Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 475.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации12.03.2014
Размер475.56 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


На правах рукописи



МАЛЬЦЕВА Елена Владимировна

РАЗВИТИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ



13.00.05 – Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Челябинск – 2013
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»



Научный руководитель:

Буцык Сергей Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, проректор по учебной работе, Челябинской государственной академии культуры и искусств


Официальные оппоненты:

Хилько Николай Федорович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества Омского
государственного университета им. Ф. М. Достоевского, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре
Гацук Сергей Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурных технологий Самарской государственной академии культуры и искусств


Ведущая организация:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»


Защита состоится 28 ноября 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.020.02 при ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, ауд. 206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств». Электронная версия автореферата размещена 25 октября 2013 года на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.vak.ed.gov.ru) и Челябинской государственной академии культуры и искусств (http://www.chgaki.ru).

Автореферат разослан 25 октября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент




З. В. Руссак

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется включением личности в информационное пространство, которое выступает неотъемлемой составляющей модернизации экономической, общественной, политической, социально-культурной, образовательной и досуговой сферы. Это связано с формированием нового типа культуры, в котором информация занимает одно из ведущих мест в жизнедеятельности человека, открывает широкие возможности для социализации, разностороннего развития, самореализации личности.

Социально-культурная деятельность как пространство освоения и создания социальными субъектами культурных ценностей и норм является уникальной площадкой для внедрения информационных технологий с целью обогащения культурного опыта, реализации творческого потенциала личности молодого человека, создания креативных досуговых проектов в условиях информатизации.

В свою очередь организация социально-культурной деятельности в вузе, в частности клубных объединениях, направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей студенческой молодежи, ведущими среди них являются потребности в получении новой информации и положительных эмоций, которые выступают в качестве катализаторов культурного развития личности.

Ведущие позиции при этом занимают технологии аудиовизуального творчества, связанные с созданием произведений фото-, кино-, видео- и телевизионного искусства. Одним из инновационных видов аудиовизуального искусства и творчества, увеличивающих масштаб социального креатива, демократичности и разнообразия возможностей самовыражения студенческой молодежи становится 3D-видеомэппинг.

Необходимость формирования разносторонне развитой личности, обладающей системным, образным мышлением, информационной культурой, творческой активностью, стремлением к самосовершенствованию и реализации своего потенциала в течение всей жизни, ориентированной на постоянную познавательную деятельность, а также способной адаптироваться к быстро меняющимся экономическим, социальным, технологическим и информационным условиям современного мира, указывается в ведущих законодательных актах и программах: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (1996 г., 2012 г.), Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)», Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг., ФЦП «Культура России (2012–2018 гг.)» и др. В данных документах содержатся указания на важность развития социокультурного пространства образовательных и культурных учреждений, создания клубов, объединений, ориентированных на современные мировые тенденции и имеющих в своей основе глубокие ценностные ориентиры.

В связи с этим значительно возрос интерес ученых к формированию аудиовизуальной культуры молодежи, развитию социокультурной деятельности на основе информационных технологий. Так, исследования в области аудиовизуальной культуры проводились Л. М. Баженовой, Я. Б. Иоскевичем Ю. О. Овакимяном, В. П. Пустовойтовым, К. Э. Разлоговым, Н. Ф. Хилько и др; аспекты исследования медиакультуры представлены в работах Н. Б. Кирилловой, Г. М. Маклюэна, А. В. Федорова и др.; особенности понятий, сопряженных с аудиовизуальной культурой, нашли свое отражение в трудах Д. В. Галкина С. Л. Уразовой, Ю. Н. Усова и др., а также зарубежных авторов таких, как D. Deniels, O. Grau, C. Paul, F. Popper, M. Rush, G. Stocker, M. Weiss, S. Wilson и др.

Генезис развития клубных объединений в досуговой деятельности раскрыт в трудах А. Ф. Родина, В. М. Рябкова, С. Т. Шацкого и др.; ключевые аспекты молодежного клубного объединения представлены в работах таких ученых, как: М. А. Ариарский, И. Н. Ерошенков, Л. Н. Коган, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, В. Е. Триодин и др.; структурные и функциональные особенности клубных объединений отражены в исследованиях Д. М. Генкина, Э. Г. Костяшкина, Л. Л. Новиковой, С. Л. Паладьева, А. П. Пинкевича, В. Я. Суртаева, Е. И. Смирновой и др.

Однако в настоящий период требуют дополнительной разработки межотраслевые исследования, направленные на соотношение развития аудиовизуальной культуры молодежи и социально-педагогического потенциала клубных объединений.

Теоретический анализ состояния данной проблемы, изучение опыта социально-культурной деятельности молодежи в вузе, а также собственный опыт автора по организации деятельности молодежного клубного объединения позволяет заключить, что в теории и практике развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

на социально-педагогическом уровне – между социально обусловленной значимостью развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях глобальной информатизации общества и сложившейся организацией деятельности молодежи в условиях клубного объединения;

на научно-теоретическом уровне – между признанием необходимости научного обоснования особенностей, возможностей и условий развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения и слабой разработанностью научно-теоретических основ рассматриваемого процесса;

на научно-методическом уровне – между объективно существующими возможностями развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения и неразработанностью научно-методического обеспечения данной проблемы.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы научно-педагогические возможности развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения?

Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил сформулировать тему исследования: «Развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения».

Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения.

Объект исследования – деятельность клубного объединения студенческой молодежи.

Предмет исследования – научно-педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения.

Гипотеза исследования: развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения будет успешным, если:

– в процессе развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи учитывать социально-педагогический потенциал клубного объединения, заключающийся в организации досуговой деятельности, направленной на построение пространства для творческой самореализации студенческой молодежи в аудиовизуальной сфере;

теоретико-методологической основой исследования выступит совокупность социокультурного, информационно-эстетического и деятельностно-творческого подходов, отражающих согласованность научных достижений и практики в деятельности субъектов клубного объединения в развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи;

– разработать педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса, представленное в модели развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения (включает целеполагающий, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки) и совокупности педагогических условий (взаимосвязь деятельности клубного объединения с профилем профессиональной подготовки студента; развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга; развитие социального партнерства с объединениями и подразделениями социокультурного направления как в вузе, так и в других учреждениях);

– апробировать методические рекомендации по развитию аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, представляющих собой единство цели, содержания и комплекса методов и технологий, направленных на достижение результата.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) изучить генезис и современное состояние проблемы развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в педагогической науке и практике;

2) определить социально-педагогический потенциал деятельности клубного объединения в развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи;

3) обосновать, разработать и апробировать педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, структурированное, систематизированное, представленное в модели и педагогических условиях и опирающееся на методологический инструментарий исследования;

4) разработать методические рекомендации по развитию аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: социокультурный подход (А. С. Ахиезер, Н. И. Лапин, С. В. Соколов, П. А. Сорокин и др.); информационно-эстетический подход (Р. Арнхейм, А. М. Гельмонт, В. Б. Гухман, М. С. Каган, К. К. Колин, М. Ф. Овсянников, Н. И. Пак, Э. А. Семенюк и др.); деятельностно-творческий подход (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Д. И. Фельдштейн и др.); работы ученых, в которых представлены основы социально-культурной, внеучебной и досуговой деятельности (М. А. Ариарский, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Кра-
сильников, В. М. Рябков, Е. И. Смирнова, Т. П. Степанова, Ю. А. Стрельцов, Н. Н. Ярошенко и др.), развитие творческого потенциала личности (С. Ю. Гацук, Д. А. Горбачева, Б. С. Мейлах, Я. А. Пономарев, и др.); труды, освещающие процесс информатизации (К. К. Колин, М. Кастельс, А. Д. Урсул, О. В. Шлыкова и др.), модернизации вузов культуры и искусств (С. В. Буцык, Е. Л. Кудрина и др.), саморазвитие и самосовершенствование личности (В. И. Андреев, А. Маслоу, Э. Фромм и др.), особенности формирования молодежной культуры (Б. Г. Ананьев, Е. И. Григорьева, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Я. Суртаев и др.); работы последних лет, посвященные вопросам развития аудиовизуальной культуры и медиаобразования (С. Г. Азарян, Ю. А. Ворохоб, Ю. В. Величко, Г. Н. Козина, Д. Т. Рудакова, И. В. Челышева, А. В. Федоров и др.), методологии педагогики и методики исследований (Р. А. Атаханов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, П. И. Образцов и др.).

Методы исследования. Теоретическиелогико-теоретический анализ теории социокультурной деятельности, философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов по информатизации культуры и образования, синтез, обобщение, сравнение, интерпретация, теоретическое моделирование, прогнозирование; эмпирические – анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе клубных объединений аудиовизуального направления федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (киноклуб «9 муза», фотокружок, учебное телевидение «Новый молодежный», студия 3D-видеомэппинга «AVolution»), «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» (студенческий
фотоклуб, киноклуб), «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (клуб любителей документального кино «КультДок»).
В опытно-экспериментальной работе участвовало 522 студента.

Исследование проводилось с 2010 по 2013 г. в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2010–2011 гг.) осуществлялся теоретический анализ социокультурной деятельности в вузе, философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, выявлялось состояние проблемы развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения. Формулировалась рабочая гипотеза, цели и задачи исследования. Выявлялся социально-педагогический потенциал клубного объединения 3D-видеомэппинга в развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи. Определялась методологическая основа и разрабатывалось педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса. Реализовывался констатирующий этап опытно-экспери-
ментальной работы.

На втором этапе (2011–2012 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы с целью проверки эффективности разработанного педагогического обеспечения. Разрабатывались и обновлялись методические рекомендации рассматриваемого процесса.

На третьем этапе (2012–2013 гг.) проходил аналитический этап опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка эмпирических данных и оформление полученных результатов. По итогам исследования опубликованы методические рекомендации по развитию аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения.

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических и прикладных уровней развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения и проявляется в следующем:

– определен и реализован социально-педагогический потенциал клубного объединения, заключающийся: в организации досуговой деятельности, основанной на принципах добровольности, общности интересов, единстве целей и ценностей, самодеятельности, системности и др.; в организации деятельности направленной на реализацию ключевых функций социально-культурной деятельности (познавательной, коммуникативной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и рекреационной) и специфических функций клубных объединений аудиовизуального направления (эмоционально-зрелищной, эстетической, семиотической, трансляционной и др.); в построении пространства для творческой самореализации студенческой молодежи в аудиовизуальной сфере;

– целостно представлена теоретико-методологическая основа исследования, включающая социокультурный, информационно-эстетический и деятельностно-творческий подходы, отражающие согласованность теории и практики в деятельности субъектов клубного объединения, и педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи;

– разработано и внедрено педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса, представленное в модели развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения (состоит во взаимосвязи целеполагающего, организационно-содержательного и диагностико-результатив-
ного блоков) и совокупности педагогических условий (взаимосвязь деятельности клубного объединения с профилем профессиональной подготовки студента; развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга; развитие социального партнерства с объединениями и подразделениями социокультурного направления как в вузе, так и в других учреждениях);

– апробированы методические рекомендации поэтапной организации деятельности клубного объединения, направленные на развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • систематизированы теоретические представления о комплексном воздействии научных оснований на развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения: подходов (социокультурного, информационно-эстетического и деятельностно-творческого), принципов (активности, дополнительности, целостности; структурности, эскалации разнообразия, эстетизации, синкретизма; личной обусловленности, добровольного участия, форсайтинга, приоритета творчества в становлении личности и др.);

  • расширено и уточнено понятийно-терминологическое поле исследования, включающее понятия: «клубное объединение студенческой молодежи», «3D-видеомэппинг», «аудиовизуальная культура студенческой молодежи»; представлена структура понятия «аудиовизуальная культура студенческой молодежи» в совокупности когнитивно-мотивационного, эмоционально-эстети-
    ческого и деятельностно-творческого компонентов;

  • определено педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, включающее модель, в основе которой лежат этапы рассматриваемого процесса (тестинг, органайзинг, инклюдинг, селф-девелопинг, рефлексинг);

  • обоснована совокупность педагогических условий: взаимосвязь деятельности клубного объединения с профилем профессиональной подготовки студента; развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга; развитие социального партнерства с объединениями и подразделениями социокультурного направления.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • методика реализации педагогического обеспечения, строящаяся на соотношении подходов, принципов и выбора методик, отвечающих требованиям данных подходов и направленных на развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодежи, основанная на реализации социально-педагогического потенциала клубного объединения аудиовизуального направления, что способствует совершенствованию социально-культурной деятельности клубного объединения в условиях информационного общества;

  • разработанные методические рекомендации по организации и применению тьюторинга «Level-up» (мультимедиалекции, эвристические беседы, дискуссии, клубинары, режиссерские экспликации, практические занятия, схемы-коллажи, самодиагностирующие обучающие заметки, концептуальные карты, видеоуроки и др.), мастер-классов, демонстраций, рейтингов, брифингов,
    е-портфолио, фестивалей авторских работ, драфтов, творческих конкурсов, методов форсайт-проектов и др., для оптимизации деятельность клубного объединения по развитию аудиовизуальной культуры студенческой молодежи;

  • критериально-оценочный инструментарий позволяет определить уровень развития аудиовизуального культуры студенческой молодежи, включает критерии (общая информационная культура в сфере аудиовизуальных технологий, мотивация к успеху, эмоционально-оценочная восприимчивость, художественно-эстетическая информированность, креативность, самосовершенствование, практические навыки в сфере аудиовизуальных технологий), измеряемые показателями и диагностические материалы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогический потенциал клубного объединения в развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи заключается: в организации досуговой деятельности, основанной на принципах добровольности, общности интересов, единстве целей и ценностей, самодеятельности, системности и др.; в организации деятельности направленной на реализацию ключевых функций социально-культурной деятельности (познавательной, коммуникативной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и рекреационной) и специфических функций клубных объединений аудиовизуального направления (эмоционально-зрелищной, эстетической, семиотической, трансляционной и др.); в построении пространства для творческой самореализации студенческой молодежи в аудиовизуальной сфере.

2. Педагогическое обеспечение развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения основано на положениях социокультурного, информационно-эстетического и деятельностно-творческого подходов и принципов (активности, дополнительности, целостности; структурности, эскалации разнообразия, эстетизации, синкретизма; личной обусловленности, добровольного участия, форсайтинга, приоритета творчества в становлении личности), включает в себя модель развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, комплекс педагогических условий, а также средства и методы их реализации.

3. Модель развития аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения отражает взаимосвязь целеполагающего, организационно-содержательного и диагностико-результативного блоков. Особенность модели заключается в систематизированной деятельности клубного объединения как педагогического процесса развития личности, структурировании пространства клубного объединения в соответствии с функциями социально-культурной деятельности.

4. Эффективное функционирование модели зависит от реализации совокупности педагогических условий: взаимосвязь деятельности клубного объединения с профилем профессиональной подготовки студента; развитие положительного имиджа клубного объединения 3D-видеомэппинга как вида деятельности и досуга; развитие социального партнерства с объединениями и подразделениями социокультурного направления как в вузе, так и в других учреждениях.

5. Методические рекомендации по развитию аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения представляют собой поэтапную реализацию модели и комплекса педагогических условий в системе социально-культурной деятельности вуза и обеспечивают переход на качественно более высокий уровень исследуемого качества.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется анализом теории социокультурной деятельности, философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме; обеспечивается выбранной методологической основой, применением комплекса методов, сообразных объекту, предмету, цели и задачам исследования; целенаправленной опытно-экспериментальной работой; репрезентативностью полученных данных; соответствием полученных результатов, имеющимся научным представлениям в теории и практике социально-культурной деятельности; подтверждением гипотезы исследования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения, отраженные в диссертации о развитии аудиовизуальной культуры студенческой молодежи в условиях клубного объединения, соответствуют п. 5 «опыт и технологии организации досуговой деятельности и свободного времени молодежи» паспорта специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в статьях и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: V Международной научной конференции, посвященной 20-летию Челябинского филиала Университета Российской академии образования (Челябинск, 2012 г.), II Всероссийской научной конференции «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств» (Челябинск, 2012 г.), международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск,
2012 г.), научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры и искусств (Челябинск, 2012–2013 гг.), V Всероссийской научно-практической конференции «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании» (Санкт-Петербург, 2013 г.), в выступлениях на методологических семинарах вузов. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях автора. Всего по теме диссертации опубликовано 12 работ, из них три в журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск