Скачать 267.52 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра философии А.В. Павлов ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 Павлов А.В. Логика и методология научного познания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очной формы обучения, Тюмень, 2013, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Логика и методология научного познания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www/umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии ИФиЖ, доктор философских наук, профессор© Павлов Александр Валентинович, 2013. © Тюменский государственный университет, 2013.
Целью дисциплины является обучение студентов основным методологическим принципам современного гуманитарного и социального познания. Задачи - анализ и определение структуры гуманитарного познания; ознакомление с основными методологическими принципами гуманитарной науки; развитие навыков самостоятельного исследования.
Логика и методология научного познания относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Курс базируется на знаниях и навыках средней школы и младших курсов бакалавриата по психологии. Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы в качестве методологических позиций для изучения большинства теоретических дисциплин специальности «психология», а также для написания выпускной квалификационной работы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Семестр 7. Форма аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 128 часов. Таблица 1.
Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Специфика гуманитарного познания Зарождение гуманитарной науки. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в познании. Науки о природе и науки о духе. Номотетика и идеография. Тотализация и индивидуализация. Гуманитарная наука и современность. Естественнонаучный и гуманитарный подходы в педагогике. ТЕМА 2. Постановка проблемы Понятие научной проблематики. Обоснование актуальности. Цели исследования. Система задач и принципы ее построения. Понятие научной гипотезы. Проблематизация современности и индивидуальности. Практическое значение научной проблематики в педагогике. ТЕМА 3. Конструирование предметной области Понятие научной предметности. Теория и опыт в предмете познания. Различие естественнонаучной и гуманитарнонаучной предметности. Эмпирическое и экзистенциальное в предмете исследований. Понятие факта. Принцип устойчивости предметной области. Проблема объективности гуманитарного познания. Пространство и время в гуманитарном познании. Многомерность гуманитарного исследования. Современность и индивидуальность как предметные области гуманитарной науки. Предметная область педагогического образования. ТЕМА 4. Характеристика методологии Понятие научной методологии. Отличие гуманитарнонаучной методологии от естественнонаучной. Осознанность метода. Доказанность метода. Публичность метода. Устойчивость метода. Связь методологии с проблематикой и предметностью. Методология познания и технологии практики. Методологические подходы при изучении современности и индивидуальности. Специфика методологии педагогического образования. ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки Понятие научного языка. Однозначность научной терминологии. Роль метафоры в гуманитарных науках. Дефинированность научной терминологии, виды дефиниций. Денотированность научной терминологии. Тринитарная концепция знака и «шизоязык» Ж. Делеза. Специфика терминологизации современности и индивидуальности. Образность, метафоричность и провокационность гуманитарнонаучного языка. Отличительные черты педагогической терминологии. ТЕМА 6. Основные научные результаты Понятие научной результативности. Знание и незнание. Информативные и практические результаты познания. Состав, структура, закон, прогноз, измерение как результаты познания. Специфика гуманитарного представления об истине и ее критериях, верификация и фальсификация. Представление о знании и истине в педагогике. ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания Границы научного познания. Теоретические ограничения по проблематике, предметности и методологии. Практические ограничения познания. Моральные ограничения познания, этический агностицизм.
Тема 1. Специфика гуманитарного познания
ТЕМА 2. Постановка проблемы
ТЕМА 3. Конструирование предметной области
ТЕМА 4. Характеристика методологии
ТЕМА 5. Специфика языка гуманитарной науки
ТЕМА 6. Основные научные результаты
ТЕМА 7. Границы гуманитарного познания
Аттестация студентов по дисциплине осуществляется по результатам самостоятельных работ и собеседования на основе вопросов к зачету.
Примерные темы контрольных работ
Примерные темы реферата
Примерный список терминов Проблематика. Предметная область. Методология. Объективность. Субъективность. Эффективность. Границы применимости. Ментальный портрет. Пространство. Время. Измерение. Оценка. Закон. Прогноз. Чистая субъективность. Чистое сознание. Феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция. Трансцендентальная редукция. Интенция. Бессознательное. Проблема сущности и существования. Проблема бытия. Понимание. Интерпретация. Конгениальность. Текст. Контекст. Дистантность. Диалог. Герменевтический круг. Горизонт понимания. Структура. Бинарная оппозиция. Медиатор. Система. Элемент. Функция. Деконструкция. Дисконтинуитет. Номадология. Ризома. Шизоанализ. Симулякр. Хаос. Порядок. Самоорганизация. Случайное взаимодействие. Фазовый портрет. Точка флуктуации. Бифуркация. Катастрофическое множество. Аттрактор. Экзистенциальный диалог. Комплементарность. Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету
В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а также самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата. Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)
9.1.Основная литература
9.2.Дополнительная литература
9.3.Интернет-ресурсы 1. http://www.philos.msu.ru/ 2. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm 3. http://philosophy.ru/ 4. http://filosof.historic.ru/ 5. http://analytic.ontologically.com 6. http://www.philosophypages.com 7. http://plato.stanford.edu 8. http://www.psylib.ukrweb.net/books/2. Гончаров С. С. Введение в методологию науки. - М., 1994. 9. http://abuss.narod.ru/ 10. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya 11. http://filosofia.ru/authors.shtml 12. http://www.alleng.ru/edu/philos2.htm 13. http://www.philos.msu.ru/ 14. http://www.psylib.ukrweb.net/books/
Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие аудитории, обеспеченной компьютером и проектором. |
Рабочая программа по дисциплине «Логика и методология научного познания» Факультет фиоп | Рефератов по дисциплине «Методология научного познания» Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана | ||
Рефератов по дисциплине «Методология научного познания» Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство... Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее... | Урок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Логика и методология науки Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»... | Рабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | ||
М философия (Логика научного познания, гносеология, эпистемология) Вопросы к экзамену А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Рабочей программы учебной дисциплины философия (Логика научного познания,... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты... | Программа подготовки 010100. 68. 02 Алгебра, логика и дискретная... Целями изучения дисциплины является углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и... | ||
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | Методические указания по изучению учебной дисциплины Изучение данной... Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 100700 и... |