Скачать 1.03 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Направление подготовки 030300 - ПСИХОЛОГИЯ Профиль подготовки Практическая социальная психология Психология здоровья Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО «МПСУ». Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению - психология. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Кузьмина Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ 1. Цели освоения дисциплины: Формирование когнитивной составляющей профессиональной компетентности бакалавров психологии (ее теоретической, психологической и педагогической составляющих) на основе формирования системы профессиональных знаний в области специальной психологии, формирования базовых представлений о закономерностях формирования психики в условиях нарушенного развития, совокупности умений конструировать и организовывать коррекционный процесс с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, осуществлять дифференцированное обучение, оценивать уровень собственной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Основы психологической коррекции»» относится к вариативной части базовой блока профессионального цикла дисциплин. Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Введение в психологию», «Психология мотивации и эмоций», «Психология познавательных процессов», «Психология личности», «Социальная психология, «Психология развития и возрастная психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», »Специальная психология», «Психология девиантного и аддиктивного поведения». Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: « Психология аномального ребенка», «Психология аномальной личности», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология семьи», «Психология стресса», «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование семей с проблемными детьми», «Психологическая помощь детям с трудностями в обучении» . Объем в ЗЕ: 3 . Время изучения: курс 2 семестр 3 ( Очная форма обучения) 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психологической коррекции». Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью и готовностью к:- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); (данная компетенция формируется частично); - владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); (данная компетенция формируется частично); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); (данная компетенция формируется частично); - применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); (данная компетенция формируется частично); - владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); (данная компетенция формируется частично); - восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); (данная компетенция формируется частично); - овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); (данная компетенция формируется частично); -профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); (данная компетенция формируется частично); - овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). (данная компетенция формируется частично); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): - общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к: реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); - отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); (данная компетенция формируется частично); - описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); (данная компетенция формируется частично); - осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); - выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); - психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); (данная компетенция формируется частично); - прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). Научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью к: - пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10); (данная компетенция формируется частично); - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); (данная компетенция формируется частично); - проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); (данная компетенция формируется частично); - реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13); Педагогическая деятельность: способностью и готовностью к: участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); -использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18); - самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); (данная компетенция формируется частично); -просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). (данная компетенция формируется частично); Организационно-управленческая деятельность: способностью и готовностью к: - анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); (данная компетенция формируется частично); - проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22); (данная компетенция формируется частично); реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23); (данная компетенция формируется частично). В результате изучения обучающийся должен Знать: - современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ, - природу, сущность, содержание психокоррекции как особого научного направления; - соотношение психологической коррекции с другими видами психологической помощи, этических принципах психологической коррекции;
-методы проведения специальных психологических исследований, -принципы и методы психологической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых, -разнообразие методов психологической реабилитации лиц с ОВЗ.
Уметь:
Владеть: - навыками межличностных отношений, -дистанционными технологиями в специальном образовании, -методами и приемами психологического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития, -методами и приемами психокоррекционного воздействия; -основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: . Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 52/48 % - инструментальный кластер Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ 4. Структура и содержание дисциплины «Основы психологической коррекции» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетные единиц 108 часов. Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Московский психолого-социальный университет факультет психологии утверждаю Целью настоящего курса является знакомство студентов с дифференциальной психологией как самостоятельным разделом психологии, изучающим... | ||
Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат) | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | ||
Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,... | Факультет психологии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». В программе предоставлен тематический... | ||
«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Факультет психологии утверждаю «Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,... | ||
«академия социального образования» факультет педагогики и психологии... Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения | Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | Психологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии | ||
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры... | Психологический факультет Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии |