Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин УТВЕРЖДАЮ
Декан инженерно-строительного факультета
__________________Н.В. Бутримова
«_____»_______________ 2010 г.
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета заочного обучения
__________________И.М. Дребнева
«_____»________________ 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Специальность: 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство» Факультет: инженерно-строительный, заочного обучения Форма обучения: очная, заочная
Бузулук 2010 Рецензент старший преподаватель БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ Кузяева Н.А.
Рабочая программа «Культурология»/ сост. С.И. Сергеева. Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010.- 26 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной и заочной формобучения специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство».
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство», утвержденного 07.03.2000г. Министерством образования Российской Федерации.
Составитель: С.И. Сергеева «___» ____________ 2010 г.
©Сергеева С.И., 2010
©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ,2010
Содержание
1 Цели и задачи дисциплины……………………………………………………
2 Место дисциплины в учебном процессе……………………………………….
3 Организационно-методические данные дисциплины…………………………...
4 Содержание дисциплины …………………………………………………………
4.1Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму по дисциплине»………………………………………………………………………….
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий ……………………….
5 Тематический план изучения дисциплины………………………………………
5.1 Лекции …………………………………………………………………………..
5.2 Семинарские занятия …………………………………………………………..
5.3 Темы контрольных работ……………………………………………………
5.4 Вопросы к зачету и экзамену……………………………………………….
5.5 Самостоятельное изучение разделов курса………………………………….
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………..
6.1 Рекомендуемая литература………………………………………………….
6.1.1 Основная литература………………………………………………………….
6.1.2 Дополнительная литература………………………………………………….
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины………………………………..
6.2.1 Контрольные вопросы для самопроверки………………………………….
7 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………….
8 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины…………………………………………………………………………
9 Методические рекомендации преподавателям по проведению основных видов учебных занятий……………………………………………………………..
Лист согласования……………………………………………………………….
Дополнения и изменения в рабочей программе……………………………….
| 4
5
5
6 6
6
14
14
15
16
17
18
19
19
19
19
20
20
22 22 23
25
26
|
1. Цели и задачи дисциплины
В результате изучения дисциплины:
Таблица 1
Номер цели
| Содержание цели (задачи)
| 1
| 2
| Студент будет иметь представление:
| 1
| О структуре и составе современного культурологического знания.
| 2
| О культурологии и философии культуры.
| 3
| О социологии культуры.
| 4
| О культурной антропологии.
| 5
| О культурологии и истории культуры.
| Студент будет знать:
| 1
| Объект культурологии – общие закономерности развития культуры и человечества, историческую эволюцию культуры, многогранность функций культуры, культуру как систему ценностей, духовность как ядро культуры, «уровень человечности».
Предмет культурологии – определяющие развитие культуры противоречия, закономерности соотношения культуры и НТР, цивилизации.
| 2
| Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, динамика культуры, язык и символы культуры, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы.
| 3
| Методы культурологических исследований.
| 4
| Культурные традиции.
| 5
| Культурную картину мира.
| 6
| Культурный портрет человека.
| 7
| Социальные институты культуры.
| 8
| Культурную модернизацию.
| 9
| Типологию культуры.
| 10
| Культуру этническую и национальную, элитарную и массовую.
| 11
| Восточный и западный тип культуры.
| 12
| Локальные культуры.
| 13
| Место и роль России в мировой культуре.
| 14
| Тенденцию культурной универсализации в мировом современном процессе.
| 15
| Культуру и общество.
| 16
| Культуру и природу.
| 17
| Культуру и глобальные проблемы современности.
| 18
| Культуру и личность.
| 19
| Инкультурацию и социализацию.
| Студент должен уметь:
| 1
| Выбирать модели развития культуры, критерии упадка и деградации, взлет и развитие, алгоритмы процессов инкультурации.
| 2
| Определять признаки, параметры, оценивать характеристики культуры, ее типов, видов, стадий развития.
| 3
| Использовать средства культуры в своей деятельности, в том числе профессиональной.
| Студент будет иметь навыки:
| 1
| Формирования проблем, вопросов, задач явлений культуры.
| 2
| Выдвижения гипотез развития культуры.
| 3
| Систематизации фактов и явлений культуры.
| 4
| Обобщения, интерпретации фактов, явлений культуры по заданным параметрам.
|
2. Место дисциплины в учебном процессе
Культурология базируется на знании таких курсов, как: философия; История Отечества; Концепции современного естествознания.
Курс «Культурология» может быть основополагающим при изучении следующих дисциплин: социология; политология; психология и педагогика; психология политического лидера; психология управления.
3. Организационно-методические данные дисциплины Таблица 2 - Очная форма обучения, 5 лет
Видыработы
| Трудоемкость в часах
| 2 семестр
| Общаятрудоемкость
| 90
| Аудиторнаяработа
| 34
| Лекции
| 17
| Семинары
| 17
| Самостоятельнаяработа
| 56
| Видыитоговогоконтроля
| зачет
|
Таблица 3 - Заочная форма обучения, 6 лет
Видыработы
| Трудоемкость в часах
| 6 семестр
| Общаятрудоемкость
| 140
| Аудиторнаяработа
| 18
| Лекции
| 14
| Семинары
| 4
| Самостоятельнаяработа
| 122
| Видыитоговогоконтроля
| экзамен
|
Таблица 4 - Заочная форма обучения, 4 года
Видыработы
| Трудоемкость в часах
| 2 семестр
| Общаятрудоемкость
| 90
| Аудиторнаяработа
| 10
| Лекции
| 6
| Семинары
| 4
| Самостоятельнаяработа
| 80
| Видыитоговогоконтроля
| зачет
|
4Содержание дисциплины
4.1 Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму по дисциплине»
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсиализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. 4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий Таблица 5 - Очное отделение, 2 семестр
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Вне
ауд. раб.
| Характеристика учебнойдеят-и студентов
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| С
|
|
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Предмет культурологии
| 12
| 2
| 2
| 8
| Слушает лекцию, самостоятельно изучает,классифицирует материал
| 2
| Историческая типология культуры
| 20
| 4
| 4
| 12
| Вникает в основные понятия курса, применяет методы исследования, разделяет понятия, систематизирует, обобщает, делает выводы, сравнивает, определяет, выдвигает гипотезы наоснова-
нии построенных моделей, выделяет проблемы, систематизирует факты и явления, пишет рефераты.
| 3
| Культура и цивилизация
| 22
| 4
| 4
| 14
| Изучает общефилософ
ские вопросы, разделяет понятия, рассматривает последствия, пишет рефераты, исследовательские работы с выходом на конференции
| 4
| Идеи русской духовной культуры
| 26
| 5
| 5
| 16
| Составляет характеристику этапов развития, рассматривает альтернативные варианты разных авторов, пишет рефераты, ведет исследовательскую работу, выбирая модели развития, определяет алгоритмы процессов культурного диалога, формирует гипотезы
| 5
| Культурология будущего
| 10
| 2
| 2
| 6
| Выбирает, понимая сущность процессов развития культуры, наиболее конструктивные подходы, оценивает признаки, выявляет соотношения критериев, закономерностей, формулирует проблемы, гипотезы, систематизирует факты и явления
|
| Итого:
| 90
| 17
| 17
| 56
|
|
Таблица 6 - Заочное отделение, 6 семестр, 6лет
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Вне
ауд. раб.
| Характеристика учебнойдеят-и студентов
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| С
|
|
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Предмет культурологии
| 14
| 2
|
| 12
| Слушает лекцию, самостоятельно изучает,классифицирует материал
| 2
| Историческая типология культуры
| 26
| 2
|
| 24
| Вникает в основные понятия курса, применяет методы исследования, разделяет понятия, систематизирует, обобщает, делает выводы, сравнивает, определяет, выдвигает гипотезы наоснова-
нии построенных моделей, выделяет проблемы, систематизирует факты и явления, пишет рефераты.
| 3
| Культура и цивилизация
| 36
| 4
| 2
| 30
| Изучает общефилософ
ские вопросы, разделяет понятия, рассматривает последствия, пишет рефераты, исследовательские работы с выходом на конференции
| 4
| Идеи русской духовной культуры
| 38
| 4
| 2
| 32
| Составляет характеристику этапов развития, рассматривает альтернативные варианты разных авторов, пишет рефераты, ведет исследовательскую работу, выбирая модели развития, определяет алгоритмы процессов культурного диалога, формирует гипотезы
| 5
| Культурология будущего
| 26
| 2
|
| 24
| Выбирает, понимая сущность процессов развития культуры, наиболее конструктивные подходы, оценивает признаки, выявляет соотношения критериев, закономерностей, формулирует проблемы, гипотезы, систематизирует факты и явления
|
| Итого:
| 140
| 14
| 4
| 122
|
|
Таблица 7 - Заочное отделение, 2 семестр, 4 года
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Вне
ауд. раб.
| Характеристика учебнойдеят-и студентов
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| С
|
|
| 1
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Предмет культурологии
| 12
| 2
| -
| 10
| Самостоятельно изучает, классифицирует материал.
| 2
| Историческая типология культуры
| 22
| -
| 2
| 20
| Вникает в основные понятия курса, применяет методы исследования, разделяет понятия, систематизирует, обобщает, делает выводы, сравнивает, определяет, выдвигает гипотезы наоснова-
нии построенных моделей, выделяет проблемы, систематизирует факты и явления.
| 3
| Культура и цивилизация
| 17
| 2
| -
| 15
| Изучает общефилософ
ские вопросы, разделяет понятия, рассматривает последствия.
| 4
| Идеи русской духовной культуры
| 22
| -
| 2
| 20
| Составляет характеристику этапов развития, рассматривает альтернативные варианты разных авторов, определяет алгоритмы процессов культурного диалога, формирует гипотезы.
| 5
| Культурология будущего
| 17
| 2
| -
| 15
| Выбирает, понимая сущность процессов развития культуры, наиболее конструктивные подходы, оценивает признаки, выявляет соотношения критериев, закономерностей, формулирует проблемы, гипотезы, систематизирует факты и явления.
|
| Итого:
| 90
| 6
| 4
| 80
|
|
|