Скачать 0.69 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.БЕРЕЗОВКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Пиденко Наталии Дмитриевны, учителя 1 квалификационной категории по химии 8-11 классы Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №___________ От «____»________________» 20___г. 2011 – 2012 учебный год 8 КЛАСС Учебно-тематическое планирование по химии Класс 8 Учитель Н.Д Пиденко Количество часов Всего 68 час; в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков – 4, практических работ – 7. Административных контрольных уроков______ч. Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010 г, Учебник О.С Габриелян курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений. Химия 8 класс. Дрофа. Москва. 2007 Год. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2010 г, Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 2 Цели Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в учебном плане школы Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов. В том числе по 68 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю. В авторскую программу внесены следующие изменения: 1.Увеличено число часов на изучение тем: - «Введение» вместо 4 часов 8 за счет включения темы «Валентность» (2 часа), т.к это понятие включено в обязательный минимум по химии 8 класса. Увеличено число часов на изучение темы «Периодическая система химических элементов», т.к эта тема является одной их основных для дальнейшего понимания курса химии. В данную тему включена контрольная работа. - «Соединения химических элементов» с 12 до 17 за счет включения практических работ; урока решения задач, обобщающего урока и контрольной работы. - Включена тема «Скорость химических реакций» (3 часа), т.к. в 11 классе в курсе «Общей химии» на данную тему отводится мало времени. 2.Уменьшено число часов на изучение тем: - «Простые вещества» с 7 часов до 4, т.к. более подробная характеристика металлов и неметаллов рассматривается в курсе 9 класса. - «Растворы. Растворение» за счет включения темы «Скорость химических реакций». Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. 3 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС Введение (8 часов) Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Индексы и коэффициенты. Понятие «валентность». Относительные атомная и молекулярная массы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Атомы химических элементов (10 часов) Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атома. Доказательства сложности строения атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи. Взаимодействие атомов-металлов между собой и образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Простые вещества (4 часа) Положение металлов и неметаллов в периодической системе . важнейшие простые вещества-металлы: железо. Алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода. Азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. 4 Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро». Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы. Соединения химических элементов (17 часов) Степень окисления и ее определение в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представитель летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот. Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с понятием «доля». Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмазов, оксида углерода(IV). Модели атомов. Разделение смесей. Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. 2. разделение смесей с помощью делительной воронки. Изменения, происходящие с веществами (10 часов) Физические явления: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ. Химические реакции. Признаки и условия их протекания. Реакции горения. Экзо- и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена. Расчеты по химическим уравнениям. Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка йода, растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мелом; получение гидроксида меди(11); растворение гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди(11) с кислотой; разложение перманганата калия; взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Лабораторные опыты. Окисление меди в пламени спиртовки; помутнение известковой воды от углекислого газа; получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты; замещение меди в растворе хлорида меди (11) железом. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (3 часа) Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Факторы, определяющие скорость реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, влияние температуры, величина поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и факторы его смещения. Принцип Ле Шателье. 5 Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами; взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой; взаимодействие цинка с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Лабораторный опыт. Изучение влияния условий на скорость химических реакций. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (16 часов) Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории ЭД Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории ЭД: взаимодействие с металлами, с оксидами металлов, с основаниями, солями. Таблица растворимости. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории ЭД: взаимодействие с оксидами неметаллов, с кислотами, солями. Таблица растворимости. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории ЭД. Взаимодействие с металлами, с солями. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Метод электронного баланса. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Горение магния. Лабораторные опыты. Реакции, характерные для кислотных и основных оксидов, для кислот, солей, оснований. Химический практикум (7 ЧАСОВ) |
Календарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова... Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса... | Календарно-тематическое планирование уроков по химии на учебный год... Планирование составлено на основе рабочей программы курса химии для базового изучения химии в X – XI классах общеобразовательных... | ||
Тематическое планирование по химии Класс Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Химия 8- 11 класс, М. Дрофа, 2008 | Программа курса по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.... Календарно- тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год | ||
Тематическое планирование уроков по химии 8 класс «Программы курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» О. С. Габриеляна | Тематическое планирование по химии 11 класс Предмет органической химии. Краткий исторический очерк: виталистическая теория. Связь органической и неорганической химии. Органические... | ||
Тематическое планирование. География. 10 класс Учебно-тематическое планирование. География. 10 класс (35 часов – 1 урок в неделю) | Тематическое планирование по математике, 1 класс Учебно-тематическое планирование по математике, 1 класс, автор учебника М. И. Моро | ||
Тематическое планирование по химии 8 класс Программы для общеобразовательных учреждений курса химии для 8-9 и 10-11 классов, автор Н. Н. Гара | Тематическое планирование уроков химии для учащихся 11 класс Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: в 2 ч./ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. 2003 | ||
Тематическое планирование уроков химии в 11 классе Тематическое планирование уроков химии в 11 классе к учебнику О. С. Габриеляна «Химия» (М.: Дрофа) | Учебно-тематическое планирование по истории Класс Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 10-11 класс для образовательных учреждений «Дрофа»... | ||
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке Образовательная программа кружка «Музыкальная информатика» на базе музыкально-компьютерных технологий | Учебно-тематическое планирование по истории Класс 9 Учитель: Лыскова... Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений | ||
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса В качестве объектов исследования отобраны минеральные удобрения, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе... | Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класс Проверка конспектов и собеседование по теме самостоятельного изучения «Алкадиены» |