Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии





Скачать 288.46 Kb.
НазваниеАнтонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии
страница1/2
Дата публикации20.09.2013
Размер288.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2


Антонович Е.Н.

ГЕНЕЗИС И УРОВНИ ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРЫ ТРИАДЫ В ФИЛОСОФИИ
Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все

существа (Лао-Цзы)

Я могу стать множеством и размножиться – и Он объективировался и дал из Себя

Все, что есть. Дав из Себя все это, Он вошел в него; а войдя, стал всем: положительным

и отрицательным, духом и материей, бесконечным и конечным (Упанишады)

Подобно тому, как половое соединение покоится на трех основах (мужской, женской,

результат объединения), точно так же не могло бы существовать единения всех вещей,

не могло бы быть иного источника благословения, как из числа три (Зогар)

Тот, Кто создает безостановочно миры – Троичен. Он есть Брама-Отец, Он есть

Майя-Мать, Он есть Вишну-Сын – Сущность, Субстанция и Жизнь (Упанишады)

Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех

(Пифагор)

Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, рождающее два, рождает

три; три есть ключ чисел, так как это первый числовой синтез (Елифас Леви)

Тезис – антитезис – синтез (Гегель)

Товар-Деньги-Капитал … Логика - Диалектика – Теория познания (К.Маркс)
Предлагается - генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод, который дает целостное более углубленное и широкое понимание триады и законов диалектики

Ключевые слова: единство, противоположности, дух, материя, анализ, синтез, генодрево, тезис, антитезис, отрицание
Представления философов о триаде в истории философии деградировали от понимания триады, как структурной основы всех процессов развития - в далеком прошлом, до полного ее исключения из познания – в наше время. Если еще в СССР философские словари давали понимание триады, то, например, в уже в 1994 г. даже в «Краткой философской энциклопедии» (М, Прогресс-Энциклопедия) этого понятия уже нет.

Диалектический материализм (ДМ) формально и односторонне материалистически использовал триаду в познании для обоснования закона отрицания отрицания, рассматривая антитезис, как 1-е отрицание, движущее начало всякого развития, а 2-е – как синтез,- сохранение и снятие: «Триада (греч. trias – троица, тройственность) – троичность, трехступенчатость развития. Понятие «Т.» впервые применено Платоном и неоплатониками (в частности Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. И т.д. В Т. Отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. И, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия. Рациональное содержание Т. использовано марксистской философией для характеристики процесса развития (Отрицания отрицания закон)» [1].

Классический закон отрицания отрицания рассматривал, в основном, материальную сторону процесса развития. В ФТС закон «двойственности двойственных отрицаний», утверждает, что процесс развития двойственен и цикличен: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала вызывает духовное развитие – отрицание отрицания духовного начала (и наоборот), что говорит о цикличности развития. В одном цикле материального и духовного развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции, переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает кратковременную смену (скачок) направления развития, который в свою очередь ответственен за кризисы (подробнее см. в [2] Рис 49, [3]).

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала о структуре триады, мы даем краткое содержание ФТС – философии дуалистического монизма (единства духа и материи) и ее метода познания - генодрева. Нами в ФТС предлагается универсальная структурно-логическая модель исследования (метод познания) – генодрево единства, взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий. В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея единства духа и материи (по, Ведам, Дао, Платону и др.) и триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (логика «или-или»). На генодреве ФТС, построенном как симметричный граф (или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы – диаграммы – триграммы -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное, образуя математическую «золотую» прогрессию, с логикой ритма (цикличности) развития: 1-2-4-8-… .

c:\documents and settings\inwin\рабочий стол\по одному рис 34-66 и статья от ж\34.jpg

О том, что логика ритма развития всех мировых процессов задана прогрессией: 1-2-4-8… говорит древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН (подробнее ниже). Современные ученые также утверждают, что логика ритмов развития: 1-2-4-8-… свойственна всем процессам развития: «основной формой движения материи является колебательный процесс…октава…отражает принцип зеркальной симметрии… Ряд октавных ритмических резонансов представляет собой последовательность чисел 2n … Например, 1,2,4,8, … спираль с основанием логарифма, равным 2 … лежит в основе развития природных процессов на всех структурных уровнях мироздания»[4].

Структура генодрева ФТС позволяет рассматривать логику познания, развития не как линейный, однонаправленный процесс, а как единый, динамическо-диалектический, ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях по горизонтали и вертикали: системного анализа (множественности, логики «или-или»), системного синтеза (единства, логики «и-и»), абстрактного и конкретного или духовного и материального (тезиса и антитезиса). Начало генодрева - уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логика разделения или-или); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис (подробнее [5,6,7]).

Противоречие – отношения между противоположностями, исходное основание процессов познания (развития). Иерархия их развития двойственна: вертикальная (духовно-логические ступени познания: тезис – антитезис: духовное - материальное, абстрактное – конкретное и др.) на каждом уровне познания и горизонтальная (уровни глубины системы познания синтеза-анализа: 1-2-4-…). Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями глубины одной системы или взаимодействующими системами). Разрешение этого вида противоречий, возможное при объединении направлений мышления анализа и синтеза, дает универсальный метод системного синтеза-анализа – генодрево ФТС.

ФТС – философия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, субъекта и объекта, но и времени и пространства, энергии и движения, объединят в единое целое субстанциональную и реляционную концепции философии, идеализм и материализм ([2] Рис 65).

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству (при сохранении целостности системы в процессах развития, познания) теории (духовного) и практики (материального), - путь к познанию истины.

В основе структуры генодрева ФТС (вертикальной и горизонтальной иерархии: 1-2-4-8-…) лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из гегелевского отрицания,- его триадной логики: тезис-антитезис-синтез (первые два элемента структуры генодрева), но и принципа перехода от троичности к четверичности (3-й элемент структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых философами, учеными в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером, впервые данные китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны на Рис 59 [2]). Ниже мы более подробно остановимся на понимании основы ИЦЗИНа и генодрева ФТС – структуры триады, раскрывающей сущность и этапы развития диалектического противоречия.

Триада была известна и европейским философам: Пифагору (580-500 гг. до н.э.), Гераклиту (544-483 гг. до н.э.), Пармениду (540-480 гг. до н.э.), Платону (427-347 гг. до н.э.) и др.

Некоторые исследователи ИЦЗИНа (Бренан Д. и др.) утверждают, что: он был создан не 3000 лет назад, как утверждает академическая наука и даже не 5300 лет назад, как говорит предание, а более 11500 лет назад, - это творение древнейшей, забытой сегодня цивилизации.

Официальная история философии Китая, относя создание ИЦЗИНа к первому тысячелетию до н.э., отмечает в нем связи не только с теорией чисел, но и диалектикой противоречий: “Пифагор, живший почти на пять веков позднее составления «И-цзина», считал числа за основу всего существующего, особенностью, присущей всем предметам. Исходя из противоречий четных и нечетных чисел, он вывел по аналогии десять противоречий между природой и обществом и использовал восемь предметов, объединенных в одну группу, как символ гармонии. Все это нашло выражение значительно раньше, в «И-цзине». Знаменитый немецкий философ и математик Лейбниц, живший в ХУ11 в., ознакомившись с «И-цзином», не переставал выражать восторг и считал, что расположение восьми триграмм впервые в истории человечества выдвинуло идею о двоичной системе счисления в математике, что является огромным достижением. Современные ЭВМ основаны именно на двоичной системе счисления” [8].

Мы считаем, что структура генодрева ФТС, основанная на ИЦЗИНе, способна отражать не только диалектику, логику отношений между числами и понятиями философии, но и между понятиями философии, мышления и сферами общества (подр. [2] Рис 65, 34, 35, 49, 47,101 и др.).

Сегодня ряду философов, ученых, воспитанных на аксиомах ДМ, диалектической логики трудно понять неизвестные ранее древние первоисточники, и они огульно отрицают, не читая, все древнее знание, называя ИЦЗИН гадательной книгой, а эзотерическую философию Дао (Лао-Цзы и др.), Вед,Тота (сегодня–Шмакова В.и др.) философией для посвященных, которая не существует (так считает Ефимов В.П. в своей добровольной аннотации на книгу автора «Третий путь….»).

Губин В.Б., отчасти верно критикуя Герасимову И.А., Буданова В.Г. (автора метода ритмокаскадов), высокомерно отзывается о Книге Перемен: «Антинаучна ее вера в научность древней китайской, так, скажем, гадательной книги И ЦЗИН (Книги Перемен) и кабалистики, иногда скрывающейся под названием компаравистики» [9].

Многие философы материалисты, доктора наук, не читая, резко критикуют Е. Блаватскую. Известно, что томик «Тайной Доктрины» всегда был на рабочем столе Эйнштейна. Но уж сочинения Лейбница, где он в одной из работ восхваляет И ЦЗИН, как двоичную систему счисления (см. выше), доктора философских наук, хотя бы для саморазвития, обязаны прочесть. Общеизвестно, что изучение противоположных мнений (антитезисов), расширяет сознание.

В то же время Буданов В.Г. (см. ст. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история. Сб. РАН. Институт философии. М. 2007 и др.), отрицая классическую диалектику и логику, многие свои выводы, включая метод ритмокаскадов, строит не на динамической логике, на которой якобы базируется синергетика, а на линейной схеме временных интервалов, не раскрывающей сущность процессов развития, познания (более подробный анализ его работы требует написания отдельной статьи).

Современные китайские философы относят Дао и Книгу Перемен к древней диалектике, основанной на двоичной, диалектической логике (см. выше). Лао-Цзы (ок. 600-500 гг. до н.э.) считал, что из тройки, рожденной из 1 и 2, произошли все существа (см. цитату в начале статьи).

Методология компромисса Конфуция (551-479 гг. до н.э.),- поиск золотой середины между двумя крайностями (тезисом и антитезисом триады), живет сегодня в идее и теории третьего пути развития: “Конфуций говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» … в комментариях в «Лунь юю» поясняется: «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и теория смягчения противоречий” [10].

Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути, как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.

«Толкования к Книге Перемен» основанные на философии дуалистического монизма, дают решение триады в дао, - синтезе, третьем пути (через триаду тезис-антитезис-синтез): “«Толкования» дают глубокое изложение причин, вызывающих изменения … «Одно темное и одно светлое начало называют дао» (Чжоу-и, гл.7). Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое начало без темного. Это дуализм, возникший в древности» … Борьба противоположностей внутри Великого Предела привела к появлению двух противоположных сторон – неба и земли. В результате … появились четыре сезона года … Триграммы соответствуют объективному процессу разделения единого на две части … «… Великий Предел … породил два начала …, два начала породили четыре символа …, четыре символа породили восемь триграмм»… В «Толкованиях» ясно проводится идея о превращении противоречий и высказывается мысль, что все предметы под влиянием противоположных сил, представленных темных и светлым, идут к своей противопложности”[11].

Признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.

В Древнем Китае противоречие понималось значительно шире, чем в современной диалектике, реалистической философии (Обухов В.Л. и др.), выражаясь в признании существования не только двух (духа и материи, темного и светлого, Инь, Ян и др.) начал, но и результатов их последующего деления в системе противоположностей (1-2-4-8-…) ИЦЗИНа.

Чжу Си (1130-1200) считал естественным диалектический принцип разделения одного на два и всеобщность борьбы противоположностей в предметах и явлениях. Давая ответ на высказывание, содержащееся в толкованиях к «Чжоуской книге Перемен»,- «Великий предел породил два начала, два начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм», - Чжу Си пишет: «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два,- высший естественный принцип»…Чжу Си утверждает, что противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности. Он писал: «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее». Это говорит о том, что в каждом предмете и явлении есть противоречие. Чжу Си отмечает также: «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала»… существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы. Выявив существование противоречий между предметами и явлениями и внутренние противоречия в них, Чжу Си тем самым углубил представление о всеобщем характере противоречий”[12].

Генодрево ФТС отражает не только деление тезиса и антитезиса на новые противоположности (в [2] см. Рис 66,101), но и все уровни диалектической иерархии многослойных противоположностей:1-2-4-8… .

Китайские философы, задолго до ошибочных выводов: российских либералов об отрицании диалектики вообще, и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, признавая ее основой развития, познания, считали, что их борьба - относительна, а единство - абсолютно: «Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы, взаимопереходящи и взаимопревращаемы … в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений. … «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед», т.е. движение вперед дойдя до предела, превращается из движения вперед в движение назад. «То, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем (анализ генодрев Рис 47,101 [2,3,4,6] полностью подтверждает эти выводы Вана Фуджи,- Е.А.). «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным… Как подчеркивал Ван Фуджи, «соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей, но в результате этого противоречия не смягчаются. Два конца пустеют и наполняются, движутся и находятся в состоянии покоя, собираются и рассеиваются, очищаются и загрязняются, но в конечном счете они едины … это не механическое связывание, в результате которого соединяются два для получения одного» … при отсутствии единства не могут возникать противоречия. Подчеркивая значение «деления одного на два» и уделяя повышенное внимание «соединению двух для получения одного», Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство противоположностей» [13].

Ван Фуджи дал довольно точное толкование структуры процессов развития, познания, единства анализа и синтеза, перехода двоичности в четверичность на генодреве ФТС (см. ранее). Попробуем применить эти принципы генодрева к исследованию структуры триады по Гегелю.

Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории развития, что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [14].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, так же не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомического развития, дающую начало процессам развития.

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в развитии сознания, исключая понимание начала и направлений процесса развития.

П. Успенский, в Третьем Органоне (Tertium Organum), исходя из логики или-или (анализа) Аристотеля, Бэкона, открыл формулы высшей логики и-и (синтеза), известные древним, во многом забытые сегодня: «Раньше Бэкона и Аристотеля в древних индийских писаниях давались формулы (эти же формулы логики имеются и в структуре китайского ИЦЗИНа,- Е.А.) этой высшей логики, отпиравшей собою двери тайн. Но значение этих формул быстро терялось… Высшая логика существовала раньше, чем была формулирована дедуктивная и индуктивная логики … Беря за образец аксиомы Аристотеля, мы можем на нашем бедном земном языке выразить главную аксиому новой логики следующим образом: А есть А, и не А или Всякая вещь есть и А, и не А или всякая вещь есть Все… Это только попытки выразить аксиомы этой логики в понятиях» [15].

Генодрево ФТС развивает двоичную логику Аристотеля, Бэкона, Успенского до системного диалектического целого (подробнее Рис 38, 35 в [2,3]).

Успенский еще в начале ХХ века, в отличие от современных философов, опирался на более глубокое, древнее понимания триады, известное как закон трех сил: «Это закон трех принципов или трех сил. Каждый феномен какого бы он ни был масштаба и в каком бы мире не проявлялся, молекулярный или космический, всегда есть результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль понимает необходимость двух сил для возникновения феномена: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм … Но даже две эти силы не всегда и не везде наблюдаются. О третьей же силе вопрос никогда не ставился, а если и ставился, то едва ли был услышан ...одна или две силы никогда не произведут явления … Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу … Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во всех проявлениях психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы … В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, т.е. вещи в себе; только здесь нужно помнить, что явление, которое представляется простым, может на деле быть весьма сложным, т.е. быть результатом очень сложного сочетания триад» [16].

Успенский, изучив триаду, увидел смысл жизни в познании, расширении целостного сознания человека: «Самая сильная эмоция человека,- это стремление к неизвестному … мы признали существующими сознание и мир: Я и неЯ – сознание определяется, как реализация существования…. Отношение к себе самому и к миру называется познанием. Все душевные свойства человека, все элементы его сознания,- ощущения, представления, понятия, идеи, суждения, … чувства, эмоции, даже творчество – это все орудия познания, которыми располагает Я … Для того, чтобы постигнуть сознание целого, нужно понять характер целого. Сознание есть функция целого. Так функция человека есть сознание…. Наука, философия, религия, искусство – формы познания. Метод науки опыт; метод философии – умозрение; метод религии и искусства – моральное или эстетическое эмоциональное внушение. Но и наука, и философия, и религия, и искусство – только тогда начинают действительно служить истинному познанию, когда в них начинает проявляться интуиция. Цель всякого познания – переход к интуитивному познанию. А в интуитивном познания разные формы познания – наука, философия религия и искусство – должны сливаться одно с другим, образуя единое целое» [17].

Структура целостного сознания дана нами ([2] на Рис 77) как единство левополушарного и правополушарного мышления, включающее на следующем уровне 4-е элемента: ощущения, чувственные представления, логические понятия, сверхчувственные восприятия и интуиция. Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания имел Шмаков В.: «антитезис есть раскрытие тезиса. Все содержание заключено в тезисе, но сам по себе он остается непроявленным … Наблюдаемое сознание конкретного организма множество вначале представляется ему только количественным. Отдельно его элементы кажутся связанными лишь общностью окружающих условий (связи генодрева– его дуальная структура,- Е.А.)… Затем оно начинает постепенно усваивать их внутреннюю общность … В дальнейшем, все познавательные стремления оказываются направленными на это общее всем элементам … раскрывается органическая целостность множества. ,тот последний процесс должен быть разделен на два периода… Вначале, идя родство двух … факторов, человек всегда старается выкристаллизовать это их общее, т.е. он ищет общее путем анализа … в этом случае человек объясняет факт общности наличием общего наибольшего делителя …Т.к. этот метода лишь констатирует факт с феноменальной (количественной,- Е.А.) стороны, то мы вправе назвать его методом периферическим. С ходом развития … он не ограничивается познанием фактов, а начинает жаждать понять и их природу (причину) … путем синтеза… в этом случае человек объясняет факт общности между элементами одной группы наличием общего наименьшего их кратного … Вполне очевидно, что только оба метода: аналитический и синтетический в своей сопряженности могут раскрыть сознанию идею органической целостности … Сознание построено по закону организма: оно есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств … так мы имеет … в категории … мистики: Восприятия … разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи … Принципы… наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [18].

Путь расширения сознания человека Успенский видел в использовании идеи триады и интуиции человека, которую он предлагал совершенствовать через развитие сверхчувственных восприятий: “В обычной жизни мы мыслим тезисами и антитезисами; всегда и везде существуют «да» или «нет», «нет» или «да». Размышляя иначе, новым способом, при помощи знаков, я пришел к пониманию фундаментальных ошибок нашего мыслительного процесса. Ибо в действительности в каждом отдельном случае существовало не два, а три элемента. Было не только «да» и «нет», а «да» , «нет» и что-то еще. И вот как раз природа этого третьего элемента, недоступная пониманию, делала непригодными все обычные рассуждения и требовала изменить основной метод мышления. Я видел, что решение всех проблем постоянно приходило от
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconАнтонович Е. Н. О структурном единстве познания в философии и астрономии
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconНазвание дисциплины
...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconСеминарского занятия Проблемы гносеологии Познавательные способности...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconПлан введение Основные формы познания. Особенности и разновидности...
Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconЕ. Н. Антонович принципы дуалистического монизма в философии триединого...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconЦ. кюи хор «задремали волны» Цезарь Антонович Кюи
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – русский композитор, специалист в облас-ти фортификации
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconЛекция 14. Теория познания Иммануила Канта. «Коперниканский переворот»
Свою теорию познания – кстати сказать, одну из самых стройных и подробно разработанных за всю историю философии – Кант излагает в...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconАнтонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии icon1. Введение (1ч.)
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconКурс, лечебное дело (2013/14 уч г.) П л а н
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (4 часа)
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconРабочая программа учебной дисциплины «философия»
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского...
Антонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии iconКурс, лечебное дело п л а н семинарского занятия по теме
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (4 часа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск