Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса





Скачать 109.82 Kb.
НазваниеЭлективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса
Дата публикации01.04.2015
Размер109.82 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Химия > Элективный курс


Химия в огороде

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов
Учебно – тематическое планирование курса:
Утверждено на заседании ШМО ___ сентября 2012 года;

Руководитель ШМО (Соловьев В.В.);
Согласовано с заместителем

Директора по учебной части ___ сентября 2012 года;

Зам. Директора по учебной части (Окунева Г.Н.)
Пояснительная записка

Целью элективного курса “Химия в огороде” является ознакомление учащихся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв. Большой раздел программы отводится изучению различных видов удобрений и правилам их применения. Учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, учатся самостоятельно проделывать агрохимические анализы различных типов почв, некоторых удобрений. В качестве объектов исследования отобраны минеральные удобрения, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе школьного курса химии.

В задачи курса входит более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами лабораторных работ с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, как общего, так и специального назначения.

Программа курса предполагает:

  • развитие интересов учащихся в области химии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;

  • дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии сельского хозяйства;

  • расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;

  • расширение научного мировоззрения учащихся и уточнение естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

  • воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

  • подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Наряду с образовательными задачами, курс предполагает решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.

Тематическое планирование элективного курса по химии для учащихся 9 класса “Химия в огороде” (17 часов)

№№ темы

Наименование изучаемой темы

Число часов

Вид деятельности

1

Организационное занятие. Предмет и задачи курса. Техника безопасности при выполнении практических занятий.

1

Лекция-беседа

2

Почва. Плодородие почвы. Почвенный профиль. Определение мощности почвы и её отдельных горизонтов. Отбор почвенных образцов. Подготовка почвы к анализу.

1

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся, практические работы

3

Состав минеральной и органической частей почвы. Определение влажности, массовой доли органических веществ и перегноя в почве.

1

Лекция-беседа, практические работы

4

Классификация почв. Определение механического состава почвы.

1

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы

5

Свойства почвы: поглотительная способность, кислотность, щелочность. Определение кислотности почвы.

1

Лекция-беседа с демонстрацией опытов, практические работы

6

Известкование почвы. Влияние известкования на урожай огородных культур. Расчет дозы известняка для известкования кислых почв.

1

Лекция-беседа, практические работы

7

Вода почвы. Определение влагоёмкости почвы.

1

Лекция-беседа, практические работы

8

Использование удобрений, их роль. Классификация удобрений.

1

Лекция-беседа

9

Азот в жизнедеятельности растений. Азотные удобрения. Определение содержания нитратного азота в почве.

1

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы

10

Фосфор в жизнедеятельности растений. Фосфорные удобрения.

1

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий

11

Калий в жизнедеятельности растений. Калийные удобрения. Определение содержания калия в почве. Распознавание минеральных удобрений.

1

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы

12

Микроэлементы в жизнедеятельности растений. Микроудобрения. Комплексные удобрения. Расчет питательной ценности удобрений.

1

Лекция-беседа,

Решение расчетных задач

13

Органические удобрения. Влияние органических удобрений на урожай огородных культур.

1

Лекция-беседа

14

Внесение удобрений.

1

Лекция-беседа. Подкормка растений школы растворами удобрений.

15

Химические средства защиты растений от вредителей

1

Лекция-беседа, выполнение практической работы

16

Защита курсовых работ по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ.

1

Защита курсовых работ (творческих проектов)

17

Практические занятия в школьном огороде

1

Практические работы

 

Итого часов

17

 

Содержание курса

Тема 1. Организационное занятие. Выбор старосты и его помощников. Общие требования к учащимся (рабочий журнал, халат, дисциплина и т.д.). Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Агрохимия как наука, ее связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк развития агрохимии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. Уточнение расположения в кабинете электрических выключателей, водопроводных и газовых кранов, средств тушения пожаров. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Тема 2. Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы.

Практические работы:

№ 1. “Определение мощности почвы и её отдельных горизонтов”.

№ 2. “Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу”.

Тема 3. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические вещества (гумус); гуминовые кислоты.

Практические работы:

№ 3 “Определение влажности и массовой доли органических веществ почвы”.

№ 4 “Определение массовой доли перегноя в почве”.

Тема 4. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по механическому составу, гранулометрический состав почв.

Практические работы:

№ 5 “Определение механического состава почвы “методом шнура” Качинского”.

№ 6 “Определение механического состава почвы методом отстаивания”.

Тема 5. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое поглощение. Понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности основаниями.

Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы. Щелочность почв.

Практические работы:

№ 7 “Определение активной кислотности почвы”.

№ 8 “Определение обменной кислотности почвы”.

