Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология





НазваниеФедеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология
страница1/4
Дата публикации25.09.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4


Федеральное агентство РФ по образованию

Энгельсский технологический институт (филиал)

Саратовского государственного технического университета


СОЦИОЛОГИЯ

ПРОГРАММА,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Саратов

2008


Авторы:
Замогильный С.И., доктор философских наук, профессор;

Пономарев В.Ю., кандидат социологических наук, доцент
Рецензенты:
Ожегова О.А., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина

Программа, учебно-методические материалы подготовлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом специфики обучения студентов в Энгельсском технологическом институте (филиал) Саратовского государственного технического университета

Материалы содержат целевую установку, организационно-методические рекомендации, программу курса, тематические планы к действующим учебным планам по срокам обучения, планы семинарских занятий, примерные темы рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы.

Программа рассчитана на студентов дневной и заочной формы обучения всех факультетов.
Программа, учебно-методические материалы обсуждены и одобрены кафедрой гуманитарных наук Энгельсского технологического института (филиал) Саратовского государственного технического университета.
1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Социология является одной из обязательных дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем специальностям очного и заочного обучения. Наряду с изучением дисциплин специальности и специализации ЭТИ (филиал) СГТУ, как и любое высшее учебное заведение, стремится дать каждому студенту неотъемлемую часть общей культуры человека – социологическое образование.

Главная цель социологического образования – научить студента адекватно ориентироваться в сложной обстановке российского общества, переживающего противоречивый переход к новым формам общественной жизни, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Будущий инженер должен правильно осознавать сущность общественного строя российского общества, свое место и роль в обществе, все свои статусно-ролевые права и обязанности. Социологическое образование призвано придать профессиональной деятельности инженера человеческое измерение.

Основная задача дисциплины «Социология» – изучение методологических и теоретических основ социологии, закономерностей социальных процессов, происходящих в российском обществе и в мире, раскрытие возможностей применения знаний по социологии в профессиональной деятельности будущих инженеров.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление:

  • об истории становления и развития социологии;

  • о природе социальной реальности, концепциях и парадигмах социологического знания;

  • о социальных процессах и явлениях, основных социальных институтах, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений.

Студенты должны знать:

  • теоретико-методологические основы социологии;

  • систему и понятийно-категориальный аппарат социологии;

  • предметные области специальных социологий, их сущность и особенности;

  • методологические принципы и специальные методы эмпирической социологии;

  • возможности применения социологической науки в профессиональной сфере;

  • особенности социальных процессов в сфере правоотношений и политических отношений.

Студенты должны уметь:

  • использовать методы социологической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • научно анализировать социальные процессы и явления, стратификационную систему общества;

  • дать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации;

  • осуществить социологическую рефлексию механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;

  • самостоятельно овладевать знаниями в области социологии.


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рабочая программа курса “Социология” определяет содержание дисциплины и предназначена для обучения студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования по инженерным специальностям.

Содержание дисциплины учитывает общие требования к основной образовательной программе подготовки инженера и выдержано в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Изучение данной дисциплины осуществляется с учетом мирового и отечественного массива социологических знаний и должно способствовать формированию у студентов мировоззренческой культуры, умению давать аналитическую оценку процессов, происходящих в обществе, развитию навыков применения полученных знаний для решения задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Преподавание дисциплины осуществляется кафедрой гуманитарных наук института в соответствии с программой и тематическим планом. При изучении дисциплины студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении других дисциплин: философии, политологии, истории, политэкономии. Это поможет наполнить конкретным содержанием общесоциологические подходы и выводы.

Основной метод изучения дисциплины – лекционно-семинарский, в сочетании с углубленной самостоятельной работой студентов, включающей обязательное написание одного реферата по предложенным в настоящих материалах темам.

Цель лекционных циклов - рассмотреть ключевые проблемы социологии, дать минимальный объем социологической информации, которая необходима для эффективной самостоятельной работы и успешной профессиональной деятельности будущих инженеров.

Цель семинаров – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и методической литературой.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости студентов и качества их подготовки к занятиям посредством проведения устных и письменных опросов, выполнения индивидуальных заданий. Реферат на одну из предложенных тем является обязательным условием допуска к зачету.
3. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

Объект социологии. Предмет, категории и законы социологии. Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и антропология. Социология и психология. Социология и политология. Социология и право. Социология и экономические науки. Социология и специальные науки. Функции социологии.

Структура социологического знания. Главные социологические парадигмы. Парадигма, метатеория и метасоциология. Макро- и микросоциология. Эмпирические и теоретические, прикладные и фундаментальные знания в социологии. Характерные черты социологических исследований.

Типология социологических теорий. Теории «среднего уровня».

Общество как объект и предмет социологии. Основные социологические теории о сущности и структуре общества. Проблема детерминированности общественного развития. Структура общества. Общество как система. Уровни социальной реальности.

Тема 2. История становления и развития социологии

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки. Классический этап в развитии социологии (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки, основные идеи социологии позитивизма. Социология марксизма.

Период институционализации в развитии социологии. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. «Понимающая социология» Макса Вебера. Социологические теории Г. Моска и В. Парето. Психологические школы в социологии.

Социологическая мысль в России на рубеже XIX–ХХ вв. Субъективистское, марксистское и психологическое направления развития социологии. Интегральная социология П. Сорокина.

Социология ХХ в. Чикагская школа эмпирической социологии. Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса. Функционализм Р. Мертона. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л. Козера и ее основные черты. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Феноменологическая социология, марксизм и неомарксизм. Неофункционализм. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Системная теория Н. Лумана. Дж. Александер и его неофункционализм. Социология в СССР и в современной России.
Тема 3. Общество как социальная и мировая система

Типология обществ. Общества простые и сложные. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Общество традиционное и современное.

Социальное изменение и социальное развитие. Понятие социального прогресса и регресса. Социальная модернизация.

Концепции эволюционного и революционного развития общества. Теории Ф. Тенниса, У. Ростоу, Д. Белл, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Теория революционного развития общества К. Маркса. Теории культурно-исторических типов: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Глобализация социальных и культурных процессов в современ-ном мире.

Тема 4. Социальная структура. Социальные группы и общности

Современная социальная структура стран Запада: основные тенденции развития. Мировая система и процессы глобализации.

Состояние и тенденции развития социальной структуры российского общества и их изучение социологическими методами. Традиционная социальная структура российского общества в дооктябрьский период. Социальная структура советского общества: многообразие точек зрения. Изменения в социальной структуре российского общества в конце ХХ в.

Понятия: «социальная общность» и «социальная группа»; типология социальных общностей и групп. Причины возникновения групп и векторы групповой динамики. Социальные роли группы: инструментальная, экспрессивная, поддерживающая. Структура групп: размер, состав. Динамика группы: давление, способствующее конформизму; исключение из группы; формирование ролей.

Тема 5. Социальные организации и институты

Понятия «социальная организация» и «социальный институт».

Зарубежная и отечественная социология организаций. Понятие «социальная организация». Цели организаций. Иерархия в организациях.

Управление организациями. Типология организаций. Структура организаций.

Система государственной службы как социальный институт и социальная организация. Бюрократия как социальный институт и тип социальной организации: преимущества и недостатки. Социологические характеристики «идеальной бюрократии». Бюрократизм как патология организации.

Социальные институты современного общества. Функции и дисфункции социальных институтов. Семья как социальный институт, социальные функции семьи. Место и роль образования в ряду социальных институтов. Социальные функции религии как социального института. Экономическая и политическая системы общества как важнейшие социальные институты. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социальные аспекты развития рынка.

Социальная роль и социальные функции государства как социального института.
Тема 6. Социальная стратификация

Социальная структура как объект социологических исследований. Социальная структура в широком и узком смысле. Понятия «класс», «социальный слой (страта)», «социальная группа». Социально-экономические, социально-этнические и социально-демографические общности.

Понятия «социальная стратификация» и «социальная мобильность», многообразие оснований социальной стратификации. Показатели и индикаторы стратификации как качественные и количественные характеристики видов и элементов социальной структуры.

Дифференциация и интеграция – ведущие тенденции функционирования социальной структуры современного общества. Социальное неравенство. Усложнение современной социальной структуры. Проблемы социальной справедливости и социального равенства: теоретические и практические аспекты, формы и методы социальной защиты населения. Налогообложение и социальная справедливость.

Социальная мобильность. Классификация социальной мобильности. Факторы социальной мобильности.
Тема 7. Социальное взаимодействие и коллективное поведение

Основные социологические теории социального взаимодействия. «Символический интеракционизм» Дж. Мида. «Теория социального обмена» Г. Блумера и П. Блау. Виды социального взаимодействия.

Социальное поведение личности. Основные разновидности социального поведения личности. Конформное поведение личности. Общая характеристика конформного поведения. Законопослушание как проявление конформного поведения. Понятие и критерии девиантного поведения. Причины девиантного поведения (биологические, психологические, культурологические, социологичес-кие). Теория аномии. Теория стигматизации. Конфликтологический подход к девиантному поведению. Типология девиантного поведения. Отношение общества к индивидуальному и групповому девиантному поведению. Девиантное поведение в современной России.

Делинквентное поведение: сущность, причины, проявления.

Тема 8. Социализация личности

Понятия «личность» и «социализация личности». Личность как объект социализации. Социобиологический и культурный контекст социализации. Теории развития личности (Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Лоренс Колберг и др.). Социализация как непрерывный процесс. Стадии развития личности, кризисы личностного развития. Изменение личности, десоциализация и ресоциализация. Объективная обусловленность социализации и свобода воли. Агенты социализации. Психология социализации. Групповые различия в процессе социализации.

Структура личности: мотивационный, ценностный и статусно-ролевой компоненты. Потребности и мотивы. Оценки и ценности. Личность как социальный субъект. Ролевые теории личности. Межличностное взаимодействие и социальная структура: понятие роли. Понятие «социальный статус», многообразие статусного положения человека в обществе. Систематизация социальных ролей (Талкотт Парсонс). Проблема выбора социальной роли. Ролевой конфликт и ролевая напряженность. Способы преодоления ролевого конфликта. Формальные и неформальные роли личности. Проблемы становления и реализации неформальных ролей. Личность налогового правонарушителя: социологический аспект.
9. Социальный контроль

Система социального контроля: необходимость, сущность, структура. Правоохранительные органы как часть системы социального контроля. Личность сотрудника правоохранительного органа: идеал и реальность.Социологические аспекты проблемы ответственности. Социальный контроль за девиантным и делинквентным поведением, его виды, способы и средства. Субъекты социального контроля за девиантным и делинквентным поведением.
Тема 10. Культура как система ценностей и норм

Сущность культуры. Влияние культуры на социальные и экономические отношения и обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Универсальные элементы культуры («культурные универсалии»). Этноцентризм и культурный релятивизм.

Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности и нормы. Язык и культура. Единство и многообразие в культуре, культурный конфликт. Понятие «субкультура», виды субкультур. Контркультура и антикультура. Субкультура криминального сообщества.

Традиционные ценности российской культуры. Современное состояние и перспективы развития культуры в России. Российские культурные ценности в будущем.

Тема 11. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений

Сущность и природа общественного мнение. Гражданское общество и общественное мнение. Общественное мнение как компонент общественной власти. Общественное мнение как институт политической системы общества. Формирование общественного мнения: партии, общественные организации и общественное мнение, средства массовой информации и общественное мнение. Общественное мнение как индикатор социальных процессов.

Тема 12. Методология и методика социологических исследований

Социологические исследования как инструмент социального познания. Классификация социологических исследований. Этапы социологического исследования. Основные структурные элементы социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Сущность и содержание методологической части программы. Методическая часть программы социологического исследования. Проблема выборки в социологическом исследовании. Наблюдение как способ получения первичной социологической информации. Виды наблюдения. Социологический опрос как метод получения первичной социологической информации. Основные виды опроса. Анкетирование в социологическом исследовании: разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Интервью в социологическом исследовании, его специфика. Обработка, анализ и обобщение социологической информации. Результаты социологических исследований как основа социального управления и прогнозирования.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Социология» для студентов

всех сроков обучения



Наименование тем



Всего


Аудиторные занятия


Самостоятельная




Лекции

Семинары
работа студентов



Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

2

-

-

2

Тема 2. История становления и развития социологии

4

2

-

2

Тема 3. Общество как социальная и мировая система

2

-

-

2

Тема 4. Социальная структура. Социальные группы и общности

2

2

-

-

Тема 5. Социальные институты и организации

4

2

-

2

Тема 6. Социальная стра-тификация

6

2

2

2

Тема 7. Социальное взаимодействие и социальное поведение

4

2

-

2

Тема 8. Социализация личности

6

2

2

2

Тема 9. Социальный контроль

4

2

-

2

Тема 10. Культура как система ценностей и норм

6

2

2

2

Тема 11. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений

2

-

-

2

Тема 12. Методология и методы социологического исследования

2

-

-

2

Всего часов:

44

16

6

22



5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1. Содержание и организация самостоятельной работы

Основными формами учебной деятельности студента по предмету являются лекции, семинары, самостоятельная работа, а также подготовка докладов, рефератов и сообщений. Завершается изучение предмета зачетом.

В силу ограниченности времени, отводимого на изучение предмета на заочном отделении, на лекциях освещаются только узловые проблемы наиболее важных тем и разделов дисциплины и даются рекомендации для самостоятельной работы. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем; они служат для закрепления изученного материала, а также приобретения и совершенствования умений и навыков устных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений. В ходе семинаров могут заслушиваться и обсуждаться заранее подготовленные студентами доклады и сообщения по отдельным вопросам и темам программы. В целях проверки глубины усвоения студентами учебного материала на семинаре преподавателем могут применяться различные формы письменного контроля.

Изучение социологической науки связано с определенными трудностями, обусловленными, с одной стороны, большим объемом учебного материала, с другой – ограниченным временем, отведенным на его освоение. Разрешить это противоречие можно только при грамотной организации самостоятельной работы студентов.

Для студентов-заочников основной объем самостоятельной работы падает на межсессионный период. Продолжительность этого периода, а также экзаменационных сессий определяется учебными планами и графиком учебного процесса, составляемым на каждый год для каждого курса. В среднем в день студент должен тратить на самостоятельную работу три часа, а в свободные от работы дни – 5-6 часов (по всем дисциплинам предстоящей сессии).

Можно рекомендовать следующие общие правила планирования и организации самостоятельной работы для студентов-заочников.

План самостоятельной работы в каждом семестре целесообразно разбить по месяцам и неделям. Исходя из количества учебных дисциплин, их объема и сложности, календарных сроков представления письменных (курсовых и контрольных) работ, в плане можно отразить последовательность и сроки изучения конкретных разделов, тем, выполнения письменных работ, подготовки к семинарам и к зачету.

Содержание самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента складывается из изуче­ния учебной и специальной литературы, как основной, так и дополнительной, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики применения действующего законодательства, опыта деятельности государственных органов и социальных институтов, подготовки письменных работ, докладов, рефератов и сообщений.

Основное в самостоятельной работе студента – это его работа с книгой, другими источниками информации. Она лежит в основе всех видов учебных занятий (лекций, семинаров и т.д.), а также всех форм проверки знаний. В ходе самостоятельного изучения научных и иных произведений важно их конспектировать, составлять рабочие записи прочитанного. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал.

Любая рабочая запись должна начинаться с указания авто­ра (авторов книги), названия книги, ее выходных данных (где, кем и когда издана), количества страниц. При конспектировании статьи следует точно указать все выходные данные журнала, сборника статей, газеты, включая номера страниц.

Запись прочитанного не должна страдать «избыточной информацией». Перегрузка записей второстепенными деталями заслоняет главные мысли и нередко означает неумение уловить в тексте самое существенное. В то же время следует иметь в виду, что запись – дело индивидуальное.

В процессе самостоятельной работы студенты не должны ограничиваться материалами лекций и учебников, необходимо обязательно обращаться к первоисточникам, то есть к текстам произведений соответствующих мыслителей. Это могут быть как сами труды, так и выдержки из них, представленные в хрестоматиях и антологиях. Знакомство с ними поможет глубже понять систему аргументов каждого автора и на этой основе разобраться в своеобразии подходов различных школ к познанию социальной реальности.

Ознакомиться с современными проблемами и тенденциями развития социологической науки студенты могут, обратившись к журналу «Социологические исследования» («Социс»). Важно также попытаться выработать собственную позицию по тем или иным теоретическим и практическим вопросам.

Важной формой самостоятельной работы студентов по социологии является подготовка рефератов.

Реферат – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержание книги, учения, научной проблемы и т.д.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной или нескольких научных работ (соответственно монографический или обзорный реферат) и должен отражать их основное содержание. Для его написания студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы которым посвящена работа, а так же пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат готовится студентом до экзаменационной сессии и представляется преподавателю перед началом семинарских занятий по дисциплине.

Требования предъявляемые к реферату:

  • наличие четкой структуры (введение, 2-4 раздела, заключение);

  • объем реферата не должен превышать 20-30 машинописных страниц (при 1,5 интервале и 14 размере шрифта);

  • наличие списка использованной литературы.

При оценке реферата принимается во внимание его научный уровень, умение студента выделить социологический аспект рассматриваемой проблемы, самостоятельность в изложении материала, новизна источников.

Оценка за реферат учитывается при сдаче зачета по дисциплине. Лучшие рефераты могут заслушиваться на семинарских занятиях, а после доработки - представляться на вузовский конкурс студенческих научных работ. Не допускается предоставления студентами работ, заимствованных из Интернета и других источников.

Что нужно знать, приступая к изучению учебной дисципли­ны. Перед изучением курса социологии надо внимательно ознакомиться с рабочими документами по этой дисциплине: программой курса, тематическим планом его изучения, учебно-методическими материалами. Желательно иметь их на руках для постоянного пользования.

Основной документ при этом – учебная программа курса. Она содержит перечень тем и вопросов, определяющих объем знаний студента по данной дисциплине. В программе указывается рекомендуемая литература - основная и дополнительная.

Тематический план предусматривает темы и время, отводи­мое на их изучение с учетом лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, а также их последовательность и чередование.

Учебно-методические материалы содержат планы семинарских занятий и методические указания к ним, тематику рефератов, вопросы для подготовки к зачету и др.

Знакомясь с тематическим планом, учебно-методическими материалами, важно обратить внимание на особенности изучения дисциплины, в частности, на то, что в отдельных случаях семинары могут проводиться по темам, по которым не читаются лекции, отдельные темы рассчитаны на самостоятельное изучение и не охватываются лекциями и семинарами.

Изучать учебную дисциплину следует по темам учебной программы. Внимательно просмотрев содержание темы, можно переходить к чтению учебника, другой рекомендованной литературы.

Как показывает опыт, целесообразно вести словарь, включающий незнакомые понятия, термины, терминологические обороты. Целесообразно также иметь специальную тетрадь: для конспектов лекций, подготовки к семинарским занятиям, для конспектирования учебников и другой литературы в межсессионный период.

В период экзаменационной сессии самостоятельная работа студентов не прекращается, она приобретает особо интенсивный характер и предопределена в своей организации расписанием занятий, зачетов и экзаменов, консультаций. В это время особенно важно правильно организовать режим труда и отдыха, правильно построить распорядок дня.

Зачет по социологии – заключительное звено учебного процесса. Основное назначение зачета – проверка знаний студентов по учебному курсу в рамках утвержденной программы. Вместе с тем зачет служит средством усиления прочности и стабильности знаний.

Готовясь к зачету, следует продумать план подготовки, собрать весь необходимый для этого материал (программу учебного курса, учебник, контрольные вопросы, конспекты и др.). Выяснив, каких материалов не хватает, важно позаботиться о них.

При подготовке к зачету следует руководствоваться программой учебного курса, которая определяет объем требований к студентам, полнее использовать конспекты лекций, семинарских занятий, другие письменные материалы, составляющие личный архив студента. Рекомендуется также составлять краткие либо развернутые планы ответов на основные вопросы программы учебного курса, на контрольные вопросы по учебной дисциплине. Эти планы и записи, просмотренные еще раз перед зачетом, помогут закрепить недостаточно усвоенный материал. Особое внимание нужно обратить на пробелы в знаниях, на трудные дискуссионные вопросы. Их можно разрешить во время групповых и индивидуальных консультаций на кафедре.

Готовность к зачету можно проверить, ознакомившись с контрольными вопросами, которые будут на зачете.
6.2. Примерная тематика рефератов
1. Роль социологии в развитии общества.

2. Структура социологического знания.

3. Социология и социальная философия.

4.Социология и история.

5. Социология и право.

6. Социология и специальные общественные науки.

7. Теоретическое и эмпирическое в социологическом исследовании.

8. Главные социологические парадигмы в классической социологии XIX – начала XX в.

9. Возникновение социологии как самостоятельной науки (О. Конт и Г. Спенсер).

10. Классики социологической мысли второй половины XIX – начала XX столетия (К. Маркс, Э. Дюргейм, М. Вебер).

11. П.А. Сорокин – крупнейший социолог XX в.

12. Социологическая мысль в России XIX в.

13. Плюрализм современной социологической мысли.

14. Современная эмпирическая социология и ее роль в общественной жизни.

15. Роль и значение структурного функционализма в современной социологии.

16. Конфликтологическая линия в современной социологии.

17. Методологические проблемы конкретных социологических исследований.

18. Методические проблемы конкретных социологических исследований.

19. Общество как социальная реальность и как социальная система.

20. Критерии классификации общества в социологии.

21. Развитие общества и его источники.

22. Сущность и соотношение эволюционных и революционных форм социального развития.

23. Государство и гражданское общество.

24. Место и роль налогообложения в современном обществе.

25. Современное российское общество и социальные тенденции его развития.

26. Переходный характер современного российского общества.

27. Социальный кризис России и пути выхода из него.

28. Структура и функции культуры.

29. Многообразие субкультур современного общества.

30. Тенденции социокультурного развития современного общества.

31. Личность и общество.

32. Социализация личности как основа социальной жизни.

33. Социальные статусы и социальные роли личности.

34. Социальные группы: понятие, виды, структура.

35. Понятие и виды конформного поведения.

36. Девиантное поведение.

37. Делинквентное поведение.

38. Социальный контроль.

39. Понятие и основания социальной стратификации.

40. Типы социальной мобильности в современном обществе.

41. Многообразие социальных организаций в современном обществе.

42. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

43. Семья как социальный институт современного общества.

44. Образование как социальный институт современного общества.

45. Религия как социальный институт современного общества.

46. Экономика как социальный институт современного общества.

47. Государство как социальный институт современного общества.

48. Право как социальный институт современного общества.
6.3. ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для самостоятельного изучения по дисциплине «Cоциология»

1 . Предмет социологии. Система и функции социологического знания.
2. Понятийный аппарат социологии, его роль и значение в прикладных социологических исследованиях.

3. Социальные воззрения О.Конта. Социальная статика и динамика.

4. Позитивизм и «понимающая социология» как социальные парадигмы.

5. Русская социологическая мысль в начале XX в.

6. Наследие социологической мысли русского зарубежья (П.Сорокин,

И.Ильин,Н. .Бердяев).

7. Социологические исследования в России советского периода.

8. Российская социологическая наука сегодня.

9. Основные парадигмы фундаментальной (теоретической) социологии: теории социального поведения, социальных дефиниций, социальных фактов, социального детерминизма.

10. Психологическое направление в современной социологии. З.Фрейд и

неофрейдизм.

I1. Американская социология: основные этапы развития и направления (А.Маслоу, Дж.Морено, Т.Парсонс).

12. Культура как социальное явление.

13. Компоненты культуры, роль ценностей как факторов интеграции общества и общностей.

14. Общество как социокультурная система.

15. Кризис культуры как фактор дестабилизации современного российс-кого общества.

16. Личность как субъект и объект социальной жизни.

17. Современные социологические концепции личности.

18. Личность и современные реформы в России.

19. Социальные общности как формы организации жизнедеятельности индивидов.

20. Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.

21. Малые социальные группы, их типология и значение в жизни общества и личности.

22. Молодежь как социальная группа.

23. Лидерство и управление в малых группах.

24. Концепции социализации в отечественной и западной социологии.

25. Возрастные этапы социализации, ее критические периоды.

26. Социальная система и социальная структура.

27. Социальная стратификация современного общества. Модели страти-фикации.

28. Научная модель социальной стратификации и социальной мобильности

П.Сорокина.

29. Особенности социальной стратификации современного российского общества.

30. Социальная мобильность: виды, каналы, факторы, современные тенденции.

31. Место и роль среднего класса в социальной структуре современного

российского общества.

32. Социальный конфликт: структура, действующие силы и основные этапы.

33. Социология социального поведения.

34. Ролевая концепция личности в работах Ч.Кули, А.Маслоу, Р.Мер-тона и Дж.Морено, ее значение в изучении социального поведения.

35. Ролевой конфликт, его виды и способы разрешения.

36. Теории девиантного (отклоняющегося) поведения.

37. Проблемы девиантного поведения в современном российском обществе.

38. Формы социально-правовой коррекции отклоняющегося поведения.

39. Специфика социологического анализа преступления.

40. Правовое сознание и правовое поведение: особенности исследования в

социологии.

41. Социальная эволюция и социальные изменения.

42. Теории социальных изменений.

43. Сущность и характеристика социальной модернизации.

44. Программа социологического исследования, ее этапы.

45. Гипотезы в программе социологического исследования, их типо-логия и значение в разработке социологического инструментария.

46. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследо-вании.

47. Основные методы интервью: экспертные, нарративные, фокус-группо-вые.

48. Анкетирование как наиболее распространенный способ сбора первичной социальной информации.

49. Анализ документов в количественной и качественной социологии.

50. Использование результатов социологического исследования.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету


  1. Предмет, категории и законы социологии.

  2. Соотношение и взаимодействие социологии и других общественных

наук.

  1. Функции социологии.

  2. Структура социологического знания.

  3. О. Конт и Г. Спенсер – родоначальники социологии.

  4. Развитие социологической мысли в странах Запада в конце ХIХ –

первой половине ХХ вв.

  1. Развитие социологии в США в конце ХIХ – первой половине ХХ вв.

  2. Развитие социологии в Европе во второй половине ХХ в.

  3. Развитие социологии в США во второй половине ХХ в.

  4. Возникновение и становление российской социологии.

  5. Судьбы социологической науки в советский период.

  6. .Этапы социологического исследования. Сущность и содержание

программы социологического исследования.

  1. Анализ документов как метод социологических исследований.

  2. Наблюдение как способ получения первичной социологической

информации.

  1. Анкетирование в социологическом исследовании: разновидности,

особенности, достоинства и недостатки.

  1. Интервью в социологическом исследовании, его специфика. Основные

виды интервью, его этапы.

  1. Понятие и основные компоненты культуры.

  2. Основные социологические концепции культурной динамики

общества.

  1. Социализация личности.

  2. Социальные статусы и социальные роли личности.

  3. Конформное поведение личности.

  4. Понятие, критерии и причины девиантного поведения.

  5. Межличностное взаимодействие.

  6. Понятие «социальная группа», причины возникновения.

  7. Типологии групп в социологической науке.

  8. Понятие социальной организации.

  9. Типология социальных организаций. Бюрократия как тип социальной

организации: преимущества и недостатки.

  1. Понятие «социальный институт». Функции и дисфункции социальных

институтов.

  1. Социальный институт семьи.

  2. Религия как социальный институт.

  3. Политические институты современного общества. Социальный институт

государства.

  1. Экономические институты современного общества.

  2. Место и роль образования в ряду социальных институтов.

  3. Понятие «социальная стратификация», многообразие оснований

социальной стратификации.

  1. Понятие и виды социальной мобильности.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconДосократовская философия
Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconФедеральное агентство по образованию Филиал Уральского государственного...
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconЭнгельсский технологический институт (филиал) сгту
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Бузулукский...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной и заочной формобучения специальности 270102. 65 «Промышленное...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconIv всероссийская конференция прогрессивные
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология федеральное агентство...
«Дальневосточный государственный технический университет (двпи им. В. В. Куйбышева)» в г. Петропавловске-Камчатском
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию российский...
«Освобожденные от практических занятий» сдают реферат по средам с 17. 20 до 18. 20
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию российский...
«Освобожденные от практических занятий» сдают реферат по средам с 17. 20 до 18. 20
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconПовести Д. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и«Трое на...
...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconФедеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Федеральное агентство РФ по образованию Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета социология icon2 Нормативные ссылки
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате (Филиал угнту в г. Салавате)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск