Скачать 420.19 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮФедеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кисель Н. А. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы конца XIX – начала XX века» по специальности 021400 «Журналистика» для 3 курса дневного и заочного отделений Ростов-на-Дону2007 Учебно-методический комплекс разработан доцентом кафедры истории отечественной литературы XX века Кисель Натальей Алексеевной. Ответственный редактор канд. филол. наук Е.В.Белопольская Компьютерный набор и верстка лаборанта Маслакова А. А. Печатается в соответствии с решением кафедры отечественной литературы ХХ века факультета филологии и журналистики РГУ, протокол №6 от 27.03.2006 СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебный курс «История русской литературы конца XIX – начала XX века» представляет собой сложную целостность. Переходный по своему историко-культурному содержанию, он не только завершает XIX век – классический «золотой век» русской литературы, но и открывает новейшую её историю XX века. Рубеж веков стал эпохой яркого творческого расцвета литературы, что отражено в её метафоре-названии «Серебряный век», ставшем историческим и охватившем собой неполных три десятилетия: 90-е годы XIX века, 900-е и 10-е годы XX века. Серебряный век начинался в атмосфере кризиса, «декаданса», «сумерек Европы» в 90-е годы и был целеустремлён к обновлению литературы и искусства, отвечающим духу и образу XX века. По мере становления литературы Серебряного века накапливается столь высокий творческий и художественный потенциал, что его влияние сохраняется и в последующие десятилетия истории русской литературы XX века, несмотря на пережитые исторические потрясения, войны, революции, изменения социально-политической системы и эмиграцию значительной части творческой интеллигенции. Новые литературные направления Серебряного века – модернизм и авангард с целым рядом сменяющих друг друга течений, школ, группировок определяют неповторимое своеобразие литературы XX века, её художественного строя, включая и обновление традиции реализма. Доминирующие в творческом сознании эпохи процессы: переоценка классической литературной традиции; изменение концепции человека – новых бытийных координат его воплощения; прямое сближение, благодаря общему руслу движения культуры рубежа веков к «синтезу искусств» (музыки, театра, живописи, архитектуры) с различными философскими течениями: «философией жизни», неокантианством, экзистенциализмом, марксизмом, русской религиозной философией, – все эти процессы и являются слагаемыми развития литературы на рубеже веков, её новейшей историей. Программа учебного курса преследует цель отразить историко-культурное своеобразие литературной жизни конца XIX – начала XX века, исходя из ведущих тенденций и закономерностей её развития, учитывая взаимодействие различных направлений, течений, творческих объединений, групп, беря за основу оценку и понимание неповторимой художественной индивидуальности писателей и поэтов Серебряного века. При изучении программы курса от студентов требуется овладение, с наибольшей полнотой, историко-культурными знаниями, фактами, бытом эпохи, деятельностью журналов, альманахов, издательств, знакомство с творческой программой различных течений и школ, с их литературными манифестами; усвоение эстетико-философской и теоретической базы, её ключевых понятий, категорий, концептов (миф, символ, русская идея и др.). Без этих знаний невозможен творческий диалог с целостным смыслом литературы Серебряного века, актуализирующий столь важное духовное наследие, стоящее у истоков истории русской литературы XX века как целого, а также в высокой степени отвечающее профессиональной направленности студента-журналиста. 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕК (Часть I) 2.1 ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Серебряный век как переходная литературная эпоха рубежа веков. Исторические границы эпохи, символика названия, связь с традицией Золотого века русской классической литературы. Мироощущение «конца века»: «духовный ренессанс» культуры и переживание общественно-исторического кризиса (неустойчивости, резкого сдвига социального миропорядка). «Крушение гуманизма» (А. Блок) в эпоху «переоценки ценностей» (Ф. Ницше). Пафос индивидуализма (культ «я» и «творимой» им «легенды») и «восстание масс» (Х. Ортега-и-Гассет). Декаданс. Неореализм, модернизм, авангард – главные направления литературного процесса кон. ХIХ – нач. ХХ века. Объем и историческое содержание понятий, общее и различное в них. Импрессионизм, экспрессионизм, натурализм как стилистические течения. Амбивалентность концепции личности в эпоху серебряного века: самоценность внутреннего мира и нарастающее отчуждение, эгоистическое своеволие (антигерой М. Арцыбашева, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, Л. Андреева); богооставленность и человекобожие («сверхчеловек», «обще-человек» Л. Андреева, М Горького, В. Маяковского); пафос свободы, социальной активности и «бунта», вседозволенности. Проблема национального характера. Личность и среда (духовные координаты бытия человека городской, индустриально-технической цивилизации. Человек «дна общества», маргинальные типы, «естественный человек» М. Горького, А. Куприна, И. Бунина). 2 Поэзия Серебряного века. Новизна поэтической системы и русский модернизм. Творчество И. Ф. Анненского, его роль в обновлении строя русской лирики начала ХХ века. Книги стихов И. Анненского «Тихие песни», «Кипарисовый ларец». Импрессионизм как принцип ассоциативного сцепления переживаний, впечатлений. И. Анненский – драматург и критик. Модернизм и символизм. Теоретическое обоснование символизма в работах Д. Мережковского, Н. Волынского. Историко-литературные и философские истоки символизма (романтизм, французские поэты-символисты, философия Платона, Шопенгауера, неокантианство, философия жизни Ф. Ницше, русская религиозная философия В. Соловьева, П. Флоренского). Понятие о символизме в поэтических манифестах и историко-литературных трудах символистов. Символизм как поэтическое течение и школа. Старшие символисты 90-х годов. В. Брюсов – редактор сборников «Русские символисты» и журнала «Весы». Первые поэтические сборники. К. Бальмонт. Эволюция его творчества: от «Тишины» и «Горящих зданий» к «Будем как солнце». Своеобразие символики и «мифологемы» его жизни. Искания в области ритма и рифмы. 2.1 Символизм и творчество В. Я. Брюсова. В. Брюсов – организатор символистской школы. Ранние поэтические сборники – «Chefdoevre» («Шедевры»), «Me cum esse» («Это я»). Образ лирического героя. Темы любви и смерти. Образ города. Понимание поэзии как «интуитивного синтеза» («Ключи тайн»). Опыты в становлении метрики и рифмы стиха. Новый этап творческого развития В. Брюсова в 1900-е годы. Книги стихов «Tertia vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Граду и миру»), «Stephanos» («Венок»). Универсализм брюсовских исторических символов. Город и цивилизация». Мотивы Апокалипсиса («Конь блед»). Символистская проза В. Брюсова. «Огненный ангел». 2.2 Творчество Ф. Сологуба. Место Ф. Сологуба в русском символизме. Поэтическая система образов-символов и мифологем его лирики («Пламенный круг»). Роман «Тяжелые сны». Традиции Ф. Достоевского, А. Чехова. Автобиографический герой. «Мелкий бес» – вершина творчества Ф. Сологуба. Поэтика жанра символистского романа. Демонологическая тема «бесов» русской жизни: ее художественное переосмысление в образе Передонова (влияние Н. Гоголя, А. Чехова, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина). 2.3 Д. С. Мережковский. Жизненная и литературная судьба Д. С. Мережковского – поэта, прозаика, теоретика символизма, критика. Новый тип исторического романа. Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории Мережковского. Тенденция к циклизации романного жанра. История и миф о Петербурге в романе «Петр и Алексей». Исторический герой Д. С. Мережковского как человек «конца века». Эсхатологические мотивы. Литературно-критические работы Д. С. Мережковского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Исследования о Л. Толстом и Ф. Достоевском. Религиозно-философские собрания и их роль в формировании миросозерцания писателя. Идея новой религиозной общественности. 2.4 Младосимволизм. Появление новой школы русского символизма. «Младшие символисты» – А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Поэтическое творчество и литературно-критическая деятельность В. Иванова, Эллиса. Идея «синтеза искусств». Теория искусства-жизнетворчества. Теургический идеал красоты («панэстетизм») как действительной силы искусства. Культ Вечной Женственности (Софии) и наследие Вл. Соловьева. А. Белый – кормчий кружка «аргонавтов». «Симфонии» А. Белого как экспериментальный жанр. «Золото в лазури». Мистические чаяния и романтическая автоирония. Мировоззренческий кризис и его отображение в сборнике «Пепел». «Урна» – итог поэтических исканий А. Белого. Революция. Народ. Россия. Проза А. Белого. Роман «Серебряный голубь». Автобиографический подтекст. Образ России. «Петербург» – вершина символистской прозы А. Белого. Тема «Восток и Запад». Миф о Петербурге в романе. Символика Медного всадника. Тема революции. Отражение антропософских идей Р. Штейнера. Теория и история символизма в трудах А. Белого. 2.5 Символизм и творчество А. Блока. Идея пути в творчестве А. Блока и его лирическая «трилогия вочеловечения». Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мотивы мистических предчувствий. Трагический гуманизм А. Блока. Сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска». Образы любви, города. Мотив «приятия мира». Изображение Зла, социальный и мистический характер Зла («Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы»). Тема поэта и Родины («Родина», «На поле Куликовом»). Театр А. Блока. Лирическая трилогии «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка». Мотив обретения общей судьбы поэта и России в драме «Песнь судьбы». Тема рока в пьесе «Роза и крест». Поэмы А. Блока «Соловьиный сад», «Возмездие». Их место в идейно-творческих исканиях поэта. Особенности жанра и стиля. Судьба поэта и его творчества как выражение исторической эпохи начала ХХ века. «Двенадцать». Образы-символы природы и социальных явлений. Художественная концепция стихии-музыки. Романтический образ Двенадцати. Образ Христа. Полифонизм поэмы. 2.6 Акмеизм. Кризис символизма. Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам). Значение нового поэтического течения, программные манифесты («О прекрасной ясности» М. Кузмина, «Утро акмеизма» О. Мандельштама, «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёва). Реформа эстетической системы символизма. Акмеистический символ – слово-образ с установкой на «вечное» восприятие мира. Поэтика «блуждающих мотивов» в контексте мировой культуры. Идея гармонии жизни, природы и человека. Творческий путь Н. Гумилёва. Сборники стихов «Жемчуга», «Путь конквистадоров», «Чужое небо». Итог творческих исканий поэта в сборнике «Огненный столп». Трагическая судьба Н. Гумилёва. А. Ахматова и акмеизм. Любовная тетралогия А. Ахматовой («Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подснежник»). Своеобразие духовной жизни лирической героини. Лирика любовных разочарований, крушения надежд. Психологизм и характер «вещной символики» Ахматовой. Роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира. Пробуждение национального самосознания и гражданской боли о России («Белая стая», «Подснежник»). Книга стихов О. Мандельштама «Камень». Образ поэта-зодчего. Тема города, истории и культуры. Поэтика «блуждающих мотивов». 2.7 Футуризм и поэтика авангарда в литературе и искусстве начала XX века. Футуризм как течение «авангарда» в предреволюционную эпоху. Творческий синтез поэзии и живописи. Литературные манифесты. Поэтические группы. Эгофутуризм (И. Северянин, В. Гнедов), кубофутуризм (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Кручёных, В. Маяковский, В. Каменский), группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Листовка «Пощёчина общественному вкусу». Русский футуризм в контексте европейского футуризма. Идеология индустриально-технического процесса. Национальная специфика поэтического искусства футуристов. Протест против нивелировки человеческой личности. Проповедь нигилизма. Отрицание культурных традиционных ценностей. Эстетическая теория футуристов. Пафос свободного искусства. Словесное экспериментаторство. «Самовитое» слово. Урбанистические темы творчества. Художественный космос В. Хлебникова. «Космическая азбука» и новые принципы словотворчества и языкотворчества. Поэтика цвета, звука и символика чисел в творчестве. Поэма «Ладомир». В. Хлебников и В. Маяковский. Ранняя лирика В. Маяковского. Пафос протеста, бунт против мещанской морали и традиционных ценностей. Мотивы одиночества, отчуждения, характер любовной драмы. Поэмы В. Маяковского «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Образ лирического героя. Влияние ницшеанства. Экспрессионизм стиля. 2.8 Творчество поэтов вне поэтических групп и течений. Поэзия М. Волошина 1910-х гг. – лирика «познания себя» и «блуждания духа». Дореволюционные сборники («Стихотворения 1900 -1910-х», «Иверени»). Неоклассицизм творчества Вл. Ходасевича («Молодость», «Путем зерна»). Творческий мир М. Цветаевой («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»). Образ лирической героини. Романтические традиции. Стихи о России и Москве. 3. Проза Серебряного века. Традиции классического реализма XIX века и неореализм. Дискуссии (А. Чехова и М. Горького и др.) о кризисе и конце реализма. Пути обновления прозы на рубеже веков. 3.1 Творчество И. Бунина. Влияние традиции дворянской усадьбы на становление литературного дарования И. Бунина. Тонкое восприятие природы, близость к деревенской жизни. Поэма «Листопад». Лирика. Бунин – участник кружка писателей-реалистов «Среда», сотрудничество с горьковским «Знанием». Изображение обнищавшего поместного дворянства в прозе 90 - 900х гг. «Антоновские яблоки» – элегическая поэма запустения дворянских усадеб. «Суходол» – повесть о конце помещичье-крестьянской Руси. Идейно-тематические связи с «заволжским» циклом А. Н. Толстого и рассказом «Приключение Растегина». Бунин о судьбе России и судьбе народа. «Деревня». Бунинское понимание русского национального характера. Стиль прозы И. Бунина: живописность, лиризм, ритмическая организация; космически-пантеистическое мировосприятие. Социально-философская проблематика творчества И. Бунина в 1910-е гг. («Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга»). Тема смысла жизни и смерти. Зло эгоистической жизни человека западной цивилизации. Условно-символический подтекст. Традиции толстовского психологического реализма. Неприятие революции. «Окаянные дни». Творчество И. Бунина в эмиграции. Книга новелл «Темные аллей» – песнь любви и «темных аллей» страсти. Мотивы памяти, вечности и трагического несовершенства земной любви. «Митина любовь». Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Художественное исследование личности художника («Освобождение Толстого»). 3.2 Творчество А. И. Куприна. А. И. Куприн и традиции русского реализма XIX века. Творческое влиянии Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова. Проза 1890-х годов. Психология страстей («Впотьмах», «Лунной ночью»). Работа в прессе. Куприн-очеркист. Социально-психологическая повесть «Молох». Авторское понимание проблемы «интеллигенция и научно-технический прогресс». Характер конфликта и система персонажей. Концепция «естественного человека» в творчестве писателя 90-х годов (повесть «Олеся»). «Пейзажная живопись» А. Куприна. Рассказы Куприна 900-х годов. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. От новеллы о герое, сознающем неправоту социальной действительности, к психологическому реализму «Поединка». Герой и среда. Социально-философские и этические проблемы. Особенности психологизма. Диалог. Роль пейзажа. Творчество А. Куприна в 1910-е гг. Трагический смысл любви («Гранатовый браслет»). Гуманистические идеалы писателя («Яма»). Эмиграция. 3.3 Творчество А. С. Серафимовича. Начало творческого пути. Демократические идеалы, вера в становление общественного сознания. Повесть «Пески». Поэтика контрастов. Роман «Город в степи» как итог идейных и художественных исканий дореволюционного творчества А. Серафимовича. Система персонажей и характер социально-психологического конфликта. Образ города. 3.4 Творчество В. В. Вересаева. В. Вересаев – художник идейных и общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести «Без дороги», «На повороте», «Записки врача». В. Вересаев в «Среде» и «Знании». Творчество Вересаева в 1900-1910-х гг. Концепция «живой жизни» в повести «К жизни». Вересаев против «литературного распада». Книга Вересаева «Живая жизнь». Полемика с оценкой Д. С. Мережковского. Спор с «философией жизни» Ф. Ницше. Особенности реализма В. Вересаева. 3.5 Творчество А. М. Горького. Значение М. Горького в русской и мировой литературе XX века. Раннее творчество А. М. Горького. Горький и Ницше. Н. Михайловский о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Героическая романтика ранних рассказов («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Реалистические рассказы («Челкаш», «Мальва», «Коновалов»). Тип героя-босяка. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты». Становление личности и поиски социальных и этических идеалов жизни. Цикл рассказов и очерков «По Руси». Изображение русского народа. Исторический оптимизм. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне». Идейный характер конфликта. Драматургическое новаторство М. Горького. Сценическая история пьесы. Русская интеллигенция в пьесах «Дачники», «Варвары». Народ и интеллигенция. Революция и культура. Полемика А. М. Горького с Л. Андреевым. Роман «Мать» и пьеса «Враги». Влияние марксизма и социализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Тема отцов и детей. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве А. М. Горького («Васса Железнова», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Исповедь», «По Руси» и др.). Горький в годы революции. Цикл статей «Несвоевременные мысли». Отрицание насилия в революции. Мысль о сохранении культуры и культурных ценностей. 3.6 Проза на границе реализма и модернизма. Сближение с символизмом в поисках сущностных начал мира. Космически-пантеистическое мировосприятие (М. Пришвин, С. Сергеев-Ценский, Б. Зайцев). Фрагментарность картины мира, ритмизация повествования, лиризм. Влияние экспрессионизма и импрессионизма. Стилизация. Орнаментализм (Л. Андреев, А. Ремизов). 3.7 Творчество Л. Андреева. Л. Андреев – один из самых «душевно неустроенных» писателей начала века. Субъективное и объективное в его творчестве. Ранние рассказы 90-х гг. Традиции Ф. Достоевского и А. Чехова («Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче»). Тема пробуждения и просветления человеческой души. Городская беднота, люди «дна» в творчестве писателя. «Маленький человек» и тема «подпольного сознания». Постоянные мотивы творчества 900-х гг. Одиночество. Свобода. Тоска. Бунтарство. Сомнения и борения духа. Экзистенциальный смысл. Влияние идей Л. Шестова и Ф. Ницше («Стена», «Бездна», «Мысль»). Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» и пьеса «Жизнь человека». Идеи рока, безысходного круга жизни, богооставленности, крушения веры и бунта. Влияние эстетики экспрессионизма и символизма. 3.8 Творчество А. Ремизова. Жизненный путь Ремизова – писателя-стилизатора древнерусских легенд, фольклорных сказок – и трагедия русской жизни ХХ века. Фантазия и гротеск в его творчестве. Художественные принципы стилизации и сказовая традиция в «Посолони» (1907); «Лимонарь, сиречь, лук духовный» как собрание «отреченных повестей» (апокрифов). Художественная философия времени в повести «Часы». Центральные произведения А. Ремизова «Крестовые сестры», «Пруд». Экзистенциальная и социальная проблематика. Идея фатальной повторимости бытия и страха перед жизнью. Творчество в эмиграции. «Взвихренная Русь». Судьба революционной России в изображении Ремизова. Влияние Ремизова на орнаментальную прозу 20-х гг. 3.9 Творчество Б. Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм творчества Б. Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Повесть «Голубая звезда» – вершина этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени. Эмиграция (1922). Автобиографическая трилогия «Путешествие Глеба». Романы-жизнеописания: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». Лирический импрессионизм стиля жизнеописания. 2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА Стационар: общее кол-во часов – 38; лекционных – 26; практических – 12.
Заочное отделение: количество лекционных часов – 10 + 2.
2.3 СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Анненский И. Ф. «Тихие песни», «Кипарисовый ларец». Андреев Л. Н. «Баргамот и Гараська». «Ангелочек». «Петька на даче». «Жизнь Василия Фивейского». «Стена». «Мысль». «Красный смех». «Рассказ о семи повешенных». «Жизнь Человека». Ахматова А. А. «Вечер». «Четки». «Белая стена». Бальмонт К. Д. «Горящие здания». «Будем как солнце». Белый А. «Золото в лазури». «Пепел». «Урна». «Серебряный голубь». «Петербург». Блок А. А. «Стихи о Прекрасной Даме». «Нечаянная радость». «Снежная маска». «Город». «Страшный мир». «Ямбы». «Родина». «На поле Куликовом». Пьесы: «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка», «Песнь судьбы», «Роза и крест». Поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать». Брюсов В. Я. «Шедевры». «Это я». «Третья стража». «Граду и миру». «Венок». «Огненный ангел». Бунин И. А. «Листопад». «Антоновские яблоки». «Деревня». «Суходол». «Господин из Сан-Франциско». «Братья». «Чистый понедельник». «Натали». «Жизнь Арсеньева». «Митина любовь». Вересаева В. В. «Без дороги». «К жизни». «Записки врача». Волошин М. А. «Стихотворения 1900-1910-х». Горький М. А. «Макар Чудра». «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины». «Старуха Изергиль». «Челкаш». «Коновалов». «Песня о Соколе». Пьесы: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Враги». Роман «Мать»; «По Руси», «Детство», «В людях», «Мои университеты». «Несвоевременные мысли». Гумилев Н. С. «Жемчуга». «Путь конквистадоров». «Огненный столп». Зайцев Б. К. «Голубая звезда». Куприн А. И. «Болото». «В цирке». «Молох». «Олеся». «Поединок». «Гамбринус». «Гранатовый браслет». Мандельштам О. Э. «Утро акмеизма». «Камень». Маяковский В. В.»Облако в штанах». «Флейта-позвоночник». Лирика. Мережковский Д. С. «Христос и Антихрист» (кн. 3 «Петр и Алексей»). «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». «Толстой и Достоевский». Пастернак Б. Л. Лирика. «Поверх барьеров». Пришвин М. М. «В краю непуганных птиц». Ремизов А. М. «Крестовые сестры». Сологуб Ф. К. «Мелкий бес». Лирика. Серафимович А. С. «Пески». «Город в степи». Сергеев-Ценский С. Н. «Печаль полей». Толстой А. Н. «Приключение Растегина». Хлебников В. «Ладомир». 2.4 ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1 Мир дворянской усадьбы в раннем творчестве И. А. Бунина и А. Н. Толстого (по мотивам произведений «Антоновские яблоки», «Суходол», «Приключения Растёгина», «Мишука Налымов»)
Литература:
ТЕМА 2 Изображение человека в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека» и А. М. Горького «На дне»
Литература:
ТЕМА 3 Вечные темы в литературе Серебряного века
Литература:
2.5 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ Миф и история в романном творчестве символистов Историческая лирика Серебряного века Пушкинские сюжеты, мотивы и образы в поэзии и прозе Серебряного века Импрессионизм лирики И. Анненского Жанр сонета в лирике Серебряного века |
География Учебно – методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткое содержание материала, темы семинарских и практических... | Рабочая программа по курсу «История стран Западной Европы» содержит... Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» | ||
Курс «Философия образования» Вопросы к зачету Примерные темы рефератов Философия науки как область теоретической мысли: дисциплинарный статус (понятие), предмет, история, основные направления, наиболее... | Программа курса по дисциплине “Криминология” содержит тематику курса... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Темы рефератов по курсу 46 примерные вопросы по курсу для межпредметного госэкзамена 47 «Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»... | Программа по дисциплине «Философия» Представлены темы лекций и краткое содержание, вопросы к семинарским занятиям, основная и дополнительная литература, примерные вопросы... | ||
Программа дисциплины, темы рефератов и вопросы к зачету для студентов... Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост к ф н. Меднис... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению психология. В программе представлен тематический план изучения... | Темы контрольных работ и рефератОВ, список вопросов к зачету по «философии культуры» Темы контрольных работ и рефератов, список вопросов к зачету по «философии культуры» | ||
Темы контрольных работ и рефератОВ, список вопросов к зачету по «философии культуры» Темы контрольных работ и рефератов, список вопросов к зачету по «философии культуры» | Темы контрольных работ и рефератОВ, список вопросов к зачету по «философии культуры» Темы контрольных работ и рефератов, список вопросов к зачету по «философии культуры» |