Скачать 48.5 Kb.
|
Производные и непроизводные предлоги в тексте рассказа Чехова «Детвора»
Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка и литературы. Вы уже знакомы с понятием «производные» и «непроизводные» предлоги. Сегодня мы будем учиться грамотно писать производные предлоги. В то же время мы понаблюдаем, как эти предлоги работают с текстом рассказа Чехова «Детвора». Каждый человек сам определяет цель своей жизни. А какой она должна быть? С таким вопросом обратился ученик к учителю, философу Древней Греции, жившему до н.э., Демокриту (текст записан на доске, осложненное списывание): Какова должна быть цель ж_зни ч_ловека спросил ученик Демокрита Хорош__ Ра_пол_жение духа п_следовал ответ. (Учащиеся работают самостоятельно, 1 ученик работает у доски). 2. Антон Павлович Чехов. Хорошее расположение духа. С таким хорошим расположением духа жил писатель А. П. Чехов. Жил он в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, разорился и бежал в Москву. Антон стал опорой всей семьи. Его старшие братья строили только свою жизнь, а Антон каждый свой шаг сообразовывал с интересами семьи, безропотно неся бремя непосильного труда. Никто и не догадывался о его страшной болезни – туберкулезе. Он всегда был жизнерадостен, радушен, гостеприимен. В чем секрет этой нравственной силы? Думается, именно в умении видеть светлые стороны жизни. А.П.Чехов стал врачом и писал рассказы. Дома вы познакомились с рассказом «Детвора». Сегодня на уроке мы проанализируем поведение героев рассказа и постараемся понять, какими качествами души обладает каждый ребенок. 3. Рассказ, композиция рассказа. Какое произведение называется рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение, в котором нарисовано одно событие с малым количеством действующих лиц). Из чего состоит композиция рассказа? (Завязка, кульминация, развязка). Найдем эти части в рассказе «Детвора». Завязка. Дети дома ждут родителей. Кульминация. Игра в лото. Персонажи обмениваются репликами, совершают поступки. Центр смысловой тяжести переносится на саму сценку, текст от автора скуп и эмоционально сдержан. Развязка. Неожиданна, создан необходимый комический эффект. Все рассказы Чехова кончаются чем-то неожиданным и часто смешным. 4. Характеристика героев. Теперь понаблюдаем за подбором слов для изображения каждого героя, его характера и поведения. (Учащиеся находят характеристику героев, зачитывают её и сравнивают найденный материал с таблицей-характеристикой персонажей).
Найденные нами слова и словосочетания очень точно характеризуют каждого ребенка. Мы воспринимаем их образно. Во всем этом сказывается не только писательский талант А. Чехова, но и его видение мира, чеховское суждение о нем, чеховский человеческий талант. 5. Игровая пауза. Дети в рассказе Чехова играют в лото. Я предлагаю вам немного отвлечься – сыграем в лото! 6. Производные предлоги. Вернемся к таблице-характеристике персонажей рассказа, но переключившись на тему русского языка. Каждый из вас в описании «своего» героя найдите предлоги. Каковы они по происхождению? (производные). Есть и другая группа предлогов. Как называются такие предлоги? (непроизводные). Как образуются? (от самостоятельных частей речи). 7. Работа по карточкам. Карточка1. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу производные предлоги.
Слова для справок: (в)течени_, (в)следстви_, (в)продолжени_, (не)смотря на, (в)виду. После выполнения работы каждый ученик у доски записывает 1 предлог и придумывает словосочетание, чтобы этот предлог употреблялся как самостоятельная часть речи. Карточка 2. Раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выделите предлоги. Её в_дут всей гурьбой и через какие (нибудь) пять м_нут мамина постель представляя_т собой любопытн_ зрелище. Спит Соня. Возле неё п_храпывает Алеша. Положив (на) их ноги гол_ву спят Гриша и Аня. Тут же, кстати, заодно пр_мостился и кухаркин сын Андрей. Возле них в_ляют_ся копейки пот_рявш_ св_ю силу впредь (до) новой игры. - Взаимопроверка с опорой на текст. Карточка 3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. Ландыш цветет сравнительно ре_ко, потому что на каждом его побеге (в)течени_ нескольких лет разв_ваются только листья и лишь (в)последстви_ образуется цвет_носный стебелек. (Проверка: правильное предложение записано на доске) 8. Итоговая беседа. - Кто же из героев рассказа имел хорошее расположение духа? (Соня) - Чем вам понравилась Соня? - Какие качества души помогают человеку жить дружно с другими людьми? - Запишите итог наших размышлений по рассказу: Миролюбие, бережное, уважительное отношение к окружающим помогают человеку жить в согласии с другими людьми. 9. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание. К какому стилю речи относится данный текст? Сушеница. Сушеница. Это растение густо покрыто шелковистым серебристо-белым опушением, вследствие чего оно кажется седым. Цветет сушеница в течение всего лета, растет почти повсюду в европейской части России, на Кавказе, в Сибири. Сушеница – старинное народное средство для лечения многих заболеваний. Издавна её использовали в целях заживления ран, при болях в животе. В настоящее время сушеницу используют в области медицины для снижения кровяного давления и в случае лечения ожогов. Спишите, выделяя производные предлоги. |
Урок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение... Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: в процессе рассуждений дать определение термину «солист»; научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение;... | ||
Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» Вступление | «Синтетические моющие средства» Стукалов Артем Вступление стр. 3 | ||
Вступление Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 находится в Заволжском районе г. Твери | Конспект урока. Вступление учителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление Материалистическая экология. Великая экологическая катастрофа и крах советского режима | Реферат по дисциплине «Введение в рекламу» На тему «btl как форма... Вступление | ||
Речеведческий разбор текста Свое небольшое вступление о теме (рассказа, повествования, рассуждения, размышления), ее актуальности, важности | Содержание Вступление 2-4 стр Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов | ||
План урока Вступление Мы представляемся. Первым выходит Илья и начинает урок. Он говорит на фоне первого слайда презентации | Вступление в силу международных договоров российской федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Вступление Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля! | Вступление Героическая оборона Ленинграда. Наступальтельные операции войск на Северо-Западном направлении. Сентябрь 1941- ноябрь 1942 гг | ||
50 ответов на вопросы, связанные с молитвой Вступление Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния | Заявка на вступление в Деловой Клуб Лиги международной молодежной дипломатии Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год) |