А. В. Павлов логика и методология научного познания





Скачать 267.52 Kb.
НазваниеА. В. Павлов логика и методология научного познания
Дата публикации21.10.2014
Размер267.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики


Кафедра философии


А.В. Павлов


ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»,

форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2013

Павлов А.В. Логика и методология научного познания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очной формы обучения, Тюмень, 2013, 13 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Логика и методология научного познания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www/umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии ИФиЖ, доктор философских наук, профессор



© Павлов Александр Валентинович, 2013.

© Тюменский государственный университет, 2013.



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью дисциплины является обучение студентов основным методологическим принципам современного гуманитарного и социального познания.

Задачи - анализ и определение структуры гуманитарного познания; ознакомление с основными методологическими принципами гуманитарной науки; развитие навыков самостоятельного исследования.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Логика и методология научного познания относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Курс базируется на знаниях и навыках средней школы и младших курсов бакалавриата по психологии.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы в качестве методологических позиций для изучения большинства теоретических дисциплин специальности «психология», а также для написания выпускной квалификационной работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные методологические принципы современной гуманитарной науки;

  • основные методологические подходы современной гуманитарной науки;

Уметь:

  • применять полученные знания в качестве методологических принципов анализа педагогических процессов и ситуаций;

  • отстаивать свою мировоззренческую позицию;

  • уважать мировоззренческие позиции партнеров;

  • отличать конструктивные ценности общественной жизни от деструктивных;

  • быть непримиримым к деструктивным ценностям.

Владеть:

  • навыком применения полученных знаний в качестве методологических принципов анализа педагогических процессов и ситуаций;

  • навыком отстаивания своей мировоззренческой позиции;

  • навыком оценки мировоззренческих позиций партнеров;

  • навыком толерантности к мировоззренческим позициям партнеров;

  • навыком диалога с партнерами;

  • навыком различения конструктивных и деструктивных ценностей общественной жизни.
    1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 7. Форма аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 128 часов.
Таблица 1.

  1. Тематический план

Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ



Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоятельной работы в час.

Количество баллов

Лекции

Семинары

Самост. работа

Итого часов по теме




Модуль 1



















1.

Специфика гуманитарного познания

1-2

5

3

10

18

14

2.

Постановка проблемы.

3-4

5

3

10

18

14

3.

Конструирование предметной области.

5-6

5

3

10

18

14




Итого




15

9

30

54

42




Модуль 2



















4.

Характеристика методологии.

7-8

5

3

10

18

15

5.

Специфика языка гуманитарной науки.

9-11

5

2

10

17

14




Итого




10

5

20

35

29




Модуль 3



















6.

Основные научные результаты.

13-15

6

2

14

22

15

7.

Границы гуманитарного познания.

16-18

5

2

10

17

14




Итого




11

4

24

39

29




ИТОГО (часов, баллов):




36

18

74

128

100




Из них в интеракт. форме







12











Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

темы

Устные опросы и письменные работы

Итого количество баллов


Контрольные работы

Ответ и выступл. на семин.

Доклад на семинар, реферат

Собесед. Консультации

Терминологич. опросы

Тесты

Реферат

Модуль 1

1.

-

0-1

-

0-2

-

-

-

0-3

2.

0-1

0-3

0-3

0-14

-

-

0-1

0-22

3.

-

0-1

-

0-4

-

-

-

0-5

Всего

0-1

0-5

0-3

0-20

-

-

0-1

0-30

Модуль 2

4.

0-1

0-2

0-2

0-8

0-1

-

0-1

0-15

5.

0-1

0-2

0-2

0-8

0-1

-

0-1

0-15

Всего

0-2

0-4

0-4

0-16

0-2

-

0-2

0-30

Модуль 3

6.

0-1

0-2

0-2

0-8

0-1

0-1

0-5

0-20

7.

0-1

0-2

0-2

0-8

0-1

0-1

0-5

0-20

Всего

0-2

0-4

0-4

0-16

0-2

0-2

0-10

0-40

Итого

0-5

0-13

0-11

0-52

0-4

0-2

0-13

0-100



Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

1

Специфика гуманитарного познания

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

1-2

10

0-7

2

Постановка проблемы.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по проблематике и литературе к реферату

3-4

10

0-7

3

Конструирование предметной области.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по плану и литературе к реферату.

5-6

10

0-7

4

Характеристика методологии.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по литературе к реферату.

7-8

10

0-7

5

Специфика языка гуманитарной науки.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по литературе к реферату.

9-11

10

0-7

6

Основные научные результаты.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация. Обсуждение текста реферата с преподавателем.

13-15

14

0-8

7

Границы гуманитарного познания.

Проработка лекций. Чтение литературы. Составление доклада. Подготовка реферата.

Консультация по докладу. Реферат на семинаре

16-18

10

0-9

ИТОГО:

74

52




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Методология и методы научных исследований

+




+




+




+

2.

Современные проблемы науки и образования




+




+




+




3.

Философия воспитания

+




+




+




+

4.

Управление качеством образования в ВУЗе




+




+




+




5.

Педагогическая герменевтика

+




+




+




+




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Специфика гуманитарного познания

Зарождение гуманитарной науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в познании. Науки о природе и науки о духе. Номотетика и идеография. Тотализация и индивидуализация. Гуманитарная наука и современность. Естественнонаучный и гуманитарный подходы в педагогике.

ТЕМА 2. Постановка проблемы

Понятие научной проблематики. Обоснование актуальности. Цели исследования. Система задач и принципы ее построения. Понятие научной гипотезы. Проблематизация современности и индивидуальности. Практическое значение научной проблематики в педагогике.

ТЕМА 3. Конструирование предметной области

Понятие научной предметности. Теория и опыт в предмете познания. Различие естественнонаучной и гуманитарнонаучной предметности. Эмпирическое и экзистенциальное в предмете исследований. Понятие факта. Принцип устойчивости предметной области. Проблема объективности гуманитарного познания. Пространство и время в гуманитарном познании. Многомерность гуманитарного исследования. Современность и индивидуальность как предметные области гуманитарной науки. Предметная область педагогического образования.

ТЕМА 4. Характеристика методологии

Понятие научной методологии. Отличие гуманитарнонаучной методологии от естественнонаучной. Осознанность метода. Доказанность метода. Публичность метода. Устойчивость метода. Связь методологии с проблематикой и предметностью. Методология познания и технологии практики. Методологические подходы при изучении современности и индивидуальности. Специфика методологии педагогического образования.

ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки

Понятие научного языка. Однозначность научной терминологии. Роль метафоры в гуманитарных науках. Дефинированность научной терминологии, виды дефиниций. Денотированность научной терминологии. Тринитарная концепция знака и «шизоязык» Ж. Делеза. Специфика терминологизации современности и индивидуальности. Образность, метафоричность и провокационность гуманитарнонаучного языка. Отличительные черты педагогической терминологии.

ТЕМА 6. Основные научные результаты

Понятие научной результативности. Знание и незнание. Информативные и практические результаты познания. Состав, структура, закон, прогноз, измерение как результаты познания. Специфика гуманитарного представления об истине и ее критериях, верификация и фальсификация. Представление о знании и истине в педагогике.

ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания

Границы научного познания. Теоретические ограничения по проблематике, предметности и методологии. Практические ограничения познания. Моральные ограничения познания, этический агностицизм.


  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Специфика гуманитарного познания

  1. Специфика гуманитарной науки.

  2. Экзистенциальный опыт.

ТЕМА 2. Постановка проблемы

  1. Понятие гуманитарной проблематики.

  2. Постановка проблемы в гуманитарных науках.

  3. Экзистенциальная проблема.

ТЕМА 3. Конструирование предметной области

  1. Теория и опыт в предмете познания.

  2. Эмпирическое и экзистенциальное в предмете исследований.

  3. Проблема объективности гуманитарного познания.

  4. Современность и индивидуальность как предметные области гуманитарной науки.

ТЕМА 4. Характеристика методологии

  1. Отличие гуманитарнонаучной методологии от естественнонаучной.

  2. Феноменология Э. Гуссерля как основа гуманитарной методологии.

  3. Интенция и экзистенция.

ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки

  1. Образность, метафоричность и провокационность гуманитарнонаучного языка.

  2. Гуманитарная наука и искусство.

  3. Номадология и «шизоязык» Ж. Делеза.

ТЕМА 6. Основные научные результаты

  1. Специфика гуманитарного представления об истине и ее критериях.

  2. Диалоговый характер истины. Экзистенциальный диалог.

  3. Представление о смысле, истина и смысл.

ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания

  1. Неисчерпаемость предмета познания для рационального исследования.

  2. Ойкуменальность как онтология бытия индивидуальности и современности.

  3. Теоретические, практические и моральные границы познания.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Аттестация студентов по дисциплине осуществляется по результатам самостоятельных работ и собеседования на основе вопросов к зачету.


    1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Примерные темы контрольных работ

  1. Понятие рефлексии, концепции и логики.

  2. Специфика философского познания.

  3. Понятие научного исследования.

  4. Понятие и структура научной проблематики.

  5. Понятие и структура научной методологии.

  6. Специфика методологии в социальных и гуманитарных науках.

  7. Понятие и структура предмета и предметной области в науке.

  8. Специфика научного языка.

  9. Основные типы научной результативности.

  10. Ограничения научного познания.

  11. Проблематика объективности познания в гуманитарной науке и ее решения.

  12. Пространство и время, их методологическое значение.

  13. Понимание и объяснение.

  14. Понятие истины.

  15. Многомерность истины как результата философского познания.

  16. Диалоговый характер истины в гуманитарном познании.

  17. Оценочный характер истины в гуманитарном познании.

  18. Проблема критериев истины.

  19. Верификация и фальсификация.

  20. Понятие науки.

  21. Критерии научности.

  22. Понятие экзистенциального диалога.

  23. Понятие современности.

  24. Представление о человеке и его жизненном мире.

  25. Понятия индивид, индивидуальность, личность.

  26. Понятие об ойкуменальности.

  27. Этический агностицизм.

Примерные темы реферата

  1. Зарождение гуманитарной науки.

  2. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в познании.

  3. Науки о природе и науки о духе.

  4. Понятие научной проблематики.

  5. Понятие научной гипотезы.

  6. Понятие научной предметности.

  7. Теория и опыт в предмете познания.

  8. Различие естественнонаучной и гуманитарнонаучной предметности.

  9. Эмпирическое и экзистенциальное в предмете исследований.

  10. Понятие факта.

  11. Проблема объективности гуманитарного познания.

  12. Пространство и время в гуманитарном познании.

  13. Многомерность гуманитарного исследования.

  14. Понятие научной методологии.

  15. Отличие гуманитарнонаучной методологии от естественнонаучной.

  16. Методологические подходы при изучении современности и индивидуальности.

  17. Понятие научного языка.

  18. Роль метафоры в гуманитарных науках.

  19. Дефинированность научной терминологии, виды дефиниций.

  20. Образность, метафоричность и провокационность гуманитарнонаучного языка.

  21. Понятие научной результативности.

  22. Научный закон как результаты познания в педагогике.

  23. Научный прогноз как результаты познания в педагогике.

  24. Измерение как результаты познания в педагогике.

  25. Специфика гуманитарного представления об истине и ее критериях.

  26. Границы научного познания.

Примерный список терминов

Проблематика. Предметная область. Методология. Объективность. Субъективность. Эффективность. Границы применимости. Ментальный портрет. Пространство. Время. Измерение. Оценка. Закон. Прогноз. Чистая субъективность. Чистое сознание. Феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция. Трансцендентальная редукция. Интенция. Бессознательное. Проблема сущности и существования. Проблема бытия. Понимание. Интерпретация. Конгениальность. Текст. Контекст. Дистантность. Диалог. Герменевтический круг. Горизонт понимания. Структура. Бинарная оппозиция. Медиатор. Система. Элемент. Функция. Деконструкция. Дисконтинуитет. Номадология. Ризома. Шизоанализ. Симулякр. Хаос. Порядок. Самоорганизация. Случайное взаимодействие. Фазовый портрет. Точка флуктуации. Бифуркация. Катастрофическое множество. Аттрактор. Экзистенциальный диалог. Комплементарность.

Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету

  1. Представление о проблеме и предмете познания. Их особенности в современном гуманитарном познании.

  2. Представление о методе и языке научных и философских теорий. Особенность методологии гуманитарного познания.

  3. Представление о результатах и ограничениях научного познания.

  4. Роль субъективности в гуманитарном познании. Его креативный и оценочный характер.

  5. Проблема объективности в гуманитарном познании.

  6. Понятие о пространстве и времени, их роль в познании.

  7. Многомерность предмета гуманитарного познания.

  8. Представление о ментальном портрете.

  9. Субъект и объект познания.

  10. Специфические черты социальных и гуманитарных наук.

  11. Феноменология Э.Гуссерля.

  12. Феноменологическая и эйдетическая редукция.

  13. Представление о горизонте понимания.

  14. Принцип конгениальности и дистантности в герменевтике.

  15. Представление о герменевтическом круге.

  16. Понятие структуры.

  17. Понятие бинарной оппозиции и медиатора.

  18. Понятие экзистенции и самобытия.

  19. Экзистенциализм М.Хайдеггера.

  20. Особенность экзистенциализма Ж.-П.Сартра.

  21. Понятие интерсубъективности Ж.-П.Сартра.

  22. Идея бессознательного у К.-Г.Юнга и З.Фрейда.

  23. Деконструкция Ж.Деррида.

  24. Дисконтинуитет, эпистема и «архив знаний» М.Фуко.

  25. Номадология Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Ризома и шизоанализ.

  26. Симулякр Ж.Бодрияра.

  27. Основные идеи синергетики.

  28. Онтология диалога.




  1. Образовательные технологии.

В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а также самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата.

Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)

  1. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в познании.

  2. Проблематизация современности и индивидуальности.

  3. Проблема объективности гуманитарного познания.

  4. Методологические подходы при изучении современности и индивидуальности.

  5. Роль метафоры в гуманитарных науках.

  6. Понятие научной результативности в педагогике.

  7. Моральные ограничения педагогического познания и практики.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


9.1.Основная литература

  1. Павлов А.В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы. – М.: Флинта, Наука, 2010.


9.2.Дополнительная литература

  1. Гадамер Х. Г. Что есть истина? //Логос. 1991. № 1.

  2. Гуссерль Э. Феноменология. – Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. – М.: 1991.

  3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.: Интрада, 1996.

  4. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. - М.: РОССПЭН, 1998.

  5. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – МГУ, 1991.

  6. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. – Интернет.

  7. Ларин Ю.В. Эпистемология культуры: история и философия наук о культуры. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2013.

  8. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Пер с фр. Н.А.Шматко. – СПб.: «Алетейя», 1998. - www.philosophy.ru/library/lyotard/ postmoderne.html

  9. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

  10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.

  11. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: 1993.

  12. Laruelle F. The Non-Philosophy Project. - Gabriel Alkon and Boris Gunjevic, editors. Telos Press Publishing New York. Copyright, 2012.


9.3.Интернет-ресурсы

1. http://www.philos.msu.ru/

2. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm

3. http://philosophy.ru/

4. http://filosof.historic.ru/

5. http://analytic.ontologically.com

6. http://www.philosophypages.com

7. http://plato.stanford.edu

8. http://www.psylib.ukrweb.net/books/2. Гончаров С. С. Введение в методологию науки. - М., 1994.

9. http://abuss.narod.ru/

10. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya

11. http://filosofia.ru/authors.shtml

12. http://www.alleng.ru/edu/philos2.htm

13. http://www.philos.msu.ru/

14. http://www.psylib.ukrweb.net/books/


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие аудитории, обеспеченной компьютером и проектором.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочая программа по дисциплине «Логика и методология научного познания»
Факультет фиоп
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРефератов по дисциплине «Методология научного познания»
Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРефератов по дисциплине «Методология научного познания»
Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconМ философия (Логика научного познания, гносеология, эпистемология) Вопросы к экзамену
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочей программы учебной дисциплины философия (Логика научного познания,...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconПрограмма подготовки 010100. 68. 02 Алгебра, логика и дискретная...
Целями изучения дисциплины является углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и...
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
А. В. Павлов логика и методология научного познания iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины Изучение данной...
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 100700 и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск