Тематическое планирование
учебного материала
по истории
7 класс
Программа: Общеобразовательная
ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ РАСЧИТАН НА 70 ЧАСОВ
СОДЕРЖАНИЕ:
ИСТОРИЯ РОССИИ 9включая (историю татарского народа и историю Татарстан )– 46
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ- 24
Количество часов в неделю: 2 часа
Учебно-методический комплекс:
Учебники:
1.Учебник: Новая история..1500-1800.
Авторы: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Просвещение», 2003
2. Учебник: История ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ – М., «ДРОФА, 2000
Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулин
3.Учебник :«История Татарстана. ХYIв.- ХYII!в »
Авторы: Гилязов И.А., Пискарев В.И., ТаРИХ, 2004
Количество часов в неделю: 2 часа
Методическое обеспечение:
1.Поурочные разработки к учебнику « Россия с древнейших времен – 16 в.».,М: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002
2 Методические рекомендации к изучению истории. М, Владос, 2002 г.
4.Задачник по истории России, Горяйнов С.Г., Р на Дону: Феникс, 1996 г..
5.Тесты по истории России. Саратов: Лицей, 2004 г.
Мультимедийные пособия
Учебное электронное издание по курсу «История России» /разработан компанией «Новый диск»по заказу компании «Марис» - 2003
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 5-е изд. / «Кирилл и Мефодий», 2001
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки по истории России»,2006
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «МХК», 2008
ЕГЭ. Локальная версия официального сервера информационной поддержки ЕГЭ / 2002
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «История России с 862-1917 г.», 2008
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование предназначено для 7 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерной программе по истории (издательства «Дрофа», составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев 2007 г.)
Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом Мои Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/2010 учебном году» от (приказ МО и Н РФ от 16.10.2009 г. № 793\9). и распределяется следующим образом: «Новая история. XVI – XVIII в.в.» (24 часов), «История России,. включая историю татарского народа и историю Татарстана XVI – XVIII в.в.» (46 часа).
В результате изучения курса новой истории учащиеся 7 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период ХIХ – начала ХХ века:
периодизация Нового времени
особенности ментальности человека Нового времени
преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным
причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества
дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации
бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма
новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий
дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»
использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй
международные конфликты, приводившие к войнам
особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости
важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека
изменения в повседневной жизни человека.
При изучении курса истории России XVI – XVIII века необходимо реализовать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:
познакомить учащихся с основными событиями российской истории XVI – XVIII века, включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей
представить разнообразные варианты объяснения событий истории и отражения их в современной жизни
расширить представления школьников об основных источниках знаний по истории России, выявить их специфику для XVI – XVIII века
продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей)
научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий
создать условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей конца XV – начала ХIХ века, восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами
способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.
В 7-ом классе изучается история Татарстана, охватывающая события XVI – XVIII века. Среднее Поволжье развивалось в русле общероссийских тенденций. Вместе с тем в его истории есть и отличительные черты, обусловленные географическим положением, многонациональным составом и угнетенным положением нерусского населения. Изучаемый период национально-региональной истории важен для понимания процессов формирования татарской буржуазии, роста национального самосознания и национального движения. Материал по данному курсу изучается отдельным блоком после изучения истории России.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков: ориентирована на активизацию реальной практической деятельности ребенка по познанию мира, самопознанию и самоопределению. К 7-му классу у школьников накапливается определенный опыт познавательной деятельности на базе исторического материала. Это позволяет расширить типологию заданий, усложнять мыслительную работу, повысить степень их самостоятельности. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают:
методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории)
выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин)
анализ целей и результатов
объяснение преимуществ и недостатков
выявление общего и различного
объяснение фактов
сопоставление различных суждений
умение использовать внешкольные источники, информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования)
разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
В процессе изучения истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
В программе дан перечень примерных умений, осваиваемых учащимися при изучении каждого подраздела тем курса, составленный на основе требований Обязательного минимума содержания основных образовательных программ к уровню подготовки выпускников.
Необходимым условием повышения эффективности обучения является использование межкурсовых связей, так как при таком подходе создаются благоприятные условия для повторения и закрепления важнейших фактов и понятий, для установления сущностных связей между ними, познанию исторических закономерностей.
Историю в 7 классе учитель начинает с истории России и Казанского ханства, так как основные даты - 2 октября – взятии Казани, 4 ноября День народного единства, Праздник Казанской богоматери, изучаются в 1 четверти и учащихся должны быть сформированы представления о событиях этого времени.
Основная функция курса истории – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий, учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
№ п/п
| Наименование раздела, темы урока
| Содержание
| Планируемые результаты
Знать
уметь
|
КОЛ.ЧАСОВ
|
Дата
|
Литература
|
.История России XVI – XVIII в.в. (34 часа).
| Тема I. Россия в начале XVI века (5 часов).
|
| Учись учиться.
Россия в 15 в. Взгляд в прошлое. Население и хозяйство страны в 16 в. казанский край в н. 16 в.
| Характеристику
России 15 в.
рост территории,
завоевание Ивана3.
Василия 3.
| Знать национальный состав населения и хозяйственную жизнь России начала XVI века.
Определения:
Яровые,
Озимые,
Казачество,
Зона рискованного земледелия.
| Уметь характеризовать геополитическое положение страны. Уметь характеризовать
подсечно-
огневую систему,
-почему
животноводство играло в стране такую большую роль,
|
1
|
1
|
|
Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969.
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономичес-кой и политической истории России середины XVI в. М., 1960.
|
| Становление Российской державы.
| Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. города, ремесло и торговля в начале XVI века.
| Дать характеристику строю в стране,
Основным занятиям в стране людей.
Определения:
Империя
Сословия
дворяне
Персоналии: Иван 3
Василий 3, Е.Глинская
| Уметь объяснять причину
росту городов,
-какие реформы
проводились в России
в н.16 в., уметь давать им значение.
|
|
|
|
| Укрепление центральной власти.
Реформы Ивана 4.
| Детство Ивана 4,
Правление бояр,
Личность Ивана 4,
Деятельность Избранной рады.
Установление самодержавной власти царя.
Реформы середины XVI в.
Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
| Определение:
Избранная рада,
Централизованное государство.
Земской собор
Знать персоналии:
Андрей Курбский, Сильвестр, Алексей Адашев, митрополит Макарий, Иван IV – «царь всея Руси», Малюта Скуратов, избранная рада, Судебник - 1550, Земский собор - 1549, Стоглав - 1551, 1589 – патриарх Иов.
| Уметь объяснять понятия:
Сословно-представительная монархия;
|
|
|
|
| Внешнеполитические успехи
России в 50-е г.16 в.
| Направление внешней политики при Иване IV; Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).
| Знать Казанское ханство и его взятие в 1552 г.; Астраханское (1556); Сибирское (1558. Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии
| Уметь показывать по карте направление и итоги внешней политики.
|
1
|
1
|
|
| Усиление власти
Ивана 4.
Опричнина.
| Установление самодер-жавной власти царя; ре-формы сер. XVI в.; Земс-кий собор; Судебник.
Опричнина; последние годы Ивана Грозного.
| Знать о деятельности Ива-на Грозного, Боярской Думе, Земском соборе, приказах.
Знать причины установ-ления опричнины и ее последствия.
| Уметь характеризовать правление Ивана Грозного.
Уметь готовить сооб-щения по данной теме.
|
1
|
1
|
|
1
|
1
|
|
| Народы Поволжья после вхождения в состав российского государства.
| Религиозная и социальная политика царизма в Казанском крае.
| Знать о социальной и религиозной политике властей в крае. Протекторат Москвы
Героическое сопротивление казанцев.
Причины падения Казанского ханства.
Персоналии:
Шах-Али, Сююмбике, Утямыш-Гирей, Сафа-Гирей, Хан Кучум,
Даты:
1487-1521 – протекторат Москвы, 1521 -1551 правление крымский ханов, 2.10.1552 – взятие Казани.
| Объяснять причины
Падения Казанского ханства.
Уметь характеризовать религиозную политику в крае, проводимую Иваном 4.
Уметь обосновать положение ясачных людей.
|
|
|
|
| Духовная жизнь русского общества и государства. Культура и быт в 16 в.
| Церковная жизнь; литература; архитектура и живопись. Влияние централизации страны на культурную жизнь.
| Знать о развитии русской культуры конца XV – XVI в. в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
| Уметь готовить сообщения, рефераты, доклады.
|
1
|
1
|
|
| Российское государство в к.16 в.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема II. Смутное время (5 часов).
|
| Смута в Российском государстве. Казанский край в смутное время
| Пресечение правящей династии и начало Смуты. Бунташный век; Крестьянская война К. Булавина в Поволжье.
Начало самозванца; Лжедмитрий I и Борис Годунов; правление Лжедмитрия I. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты.
| Знать причины Смуты и правление Бориса Годунова. Знать о налогах с местного населения, Смуте, ясачных людях
Знать причины прихода к власти Лжедмитрия I.
| Уметь характеризовать обострение противоречий и предпосылки Смуты.
Уметь характеризовать правление Лжедмитрия I.
|
1
|
1
|
|
Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.
Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М., 2002.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981.
|
| Окончание Смутного времени в России.
Население и хозяйство
после Смуты.
.
| Правление Шуйского; восстание Болотникова; Лжедмитрий II; вторжение интервентов; семибоярщина.
Второе ополчение; Земский собор; вступление Михаила Романова на престол.
| Знать о восстании Болотникова, иностранной интервенции и первом ополчении.
Знать основные события Смуты, ее итоги. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
| Уметь работать с картой и текстом учебника.
Уметь составлять развернутый план, работать с картой.
|
1
|
1
|
| Становление абсолютных монархий. Реформация.
|
| Государство первых Романовых.
| Россия в первой половине XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
.
| Знать личности первых Романовых на российском престоле; Церковный раскол. Старообрядчество. Юридическое оформление крепостного права.
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Определения:
Раскол, абсолютизм, мануфактуры, ясак, тягло, крепостное право, старообрядцы
1613 – Земский собор, избрание Михаила Романова,
Соборное уложение – 1649, 1667 – Новоторговый устав,
Персоналии:
Филарет, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович Тишайший, Морозова, Ордин-Нащокин.
| Объяснять причины Соляного бунта и принятие Соборного уложения. Уметь характеризовать положение крестьян по Соборному уложению 1649 г. Объяснять причины
восстановление самодержавия.
Охарактеризовать политику первых Романовых показывать
рост территории государства.
|
1
|
1
|
|
Кулюгин А. Энциклопедия российских царей. М., 2001.
|
| Технические открытия и великие географические открытия.
| Новые изобретения и усовершенствования в мореплавании и кораблестроении.
| Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.Генрих мореплаватель.
Марко Поло.Х.
Колумб Путешествия В. да Гамы, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро.
| Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
|
|
|
|
| Эпоха Возрождения
| Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса.
| Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт
| Объяснить причину
Изменения взглядов гуманистов.
|
|
|
|
| Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе.
| Признаки абсолютной монархии, причины становления.
Единая система управления. Налоговая система.
| Укрепление королевской власти в Англии и Франции.
| Давать характеристику
Правителям:
Генриху VIII. Елизавете I.
Людовику 14.
|
|
|
|
| Реформация и Контрреформация
В Европе
| .Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола.
| Реформация и контрреформация, лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, протестантизм,
Лютер, Мюнцер. Кальвин, Генрих VIII.
| Реформация – эпоха кризиса католической церкви – объяснить причины.
|
|
|
|
| |