Итоговый реферат по курсу:
Объем: 15-25 стр.
Срок сдачи: 12 декабря
Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров МГТУ им. Н.Э. Баумана
Моральные нормы и ценности науки.
Проблемы воспроизводства научных кадров.
Внутренняя и внешняя этика науки.
Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.
Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
Этические проблемы публикации результатов исследования.
Стратегия научного сообщества в отношениях с общественными движениями.
Главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия.
Основания профессиональной ответственности ученого.
Основные линии вознаграждения ученого научным сообществом и их влияние на мотивацию ученых.
Концепция несоизмеримости в развитии научного знания и ее критический анализ.
Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.
Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.
Метатеоретический уровень научного знания и его структура.
Методы философского анализа науки.
Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.
Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы.
Наука и культура: механизм взаимовлияния.
Наука и общество: формы взаимодействия.
Научная деятельность и ее структура.
Научная рациональность, ее основные характеристики.
Научное объяснение, его общая структура и виды.
Научные законы и их классификация.
Объектная и социокультурная обусловленность научного познания и его динамики.
Основные концепции взаимоотношения науки и философии.
Основные модели научного познания: индуктивизм, гипотетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструктивизм. Их критический анализ.
Основные тенденции формирования науки будущего.
Основные уровни научного знания.
Особенности науки как социального института.
Постмодернистская философия науки.
Постнеклассическая наука.
Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.
Философские основания науки и их виды.
Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.
Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы.
Научные принципы и их роль в научном познании.
Понятие научного объекта. Типы научных объектов.
Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.
Научное доказательство и его виды.
Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды.
Системный метод познания в науке. Требования системного метода.
Синергетический подход в науке.
Научная практика, ее виды и функции в научном познании.
Идеология науки и ее исторические типы.
Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.
Инженерное проектирование, его сущность и функции.
Технико-технологическое знание и его особенности.
Философско-социальные проблемы развития техники.
Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.
Неявное и личностное знание в структуре научного познания.
Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания.
Понятие научной революции. Виды научных революций.
Научная истина. Ее виды и способы обоснования.
Когнитивное творчество, его сущность, механизм и осно- вания.
Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.
Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.
Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения.
Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.
Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.
Контекст открытия и контекст обоснования в развитии научного знания.
Наука и глобальные проблемы современного человечества.
Наука в зеркале социобиологии и экологии.
Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.
Социальная и когнитивная ответственность ученого.
Научные коллективы как субъекты науки, их виды и способы организации деятельности.
Продуктивность и эффективность научной деятельности, способы их измерения и оптимизации.
Экспертная деятельность в науке и ее функции. Bвнутренняя и внешняя научная экспертиза.
Социальный характер научного познания.
Наука и ценности.
Когнитивные ценности и их природа.
Инновационная деятельность и ее структура.
Роль и функции науки в инновационной экономике.
Инновационная система современного общества и ее структура.
Наука как основа инновационной системы современного общества.
Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.
Управление и самоуправление в научной сфере.
Понятие науки и виды научного знания.
Критерии научности знания.
Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.
Идеалы и нормы научного исследования.
Естественнонаучная и гуманитарная культура.
Функции государства в управлении развитием науки.
Научная политика современных развитых стран.
Проблемы развития современной российской науки.
Наука и политика.
Наука и искусство.
Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
Социально-психологические основания научной деятельности.
Гуманитарные основания естествознания.
Понятие научного мировоззрения.
Герменевтика как методология.
Организационная структура современной науки.
Классики естествознания и их вклад в философию науки.
Особенности гуманитарного знания.
Философские основания и проблемы социального познания.
Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.
Философские основания и особенности математических и логических исследований.
Современные проблемы теории научного познания.
Литература
Основная литература
1. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков А.В. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / Под общ. Ред. Проф. С.А. Лебедева. – Изд. 2-е. – М.: Академический проект, 2007.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ. – 668 с.
3.Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Рузавин Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.
6. Лебедев С.А. Философия науки. Терминологический словарь.- М.: Академический проект, 2011.
Дополнительная литература Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: ИФРАН, 1999.
Баксанский О.Е. Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения. Методология современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. – М.: КомКнига, 2005.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Мысль, 1989.
Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М.: Прогресс, 1958.
Владимиров Ю.С. Метафизика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: АСТ, 2003.
Гадамер И.Г. Истина и метод. – М.: Мысль, 1988.
Гейзенберг В. Физика и философия. Честь и целое: Пер. с нем. – М.: Наука, 1989.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Мысль, 1990.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаём. – М.: Мысль, 1984.
Голубинцев В.О, Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Изд. 2-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2004.
Голубинцев В.О, Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Изд. 2-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2008.
Гришунин С.И. Возможна ли современная наука без интуиции: Модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. – Изд. 2-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
Декарт Р. Сочинения: В 2т. Т.1-2. – М.: Мысль, 1989.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. – М.: Мысль, 1986.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
Ивин А.А. Современная логика. – Фрязино: "Век 2", 2009.
Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высш. шк., 2005.
Ивин А.А.Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М.: Издательство ЛКИ, 2007.
Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М.: МГУ, 1995.
Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1. – Ростов н / Д.: Феникс, 2006.
История информатики и философия информационной реальности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Р.М. Юсупова, проф. В.П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2007.
История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Моториной Л.Е. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М., 2008.
Каменев А.С. Современное естествознание: Понятия, термины, персоналии. – М.: Вузовская книга, 2006.
Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. – М.: Омега-Л, 2008.
Капра Ф. Дао физики. – СПб.: "ОРИС"*"ЯНА-ПРИНТ", 1994.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. – М.: КомКнига, 2007.
Коллектив авторов. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие (книга для чтения). – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2007.
Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2003.
Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Структура, методы и развитие научного знания. – В кн.: Философия науки: учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С. 133 – 227.
Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008.
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004.
Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
Лекции по философии науки: Учебное пособие. – М.: ИКЦ "МарТ" – Ростов н / Д.: Издательский центр "МарТ", 2008.
Лем Ст. Сумма технологии. – М.: АСТ, 2004.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассические идеалы рациональности. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1994.
Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: Прогресс, 1994.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2010.
Платон. Сочинения: В 4т. – М.: Мысль, 1990-1994.
Пуанкаре А. О науке: Пер. с франц. – М.: Наука, 1983.
Проблема человека в западной философии. – М.: Наука, 1988.
Рассел Б. История западной философии. – М.: Астрель, 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4т. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.
Сачков Ю.В. Естествознание и развитие научного метода. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Светлов В.А. История научного метода: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008.
Современная философия науки / Составитель А.А. Печенкин. М.: Наука, 1994.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006.
Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.
Успенский В. А. Апология математики: Сб. статей. – СПб.: Амфора ТИД Амфора, 2009.
Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Ильина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М: Изд-во «Полиграф-Информ», 2005.
Философия естественных наук: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2006.
Философия и методология науки / Под. ред. В.И. Купцова. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.
Философия математики и технических наук / Под общ. ред. проф. Лебедева С.А.: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006.
Философия науки. Наука как инновационная деятельность: учебное пособие / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – Уфа: Академия ВЭГУ, 2009.
Философия науки: учеб. пособие / Под ред. д-ра филос. наук А.И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007.
Философия науки: Эпистемология, Методология. Культура: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Отв. Редактор-составитель Л.А. Микешина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.
Философия современного естествознания: Учебное пособие для вузов / Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. Лебедева С.А. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Французова Н.П. Методология научного познания. – М.: Мысль. 1996.
Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003.
Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Прогресс, 1993.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль, 1973.
Циолковский К. Э. Очерки О Вселенной. - Калуга: Золотая аллея, 2001.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2009.
|