Календарно-тематическое планирование 9 класс «Химия»
Учитель: Рогожникова Яна Владимировна
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса химии для учащихся 9 класса общеобразовательного учреждения ( автор О.С. Габриелян).
Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение.- М.: Дрофа 2009 год.
Количество часов–68 (2 часа в неделю)
Контрольных работ - 3
Практических работ - 5
№ урока
| Тема урока
| Основные элементы содержания
Дополнительные элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Оборудование для демонстраций, лабораторных и практических работ
|
Тип урока
| ДЗ
«О»- обязательный уровень,
«П»- повышенный уровень
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 8
| Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (4часа)
|
|
| 1
| 1. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева.
| Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
Характеристика элемента - металла.
Характеристика элемента-неметалла
| Знать важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.
Уметь: объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп
- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов
| Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
| Изучение нового материала
| §1, §3, упр.5,6 (письменно), 9,10 (устно)
упр.7-8 стр. 8
| 2
| 2. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД
| Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.
| Знать: химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.
Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.
| ПСХЭ
«Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна.
| Комбини-рованный
| §1, упр.2,6; §3, упр.7; §§38-41 – 8 кл.
| 3
| 3. Генетические ряды металлов и неметаллов
| Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах
| Знать: положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.
Уметь: составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе.
| ПСХЭ,
таблица «Генетические связи неорганических веществ»
| Урок - практикум
| §1, упр. 1, 10, 3, 4; §§42,43 – 8 кл.;
Схема из тетради
| 4
| 4. Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
| Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов.
Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия
| Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.
Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций
| Д. Амфотерность гидроксида алюминия и гидроксида цинка
(Растворы едкого натра, соляной кислоты, солей цинка и алюминия).
| Комбини-рованный
| §2, упр.2, 3; §3, упр.8.
| Раздел программы: Металлы (17 часов)
|
|
| 5
| 1. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов
| Краткий исторический обзор:
Век медный – век бронзовый – век железный.
Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.
Строение атомов металлов.
Металлические кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Физические свойства металлов простых веществ.
Легкие и тяжелые металлы.
Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.
| Знать: положение элементов металлов в П.С.
Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.
Уметь:
- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с металлами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
| ПСХЭ
Сборник «Контрольные и проверочные работы . Химия 9» к учебнику Габриеляна.
Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции).
Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов»
| Изучение нового материала
| §4 читать, §5, упр.2, §6, упр. 1,3,4.
упр.5 стр. 23
| 6
| 2. Сплавы
| Сплавы и их классификация.
Черные металлы: чугуны и стали.
Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.
Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов
| Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.
Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов
| Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов
(по коллекциям). Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов
| Комбинированный
| §7, упр.2; учить записи в тетради
| 7
| 3.Химические свойства металлов
| Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами
| Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
| Д. Горение магния.
Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин).
Взаимодействие металлов с галогенами (смесь порошка алюминия с мелкорастертым йодом), фарфоровая чашка, вода, пипетка).
Взаимодействие металлов с серой.
| Комбинированный
| §8, упр. 6; учить записи в тетради
упр.3-4, 5-7 стр. 37
| 8
| 4. Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов
| Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.
Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей.
Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжения.
Металлотермия
| Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
| Ряд активности металлов.
Л. Растворение железа и цинка в соляной кислоте (гранулы цинка, железные опилки, соляная кислота).
Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железо)
| Комбинированный
| 9
| 5. Металлы в природе, общие способы получения металлов
| Самородные металлы.
Минералы. Руды.
Металлургия и ее виды:
Пиро-, гидро-, электрометаллургия.
Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов
| Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.
Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов
| Л. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия
(коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия)
| Комбинированный
| §9, упр.4, 5.
упр.6 стр. 40
| 10
| 6. Общие понятия о коррозии металлов
| Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии
| Знать причины и виды коррозии металлов.
Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту
| Ряд активности металлов.
Слайд-лекция, проектор, ноутбук.
Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии
| Комбинированный
| §10, упр.4, 6.
упр.3 стр. 44
| 11
| 7. Щелочные металлы
| Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.
Щелочные металлы - простые вещества.
Общие физические свойства щелочных металлов.
Химические свойства щелочных металлов:
взаимодействие с простыми веществами, с водой.
Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов
| Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.
| Образцы щелочных металлов,
Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий).
Горение натрия в кислороде
Схема «Натрий и калий в организме человека», «Натрий и калий в продуктах питания».
Видеофильм
| Комбинированный
| §11 (с.44-45), упр.1а, 3.
упр.2 стр. 49
| 12
| 8.Соединения щелочных металлов
| Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов
| Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений
| Л. Распознавание катионов натрия и калия по окраске пламени.
СD «Виртуальная лаборатория»
| Комбинированный
| §11 (с.45-48), упр.1б.
упр.5 стр. 50
| 13
| 9. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
| Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.)
| Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР)
| Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природных соединений
Д. Горение магния.
Взаимодействие кальция с водой (вода, фенолфталеин, кальций, чашка Петри).
Л. Распознавание катионов кальция и бария (растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки)
| Комбинированный
| §12(с.50-52)
упр.3 стр. 56
| 14
| 10. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов
| Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.).
Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов
| Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.
| Таблицы: «Магний и кальций в организме человека», «Магний и кальций в продуктах питания»
| Комбинированный
| Закончить таблицу;§12(с.52-56), упр.4, 5.
упр.8 стр. 57
| |