. Психологическая вертикаль, горизонталь, саггиталь. Разработки и проведение занятий выстроить по плану: А) тема и цель семинара; Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс; В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения; Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников). Литература.
Тема 4. Практикум по речи педагога.
Литература.
Тема 5. Практикум по технике «активного слушания».
Литература. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком как? М., 1995.с.65-87. Тема 6. Функции педагогического общения.
Литература.
Тема 7. Особенности педагогического общения. 1. Выделить особенности педагогического общения и подтвердить их практическими примерами.
Литература. 1.Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998, темы 7,8. 2.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. 3.Педагогические ситуации в воспитании школьников. Под ред. Годшек С.М. - Воронеж, 1985. 4.Самыгин С. И. Столяренко Л. Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2003 -352с.; с.222-229. Тема 8. Реализация модульного курса по навыкам общения.
Литература. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М.: ВАКО, 2004.-122с. Тема 9. Основы педагогической конфликтологии.
Литература.
Тема 10. Защита самостоятельных разработок студентов по педагогической конфликтологии . Ориентировочная тематика работ:
5.4. Программа самостоятельной работы студентов Структура СРС
Содержание СРС Самостоятельная работа студентов: методические указания. . Студенты готовятся дома к текущим семинарским занятиям, просматривая конспекты, учебники, выполняя методические указания и задания к каждому практическому занятию по темам курса (см. программу практических занятий с методическими указаниями к каждому занятию). Студент конструирует сценарий занятия, продумывает и прописывает упражнения, тренинговые задания, вопросы для установления обратной связи с аудиторией и проверки степени усвоения знаний и умений. При контроле учитывается наличие: - профессиональной педагогической позиции студента; - диалога с аудиторией слушателей; - умений публичного выступления; - содержательности подготовленного занятия. Студенты самостоятельно внеаудиторно отрабатывают навыки невербального общения, выполняют индивидуальные задания по темам семинаров курса. Предусматривается проведение контрольного самостоятельно разработанного занятия (см. семинары 3 и 10 с методическими указаниями к ним). Студенты по желанию выбирают себе тему контрольного занятия из предложенных в 3 и 10 семинарах. Разработки и проведение занятий должны быть выстроены по плану: А) тема и цель семинара; Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс; В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения; Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников). Помимо проведения занятия, оно оформляется в печатном виде в соответствие с планом, приведенном выше, и сдается на проверку преподавателю. График контроля СРС
Условные обозначения: кр – контрольная работа, пз- проведение фрагмента занятия, пр –письменная разработка занятия, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, зач- зачет. 6. Образовательные технологии При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: Лекция-изложение, лекция-объяснение. Использование традиционных технологий обеспечивает вхождение студентов в предмет, усвоение значительных объемов информации. Студенты учатся воспринимать сообщаемый материал, самостоятельно делать записи вслед за изложением материала. В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: лекция-презентация (с поддержкой PowerPoint), проблемная лекция, технологии контекстного обучения, диалогового (интерактивного) обучения. При проведении практических занятий используются: технологии организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности и ее практической реализации при проведении студентами занятий по заданной тематике, рефлексивного обучения, развития критического и диагностического мышления, навыков публичного выступления, игровые и гуманитарные технологии, активизирующие субъектную позицию студента Данные технологии обеспечивают профессионально-личностный рост студентов, мотивацию учебной деятельности, активизацию субъектной позиции, формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговый контроль в виде зачета. Текущий контроль проводится на семинарских занятиях при оценивании подготовки студентов к ним и включает в себя следующие показатели: степень разработанности темы, умения наблюдать и видеть, слушать и слышать, подбирать примеры, решать задачи и выполнять тестовые задания. Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, оцениваются выработанные практические умения и способности в разрешении педагогических задач и конфликтных ситуаций. Важным является осознание гуманистических принципов как основы навыков профессионального педагогического общения. Текущий контроль предусматривает оценивание письменных разработок и проведения занятий по вопросам тем семинара №3. Эти разработки сдаются в письменном виде и оцениваются в качестве контрольных работ. Контрольной работой считается также сданная на проверку акмеограмма и тест по определению уровня собственной коммуникативной компетентности студента (семинар по теме №2). В качестве текущего контролирующего материала может быть использована задача на разрешение педагогической конфликтной ситуации, например, из «Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций» Чернышева А.С. или из учебно-методического пособия С.Л.Троянской «Методические рекомендации к курсу «Педагогические коммуникации» (см. список литературы к курсу). Итоговый контроль знаний осуществляется в виде зачета. Зачитывается работа студента в течение всего семестра по предмету, его активность, оценки за выступления, презентацию самостоятельной разработки из списка к семинарам по темам №3 и №10, результаты теста по определению уровня коммуникативной компетентности Г.С.Трофимовой (см.тему семинара № 2) и тест по курсу: |
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Магистрской диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правила оформления дипломных работ Министерство образования и науки... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Немецкий язык» Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | Программа учебной дисциплины «Английский язык» Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... |