№ 9 “Определение гидролитической кислотности почвы”.

Тема 6. Известкование почвы. Влияние известкования на урожай моркови, капусты, свеклы – анализ урожайности этих культур за несколько лет. Расчет дозы известняка для известкования кислых почв. Растения – индикаторы кислых почв.

Тема 7. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.

Практические работы:

№ 10 “Определение влагоёмкости почвы”.

Тема 8. Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений.

Тема 9. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения.

Практические работы:

№ 11 “Определение содержания нитратного азота в почве”.

Тема 10. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах.

Тема 11. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение.

Практические работы:

№ 12 “Определение содержания калия в почве”.

№13 “Распознание минеральных удобрений”.

№ 14 “Распознание минеральных удобрений с помощью определителя”.

Тема 12. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента. Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения.

Тема 13. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты). Анализ урожайности картофеля и других огородных культур – влияние на урожай органических удобрений.

Тема 14. Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.

Практические работы:

№15 «Внесение в почву раствора органических удобрений – куриного помета»

№16 «Подкормка растений школы растворами минеральных удобрений».

Тема 15. Химические средства защиты растений: гербициды, фунгициды и т.д. Проблемы защиты окружающей среды. Замена химических препаратов биологическими препаратами.

Практические работы:

№17 «Приготовление отвара пижмы для обработки растений»

Тема 16. Защита курсовых работ (творческих проектов) по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ (творческих проектов). В конце года каждый ученик защищает курсовую работу (творческий проект) по индивидуальной теме, по результатам которой выставляется итоговая оценка за курс. Организуется смотр-выставка курсовых работ. Учащиеся, добившиеся лучших успехов, поощряются.

Тема 17. Практические занятия в школьном огороде (летняя практика)

Примерный перечень тем творческих проектов

  1. История зарождения и развития агрохимии. Этапы использования удобрений в жизни человека.

  2. Химизация земледелия.

  3. Питание растений из почвы.

  4. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений.

  5. Органические и минеральные вещества почвы.

  6. Методы определения содержания в почве минеральной и органической части.

  7. Типы почв, встречаемых на территории России.

  8. Вода в жизни животных и растений.

  9. Значение азота, фосфора, калия в жизни растений.

  10. Содержание основных элементов питания растений (азота, фосфора, калия) в различных типах почв.

  11. Методы определения содержания азота, фосфора, калия и микроэлементов в почве.

  12. Кислотность почв. Методы устранения избыточной кислотности почвы.

  13. Методы определения кислотности почвы.

  14. Значение микроэлементов в жизни растений и животных.

  15. Органические удобрения (торф, навоз, компосты и др.).

  16. Бактериальные удобрения (нитрагин, азотобактерин и др.).

  17. Распознавание удобрений по качественным реакциям.

  18. Анализ органических удобрений.

  19. Агрохимические анализы, их производственное и научное значение.

  20. Основы получения и производства удобрений.

Требования к результатам обучения

  1. Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с почвами и удобрениями.

  2. Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.

  3. Иметь понятие об агрохимии и истории ее развития.

  4. Знать основные свойства почвы; количественные показатели содержания тех или иных элементов в почве; значение азота, фосфора, калия и микроэлементов для жизнедеятельности растений; основы классификации почв и удобрений; основные способы применения удобрений.

  5. Иметь понятия об анализе почв и удобрений. Уметь определять удобрения. Уметь сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов.

  6. Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить курсовую работу (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.

  7. Видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств почвы и качества удобрений. Понимать, что без глубоких химических и биологических познаний нельзя стать агрономом высокой квалификации.

Литература

1. Иванов П.П. Агрохимический кружок в школе

2. Штремплер Г.И., Лисин А.И. Агрохимия в школе

3. Онегов А.С. Школа юннатов

4. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке

5. Подборка статей «Сельские вести»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconЭлективный курс по химии для учащихся 9-го класса Учебно тематическое планирование курса
Программа разработана для учащихся с ориентацией на естественнонаучный профиль. Данная программа знакомит с веществами из повседневной...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма содержит: Пояснительную записку; Содержание изучаемого...
Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса учащихся, а также для реализации полученных знаний на практике и...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconУчебно-тематическое планирование по химии Класс 8
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы курса...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconРабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconТематическое планирование уроков по химии 8 класс
«Программы курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» О. С. Габриеляна
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма курса по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений....
Календарно- тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconЭлективный курс по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconТематическое планирование по химии 8 класс
Программы для общеобразовательных учреждений курса химии для 8-9 и 10-11 классов, автор Н. Н. Гара
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconПрограмма  Тематическое планирование
Самкова, В. А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование....
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно тематическое планирование курса iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск