Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания





Скачать 295.59 Kb.
НазваниеАнтонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания
страница1/3
Дата публикации09.08.2013
Размер295.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3


Антонович Е.Н.

ЛОГИКА СИНТЕЗА, ВКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО – ОСНОВА ПОЗНАНИЯ
С философией происходят удивительные метаморфозы, одни излагают ее как целостную

систему, тогда как другие трактуют ее как систему, разорванную на мелкие части (Ф. Бэкон)
Предлагается метод логики синтеза, включенного третьего, основанный на структуре генодрева ФТС (философии триединого синтеза), способный объединить все логики, философии в системное целое, а познание и общество - вывести из кризиса.

Современная философия разделяет логику на несколько видов (форм): формальную, диалектическую, математическую, научную. Кроме того некоторые философы классифицируют логику на: аристотелевскую (дедуктивную), индуктивную (Бэкона, Милля), традиционную и современную (математическую, научную). Формальная логика со времен Аристотеля изучает мыслительные акты: понятия, суждения, умозаключения и доказательства, структура и философское содержание которых отходит на второй план.

Современные знания материалистической науки и философии основаны на двоичной (формальной) логике Аристотеля, в основу которой положен закон исключенного третьего. Принятие этого закона, основанного на логике дуализма (Или-Или): да или нет (Я или не Я), сегодня привело к тому, что познание окружающего мира ограничивается не только узостью данной логики, но и приоритетом анализа перед синтезом. Диалектическая логика, не основанная на логике противоречий, понимается философами по-разному, или отрицается вообще. (*

*) Здесь будет интересной для многих дискуссия в интернете между Вл. Николаевым и М. Грачевым, Николаев (сторонник диалектического материализма,- ДМ) пишет: «Сторонники диалектической логики …именуют ее не логикой, а просто диалектикой… По существу она является общей теорией мироздания. В этом смысле классики марксизма говорили о единстве диалектики, логики и теории познания; в принципе это единство охватывает все философские дисциплины …По определению Энгельса, диалектика есть учение о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе, мышлении… если это законы мышления,- значит – логика; но это законы не только мышления, они универсальны».

М. Грачев возражает: «У Энгельса правильное определение диалектики. А дальше следует отдельно разбираться с действием диалектики в природе, обществе, мышлении, а не сваливать в одну кучу. С последующим синтезом. Диалектика, логика, гносеология, онтология, методология – это самостоятельные дисциплины. Логика делится на формальную логику и диалектическую логику… Да, законы диалектики универсальны. Но, в логике диалектическое противоречие, это не противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а противоречие в суждениях» [1].

Грачев, формально признавая универсальность диалектики, на деле отрицает ее и связи между науками.

В основе формальной логики, на которой построены: обучение в ВУЗе, современные знания, лежит понятие-термин из разговорного языка. На основе этих не системных понятий-терминов Аристотель и сегодня философы, ученые строили и строят свои суждения и умозаключения.

Реально диалектическая логика не имеет своей системы понятий, отличных от формальной логики, этот факт не отрицается ДМ: «Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, еще не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явления к сущности, от простого к сложному и т.д.»[2].

Николаев И.Ф., как и Копнин П.В., считали «диалектическую логику как продолжение формальной»: “П.В. Копнин … был среди тех российских философов, которые говорили, что диалектическая логика возможна, что она уже есть, что она действует, она дополняет формальную логику … Открытие П.В. Копнина: «мышление состоит не из отдельных, изолированных суждений, понятий, умозаключений, а из их систем» можно сравнить с фундаментальным открытием Н. Коперника…Пора признать существование высших законов логического мышления – законов построения систем… Какие высшие законы логично правильного мышления использовал К. Маркс … во-первых, он использовал открытые Гегелем основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные … Во-вторых, Маркс показал …что при построении систем действуют и высшие логические законы …1. ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО … 2. ЕДИНСТВО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА … 3. ЕДИНСТВО ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ … 4. ЕДИНСТВО АБСТРАГИРОВАНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ… в «Капитале» Маркса нет подмены понятий, нет противоречий формального порядка … Здесь действуют четыре закона формальной логики: 1) закон тождества, 2) закон исключения противоречий, 3) закон исключенного третьего и 4) закон достаточного основания. Каждое понятие в системе понятий Маркса подчиняется этим четырем законам, каждое суждение и …умозаключение”[3]. (**

**) Подробнее о логике Николаева. Николаев И.В. (Логика: дедуктивная, индуктивная, диалектическая. СПб. ВР. 2001) исходя из определения понятий, суждений, умозаключений, законов формальной логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, дал три не системных способа построения систем знаний, не способных выделить из системы – главное, связи элементов: “1-й способ – софистический. Принцип: не действовать, а гадать, высказывать разные предположения …2-й способ – эклектический. Принцип: действовать, но неправильно (н-р, методом проб и ошибок)…3-й способ – диалектический. Принцип: раскрутить, выявить историю предмета и собрать мысленно этот предмет … Понятно, что подлинная история у предмета одна. Мы можем выявить эту историю и таким способом получить ключ к мысленному воспроизведению этой истории. Получится одна система понятий – правильная. Только эта система понятий может считаться системой знаний. О ней и должна идти речь в логике построения систем знаний …(далее даются примитивно-материалистические примеры раскрутки систем,- Е.А.) Как раскрутить человека? (Мы знаем: человек – система. Историю любого человека можно точно знать и построить их этих знаний правильную систему знаний) 1. Опросить его самого о событиях его жизни. 2, Спросить родителей …3. Опросить соседей … 4. Проверить документы … 5. Опросить всех воспитателей…(Мы понимая человека как систему, даем его типы универсальной структурой генодрева, в разных системах отсчета, в т.ч. в обществе как типы личностей по социальному предназначению, см в [4] Рис 80,84,85,- Е.А.) Принципы построения правильных систем знаний. Системная логика выявила четыре самых общих принципа построения систем знаний. Один предварительный и три – созидательных. Один - предварительный уже был нами продемонстрирован. Это – раскрутить, выявить историю предмета, представить чувственно (в представлениях, картинках, рисунках, схемах, фотографиях, записях) … Созидательные принципы … 1-й принцип: «начинать надо с начала» … (автор поясняет это, как и 3-й диалектический способ, закона единства дедукции и индукции, рисунком спирали, данной в истории предмета, развитии: один виток, два, три, четыре, пять,- Е.А.),,, 2-й созидательный принцип говорит об этапах … Первый виток можно отыскать во всех этапах … 3-й принцип … характеризует действенность системы. Система должна работать. В чем состоит работа системы? А. Система знаний должна удовлетворять тех, кто знаком с предметом исследования и с его историей … Б. Система должна выявлять вранье и разоблачать врунов ” (там же, с 119-125).

В одном случае, автор, рассматривая систему родственников, начиная от рождения нас самих, дал структуру связей обратного развития семьи, похожую на генодрево ФТС: родителей, бабушек, дедушек, пра…, пропустив главное звено семьи – детей. Мы понимаем систему семьи, как структуру, процесса ее эволюции, направления развития от настоящего в будущее. 1элемент системы - единство, семья. 2-й эл-т. Родители: отец-мать (1-й ур. генодрева). Дети -3-й эл-т (2-й ур.: сыновья -2, дочери -2). Внуки – 4-й элемент (3-й ур. генодрева: 4 внука,4 внучки). Автор, подробно не исследуя эту систему, не оценил возможностей логики ее структуры, глубины уровней, элементов и связей между ними в процессах развития (подр. ниже).

Три способа логики и принципа построения систем автора, на наш взгляд, не увязываются с принципами логики, метода ДМ: универсальности, противоречия, раздвоения единого, взаимосвязией (подробнее ниже).

ДМ, формально построенный на принципах логики противоречия, раздвоения единого, универсальности метода, связей частей целого и др., в структуре системного метода их не использовал (никто из философов ДМ такой системы, включая Николаева, не разрабатывал).

Нами предложена система диалектической многоуровневой логики противоречий, объединяющая, все виды логик, философий, диалектику и ее части: онтологию (забытую ДМ), гносеологию, логику и метод познания (см. ниже) в единое целое, на основе взаимосвязей структуры и универсального метода генодрева ФТС [4,5,6,7,8,9].

Метод генодрева ФТС, основанный на принципе логики дополнительности (включенного третьего) или синтеза (синтез-тезис-антитезис, в ИЦЗИНе –это: Тай цзи, единство - Ян - Инь) до сих пор не получил необходимого признания в философии и науке. Мы считаем, что только при его принятии философия может выйти из системного кризиса и претендовать на статус науки.

Система познания метода гендрева ФТС, основанная на единстве принципов гносеологии: логики метода (Рис 1/34, 2/ 35), принципов диалектического развития (в [4] Рис 49), и онтологии: взаимосвязанных категорий философии (в [4] Рис 65), включает в себя и принципы логики системности: целостности и взаимосвязи всего со всем, двойственности, структурности, иерархичности, первичного синтеза, системного анализа и синтеза (подробнее в [5,7,9]).

Мы считаем, что диалектическая логика должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на логике противоречий (Я - не Я), отличных от формальной логики.

На генодреве сущности диалектической логики ФТС Рис 1/34 и дуальной логики Рис 2/35, как инструмента (механизма) познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-8-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: материальное-духовное (инволюция-эволюция) и от 1-го уровня (опыта) к 4 (дедукции), но и по горизонтали: единое, синтез – анализ, многое (где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядк.№ ур. генодрева).

Мы выделяем 8 принципов диалектической логики ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания;

2) развитие, анализ – процесс последовательного раздвоения единого, начало процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, соответствует логике борьбы противоположностей (Или-Или);

3) единства анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании;

4) единства процессов развития (истории) и логики;

5) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

6) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

7) единство противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х (22) и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

c:\documents and settings\inwin\рабочий стол\по одному рис 34-66 и статья от ж\34.jpg

8) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизм (логика синтеза И-И) – дуализм: идеализм-материализм (логика разделения или-или, где тезис и антитезис

могут образовать синтез-триединство) – тетризм (2-х значная логика, в ИЦЗИНе – 4 образца диаг-

рамм) – октавизм (3-х значная логика, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем) лежит в основе единства и целостности процессов развития природы, общества и мышления; 2) логика анализа Или-Или - основа разделения, борьбы противоположностей; 3) идеология либерализма, политики США- плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 4) 4-е закона формальной логики (тождества, исключения: противоречий, третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 5) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет логике синтеза, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС. (***

Подробнее циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС, системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам аристотелевых стихий, видам сознаний, показан нами на Рис 2/35: “Генодрево системы множественной дуальной логики (противоречий) ФТС имеет (по горизонтали) 4-е уровня или принципа логики: 0 (нулевой) - принцип единства тезиса и антитезиса, или = и Я и не Я= (логики синтеза И-И); 1-й ур.- принцип одномерной логики противоречия (логики борьбы противоположностей, разделения Или-Или): =Я=(тезис, утверждение) и =не Я=(антитезис, отрицание): 2-й ур.- принцип двумерной

c:\documents and settings\inwin\мои документы\загрузки\ris35.jpg

***) Приоритет синтеза в познании необходим, иначе будет невозможно собрать части целого в структурное

единство. Не понимают необходимость логики синтеза синергетики, которые формируют порядок из хаоса странным аттрактором, через случайное поведение шарика на горке. Шмаков в «Основах Пневматологии» (К. София. 1994, с 145) плюрализм называл – неорганизованным множеством и «обожествленным хаосом». Подробнее об этом см. статью автора о толерантности и религии на сайте РФО (http://www.dialog21.ru)

(двухслойной) логики: Я=Я, Я=неЯ, неЯ=Я, неЯ=неЯ, или 4-х видов суждений (которым на Рис 1/ 34 соответствуют 4-е вида познания: идеи, логические понятия, представления, опыт);

3-й ур.- принцип трехмерной логики (образование - раздвоение 2-го элемента 2-х мерной): 8 характеристик стихий (подробнее ниже), соответствующих: 8-и видам сознания (которые для наглядности мы показали в трех слоях времени), 8-и основным инстинктам человека (в [4] см. Рис 84): 1. Огонь теплый, Я=Я=Я, Я везде (бессмертно), когда духовное сознание человека (с инстинктом мудреца) находится одновременно в прошлом, настоящем и будущем (что означает переход к 4-х мерной логике мышления); 2. Воздух теплый, неЯ=Я=Я, Я в настоящем и будущем, сознание человека с инстинктом естественного доминирования и социальной справедливости (вождей, признанных общественных лидеров), отрицающего ценности прошлого; 3. Земля сухая, Я=неЯ=Я, Я в прошлом и будущем, сознание человека с инстинктом исследования, сознание истинных ученых, не замечающих ценности настоящего; 4. Вода влажная, неЯ=неЯ=Я, Я в будущем, сознание человека с инстинктом сохранения достоинства (пионера, революционера), отрицающего ценности прошлого и настоящего; 5. Огонь сухой, Я=Я=неЯ, Я в прошлом и настоящем, сознание человека с инстинктом альтруизма, религиозное сознание, отрицающее ценности будущего; 6. Воздух влажный, неЯ=Я=неЯ, Я в центре (настоящем), сознание человека с инстинктом ложного доминирования,- сознание бюрократического лидера отрицающего ценности прошлого и будущего; 7. Земля холодная, Я=неЯ=неЯ, Я в прошлом, сознание человека с инстинктом продолжения рода,- сознание обывателя, отрицающее ценности настоящего и будущего; 8. Вода холодная, неЯ=неЯ=неЯ, Я слабо выражено, подвержено влиянию извне, сознание человека с инстинктом самосохранения,- неразвитое рабское (материальное) сознание…

Многие исследователи по-разному оценивают ступени (уровни) развития логики, начиная от Аристотеля до наших дней. На Рис 38 (см. только в [4]) нами показано изменение структуры логики противоречий от Аристотеля к Бэкону, Успенскому и ФТС…Колесов написал …«Как вы помните первый «Органон» принадлежал Аристотелю, второй лорду Ф.Бэкону. Зачем понадобился еще один? Несколько упрощая ситуацию, можно сказать так. По Аристотелю Я=Я, а неЯ=неЯ, т.е. все, что есть на свете, либо принадлежит моему Я, либо не принадлежит (ограничение Я от всего мира при помощи преграды-хаджаба) (в ФТС –это первый уровень противоречий, одномерной дуальной логики Или-Или, завеса в познании, не преодоленная философами и сегодня, - Е.А.).Это была логика одного уровня. Лорду Бэкону ее рамки были тесны, поэтому он, не отрицая логики первого уровня, предложил второй, учитывающий время: то, что было моим Я, будет моим Я. То, что было не Я, так и останется не принадлежащим моему Я (хаджаб отодвинут, сфера поиска расширена) (до 2-го уровня генодрева,- Е.А.). П.Успенскому (как и нам с вами) было ясно, что уровней осмысления мира не один и не два, а гораздо больше. Он снял хаджаб и принял постулат о множественности (разнородности или разно-видности) времени: То, что есть Я, когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим Я; то, что не есть мое Я, когда-то было им или может стать им. Так Я и не-Я, микрокосм и макрокосм наконец слились воедино (-1,6 ступени 3-го ур. генодрева,- Е.А.).

Таким образом, все «основные вопросы философии», как им и положено, превратились в следствия этого логического постулата (начало и конец Вселенной, первичность материи и духа, Н – мерность пространства и времени)...”[10].

На Рис 2/35 мы, развивая идеи Успенского до 4-го Органона, приводим уже не 4-е, а 8-м ступеней (по вертикали) единой системы многомерной дуальной логики (синтеза противоречий) ФТС, которая отражает не только единство и дуализм строения мира, единство духа и материи (идеализма и материализма), но и позволяет, наконец, показать логическое единство процессов познания, развития (Я, тезис - неЯ, антитезис; анализа и синтеза) и двойственного сознания человека (в трех слоях времени) в частности.

Анализ диалектической логики (Рис 1/34) и множественной логики на основе структуры генодрева ФТС (Рис 2/35) показал, что на 2-м ур. генодрева можно совместить элементы диалектической и формальной логики по вертикали генодрева процессов познания, развития.

По вертикали 1-го уровня генодрева следует различать: две вертикальные логики 1) уровня противоречий: логика утверждения (тезиса, =Я=, субъекта) и логика отрицания (антитезиса, =неЯ=, объекта); 4-е вертикальные логики 2-го уровня противоречий: 1) логика частноутвердительного суждения, Я=Я (Я есть Я) или субъективная логика духовных (качественных) противоречий; 2) логика общеутвердительного суждения, неЯ= Я или объективно-субъективная логика социальных (общественно-личных) противоречий; 3) логика общеотрицательных суждений, Я=неЯ или субъективно-объективная логика (лично-общественных) отношений культуры (религии, идеологии, …); 4) логика частноотрицательных суждений, неЯ=неЯ или объективная логика материальных (количественных) противоречия (н-р, в сфере экономики-политики). При этом, на 2-м уровне противоречий возможно различать логику отрицания отрицания 1-го уровня: неЯ-Я=Я-неЯ или отрицания (снятия) количества (перемены структуры) и логику отрицания отрицания 2-го уровня: Я-Я=неЯ-неЯ или отрицания (снятия) качества. Для 8-и вертикальных логик 3-го уровня противоречий существуют 4 вида снятий (здесь мы их не рассматриваем).

Для 2-го уровня противоположностей генодрева мы рассмотрели процесс логики снятия противоречий более подробно: «Генодрево ФТС, как система дуальных первичных противоположностей (аналогично Инь и Ян в ИЦЗИНе и философии Дао вообще), обладает одним свойством, ставящим материалистическую науку и логику в тупик,- свойством целостности (синтеза), когда единство сохраняется при бесконечном делении целого на противоположности, что является характерным для всех процессов динамического (или диалектического) развития в природе. Древнекитайские мыслители называли это единство, лежащее в основе деления единого мира на противоположности, Инь и Ян – Дао… В классической логике тезис- антитезис- синтез это двойное отрицание («А не равно не-А») только восстанавливает первоначальный тезис. В логике Гегеля (как и в древней эзотерике) синтез понимается шире, как преодоление и сохранение (снятие) тезиса и антитезиса, для возможности образования целостности высшего порядка.

Процесс логики синтеза принципов познания в ФТС (в [4] см Рис 49) включает не одно, а 2-е стадии снятия: 1) старый ур. целостности знания; 2) восприятие нового знания; 3) сохранение старого в новом (первичное снятие, синтез); 4) создание высшего единства знания при приоритете духовно-нравственного начала - условие прогрессивного развития - высшее снятие, синтез (что привело нас к необходимости новой формулировки законов диалектики,- см. статью универсальная диалектика: 1. www. universusmetod.ru, 2. http://www.dialog21.ru). Процесс высшего (вторичного) снятия можно назвать круговым или обратным… Цикличность кругового процесса развития логики познания, показанная на генодреве единства видов логик (там же, Рис 41), ниже развитая нами, как спираль ступенчатого циклического развития, подтверждает верность гегелевской идеи о круговом развитии логики, высказанную им в «Энциклопедии философских наук». Сущность метода генодрева ФТС (в [4] Рис 33), его логики системного развития (Рис 2/35) единства видов логики и процесса познания …, а также разработанных ниже принципов процесса познания, соответствует не только древней эзотерической логике И Цзина, но и логике дихотомического деления сущности идеи по Платону (подробнее в [4] см. Рис 43)»[11].

Из современных ученых-философов только Арманд А.Д., начав свои рассуждения с анализа дополнительности Ян и Инь, в логике приходит к аналогичным выводам: «Удивительно, почему такое распространенное явление как разделение вещей и событий на дополнительные Ян и Инь так поздно обратило на себя внимание мыслителей Запада (в России на принцип дополнительности обратили внимание только отдельные ученые, но не философы,- Е.А.). Есть подозрение, что однобокое мышление было задано логикой Аристотеля, провозглашающей принцип исключенного третьего, принцип несводимости, непримиримости противоположных явлений и понятий. В формальной записи это положение логики выглядит как … (А или не А, третьего не дано). Обратное утверждение: … (А и не А, единство противоположностей) больше отвечает традиции Восточной философии … мировоззрение китайцев издревле основывается на способности повсюду находить рядом неразделимые мужское и женское начало, на этом основана вся космология и духовная культура Китая. Позже этот принцип проник в конфуцианское учение и даосизм. Два начала могут быть символами частей пространства, … времени, … стихий, чисел, … социального и семейного положения … (в ФТС генодрево способно отражать процесс развития не только философских категорий, принципов развития, но и сфер общества, норм морали и т.д.,- Е.А.)… Полное число комбинаций Ян и Инь в троице равно восьми. Если восемь триграмм расположить по порядку горизонтально и рядом выстроить такой же вертикальный ряд – получим матрицу с числом клеток 8х8= 64. … Можно подсчитать, что путем перестановки черточек Ян и Инь в клетках мы получаем колоссальное разнообразие матриц, равное десяти в восемьдесят девятой степени. Таким кодом можно закодировать всю известную современной физике Вселенную, не упустив ни одного атома. …На закономерностях гексаграмм основываются постулаты философии, музыкальные законы гармонии, … у ним обращались историки … Китайская Книга перемен вдохновила Лапласа на создание двоичной системы счисления … мир, построенный из универсальных сил Инь и Ян имеет иерархическую структуру … Это означает, что и одно и другое начало, в свою очередь, делятся на Ян и Инь, т.е. – снова делятся. Пирамида двоичностей не имеет конца ни вниз, ни вверх … Движущей силой эволюции считается непрерывное взаимодействие Ян и Инь» [12].

Дихотомические принципы, включая принцип множественной дополнительности, составляющие структуру генодрева ФТС (см. [4,6,7,8,9]), позволяют исследовать логику связей стихий, отношений элементов, уровней любых систем (включая общество) в процессах развития, познания более глубоко, чем это сделал Арманд и другие философы.

Четыре стихии (огонь, воздух, вода, земля) упоминались древними философами задолго до Аристотеля. При этом, разные авторы по-разному показывали соотношения и комбинации связей между стихиями. Нами (в [4] см. Рис 17) показаны 4-е варианта взаимосвязей стихий (по: Иоану, Иезекилю, Папюсу и Э.Леви) и два варианта их расположения на генодреве ФТС.

После Иоана, Иезекиля, на основе работ Эмпедокла, Платон (а не Аристотель) был первым основателем теории о четырех основных элементах (стихиях). В «Тимее» Платон выделяет основные стихии: огонь, воздух, воду и землю. Платон утверждая, что Бог употребил 4-е элемента при сотворении мира, уточняет, что 4-е элемента находятся в определенной пропорции: огонь относится к воздуху, как воздух к воде и вода к земле. Аристотель, развивая учение Платона, рассматривал стихии через логику отношений 4-х качеств: холода и тепла, сухости и влаги, которые благодаря бинарному строению могут взаимно переходить друг в друга. Птолемей, развивая идеи Аристотеля, выделяет из 4-х свойств стихий два благоприятных, активных (тепло, влага) и два разрушительных, пассивных (холод, сухость), которые в последующем стали широко использоваться в астрологии. Птолемей в своих работах разделяет стихии (планеты) на мужские и женские, дневные и ночные.

Современная астрология, не отрицая идеи Платона, Аристотеля, Птолемея, выделяет у стихий логические связи с началами, типами сочетаний - характеристиками отношений: благоприятные (плодотворные), нейтральные и неблагоприятные (антагонистические). Стихия огня обладает следующими качествами (характеристиками): - теплая (горячая) и сухая; начало: - мужское, - светлое (духовное); отношения с другими стихиями: - плодотворное с землей, - нейтральное с воздухом, - антагонистическое с водой. Земля: - сухая и холодная (теплая и влажная по астрологии); начало: - женское, - светлое (духовное); отношения: - благоприятные с огнем, - нейтральные с водой, - антагонистические с воздухом. Воздух: - теплый и влажный (холодный и сухой по астрологии); начало: - мужское, темное (материальное); отношения: - благоприятные с водой, - нейтральные с огнем, - антагонистические с землей. Вода: - холодная и влажная; начало: – женское, - темное (материальное); отношения: - благоприятные с воздухом, - нейтральные с землей, - антагонистические с огнем.

Наш анализ системы логики взаимосвязей стихий с их началами и характеристиками, на генодреве Рис 2/35 (с учетом того, что тезис – светлое, духовное, мужское начало, а антитезис – темное, материальное, женское начало), показывает, что они полностью соответствуют древним знаниям (в т.ч. Платона, Аристотеля, и астрологии). Т.о., можно сказать, что диалектика отношений стихий основана на логике не только единства анализа и синтеза, но и духовных и материальных факторов. Поэтому она не может быть чисто идеалистической или материалистической.

По Энгельсу «диалектика – учение о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении». Ленин утверждал, что единство противоположностей условно…, а борьба … абсолютна. Классики марксизма говорили о единстве диалектики, логики и теории познания, но на практике ДМ используя узость познания, основанную на логике разделения, борьбы (Или-Или), считал, что «бытие определяет сознание». Идеализм утверждает обратное положение: «сознание определяет бытие». Мы, используя логику синтеза (И-И), считаем, что сознание определяет бытие при его эволюции, бытие определяет сознание при инволюции сознания, деградации духовности, морали.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconЛогика синтеза, включенного третьего основа развития познания и общества
...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconЕ. Н. Антонович принципы дуалистического монизма в философии триединого...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconА. В. Павлов логика и методология научного познания
...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconПояснительная записка логика это философская наука о законах и формах...
Логика – это философская наука о законах и формах правильного мышления. Как средство познания объективного мира, логика изучает абстрактное...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconАнтонович Е. Н. О структурном единстве познания в философии и астрономии
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconАнтонович Е. Н. Генезис и уровни познания структуры триады в философии
Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconЦ. кюи хор «задремали волны» Цезарь Антонович Кюи
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – русский композитор, специалист в облас-ти фортификации
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconРабочая программа по дисциплине «Логика и методология научного познания»
Факультет фиоп
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconУниверсальная логика метода генодрева философии триединого синтеза
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconМ философия (Логика научного познания, гносеология, эпистемология) Вопросы к экзамену
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Антонович Е. Н. Логика синтеза, включенного третьего основа познания iconРабочей программы учебной дисциплины философия (Логика научного познания,...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск