Скачать 273.3 Kb.
|
На правах рукописи Карасева Татьяна Борисовна Повести Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» и неоромантические тенденции в английской литературе конца XIX – начала XX в.Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература и литература США) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Самара – 2012 Работа выполнена на кафедре романской филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор профессор кафедры романской филологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Гринштейн Аркадий Львович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор профессор кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета Садомская Наталья Дмитриевна кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета Заломкина Галина Вениаминовна Ведущая организация: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургского государственного университета» Защита состоится 31 января 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, ауд. 9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: www.vak2.ed.gov.ru и на официальном сайте Поволжской государственной социально-гуманитарной академии www.pgsga.ru Автореферат разослан «27» декабря 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор Е. Б. Борисова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Объектом исследования в диссертации явилась поэтика повестей Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке». Предмет исследования – формы и способы актуализации неоромантических тенденций в английской литературе рубежа XIX и XX веков в повестях Д.К.Джерома. Степень разработанности проблемы. Произведения Д.К.Джерома пользуются неизменным успехом у читателей, однако объектом комплексного внимания критиков и историков литературы они не становились. Творчество Д.К.Джерома традиционно рассматривается российским литературоведением в русле реалистической поэтики, при этом внимание обращается в первую очередь на развлекательный характер его произведений либо на сатирическое и критическое отображение тех или иных черт современной действительности1. Представляется целесообразным взглянуть на творчество писателя с несколько иной стороны, а именно с точки зрения присутствия и переосмысления в произведениях Д.К.Джерома элементов романтической поэтики. Это присутствие и, одновременно, переосмысление в творчестве Д.К.Джерома поэтики и эстетики романтизма созвучно, на наш взгляд, тем художественным поискам, которые вела английская словесность (как и вся английская культура) конца ХIХ – начала XX веков и которые особенно отчетливо проявились в литературе английского неоромантизма2. Актуальность диссертационного исследования проявляется в том, что изучение творчества Д.К.Джерома с точки зрения проявления и актуализации в его повестях важнейших признаков неоромантической поэтики позволяет по-новому взглянуть на творческое наследие писателя, переосмыслить его место в литературном процессе эпохи, а также уточнить само понятие «неоромантизм» и, соответственно, получить более полную и адекватную картину литературной и культурной ситуации в Великобритании рубежа ХIХ и XX веков. Целью работы явилось изучение поэтики повестей Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» в контексте художественных поисков литературы английского неоромантизма. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:
Материалом диссертационного исследования стали повести Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке»; в качестве дополнительного материала в диссертации привлекаются и другие произведения Д.К.Джерома («Дневник одного паломничества», «Как мы писали роман», рассказы и эссе), произведения, лежащие в основе генезиса повестей Д.К.Джерома («Трое в Норвегии» Дж.А.Ли и У.Дж.Клаттербака, «Путешествие внутрь страны» Р.Л.Стивенсона), а также основные тексты английского неоромантизма (произведения Р.Л.Стивенсона, Р.Киплинга, Г.Р.Хаггарда, А.К.Дойла и др.). Методы исследования. Методологической основой исследования послужил историко-литературный подход, предполагающий анализ произведения в его соотношении с литературным, культурным и социальным контекстом, с элементами семиотического, компаративного и интертекстуального анализа. Теоретической основой исследования явились труды Л.Г.Андреева, М.М.Бахтина, Н.Я.Берковского, А.Н.Веселовского, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунского, Ю.М.Лотмана, В.Я.Проппа, И.А.Тертерян. При разработке частных вопросов привлекались труды Р.Барта, И.В.Вершинина, А.Л.Гринштейна, А.В.Карельского, Г.М.Кружкова, Н.Т.Рымаря, Н.Д.Садомской, В.М.Толмачева, Ю.Н.Тынянова. Научная новизна результатов диссертационного исследования связана с тем, что впервые в отечественном литературоведении творчество Д.К.Джерома рассматривается в контексте неоромантических тенденций, проявляющихся в английской литературе конца ХIХ – начала XX веков. Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования: рассмотрена связь между поэтикой повестей Д.К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» и художественными поисками английской литературы конца ХIХ века, исследованы жанровые, тематические, композиционные и стилистические особенности повестей Д.К.Джерома, показана их связь с пародированием как романтической, так и неоромантической поэтики и эстетики. Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что они могут быть использованы в лекционных курсах по истории литературы конца ХIХ - начала ХХ века, в специальных курсах и семинарах, посвященных проблемам зарубежной литературы и культуры, в частности, проблемам неоромантизма в английской литературе, при подготовке учебных пособий, а также при подготовке, комментировании и издании переводов произведений Д.К.Джерома на русский язык. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список, состоящий из 346 источников на русском, английском и французском языках. Апробация диссертации. Основные положения и выводы исследования получили апробацию в докладах на заседаниях аспирантского объединения кафедры романской филологии, на международных и межрегиональных научных и научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов в Самаре, Москве, Казани, а также в 5 статьях по теме исследования. Положения, выносимые на защиту. 1. В повестях Д.К.Джерома элементы художественного и публицистического не просто вступают во взаимодействие, переплетены и нередко трудно дифференцируемы – само это взаимопроникновение становится важнейшим средством создания комизма. 2. Своеобразие путешествия в повестях Д.К.Джерома заключается в сочетании и комбинировании двух принципиально важных для культуры викторианской Англии дискурсов, разрабатывающих тему и мотив путешествия – художественного (неоромантический приключенческий роман) и публицистического (путевой очерк, дневник и т.п.). Объектом пародирования и проблематизации при этом одновременно становятся элементы и романтической, и полемизирующей с ней неоромантической поэтики. 3. Многочисленные исторические экскурсы в обеих повестях пародируют и романтическое увлечение историей как местом сильных страстей и ярких красок, недоступных современности, и характерное для неоромантиков тяготение к этнографичности, научной (точнее, научно-популярной) точности. 4. Основные объекты полемики, проблематизации, пародирования – ключевые моменты романтической поэтики – романтический герой и романтическая образность, а также характерные для романтизма мотивы и темы. В произведениях Д.К.Джерома подвергаются трансформации важнейшие романтические топосы путешествия, музыки, Поэта (Музыканта), образы звезд, солнца, неба, луны, моря и т.д. 5. Художественное своеобразие повестей «Трое в лодке, не считая собаки» и «Трое на прогулке» во многом определяется тем, что в них объектом проблематизации и, в значительной мере, пародирования становятся и романтические, и восходящие к поэтике романтизма, но переосмысливающие ее и вступающие с ней в плодотворную полемику, неоромантические мотивы и образы. Одновременно с романтизмом неоромантизм может пародировать, высмеивать и сам себя. Такое самоосмеяние вполне соотносится с романтической иронией. Можно говорить о неоромантической иронии, имеющей ряд особенностей по сравнению с романтической иронией. |
Программа среднего (полного) общего образования по литературе ... | Календарно-тематическое планирование по литературе для 7М класс ... | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | Факультет журналистики Русская литература конца XIX -начала XX вв России к. XIX- нач. XX вв. Проявления духовного кризиса. Декадентство как тип мироощущения. Духовные поиски, богоискательство. Синкретизм... | ||
Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв | История зарубежной литературы ХХ века Литература конца XIX- начала ХХ в. Позитивистские течения: реализм, натурализм. Франция: Мопассан, Золя | ||
Перечень вопросов для переаттестации по дисциплине Американский институционализм конца XIX — начала XX вв. (Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл) | Москва, рггу, 8–9 февраля 2013 ... | ||
1 Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым | Заявка Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Шалапский детский сад «Солнышко» Предварительно перед игрой детям даются отрывки из любимых сказок А. С. Пушкина и выбираются трое лучших для участия в игре | ||
Почасовой учебно-методический план весеннего семестра Лекции Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов | Темы рефератов по курсу вопросы к зачету ... | ||
Мбоу мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания сценарий... Выход первоклассников. И пусть вас всего трое! Мы очень рады, что вы у нас есть! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В красноярском крае арестованы трое подозреваемых в массовом убийстве, которое было совершено в прошлый понедельник в Северо-Енисейском... | ||
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все | Литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени ... |