№№№№ №
| Тема урока
| К/ч
| Цели урока
| Стандарт образования
| Тип, форма урока
| Методы обучения
| Ученик должен
Знать Уметь
| Теория литературы
| Региональный компонент
| Примечание
|
Введение (1 час)
|
1
| Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| 1
| Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| Беседа. Игра
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать основные произведения, изученные в 7 классе. Уметь анализировать их.
|
|
| Презентация
|
Устное народное творчество. Былины (5 часов)
|
2
| Былина как жанр фольклора.
| 1
| Изучить былину как жанр, её особенности.
| Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
| Тест. Лекция. Эвристическая беседа.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать определение жанра. Уметь находить особенности былины
| Былина
Предание
|
| Презентация
|
3
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник».
| 1
| Изучить особенности Киевского цикла былин. Познакомиться с былиной «Илья Муромец и Соловей разбойник»
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.
| Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать определение жанра. Уметь находить особенности былины
| Гипербола
|
| Презентация
|
4
| Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович»
| 1
| Изучить особенности Новгородского цикла былин. Познакомиться с былиной «Вольга и Микула Селянинович»
| Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.
| Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать определение жанра. Уметь находить особенности былины
| Героический эпос
|
| Презентация
|
5
| Пословицы и поговорки.
| 1
| Изучить определение жанра пословиц и поговорок.
| Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
| Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать определение пословиц и поговорок. Уметь отличать их от других жанров.
| Пословицы и поговорки
|
| Презентация
|
6
| Развитие речи. Сочинение-описание по картине В. Васнецова «Богатыри»
| 1
| Написать сочинение по картине Васнецова.
|
| Урок развития речи
| Развитие речи
| Знать историю создания картины. Уметь излагать свои мысли.
|
|
| Презентация
|
Древнерусская литература (4 часа)
|
7
| Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».
| 1
| Изучить особенности Древнерусской литературы. Познакомиться с «Повестью временных лет»
| Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.
| Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание отрывка. Уметь находить особенности ДРЛ.
| Летопись
|
| Презентация
|
8Р
| Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.
| 1
| Изучить особенности Древнерусской литературы. Познакомиться с «Поучением Владимира Мономаха»
| Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.
| Выразительное чтение наизусть Творческая работа «Поучение младшему брату».
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание отрывка. Уметь находить особенности ДРЛ.
| Поучение
|
| Презентация
|
9
| «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
| 1
| Изучить особенности Древнерусской литературы. Познакомиться с «Повестью о Петре и Февронии Муромских»
| Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
| Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание отрывка. Уметь находить особенности ДРЛ.
|
|
| Презентация
|
10
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести.
| 1
| Изучить особенности Древнерусской литературы. Познакомиться с «Повестью о Петре и Февронии Муромских»
| Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание отрывка. Уметь находить особенности ДРЛ.
|
|
| Презентация
|
Русская литература 18 века (3 часа)
|
11
| М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».
| 1
| Изучить отрывки из биографии Ломоносова.
| М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.
| Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать биографию Ломоносова. Уметь читать оды.
| Ода
|
| Презентация
|
12
| М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)
| 1
| Познакомиться с «Одой на день восшествия». Изучить особенности оды как жанра.
| Практикум анализа стихотворения.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать биографию Ломоносова. Уметь читать оды.
| Ода
|
| Презентация
|
13
| Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».
| 1
| Изучить биографию Державина. Познакомиться с его стихами.
| Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
| Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать особенности поэзии Державина. Уметь читать его стихи.
|
|
| Презентация
|
Русская литература 19 века (34 часа)
|
Творчество А. С. Пушкина (9 часов)
|
14
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.
| 1
| Изучить биографии. Пушкина. Показать интерес Пушкина к истории.
| Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.
| Выразительное чтение наизусть Лекция
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать биографию Пушкина. Уметь видеть историческое в пр-ях П.
|
|
| Презентация
|
15
| «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы.
| 1
| Познакомиться с поэмой Пушкина «Полтава». Раскрыть мастерство писателя в изображении Полтавской битвы.
| Прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.
| Анализ изобразительных средств. Составление плана.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание поэмы. Уметь выраз читать
| Баллада
|
| Презентация
|
16
| А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).
| 1
| Познакомиться с отрывком из поэмы «Медный всадник»
| Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.
| Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание поэмы. Уметь выраз читать
|
|
| Презентация
|
17
| А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.
| 1
| Познакомиться с «Песнью и Вещем Олеге» и её летописным источником.
| «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.
| Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание песни. Уметь видеть летописный источник в основе.
| Песня
|
| Презентация
|
18
| Смысл сопоставление Олега и волхва.
| 1
| Раскрыть смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции.
| Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание песни. Уметь проводить сравнительную х-ку
|
|
| Презентация
|
19
| А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.
| 1
| Познакомиться с поэмой Пушкина «Борис Годунов». Рассмотреть образ летописца Пимена.
| Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина».
| Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики.
| Изучение и первичное закрепление нового материала
| Знать содержание поэмы. Уметь выраз читать
|
|
| Презентация
|