Факультет психологии утверждаю





НазваниеФакультет психологии утверждаю
страница1/7
Дата публикации17.04.2015
Размер1.03 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Направление подготовки
030300 - ПСИХОЛОГИЯ


Профиль подготовки

Практическая социальная психология

Психология здоровья


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________


Москва

2012
Составитель: Разуван Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО «МПСУ».

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению - психология. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Кузьмина Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ


1. Цели освоения дисциплины:

Формирование когнитивной составляющей профессиональной компетентности бакалавров психологии (ее теоретической, психологической и педагогической составляющих) на основе формирования системы профессиональных знаний в области специальной психологии, формирования базовых представлений о закономерностях формирования психики в условиях нарушенного развития, совокупности умений конструировать и организовывать коррекционный процесс с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, осуществлять дифференцированное обучение, оценивать уровень собственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Основы психологической коррекции»» относится к вариативной части базовой блока профессионального цикла дисциплин. Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: «Введение в психологию», «Психология мотивации и эмоций», «Психология познавательных процессов», «Психология личности», «Социальная психология, «Психология развития и возрастная психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», »Специальная психология», «Психология девиантного и аддиктивного поведения».

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: « Психология аномального ребенка», «Психология аномальной личности», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология семьи», «Психология стресса», «Основы консультативной психологии», «Психологическое консультирование семей с проблемными детьми», «Психологическая помощь детям с трудностями в обучении» .
Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 2 семестр 3 ( Очная форма обучения)

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы психологической коррекции».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью и готовностью к:- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); (данная компетенция формируется частично);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); (данная компетенция формируется частично);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); (данная компетенция формируется частично);

- применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); (данная компетенция формируется частично);

- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); (данная компетенция формируется частично);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); (данная компетенция формируется частично);

- овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); (данная компетенция формируется частично);

-профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); (данная компетенция формируется частично);

- овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). (данная компетенция формируется частично);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); (данная компетенция формируется частично);

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); (данная компетенция формируется частично);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); (данная компетенция формируется частично);

- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью к:

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10); (данная компетенция формируется частично);

- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); (данная компетенция формируется частично);

- проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); (данная компетенция формируется частично);

- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

Педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к: участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

-использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); (данная компетенция формируется частично);

-просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). (данная компетенция формируется частично);

Организационно-управленческая деятельность:

способностью и готовностью к: - анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); (данная компетенция формируется частично);

- проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22); (данная компетенция формируется частично);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23); (данная компетенция формируется частично).
В результате изучения обучающийся должен

Знать:

- современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ,

- природу, сущность, содержание психокоррекции как особого научного направления;

- соотношение психологической коррекции с другими видами психологической помощи, этических принципах психологической коррекции;

  • основные принципы психологической коррекции, основные подходы к проблеме нормы развития;

  • основные виды отклонений, основные модели объяснения отклонений и принципы работы с ними;

-методы проведения специальных психологических исследований,

-принципы и методы психологической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых,

-разнообразие методов психологической реабилитации лиц с ОВЗ.

  • принципы составления коррекционных программ, основные методы психокоррекционной работы в различных сферах;

  • закономерности построения коррекционного процесса в различных видах учреждений;

Уметь:

  • - применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки,

  • составлять психокоррекционные технологии, ориентировочные психокоррекционные программы;

  • обосновывать подбор психодиагностических и коррекционных методик соответственно проблеме, обосновывать критерии эффективности коррекционной работы для различных случаев;

  • реализовывать психокоррекционные комплексы.

  • -использовать активные и интерактивные методы психологической коррекцти лиц с ОВЗ,

  • -работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,

  • -участвовать в деятельности методических групп и объединений,

  • -определять диагностические и прогностические показатели психического развития лиц с ОВЗ,

  • -проводить анализ собственной деятельности,

Владеть:

- навыками межличностных отношений,

-дистанционными технологиями в специальном образовании,

-методами и приемами психологического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития,

-методами и приемами психокоррекционного воздействия;

-основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

  • формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;

  • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

  • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

  • Формирование у студентов знаний о теоретико-методологических основах психокоррекции;

  • Формирование представлений об общих и специфических закономерностей нарушенного развития, знакомство студентов с особенностями психофизического и личностного развития детей с различными нарушениями;

  • Формирование знаний об особенностях реализации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ;

  • Формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения студентов к лицам с нарушениями развития, формирование готовности к осуществлению деятельности по преодолению в социуме стигматизирующих установок, предупреждению стереотипного восприятия и отношения общества к лицам с отклонениями в развитии.

  • Практическое освоение приемов оказания психокоррекционной помощи лицам с нарушениями развития.

  • Наличие позитивной психологической установки на работу с лицами с ОВЗ.

  • Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

52/48 % - инструментальный кластер

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

4. Структура и содержание дисциплины «Основы психологической коррекции»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетные единиц 108 часов.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет психологии утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет психологии утверждаю iconМосковский психолого-социальный университет факультет психологии утверждаю
Целью настоящего курса является знакомство студентов с дифференциальной психологией как самостоятельным разделом психологии, изучающим...
Факультет психологии утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат)
Факультет психологии утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
«Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,...
Факультет психологии утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
«Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции формируемые в результате освоения психологии малой группы,...
Факультет психологии утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология». В программе предоставлен тематический...
Факультет психологии утверждаю icon«Челябинский государственный педагогический университет» (фгбоу впо...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет психологии утверждаю iconФакультет психологии утверждаю
«Психология». Включает в себя цели, задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения практикума по психодиагностике,...
Факультет психологии утверждаю icon«академия социального образования» факультет педагогики и психологии...
Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Факультет психологии утверждаю iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Факультет психологии утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Факультет психологии утверждаю iconПсихологический факультет кафедра клинической психологии и психофизиологии

Факультет психологии утверждаю iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Факультет психологии утверждаю iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Факультет психологии утверждаю iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...

Факультет психологии утверждаю iconПсихологический факультет
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск