География





Скачать 300.47 Kb.
НазваниеГеография
страница1/2
Дата публикации20.01.2015
Размер300.47 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


В. А. Ермолаева
Социально – экономическая география

Учебно-методический комплекс

для студентов ОДО специальности 020401.65 «География»

Издательство

Тюменского государственного университета

2008

Ермолаева В.А. Социально – экономическая география.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020401.65 «География» очной формы обучения. Тюмень, 2008, 23…стр.


Учебно – методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткое содержание материала, темы семинарских и практических занятий, вопросы к зачету, темы для написания рефератов и эссэ, список основной и дополнительной литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Социально – экономическая география [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой социально-экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой, д.г.н., профессор Осипов В.А.


© Тюменский государственный университет, 2008 г.

© Ермолаева В.А., 2008 г.

Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Дать студентам вводные представления об экономической, социальной и политической географии, познакомить с ее местом, ролью и значением в современном мире, показать важность экономико-географического подхода в решении региональных и глобальных проблем современности.

Задачи дисциплины:

•рассмотреть теоретические и методологические основы современной

экономической географии;

•создать необходимую информационную базу для понимания реальных процессов трансформации пространства;

•показать модели размещения экономических объектов и прикладные направления экономико – географических исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать

Современную систему географических наук и место в ней экономической, социальной и политической географии ее конструктивное и мировоззренческое значение.

  • Уметь анализировать особенности взаимодействия природы и хозяйства, природы и населения, населения и хозяйства; выявлять их основные географические закономерности, факторы размещения и развития.

  • Владеть методами экономико – географических исследований в области географического и экономико – географического районирования, для обработки, анализа и синтеза экономико – географической информации.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации – зачет.

Общее количество часов на изучение дисциплины - 72 часа, из них - 18 часов лекций, 18 часов практических занятий, 36 часов самостоятельная работа.

Рабочая программа курса составлена в соответствии с рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, которая предусматривает организацию учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100 – бальной системе. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на два модуля. Освоение каждого модуля завершается контрольным мероприятием.

Шкала перевода баллов в оценки:

- 60 баллов и менее – «неудовлетворительно»;

- от 61 до 75 баллов – «удовлетворительно»;

- от 76 до 90 баллов – «хорошо»

- от 91 до 100 баллов – «отлично».

Перечень обязательных видов работы студента по дисциплине:

Вид работы

Оценка в баллах

Составление схемоконспекта лекции

0 - 1

Ответы на теоретические вопросы на занятиях (семинарах)

0 – 4

Выполнение и защита контрольных домашних работ

0 – 5

Письменная работа с учетом изучения дополнительной литературы

0 – 10

Участие в ролевых играх

0 – 4

Выполнение проектных и творческих работ

0 – 10

Зачет по теме

0 – 4

Тестирование по теме

0 – 4







Поощрительные баллы назначаются за:

  1. Научные доклады на конференциях 0 - 10

  2. Участие в олимпиадах 0 - 10

  3. Посещение занятий 0 – 0,5



  1. Тематический план.

Таблица 1

Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа




Модуль 1

Теоретические основы экономической географии















































-

1.

Введение в экономическую географию.

1, 2

2

2

2

6




0-5

2.

История развития и парадигмы экономической географии

3

2

2

2

6

-

0-5




Всего




4

4

4

12

1

10




Модуль 2

Пространственный синтез и отраслевой анализ в экономической географии






















1.

Структуры Земли

4

2

1

4

7

-

15

2.

Понятие стран, регионов и локалитетов.

5 -9

2

3

6

11

2

15

3.

Отраслевой анализ в экономической географии.

10 -13

3

3

6

12

2

15




Всего




7

7

16

30

4

45




Модуль 3

Прикладные направления в экономической географии






















1.

Территориальное планирование.

14, 15

2

2

6

10

2

15

2.

Геополитика и геоэкономика

16, 17

3

3

6

12

2

15

3.

Диффузия нововведений. Перспективы экономической географии.

18

2

2

4

8

2

15




Всего




7

7

16

30

6

45




Итого (часов, баллов):




18

18

36

72

11

0-100

Таблица 2

  1. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля



№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Интерактивные формы участия

Итого количество баллов




Теоретические задания

Вопросы для обсуждения

Решение задач

Контрольная работа

Тест

реферат

Логическая схема

Имитационные игры

кейсы




Модуль 1































1. Введение в экономическую географию.




0-4

-










0-1

-

-

0-5

2. История развития и парадигмы экономической географии







-







0-5

-

-

-

0-5

Всего




0-4

-







0-5

0-1

-




0-10

Модуль 2































1. Структуры Земли

0-3

0-2

-

0-5

0-5




-

-

-

15

2. Понятие стран, регионов и локалитетов.

0-3

0-2

-

0-5







-

-

0-5

15

3. Отраслевой анализ в экономической географии.

0-5

0-5

-




0-5




-

-

-

15

Всего

0-11

0-9

-

0-10

0-10




-

-

0-5

0-45

Модуль 3































1 Территориальное планирование.

0-3

0-2

-

0-5

0-5




-

-

-

15

2. Геополитика и геоэкономика

0-5

0-5

-




0-5




-

-




15


































3.Диффузия нововведений. Перспективы экономической географии.

0-5







0-5

0-5













15

Всего

0-13

0-7

-

0-10

0-15




-

-




0-45

Итого

0-24

0-20

-

0-20

0-25

0-5

0-1

-

0-5

0-100

Таблица 3

  1. Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение в экономическую географию.

Работа с литературой, источниками,

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

1, 2

6

0-5

1.2

История развития и парадигмы экономической географии

Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

3

6

0-5




Всего по модулю 1:




12

0-10

Модуль 2
















2.1

. Структуры Земли

Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

4

7

15

2.2

Понятие стран, регионов и локалитетов.

Работа с литературой, источниками, Кейс, контрольная, тест, реферат

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

5 -9

11

15

2.3.

Отраслевой анализ в экономической географии.

Работа с литературой, источниками, контрольная, тест, реферат

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

10 -13

12

15




Всего по модулю 2:




30

45

Модуль 3
















3.1

Территориальное планирование.

Работа с литературой, источниками, контрольная, тест

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

14-15

10

15

3.2

Геополитика и геоэкономика

Работа с источниками информаци, контрольная, тест

Подготовка ответов на теоретические вопросы, к контрольной

16 - 17

12

15

3.3.

Диффузия нововведений. Перспективы экономической географии.

Работа с источниками информации.

Подготовка к зачету.

18

8







Всего по модулю 3:

30

45




ИТОГО:

72

100



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1

Теоретические основы экономической географии

Тема. Введение в экономическую географию.

Экономическая география в системе образования. Представление экономической географии. Ключевые вопросы науки. Основные понятия науки. Определение экономической географии. Объект и предмет изучения. Внутренняя структура экономической географии.

Тема. История развития и парадигмы экономической географии.

Связь истории и методологии географии с практикой - с развитием общества и производительных сил. Различия и взаимосвязи различных научных дисциплин – «история географических открытий», «историческая география и "история географии».

Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, научная, радикальная и гуманистическая парадигмы. Системно – структурный подход. Информационно – проблемная парадигма. Информационная теория развития глобальной системы Земли.

Модуль 2

Пространственный синтез и отраслевой анализ в экономической географии.

Тема. Структуры Земли

Структура глобальной системы. Динамика глобальной системы. Основные тенденции изменения. Глобальные проблемы. Модели Мальтуса и Медоуза. Пределы роста. Концепция устойчивого развития.

Зональные, континентальные и океанические структуры. Первичная дифференциация земной поверхности.

Тема. Понятие стран, регионов и локалитетов.

Происхождение и трансформация стран. Типология и классификация стран. Проблемное и конструктивное страноведение. Разработка стратегий развития. Группы стран как макрорегионы мира.

Тема. Отраслевой анализ в экономической географии.

География природных ресурсов и природопользования. Основные понятия. Эколого – географическое районирование. География населения. География городов. География хозяйства. Секторная и отраслевая структура хозяйства. Модели размещения сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Модели размещения предприятий сферы услуг. География инфраструктуры.

Модуль 3

Прикладные направления в экономической географии

Тема. Территориальное планирование.

Цели, задачи, структура, уровни походы к осуществлению территориального планирования. Советский опыт территориального планирования. Западный опыт территориального планирования.

Тема. Геополитика и геоэкономика.

Развитие геополитических идей и концепций. Геополитика времен холодной войны. Новая геополитика.

Тема. Диффузия нововведений. Перспективы экономической географии.

Экономическое понятие «нововведение» и географическое понятие «диффузия нововведений». Модель Хегерстранда и ее модификации. Прикладное значение диффузии нововведений.

Перспективы экономической географии, новые направления исследования. Мировые тенденции развития. Экономическая география в России, США, и Нидерландах.

  1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Введение в экономическую географию. Парадигмы экономической географии.

  1. Основные вопросы экономической географии и отличие от основных вопросов экономики.

  2. Объект и предмет изучения экономической географии.

  3. Внутренняя структура экономической географии.

  4. Понятие парадигмы, макропарадигмы и исследовательской программы.

Занятие 2. История развития экономической географии.

  1. Периоды зарождения и развития географических идей в разные эпохи: самый ранний период капиталистического развития промышленности, торговли, быстрого науки и культуры XV-ХVI вв. - эпоха Возрождения, эпоха первоначального накопления капитала ХVII-ХVIII вв. эпоха развития.

  2. Развитие крупного капиталистического промышленного производства ХIX в.

  3. Развитие экономико-географических представлений в России.

  4. Зарубежная школа экономической географии.

Занятие 3. Иерархия научных знаний.

  1. Схема иерархии.

  2. Законы и закономерности.

  3. Учения в социально – экономической географии.

  4. Теории социально – экономической географии.

Занятие 4. Классификация стран мира.

  1. Этапы формирования стран.

  2. Закономерности трансформации стран.

  3. Типология и классификация стран.

  4. Причины образования межстрановых групп.

Занятие 5. Регионы и локалитеты.

  1. Определения и типы районов.

  2. Типология Дж. Фридмана.

  3. Советский и западный подходы к районированию.

  4. Вопросы прикладного районирования.

  5. Понятие локалитета.

Занятие 6. География природных ресурсов и природопользования.

  1. Понятия природных ресурсов.

  2. Оценка сочетания природных ресурсов.

  3. Оценка воздействия на окружающую среду.

  4. Эколого – географическое районирование.

Занятие 7. География населения.

  1. Структура населения.

  2. Урбанизация, субурбанизация.

  3. Пространственная структура города.

  4. Функциональная структура города.

  5. Типы городов.

Занятие 8. География хозяйства.

  1. Модели размещения сельского хозяйства.

  2. Модели размещения промышленности.

  3. Модели размещения предприятий сферы услуг.

  4. География инфраструктуры.

Занятие 9. Прикладная экономическая география.

  1. Территориальное планирование: советский и западный опыт.

  2. Геополитика и геоэкономика.

  3. Диффузия нововведений.

  4. Перспективы экономической географии. Новые направления исследований.

7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1. Перечень тем рефератов, докладов.

1. Начало формирования новой географии XIX века: А.Гумбельдт, К.Риттер, И.Тюнен, К.Арсеньев.

2. Основныe направления развития экономико-географических идей. Французская школа географии человека.

3. Роль и значение К.И.Арсеньева в создании иерархии экономических районов в России. Теоретические основы районирования Н.П.Огарева.

4. Н.Н.Баранский, Н.Н.Колосовский и И.А, Витвер - основные теоретические положения в области социально-экономической географии. Развитие районной отечественной школы экономической и социальной географии во второй половине XX века.

5. Основные западные школы экономической и социальной географии второй половины XХ века. Пространственный анализ П.Хаггет, Д. Харвей, В.Бунге и др.

6. Учение об экономико – географическом положении. Учение о географическом разделении труда.

7. Учение о территориально – производственном комплексе.

8. Учение о территориальной организации хозяйства и общества.

9. Концепции социально – экономической географии.

10. Всемирный процесс урбанизации (Вклад Валерия Михайловича Харитонова в изучение вопроса).

11. Основные сельскохозяйственные районы мира.

12. Модели размещения промышленных предприятий.

13. Геополитика времен холодной войны.

14. Экономическая география в странах Запада: школы США, Нидерландов.

Объем реферата от 15 – 20 стр. машинописного текста, написанных через 1,5 интервала, шрифт – 14. Желательно к защите составление презентации. Максимальная оценка реферата составляет 10 баллов при успешной защите.

Объем доклада составляет до 5 стр. машинописного текста. Максимальная оценка – 5 баллов.

7. 2. Вопросы для написания эссе

1. Поясните разницу между экономическим и географическим пониманием «инновации».

2. Обоснуйте сходство и отличие геополитики и геоэкономики.

3. Какой тип города, по вашему мнению, более комфортен для жизни людей. Обоснуйте своё мнение.

4. Определите идеальное и реальное положение Вашего города в иерархической системе российских городов согласно правилу «ранг – размер». Будущее Вашего города, как вы его видите.

5. Проект «Дружба» XXI века меняет основной - европейский вектор энергоэкспортной политики России. Обоснуйте геополитические и географические выгоды данного проекта.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, неординарность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию.

В эссе не должно быть более 5 страниц. Максимальная оценка эссе – 5 баллов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

География iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
География iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
География iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
География iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
География iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение»
География iconРабочая программа дисциплины география поволжья
Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля...
География iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
География iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
География iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
География iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
География iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
География iconНиколина В. В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;...
География iconРабочая программа модуля География Направление подготовки 100400...
Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»...
География iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
География iconПрограмма «География. Край родной»
Ния уриб «Турист», 1991г. Типовая программа представлена разделом «География Пермского Края» по курсу «География России». В основу...
География iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск