Скачать 210.31 Kb.
|
Институт психологии и педагогики Утверждаю Заведующая кафедрой общей и практической психологии _____________ / / Решение заседания кафедры (протокол № __ «___» ___________ 201__ г.) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Психологическая работа с родителями» Специальность: 030301.65 Психология Квалификация: психолог, преподаватель психологии Составитель: ст. преподаватель Адамовский Юрий Михайлович Москва 2012 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель дисциплины Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования и коррекции отношений в семье с целью оптимизации ее функционирования. 2. Задачи дисциплины 1. Рассмотреть основные концепции семьи, семейного функционирования, функциональных и дисфункциональных систем. 2. Ознакомиться с жизненным циклом семьи, нормативными и ненормативными кризисами. 3. Изучить особенности протекания процесса психологической работы с родителями. 4. Рассмотреть основные направления и методы работы с родителями. 5. Научить студентов понимать происходящее в диадах и триадах, эффективно взаимодействовать с семейной системой и подсистемами, разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению. 3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО Дисциплина «Психологическая работа с родителями» относится к дисципинам по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин. Специальные требования к входным знаниям: знать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психологической работы с родителями в отечественной и зарубежной науке; знать психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; изучить основные подходы к оказанию психологической помощи и коррекции семейных подсистем. Применение полученных знаний. Психологические знания в данной сфере помогут студенту понять закономерности и механизмы психологической работы с родителями, место и роль дисциплины в оказании помощи семье. Полученные знания могут быть применены студентом в практической деятельности, решении различных задач, требующих творческого подхода. Общая трудоемкость дисциплины: 30 академических часов. Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет. 4. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины студент должен: - знать сущность процесса оказания психологической помощи родителям, его стадии и задачи, особенности протекания; - уметь разрешать различные проблемные и кризисные ситуации; - владеть методами и технологиями оказания психологической помощи родителям и семейной системе. 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3. План занятий 3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения Для очной формы
Для заочной формы
3.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Предметно-проблемное поле психологической работы с родителями.Введение в предмет. История возникновения и развития дисциплины. Определение понятий «семья», «семейные подсистемы», «психологическая работа с родителями» и др. Объект и предмет исследования, цель и задачи, теоретические и методологические основы. Тезаурус: «метод», «модель», «направление», «школа», «техники», «семья», «семейные подсистемы» и др. Тема 2. Семейный диагноз и методы семейной диагностики. Теоретические основы и методы семейной диагностики. Тезаурус: «семейный диагноз», «идентифицированный пациент», «параметры семьи», «нормально функционирующая семья», «внешние и внутренние границы» и др. Клинико-биографический и психолого-диагностический методы. Тема 3. Психология семейных отношений и методы оказания помощи семье.Психология семейных отношений. Основные положения системного подхода. Функциональные и дисфункциональные семьи. Функции симптомов в семье. Разнообразие методов современной психотерапии (системная семейная психотерапия, психоаналитическая, нарративная, гештальт – подход и др.). Тема 4. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Основные положения и понятия. Периодизация и феноменология. Фаза подготовки к семейной жизни, принятие на себя супружеских обязательств, появление нового члена семьи, семья и социум, подростковый период, взрослые дети, нуклеарная и расширенная семьи. Повторный брак. Измена, развод, смерть члена семьи и другие ненормативные семейные кризисы. Феноменология и помощь. Тема 5. Диагностика семейных взаимоотношений, психологическое просвещение (информирование) и консультирование. Диагностика структуры семьи. Изучение семейной истории. Диагностика готовности к семейной жизни, супружеских отношений, детско - родительских отношений, эмоционального состояния членов семьи. Психологическое просвещение (информирование) супругов и других членов семьи. Психологическое консультирование родителей. Процессуально – техническая модель работы с родителями и организация помощи родителям и семье. 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература: Основная литература 1. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы под ред. Э.Г. Эйдемиллера [Электронный ресурс] - СПб, 2010. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/351923/ 2. Олифирович Н.И., Велента Т.Ф., Зинкевич-Куземкина Т.А. Терапия семейных систем [Электронный ресурс] - СПб, 2012. – Режим доступа: http://rubuki.com/books/terapiya-semeynykh-sistem Дополнительная литература 1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, СПб, 2009. 2. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учебное пособие», М., 2008. 3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования, М., 2007. 4. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов», М., 2012. 5. Шварц Р. Системная семейная терапия субличностей, М., 2011 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Ведущими видами занятий для данного курса являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях рекомендуется излагать основные систематизированные знания по дисциплине, концентрировать внимание обучаемых на наиболее острых и ключевых проблемах, указывать направления подробного и детального его дальнейшего изучения. Лекционные занятия необходимо проводить в информативной форме, а также включать элементы проблемного изложения материала. Проблемное изложение учебного материала необходимо проводить с целью обеспечения возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературу. Для повышения качества проведения лекционных занятий они должны сопровождаться иллюстративными материалами традиционных (учебные карты, схемы) и современных (кино, видео, аудио) методических средств. На практических занятиях студенты углубляют знания, приобретенные в ходе лекций и самостоятельной работы. Особое внимание необходимо в ходе занятий обратить на привития обучаемым навыков самостоятельного поиска и анализа литературы, умения активно участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, делать правильные выводы. Практические занятия должны носить проблемный характер. Особое внимание в ходе практических занятий следует уделять обучению будущего психолога ориентироваться в научных концепциях, анализировать основные факты, причины, закономерности и механизмы развития психологического знания, грамотно ставить и решать научно-исследовательские задачи. Исходя из специфики подготовки будущего специалиста, занятия необходимо проводить так, чтобы в их ходе студенты могли перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения, грамотному использованию методических средств. Для привития студентам методических навыков возможно привлечение их к проведению занятий по дисциплине в роли помощников руководителя. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Важное место в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов, которая имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе занятий знаний, поиск и приобретение новых знаний, способствует личному познанию себя. Самостоятельную работу студентов по дисциплине необходимо обеспечивать подготовкой соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных пособий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций. Преподавателю необходимо следить за публикациями в периодической печати по креативности и рекомендовать появляющиеся статьи по данной проблеме в печатных изданиях для изучения, осмысления и реферирования в ходе самостоятельной работы. Особое внимание обратить на такие журналы, как: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ» (серия »Психология»), «Психоаналитический вестник», «Московский психотерапевтический журнал», публикации в интернет-изданиях. Для определения качества подготовки студентов целесообразно проводить текущий контроль при проведении всех видов учебных занятий — посредством устных опросов, промежуточных тестирований и других форм по усмотрению преподавателя. 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма изучения дисциплины: 1. Составить план изучения дисциплины. 2. Просмотреть список основной литературы и начать изучать литературу синхронно с преподаванием лекций. Возникающие вопросы прояснять на лекциях и семинарских занятиях. 3. Знакомиться с периодическими изданиями по изучаемой теме. 4. Составить краткий конспект согласно заданию по дисциплине. Конспект составляется в произвольной форме и выполняется на компьютере. Сам конспект набирается обычным шрифтом, а шрифтовые выделения используются для обозначения автором главного, нужного, того, на что следует обратить особое внимание, чтобы не было однообразно набранного текста. Выделяются, как правило, определения, сущность исследуемого явления (кратко), выводы и др. При выполнении задания указывается учебная литература, при опоре на которую оно выполнялось. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ходе изучения дисциплины используются традиционные (учебные карты, схемы) и современные (кино, видео, аудио, интернет) методические средства. Подбор средств осуществляется исходя из поставленных целей. Основным критерием подбора современных средств является поднимаемая проблемность изучаемой темы, которая позволяется задуматься и глубже понять предмет изучения. 9. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для каждого вопроса выберите один наиболее полный правильный ответ.
А) процедура, осуществляемая консультантом по выявлению семейных дисфункций, которые обусловливают возникновение симптоматического поведения. Б) это самоидентификация членов семьи перед посещением врача. В) это заключение врача после постановки диагноза.
А) тот член семьи, которого остальные члены семьи идентифицируют как пациента и он сам склонен считать себя больным. Б) это тот член семьи, чаще всего ребенок, который в силу внутренних и внешних причин испытывает сильное эмоциональное напряжение и тревогу, обнаруживает симптом или то поведение, которое называют симптоматическим. В) это диагноз, который лечащий врач ставит пациенту в психиатрической клинике.
А) духовная близость членов семьи или их отчужденность друг от друга. Б) интеллектуальный уровень членов семьи. В) совокупность характерологических профилей членов семьи. Г) структуры базисных семейных ролей, стандарты взаимодействия, семейные подсистемы и коммуникации.
А) характер и степень выраженности семейных конфликтов. Б) психологические защиты и копинг – стратегии. В) семейные мифы. Г) способность семьи к решению проблемы.
А) принцип позитивной коннотации симптомов. Б) принцип позитивной и негативной диагностики симптомов. В) компетентность и нейтральность.
А) семья, соответствующая гражданскому и уголовному кодексам РФ. Б) семья, члены которой используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. В) бесконфликтная семья. Г) семья, избегающая кризисов в своем развитии.
А) усиление сплоченности семьи. Б) искажение функционирования семьи. В) морфостатическую и морфогенетическую функции. Г) функции родительского контроля, поощрения и наказания.
А) неполная семья. Б) семья с низким материальным достатком. В) семья с низким социальным статусом. Г) семья, в которой функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семьи в росте, изменениях и самоактуализации.
А) вопросы о прошлом, настоящем и будущем семьи. Б) вопросы о материальном и эмоциональном состоянии семьи. В) открытые и закрытые вопросы. Г) линейные, циркулярные, рефлексивные и стратегические вопросы.
А) беседа с членами семьи с целью информирования о способах решения тех или иных проблем. Б) разновидность психологической коррекции семейных отношений, осуществляемая группой специалистов. В) вариант семейной психотерапии, направленной на анализ ситуации, аспектов ролевого взаимодействия, поиск личностного ресурса субъекта консультирования и обсуждение способов разрешения ситуации.
А) психоанализ и неопсихоанализ. Б) все многообразие психотерапевтических теорий. В) гештальт-терапия и НЛП. Г) психодрама и расстановки по Б. Хеллингеру.
А) семейная психотерапия требует более глубокое и большего объема психотерапевтическое вмешательство, ставящее медицинские, психологические и прочие цели. Б) консультирование не преследует достижения лечебных (медицинских) целей. В) семейная психотерапия предъявляет к помогающим специалистам (врачам и психологам) большие требования профессионального, медицинского и психологического характера.
А) поиск личностных ресурсов у членов семьи. Б) анализ финансовой ситуации в семье. В) перестройку личности «идентифицированного пациента». Г) обсуждение с членами семьи социального окружения.
А) структуру семьи, динамику семьи, отношение семьи с внешним миром, характер заболевания у «идентифицированного пациента» и отношению к этому всех членов семьи. Б) реализм в отношении будущего членов семьи, связь истории семьи с настоящим моментом. В) клиническую оценку физического и психологического состояния членов семьи, взаимоотношения между членами семьи.
А) с. п. – это более дифференцированная совокупность ролей, которая позволяет избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать жизнедеятельность. Б) с. п. – это объединение нескольких членов семьи в группу по интересам. В) с. п. – это часть семьи, которая выполняет морфостатическую и морфогенетическую функции. Г) с. п. – это образование с неопределенным количеством участников.
А) с. г. – это родительское ограничение взаимодействия детей в семье. Б) с. г. – это правила и предписания, определяющие кто, как и какие семейные функции выполняет. В) с. г. – это традиции и мифы семьи. Г) с. г. – это функциональные или дисфункциональные коалиции в семейных подсистемах.
А) …- это механизм психологической защиты «идентифицированного пациента». Б) …- согласованное ригидное избирательное представление о семье как о целостности. В) …- это представление о том, кто еще входит в состав семьи. Г) …- это демонстрируемое семьей поведение в социуме.
А) директивности, парадоксальности и комплиментарности. Б) циркулярности, гипотетичности, нейтральности и позитивного переформулирования симптомов. В) дистанцированности, компетентности, построения границ и эффективности.
А) взаимоотношения между отцом и матерью. Б) детско-родительские отношения. В) самооценка каждого члена семьи. Г) характер коммуникаций между членами семьи на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне.
А) взаимоотношения в семье до ВИЧ-инфицирования. Б) самооценка супругов. В) характер коммуникации в семье на момент обращения за помощью. Г) личная терапия каждого члена семьи и последующая супервизия.
А) гомосексуализм, его причины и возможности развития пары. Б) самооценка каждого из партнеров. В) мотивация на адаптацию к требованиям социума и отказ от демонстративности. Г) выявление и коррекция характера коммуникации между партнерами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне.
А) супервизия – это наблюдение обучающихся психотерапии или консультированию за работой профессионалов. Б) с. – это универсальный метод обучения в медицине. В) с. – это демонстрация эффективности проводимого консультирования или психотерапии специалистом – супервизором. Г) с. – это пошаговое исследование специалистом с помощью супервизора заявленной им теоретической концепции и соответствие ее проводимой работе; помощь и обучение.
А) обучение студентов во время учебы в ВУЗе. Б) последипломное обучение психологов-консультантов и врачей- психотерапевтов. В) додипломное и последипломное обучение врачей и психологов с целью постоянного мониторинга профессионального и личностного функционирования в процессе работы с целью достижения ее адекватности и эффективности. Г) контроль органов управления в здравоохранении за адекватностью и эффективностью консультирования или психотерапии.
А) супервизия, супервизор, супервизируемый, формы и варианты супервизии. Б) контролер и контролируемый. В) квалификационные требования к профессии. Г) отчет специалиста о проведенной работе в страховую компанию.
А) достижение сформулированных целей, соблюдение оговоренного времени и экологическая проверка. Б) изменения в структуре семьи, изменение характера коммуникации и работа с семейной историей. В) социальная стадия, проблемная стадия, стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта. Ответы на вопросы:
10. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1 .Клинико-биографический метод 2. Метод включенного наблюдения 3. Модель Мак-Мастерса 4. Проблемный подход в семейной диагностике 5. Психолого-диагностический метод 6. Проективный тест «Семейная социограмма» 7. Метод «Семейная генограмма» 8. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» 9. «Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» 10. Диагностика семейных эмоциональных состояний: методики «Типовое семейное состояние» и «Анализ семейной тревоги» 11. Методика «Нормативное сопротивление» 12. Психология семьи 13. Основные положения системного подхода 14. Дисфункциональная семья и «идентифицированный пациент» 15. Семейная системная психотерапия 16. Аналитико-системная семейная психотерапия 17. Нарративная семейная психотерапия 18. Гештальт-подход в семейной психотерапии 19. Принципы и практика семейного консультирования 20. Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей 21. Перинатальная семейная психотерапия 22. Игра в семейной психотерапии 23. Семейная психотерапия при психосоматических расстройствах у детей и подростков 24. Модель краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии 25. Семейная психотерапия при ВИЧ/СПИДе 26. Супервизия: основные понятия и цели. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» Определенная психологическая основа профессионально ориентированных компетенций требуется при работе по всем направлениям, обозначенным... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |