МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор института сервиса
и социально-культурных коммуникаций
_____________________ /Е. М. Акулич/
«____» _______________ 20___г.
ОД.А.05. Логика научного исследования
Рабочая программа
для аспирантов специальностей
09.00.01 – онтология и теория познания
24.00.01 – теория и история культуры
очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
_____________________________/Селиванов Ф.А./
«______»___________20___г.
Рассмотрено на заседании кафедры культурологии
«____»_____________201__г., протокол № ________
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Васильева Е. Н./
«______»___________ 201__ г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Мазенкова А. А./
«______»_____________201__ г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре
основной профессиональной образовательной программы
послевузовского профессионального образования (аспирантура)
и учебным планам подготовки аспирантов
«СОГЛАСОВАНО»:
Начальник научного отдела ______________________ /Балина Л. Ф./ «СОГЛАСОВАНО»:
Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./
«______»_____________201__ г.
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09.00.01 – онтология и теория познания, 24.00.01 – теория и история культуры. – Тюмень, 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Автор – д-р филос. н., проф., академик РАСН Ф.А.Селиванов
© Ф. А. Селиванов, 2011.
Пояснительная записка
Курс имеет целью раскрыть логические нормы научного исследования, необходимость исследования, необходимость следования им при написании диссертаций. Определяются основные понятия классического и современного научного языка, законы, понятия и термины.
Задачи курса:
- показать значение курса для научного исследования;
- освоить основные понятия;
- раскрыть содержание логических законов, форм и логических приемов;
- научить пользоваться способами доказательства и опровержения в научных исследованиях. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: онтология и теория познания, логика, методология научных исследований. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ППО. В результате освоения ООП формируются следующие компетенции:
знание классических методов философского и научного познания;
обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
умение использовать методы доказательства и опровержения в научном исследовании.
2. Структура и трудоемкость дисциплины Форма аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 36 часов, из них: 12 – лекционных, 12 – семинарских, 12 – самостоятельная работа. 3. Тематический план курса
Таблица 1
№
|
Темы
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Всего
|
Формы контроля
| Лекции
| Семинарские занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Предмет и значение курса
| 2
|
| 2
| 4
| Опрос
| 2.
| Логические законы мышления
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, доклад
| 3.
| Понятия, термины
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, доклад
| 4.
| Суждение, высказывание
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, доклад
| 5.
| Дедукция
| 2
| 2
| 2
| 6
| Опрос, доклад
| 6.
| Индукция, традукция
| 2
|
|
| 2
| Опрос
| 7
| Доказательство и опровержение
|
| 4
| 2
| 6
| Опрос, доклад
|
| Итого (часов):
| 12
| 12
| 12
| 36
| зачет
|
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы аспирантов
№
| Темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Предмет и значение курса
| Проработка лекций. Чтение литературы.
| Консультация по теме
| 2
| 2.
| Логические законы мышления
| Проработка лекций. Чтение литературы. Решение логических задач и упражнений
| Консультация по теме
| 2
| 3.
| Понятия, термины
| Проработка лекций. Чтение литературы.
Решение логических задач и упражнений
| Консультация по теме
| 2
| 4.
| Суждение, высказывание
| Проработка лекций. Чтение литературы. Решение логических задач и упражнений
| Консультация по теме
| 2
| 5.
| Дедукция
| Проработка лекций. Чтение литературы. Решение логических задач и упражнений
| Консультация по теме
| 2
| 6.
| Доказательство и опровержение
| Проработка лекций. Чтение литературы. Решение логических задач и упражнений
| Консультация по теме
| 2
| 4. Содержание курса
Тема 1. Предмет и задачи курса. Научное познание. Вопрос, задача, проблема в научном познании. Гипотеза и теория. Виды вопросов. Задача, ее структура. Проблема, ее виды. Разрешение проблем. Аргументация в науке.
Тема 2. Логические законы мышления. Понятие логического закона. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Достоверное и вероятное знание. Гипотеза, возникновение гипотез. Проверка гипотез. Верификация и фальсификация гипотез. Теория, ее структура. Принцип соответствия Н. Бора. Учение о парадигме Т. Куна. Роль П. Фейербенда и С. Тулмена. Логика в научном познании. Классическая и неклассическая: модальная логика, интуиционистская логика, многозначная логика.
Тема 3. Термины, понятия. Значение терминологии. Терминологический аппарат науки. Понятие как логическая основа терминологии. Сущность понятия. Объем и содержание понятий, их виды. Отношение между понятиями. Определение понятий. Понятия рода и вида. Логическое деление понятий. Классификация. Основания классификации. Уточнение классификации при помощи кругов Эйлера.
Тема 4. Предложение. Высказывание. Суждение. Структура суждения. Виды суждений. Логический квадрат. Преобразование простых суждений. Распределенность терминов в простом категорическом суждении.
Тема 5. Дедуктивные умозаключения, их роль в научном познании. Сущность дедукции. «Четыре правила» Р. Декарта. Категорический силлогизм, его правила. Условно-категорический силлогизм, его правила. Разделительно-категорический силлогизм, его правила. Лемматические умозаключения.
Тема 6. Индуктивные умозаключения, их роль в научном познании. Сущность индукции. Индукция и эмпирическое познание. Ф. Бэкон. Полная и неполная индукция. Научная индукция.
Тема 7. Традукция: сущность и место в научном познании. Сущность доказательства, его состав и виды. Правила и ошибки в доказательстве. Опровержение. Способы опровержения. Заблуждения, их возникновение и преодоление с помощью логики. Спор, виды спора.
Семинарские занятия
| 1.
| Вопрос, задача, проблема в научном познании. Гипотеза и теория.
| 2 часа
|
| Вопрос, виды вопросов. Задача, ее структура. Проблема, ее виды. Разрешение проблем.
Достоверное и вероятное знание. Гипотеза, возникновение гипотез. Проверка гипотез. Верификация и фальсификация гипотез. Теория, ее структура. Принцип соответствия Н. Бора. Учение о парадигме Т. Куна. Роль П. Фейербенда и С. Тулмена
|
| 2.
| Аргументация в науке.
| 2 часа
|
| Доказательство, его виды и правила. Ошибки в доказательстве. Опровержение. Способы опровержения. Заблуждения, как они возникают и преодолеваются с помощью логики. Спор, виды спора.
|
| 3.
| Логические законы мышления.
| 2 часа
| 4.
| Понятие
| 2 часа
| 5.
| Суждение
| 2 часа
| 6.
| Дедукция
| 2 часа
| Итого:
| 12 часов
| Самостоятельная работа
Написание рефератов по истории науки о Д. И. Менделееве, В. И. Вернадском, И. Ньютоне, А. Эйнштейне, Майкельсоне, М. Резерфорде, И. Пригожине и др.
Выполнение логических упражнений из учебников Н. В.Блажевича, Ф. А.Селиванова, А. А. Ивина, Г. И.Челпанова.
Подготовка к семинарским занятиям.
Итого: 12 часов
Планы семинарских занятий
Занятие 1. Логические законы мышления
Понятие логического закона.
Закон тождества.
Закон непротиворечия.
Закон исключенного третьего.
Закон достаточного основания.
Литература
Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А.А. Ивин. – Москва: Просвещение, 1990.
Селиванов, Ф.А. Логика [Текст] / Ф.А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. Занятие 2. Понятие
Сущность понятия. Объем и содержание понятий, их виды.
Отношение между понятиями.
Определение понятий.
Логическое деление понятий.
Литература
Блажевич, Н. В. Сборник контрольных работ по логике [Текст] / Н.В. Блажевич. – Тюмень: ЮИ МВД РФ, 1999
Селиванов, Ф. А. Логика [Тескт] / Ф.А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010
Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике [Текст] / Б.Л. Яшин. – Москва: Высшая школа, 1996. Занятие 3. Суждение
Суждение, высказывание. Структура суждения.
Виды суждений. Логический квадрат.
Преобразование простых суждений.
Распределенность терминов в простом категорическом суждении.
Литература
Григорьев, Б. В. Классическая логика [Текст] / Б. В. Григорьев. – Москва, 1996.
Сборник упражнений по логике [Текст] / под ред. А.С. Клевчени. – Минск, 1997.
Селиванов, Ф. А. Логика [Текст] / Ф. А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. Занятие 4. Дедукция
Сущность дедукции.
Категорический силлогизм, его правила.
Условно-категорический силлогизм, его правила.
Разделительно-категорический силлогизм, его правила.
Лемматические умозаключения.
Литература
Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А. А. Ивин. – Москва: Просвещение, 1990.
Селиванов, Ф. А. Логика [Текст] / Ф. А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
Уемов, А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. [Текст] / А.И. Уемов. – Москва: Наука, 1958. Занятие 5. Доказательство и опровержение
Сущность доказательства, его состав.
Правила и ошибки в доказательстве.
Опровержение, его способы.
Спор, виды спора.
Литература
Павлова, Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика [Текст] / Л. Г. Павлова. – Москва, 1991.
Поварнин, С. Н. Спор. О теории и практике спора [Текст] / С. И. Поварнин. – Псков, 1994.
Селиванов, Ф. А. Логика [Текст] / Ф. А. Селиванов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
Рекомендуемая литература
Блажевич, Н. В. Сборник контрольных работ по логике [Текст] / Н.В. Блажевич. – Тюмень: ЮИ МВД РФ, 1999
Гемпель, К. Г. Логика объяснения [Текст] / К. Г. Гемпель. – Москва, 1988.
Григорьев, Б.В. Классическая логика [Текст] / Б.В. Григорьев. – Москва, 1996.
Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: перераб. и доп. [Текст] / А. А. Ивин. – Москва: Просвещение, 1990.
Кириллов, В. И. Логика: учебник для юридических вузов [Текст] / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – Москва : Высшая школа, 1987.
Копнин, П. В. Гносеологические и логические основы науки [Текст] / П. В. Копнин. – Москва: Наука, 1974.
Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. – Москва: Изд-во «Наука», 1975.
Ракитов, А. И. Курс лекций по логике науке [Текст] / А. И. Ракитов. – Москва, 1971.
Павлова, Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика [Текст] / Л. Г. Павлова. – Москва, 1991.
Поварнин, С. Н. Спор. О теории и практике спора [Текст] / С. И. Поварнин. – Псков, 1994.
Сборник упражнений по логике [Текст] / под ред. А. С. Клевчени. – Минск, 1997.
Степин, В. С. Теоретическое знание [Текст] / В. С. Степин. – Москва: изд-во «Наука», 2000.
Селиванов Ф. А. Логика [Текст] / Ф. А. Селиванов. – Тюмень: Изд-во ТГНГУ, 2010.
Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике [Текст] / Б. Л. Яшин. – Москва: Высшая школа, 1996
|