ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ





Скачать 147.53 Kb.
НазваниеОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ
Дата публикации18.06.2013
Размер147.53 Kb.
ТипОлимпиада
100-bal.ru > Экономика > Олимпиада

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ НОЦ ИСЭРТ РАН

10-11 КЛАСС

ЗАОЧНЫЙ ТУР


Инструкция для участников

Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Задания разделены на 3 части.

Часть А содержит тестовые задания. Правильные ответы необходимо внести в бланк ответов. Заполняйте четко и аккуратно.

Часть Б содержит 5 задач. Решение необходимо оформить на отдельном листе. Ответы без решений засчитываться не будут.

Часть В представляет собой ответы на вопросы. Ответы необходимо оформить на отдельном листе. Они должны быть четкими, полными и экономически обоснованными.

Максимальное количество баллов – 163.
ЧАСТЬ А

Максимальное количество баллов – 87.

ТЕСТ 1. Оцените следующие утверждения в терминах «Верно» / «Неверно» и занесите их бланк ответов (за каждый правильный ответ 1 балл).

1. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются недопроизводством товаров и услуг.

а) Верно; б) Неверно.

2. Условие MRPL = W предполагает, что поведение фирмы, максимизирующей прибыль, на рынке труда не оптимально.

а) Верно; б) Неверно.

3. Реальный ВВП равен потенциальному, если уровень безработицы равен естественному уровню.

а) Верно; б) Неверно.

4. Денежный агрегат М2 включает в себя наличные деньги и депозиты до востребования.

а) Верно; б) Неверно.

5. Большая часть населения Вологодской области проживает в городах.

а) Верно; б) Неверно.

6. Номинальный ВВП не может быть меньше реального.

а) Верно; б) Неверно.

7. Чем эластичнее предложение ресурса, тем экономическая рента больше.

а) Верно; б) Неверно.
ТЕСТ 2. Выберите единственный правильный ответ и занесите его в бланк ответов (за каждый правильный ответ 2 балла).

1. Кто из известных ученых-экономистов изображен на данном рисунке?


а) Адам Смит;

б) Джон Мейнард Кейнс;

в) Николай Дмитриевич Кондратьев;

г) Саймон Кузнец;

д) Артур Пигу.

2. Бюджетное ограничение – это:

а) законодательно установленный минимум заработной платы лиц наемного труда;

б) средний доход домашнего хозяйства за вычетом налогов, поступающих в государственный бюджет;

в) ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода;

г) часть дохода потребителя, которую он тратит на приобретение экономических благ.

3. Конкурентная фирма отличается от монополии тем, что для получения максимальной прибыли она должна производить такое количество товара, при котором:

а) MC = MR < P;

б) MC = MR > P;

в) MC = MR = P;

г) MC < MR = P.

4. Если темп инфляции составляет 250% в год, то уровень цен за год возрастает:

а) в 1,25 раза;

б) в 1,5 раза;

в) в 2,5 раза;

г) в 3,5 раза.

5. Предположим, что коммерческий банк располагает депозитами на сумму 100 млрд. руб., а норма обязательных резервов составляет 10%. Если банк выдал кредит на сумму 73 млрд. руб., это означает, что:

а) резервы банка составляют 73%;

б) банк имеет дополнительные резервы;

в) резервы банка составляют 10%;

г) банк не выполнил требования по норме обязательных резервов.

6. Экономический рост – это:

а) накопление и рост капитала действующих фирм;

б) увеличение объема ВВП, выраженного в неизменных ценах, в период циклического подъема;

в) долговременное увеличение объема потенциального ВВП как в абсолютных размерах, так и в расчете на душу населения;

г) увеличение выпуска конечных товаров и услуг, выраженное в неизменных ценах.

7. О каком виде безработицы идет речь: «Часть населения г. Череповца Вологодской области, сокращенные с предприятий черной металлургии в результате кризиса, по-прежнему занята поисками работы»?

а) О циклической;

б) О фрикционной;

в) О структурной;

г) О сезонной.

8. Если номинальный ВВП страны в 2010 г. составил 5600 млрд. долл., а реальный ВВП – 4000 млрд. долл., то дефлятор ВВП равен:

а) 28,6%;

б) 40%;

в) 56%;

г) 71,4%;

д) 140%.

9. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а объем совокупного спроса не меняется;

в) сокращаются и совокупный спрос, и совокупное предложение;

г) растут и совокупный спрос, и совокупное предложение.

10. Уровень безработицы при полной занятости:

а) равен 0;

б) учитывает циклическую безработицу;

в) учитывает циклическую и фрикционную безработицу;

г) учитывает циклическую и структурную безработицу;

д) учитывает фрикционную и структурную безработицу.

11. Основной бюджетоформирующей отраслью Вологодской области является:

а) пищевая;

б) химическая;

в) черная металлургия;

г) лесная.

12. Фаза циклического подъема сопровождается следующими процессами: 1) сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет; 2) ростом выплат пособий по безработице; 3) ростом уровня занятости; 4) сокращением товарно-материальных запасов фирм; 5) увеличением запаса капитала; 6) сокращением объема розничных продаж; 7) сокращением избыточных производственных мощностей; 8) сокращением дефицита государственного бюджета.

а) 1, 2, 6;

б) 1, 3, 4, 5, 7;

в) 2, 4, 5, 6, 8;

г) 3, 4, 5, 7, 8;

д) нет верного ответа.

13. Стагфляция – это ситуация:

а) высокой инфляции и высокой безработицы;

б) высокой инфляции и низкой безработицы;

в) низкой инфляции и высокой безработицы;

г) низкой инфляции и низкой безработицы.

14. Что из перечисленного не относится к формами притока частного ссудного капитала в развивающиеся страны:

а) банковские кредиты;

б) экспортные кредиты;

в) официальная помощь развитию;

г) официальное финансирование развития на многосторонней основе.
ТЕСТ 3. Выберите все правильные ответы из предлагаемых вариантов и занесите их в бланк ответов (за каждый правильный ответ 5 баллов).

1. На графике представлены кривые LRAS и SRAS. Какие из утверждений о кривых LRAS и SRAS являются верными?




а) кривая SRAS показывает, каким образом будут реагировать фирмы на изменение совокупного спроса при данном уровне цен на ресурсы;

б) движение вдоль кривой LRAS показывает, что в долгосрочном периоде происходит корректировка цен на готовую продукцию и на ресурсы;

в) кривая SRAS не может иметь положительный наклон, так как это противоречит положению Кейнса о «жесткости» цен на продукты и ресурсы;

г) если цены на товары гибкие и изменяются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры, а цены на ресурсы остаются относительно жесткими, то кривая SRAS имеет положительный наклон;

д) уравнение кривой LRAS имеет вид Y = Y*, где Y*– по­тенциальный выпуск.

2. Перекрестная эластичность спроса отрицательна для следующих групп товаров:

а) обои и клей обойный;

б) кефир и ацидофилин;

в) книги и нотные тетради;

г) магнитофоны и кассеты;

д) телевизоры и услуги мастеров по ремонту телевизоров.

3. Экономические издержки – это:

а) сумма явных и неявных издержек;

б) общая сумма затрат факторов производства, выраженных в рыночных ценах приобретения этих факторов;

в) выраженная в рыночных ценах стоимость ресурсов, израсходованных в процессе производства продукции данной фирмы;

г) общая выручка фирмы, которую (выручку) можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных вариантов использования ресурсов.

4. Увеличение производительности труда приведет к:

а) сокращению величины спроса на труд, если спрос на труд эластичен;

б) увеличению предложения труда;

в) росту величины спроса на труд, если спрос на труд эластичен;

г) росту предельной доходности труда;

д) увеличению спроса на труд.

5. Увеличение дохода потребителя с 500 до 650 долл. привело к росту цены на товар Y c 70 до 84 единиц. Этот товар:

а) некачественный;

б) качественный;

в) первой необходимости;

г) роскоши;

д) Гиффена.

6. Признаками рецессии являются:

а) сокращение производства;

б) рост безработицы;

в) увеличение объема розничных продаж;

г) падение инвестиционных расходов;

д) рост курса акций на фондовом рынке.

7. Какие отрасли промышленности являются доминирующими в Вологодской области?

а) черная металлургия;

б) авиационная;

в) химическая промышленность;

г) машиностроение и металлообработка;

д) станкостроение;

е) лесная;

ж) деревообрабатывающая;

з) фармацевтическая;

и) целлюлозно-бумажная.
ТЕСТ 4. Выполните задания и занесите результаты в бланк ответов.

1. В таблице представлено изменение общих издержек (ТС) одной из вологодских фирм при увеличении производства продукции (4 балла):

Количество, шт.

0

1

2

3

Общие издержки, руб.

300

340

350

378


Каковы предельные (МС) и средние переменные (АVС) издержки производства третьей единицы продукции?

2. Установите соответствие между видами экономической политики и методами, которые используются в рамках этой политики (2 балла):


Государственнаяэкономическая политика

Методы государственной экономической политики

а) Кредитно-денежная политика;

б) Бюджетно-финансовая политика.

1) увеличение нормы обязательных резервов

2) увеличение косвенных налогов

3) продажа ценных бумаг Центральным банком

4) снижение ставки рефинансирования

5) увеличение расходной части государственного бюджета

6) снижение налогов на доходы

7) снижение налогов на инвестиции

8) финансирование долгосрочных научных программ



3. Норма банковских резервов 12,5%. Если Центральному банку необходимо увеличить предложение денег на 328 млрд. руб. с помощью операций на открытом рынке, он должен (1 балл):

а) купить облигации на сумму 328 млрд. руб.;

б) продать облигаций на сумму 41 млрд. руб.;

в) купить облигации на сумму 41 млрд. руб.;

г) продать облигации на сумму 1904 млрд. руб.;

д) купить облигации на сумму 1904 млрд. руб.

4. Соотнесите район/город Вологодской области и его специализацию (1 балл):

Район/город

Специализация

а) Чагодощенский район

1) Стекольная промышленность

б) г. Череповец

2) Деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность

в) г. Вологда

3) Машиностроение;

г) г. Сокол

4) Молочное животноводство

д) Грязовецкий район

5) Туризм

е) г. Кириллов

6) Черная металлургия и химическая промышленность


5. На основе предложенных данных определите неизвестную величину в следующих случаях (4 балла):

а) ТРL (5) = 450; ТРL (6) = 480 МРL (6) = ?

б) АРL (3) = 10; АРL (4) = 10; АРL (5) = 11 МРL (5) = ?

6. Вставьте пропущенные слова в предложения (3 балла):

а) Дефицитный бюджет чаще всего бывает в фазе экономического цикла ___________________, так как государство стремится увеличить совокупный спрос и интенсифицировать экономический рост;

б) Пользоваться деньгами как средством сбережения люди готовы лишь до тех пор, пока не происходит существенного ___________________ стоимости этих сбережений в результате инфляции;

в) Сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, которые произведены факторами производства, принадлежащими гражданам и государству данной страны, представляет собой ____________.

7. Перечислите виды инфляции (2 балла).
ЧАСТЬ Б

Решение задач

Инструкция: необходимо представить развернутое РЕШЕНИЕ каждой задачи, один ответ без решения не будет засчитываться. Максимальное количество баллов – 51.
ЗАДАЧА №1

Функция спроса на газ имеет вид: , где Рн, Рг – соответственно цены на нефть и газ, функция предложения газа равна: . При каких ценах на данные энергоносители равновесный объем продаж на рынке газа составит 20 единиц?

6 баллов

ЗАДАЧА №2

Фирма может продать 100 банок тушенки в месяц по цене 100 руб. Предельная выручка от продажи 101-ой банки равна 49,5 руб. Определите, по какой цене фирма сможет реализовать 101-ю банку при условии невозможности проведения ценовой дискриминации.

8 баллов

ЗАДАЧА №3

Первоначально экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия. Потенциальный ВВП равен 3500 усл. ед., кривая краткосрочного совокупного предложения горизонтальна, уравнение кривой совокупного спроса (AD1) имеет вид Y = 3900 – 200Р. Сокращение социальных выплат из государственного бюджета смещает кривую совокупного спроса так, что в краткосрочном периоде равновесный ВВП сократился до 3300 усл. ед. Начертите график и определите:

1) равновесный уровень цен (PSR) в краткосрочном периоде;

2) уравнение новой кривой совокупного спроса (AD2);

3) равновесный ВВП (YLR) и равновесный уровень цен (PLR) в долгосрочном периоде.

10 баллов

ЗАДАЧА №4

Первоначально на японском рынке mp3-плееров ежемесячно продавалось 50 тыс. плееров по цене 1000 йен. В момент X телефоны со встроенными mp3-плеерами подешевели, что спустя некоторое время привело к уменьшению объема продаж плееров на 19%. Затем, в момент Y, начал работать новый завод по производству mp3-плееров, расположенный в Китае, и рыночная цена плеера упала на 25 %. Всё это время спрос и предложение на данном рынке обладали постоянной ценовой эластичностью, по модулю равной 2. Определите новые параметры равновесия на рынке mp3-плееров.

12 баллов

ЗАДАЧА №5

Найти максимально возможную прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции:



15 баллов
ЧАСТЬ В

Эссе «Налоги»

После прочтения текста, ответьте на вопросы и напишите эссе. Ваш ответ должен быть полным и экономически обоснованным. Максимальное количество баллов – 25.
История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад...

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги? С чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население — «неблагородные», т.е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний.

К современному пониманию механизма налогообложения человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара – гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем её сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвёртой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой – теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения – убеждённость в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий…

Существовали разные налоговые системы, многие из которых порождали социальные волнения и недовольства, так как были непосильным бременем для общества... многие события в конце концов заставили государственных деятелей и учёных задуматься о том, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и соответственно менее раздражающими налогоплательщиков.

В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов – земли – множества видов доходов и богатства…

Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, поскольку налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям граждан, и к стадии экономического развития, на которой страна находится.

(Налоги России. Учебник для старших классов, 2005)
Вопросы

1. На какие два вопроса должно было отвечать общество, решая проблему развития налогообложения. Почему?

2. Чем объясняется, на Ваш взгляд, смена идей относительно роли налогообложения в обществе и государстве?

3. Какую идею о сущности налогообложения Вы считаете наиболее правильной и почему? Ваш выбор обоснуйте.

4. Проанализируйте таблицу. Сформулируйте основные выводы, которые позволяют сделать данные таблицы.

Расходы консолидированного бюджета Вологодской области за январь – июнь 2012 г.

Расходы

Млн. руб.

В % к итогу

Всего

29737,9

100
из них на:общегосударственные вопросы

2314,3

7,8
национальную безопасность и правоохранительную деятельность

273,0

0,9
национальную экономику

4428,0

14,9
жилищно-коммунальное хозяйство

898,0

3,0
охрану окружающей среды

86,7

0,3
образование

8015,1

27,0
культуру, кинематографию

1096,5

3,7
здравоохранение

5001,5

16,8
социальную политику

6269,4

21,1
физическую культуру и спорт

612,1

2,1
средства массовой информации

88,4

0,3
обслуживание государственного и муниципального долга

641,7

2,2

5. Назовите три причины роста государственного долга и приведите два исторических примера, иллюстрирующие данное явление.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconВсероссийская олимпиада школьников по экономике требования к проведению...
Фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч. 1,2 ст. 50 Устава муниципального образования сельского поселения...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconВсероссийская олимпиада школьников по экономике
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ icon1. Московская городская олимпиада школьников по экономике
Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconВсероссийская олимпиада по экономике для школьников. Районный этап
Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconОлимпиада по экономике
Фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч. 1,2 ст. 50 Устава муниципального образования сельского поселения...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconМосковская олимпиада школьников по экономике для учащихся 10 классов
Управления образования, информационно- методического центра на 2012/ 2013 учебный год, в целях профилактики детского дорожно- транспортного...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconМосковская олимпиада школьников по экономике для учащихся 11 классов
Фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч. 1,2 ст. 50 Устава муниципального образования сельского поселения...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconВсероссийская олимпиада школьников по экономике. Районный (городской) этап олимпиады
В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconКонкурс «Детский рисунок»
Олимпиада Искусства Стран СНГ (далее олимпиада) проводится в целях выявления и поддержки одаренной творческой молодежи, повышения...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconЗаочная олимпиада тест Заочная олимпиада По коррекционной педагогике тест
Утверждено на заседании Учебно-методического совета Мурманского филиала ноу впо мосАП
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconРеферат по экономике Инновационная экономика России. Инновации в медицине
Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике,...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconРуководитель Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю
Краевая школьная олимпиада по основам налоговых знаний (далее – Олимпиада) проводится в рамках Комплекса мер по повышению налоговой...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconЗадачи Олимпиады: а По отношению к участникам Олимпиады
Районная олимпиада юных изобретателей «Кулибины XXI века» (далее Олимпиада) – это состязание в сфере интеллектуального творчества,...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconУчебно-методический комплекс по дисциплине имитационное моделирование...
«Прикладная информатика в экономике». Составитель: доцент к ф м н., доцент Кузьмин П. И.  Барнаул, Алтайский государственный университет,...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconМеждународная Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания им....
Охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств,...
ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ iconСборник лучших работ десятой юбилейной олимпиады по избирательному праву
Первая олимпиада состоялась в 1998 году и стала традиционной. С каждым годом количество участников увеличивается, повышается и качество...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск