Скачать 300.47 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГО – ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В. А. Ермолаева Социально – экономическая география Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 020401.65 «География» Издательство Тюменского государственного университета 2008 Ермолаева В.А. Социально – экономическая география.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020401.65 «География» очной формы обучения. Тюмень, 2008, 23…стр.Учебно – методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткое содержание материала, темы семинарских и практических занятий, вопросы к зачету, темы для написания рефератов и эссэ, список основной и дополнительной литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Социально – экономическая география [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-экономической географии и природопользования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой, д.г.н., профессор Осипов В.А.© Тюменский государственный университет, 2008 г. © Ермолаева В.А., 2008 г. Пояснительная записка
Дать студентам вводные представления об экономической, социальной и политической географии, познакомить с ее местом, ролью и значением в современном мире, показать важность экономико-географического подхода в решении региональных и глобальных проблем современности. Задачи дисциплины: •рассмотреть теоретические и методологические основы современной экономической географии; •создать необходимую информационную базу для понимания реальных процессов трансформации пространства; •показать модели размещения экономических объектов и прикладные направления экономико – географических исследований. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Современную систему географических наук и место в ней экономической, социальной и политической географии ее конструктивное и мировоззренческое значение.
Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общее количество часов на изучение дисциплины - 72 часа, из них - 18 часов лекций, 18 часов практических занятий, 36 часов самостоятельная работа. Рабочая программа курса составлена в соответствии с рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, которая предусматривает организацию учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100 – бальной системе. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на два модуля. Освоение каждого модуля завершается контрольным мероприятием. Шкала перевода баллов в оценки: - 60 баллов и менее – «неудовлетворительно»; - от 61 до 75 баллов – «удовлетворительно»; - от 76 до 90 баллов – «хорошо» - от 91 до 100 баллов – «отлично». Перечень обязательных видов работы студента по дисциплине:
Поощрительные баллы назначаются за:
Таблица 1 Тематический план
Таблица 2
Таблица 3
Модуль 1 Теоретические основы экономической географии Тема. Введение в экономическую географию. Экономическая география в системе образования. Представление экономической географии. Ключевые вопросы науки. Основные понятия науки. Определение экономической географии. Объект и предмет изучения. Внутренняя структура экономической географии. Тема. История развития и парадигмы экономической географии. Связь истории и методологии географии с практикой - с развитием общества и производительных сил. Различия и взаимосвязи различных научных дисциплин – «история географических открытий», «историческая география и "история географии». Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, научная, радикальная и гуманистическая парадигмы. Системно – структурный подход. Информационно – проблемная парадигма. Информационная теория развития глобальной системы Земли. Модуль 2 Пространственный синтез и отраслевой анализ в экономической географии. Тема. Структуры Земли Структура глобальной системы. Динамика глобальной системы. Основные тенденции изменения. Глобальные проблемы. Модели Мальтуса и Медоуза. Пределы роста. Концепция устойчивого развития. Зональные, континентальные и океанические структуры. Первичная дифференциация земной поверхности. Тема. Понятие стран, регионов и локалитетов. Происхождение и трансформация стран. Типология и классификация стран. Проблемное и конструктивное страноведение. Разработка стратегий развития. Группы стран как макрорегионы мира. Тема. Отраслевой анализ в экономической географии. География природных ресурсов и природопользования. Основные понятия. Эколого – географическое районирование. География населения. География городов. География хозяйства. Секторная и отраслевая структура хозяйства. Модели размещения сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Модели размещения предприятий сферы услуг. География инфраструктуры. Модуль 3 Прикладные направления в экономической географии Тема. Территориальное планирование. Цели, задачи, структура, уровни походы к осуществлению территориального планирования. Советский опыт территориального планирования. Западный опыт территориального планирования. Тема. Геополитика и геоэкономика. Развитие геополитических идей и концепций. Геополитика времен холодной войны. Новая геополитика. Тема. Диффузия нововведений. Перспективы экономической географии. Экономическое понятие «нововведение» и географическое понятие «диффузия нововведений». Модель Хегерстранда и ее модификации. Прикладное значение диффузии нововведений. Перспективы экономической географии, новые направления исследования. Мировые тенденции развития. Экономическая география в России, США, и Нидерландах.
Занятие 1. Введение в экономическую географию. Парадигмы экономической географии.
Занятие 2. История развития экономической географии.
Занятие 3. Иерархия научных знаний.
Занятие 4. Классификация стран мира.
Занятие 5. Регионы и локалитеты.
Занятие 6. География природных ресурсов и природопользования.
Занятие 7. География населения.
Занятие 8. География хозяйства.
Занятие 9. Прикладная экономическая география.
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 7.1. Перечень тем рефератов, докладов. 1. Начало формирования новой географии XIX века: А.Гумбельдт, К.Риттер, И.Тюнен, К.Арсеньев. 2. Основныe направления развития экономико-географических идей. Французская школа географии человека. 3. Роль и значение К.И.Арсеньева в создании иерархии экономических районов в России. Теоретические основы районирования Н.П.Огарева. 4. Н.Н.Баранский, Н.Н.Колосовский и И.А, Витвер - основные теоретические положения в области социально-экономической географии. Развитие районной отечественной школы экономической и социальной географии во второй половине XX века. 5. Основные западные школы экономической и социальной географии второй половины XХ века. Пространственный анализ П.Хаггет, Д. Харвей, В.Бунге и др. 6. Учение об экономико – географическом положении. Учение о географическом разделении труда. 7. Учение о территориально – производственном комплексе. 8. Учение о территориальной организации хозяйства и общества. 9. Концепции социально – экономической географии. 10. Всемирный процесс урбанизации (Вклад Валерия Михайловича Харитонова в изучение вопроса). 11. Основные сельскохозяйственные районы мира. 12. Модели размещения промышленных предприятий. 13. Геополитика времен холодной войны. 14. Экономическая география в странах Запада: школы США, Нидерландов. Объем реферата от 15 – 20 стр. машинописного текста, написанных через 1,5 интервала, шрифт – 14. Желательно к защите составление презентации. Максимальная оценка реферата составляет 10 баллов при успешной защите. Объем доклада составляет до 5 стр. машинописного текста. Максимальная оценка – 5 баллов. 7. 2. Вопросы для написания эссе 1. Поясните разницу между экономическим и географическим пониманием «инновации». 2. Обоснуйте сходство и отличие геополитики и геоэкономики. 3. Какой тип города, по вашему мнению, более комфортен для жизни людей. Обоснуйте своё мнение. 4. Определите идеальное и реальное положение Вашего города в иерархической системе российских городов согласно правилу «ранг – размер». Будущее Вашего города, как вы его видите. 5. Проект «Дружба» XXI века меняет основной - европейский вектор энергоэкспортной политики России. Обоснуйте геополитические и географические выгоды данного проекта. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, неординарность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. В эссе не должно быть более 5 страниц. Максимальная оценка эссе – 5 баллов. |
География, страноведение «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»... | Рабочая программа предмета «география» Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди.... | ||
Программа по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение» | Рабочая программа дисциплины география поволжья Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля... | ||
Рабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география» В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения... | Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили... | ||
Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География».... | Рабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый... «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | Николина В. В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;... | ||
Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400... Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Программа «География. Край родной» Ния уриб «Турист», 1991г. Типовая программа представлена разделом «География Пермского Края» по курсу «География России». В основу... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география» |