Смысл жизни философа





Скачать 355.79 Kb.
НазваниеСмысл жизни философа
страница1/4
Дата публикации06.09.2014
Размер355.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 78 им.А.С.Пушкина»

города Набережные челны Республики Татарстан

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по обществознанию


на тему:
СМЫСЛ ЖИЗНИ ФИЛОСОФА:

философия жизни
(проблемная ролевая игра с элементами дискуссии)
для учащихся 10-11 классов

Составитель:

Мухтярова Эльмира Исхаковна,

учитель истории, обществознания

высшей квалификационной категории

Казань-2013

СОКРАТ

(ок. 469 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ

Максимы – такие суждения, в которых подмечены глубинные, оптимальные пути правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях:

  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны.

  • Старайся легко принять то, что неизбежно.

  • Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

  • Я знаю, что я ничего не знаю, а они не знают даже этого.

  • Если я знаю, что именно я есть, я знаю также, чем я должен быть.

  • Женись несмотря ни на что, если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

  • Жить без философствования, это, значит, не жить.



ПЛАТОН

(ок. 427 – 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.

  • Делать других людей хорошими не меньшее счастье, чем быть хорошим самому.


АРИСТОТЕЛЬ

( 384– 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.

МАКСИМЫ:

  • Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя.

  • Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному проживанию.

  • Избегай крайности и придерживайся середины.

  • Меньшее из зол надо выбирать.

  • Человек вне общества – или бог, или зверь.

  • Начало – есть более чем половина всего.



Внеклассное мероприятие:

СМЫСЛ ЖИЗНИ ФИЛОСОФА:

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

(РОЛЕВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ).
***Добрый день, друзья!

Мы сегодня будем говорить о философах, которые считаются учителями человечества, - о тех, чьи моральные идеи оказали огромное воздействие на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке, на обуздание животных страстей и инстинктов. Вы знаете, что мораль – это совокупность законов и правил поведения, различающих добро и зло, хорошие и дурные поступки. Мораль и философия тесно связаны.

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что ее знания и идеи никогда не устаревают.

*** Зачитываются различные философские высказывания…

Вслед за древнегреческим философом Эпикуром считаю, что философию можно постигать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но вместе с тем для этого необходим определенный труд ума и души, поскольку философия не есть какой-то строгий набор знаний, эта наука помогает человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

УЧИТЕЛЬ: Давайте поиграем. Обратите, пожалуйста, внимание на название нашего мероприятия. Это суд над Сократом.

Да, это будет не просто игра, а очень серьезное размышление.

Цель данного занятия: реконструировать в игровой ситуации историческое событие, бывшее, в действительности – суд над мудрецом Сократом. Игра строится на основе включения выступлений вымышленных и реальных персонажей, действия и речи которых призваны прояснить происходящее событие с точки зрения греков и современных людей. Мероприятие призвано воспроизвести суд над мудрецом, который действительно имел место, но хорошо, если он будет включать в себя элементы дискуссии с современниками – воображаемую ситуацию. Занятие должно способствовать развитию образных, логических и оценочных умений школьников.

Я бы хотела познакомить вас с участниками судебного процесса: внимание!

ПЕРЕД ВАМИ: уважаемые судьи;

обвинители: МИЛЕТ, АНИТ, ЛИКОН;

защитники: ПРОКЛ, КЛОНИМ, ФОКИОН, ЗЕВСИС;

УЧЕНИКИ;

сам выдающийся философ - обвиняемый Сократ;

гости - уважаемые учителя;

ведущий игры.

Обратите внимание на доску: перед вами познавательные задания, которые мы попытаемся разобрать в ходе мероприятия.
??? ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЕСЬ УРОК:

  • Были ли справедливы и обоснованны обвинения, выдвинутые против Сократа?

  • Почему уважаемый человек в Греции предстал перед судом?

  • Считаете ли вы справедливым смертный приговор Сократу?



Опережающее задание и подготовка:

1). Составить памятку участнику ролевой игры с элементами дискуссии (см. стр. 12-13, 19-21 кн.: Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.; 2001).

2). Подготовить карточки оценки результативности игры

(с.14, Короткова М.В.).

3). Повторить материал о Сократе и греческой философии; заранее распределяются роли участников: самого СОКРАТА, его судей, главных обвинителей – Милета, Анита и Ликона, а также его защитников; остальные ребята продумывают и формулируют мнение по поводу приговора суда над Сократом. Защита: Прокл, Клеоним, Фокион, Зевксис.
Список дополнительной литературы:

  1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.; 1995.

  2. Великий греческий мудрец. М.; 1991.

  3. Плутарх. Великие греки. (Любое издание).

  4. Нерсесянц В.С. Сократ. М.; 1984.

  5. Франклин Ю.А. Осуждение Сократа. М.; 1986.

  6. Немировский А.И. Суд над Сократом // Книга для чтения по истории древнего мира. М.; 1981.

  7. Фирсов А.В. История философии. Ростов н/Д, 2004.

  8. Стретерн Пол. Сократ за 90 минут / пер. с англ. Н.Вышинского. М.; 2004.

9. Стретерн Пол. Платон за 90 минут / пер. с англ. С.Зубкова. М.; 2004.

  1. Мусский И.А. 100 великий мыслителей. – М.: Вече, 2004.


ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительное слово ведущего:
Идет 399 год до н.э. прошло всего 5 лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тот же вопрос: как же случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь оказались на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие, как Сократ? Чтобы выяснить это, мы и собрались на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала мы послушаем Платона, его ученика.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ПЛАТОН: Я – ученик Сократа. Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше – о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до н.э. в бедной семье каменотеса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Не знаю, кто он по профессии, он никогда не говорил об этом. Я слышал, что люди говорят, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрел особый вид беседы, которую теперь называют сократовской. Суть ее в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что в конце концов доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить и посмеяться над ним. Ведь он сам говорил про себя: «Я знаю только то, что ничего не знаю». И добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник афинской демократии, но критиковал ее. Не за это ли теперь судят его? Сам Сократ называл себя не мудрым, а любящим мудрость, отсюда произошло само понятие «философия», которое означает «Любовь к мудрости».

*** « Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть».

*** « Говорят, что боги ни в чем не нуждаются, так вот:

чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога».

*** « Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись».

*** « Если бы мы брали все, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили».

Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения.

Учитель обращает внимание учащихся на количество судей – 500. Это было необходимо, чтобы затруднить их подкуп. Но этот суд – особый, таких не бывало уже лет 20. Судят философа. Посмотрите на него. (Учащимся демонстрируется портрет.) Сократу 70 лет. Это невысокий, крепкий старик в грубом бедняцком плаще, босой. Лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Когда-то в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому что не было человека в Афинах добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ сам остановил их: «Он сказал вам, граждане, чистую правду: я действительно чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя и вот – стал таким, каким вы меня знаете».

Учитель подчеркивает, что речь идет не о воровстве, не об обиде, не об обмане, не о государственной измене. Так за что же судят этого мудреца? Послушаем трех его обвинителей – Милета, Анита, Ликона.

Анит : Я, гражданин Афин, Анит, обвиняю Сократа в том, что он не признает государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ - человек уважаемый в нашем городе, много говорит, беседует с людьми.

А что, если и другие станут вслед за ним поклоняться чужим богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые граждане наши недостаточно уверенно защищали наших богов.

Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это. Говорят, будто он поклоняется новым богам – это про то, что у него есть внутренний голос, которого он слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамения богов, дающиеся в полете птиц и в пламени жертвенного огня. Почему же вы не верите, что и ему боги могут что-нибудь говорить?

Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников даже не голосованием, а по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причем также смешно, как кормчего выбирать на корабле по жребию, а не по знаниям и опыту.

Голос из толпы: Но это же правильно. Нельзя заниматься каким – либо делом, сначала ему не научившись. Нельзя управлять хорошо государством только потому, что принадлежишь к власти по рождению.

Ликон: Ну у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, увидя весь наш флот в гибельный поход на Сицилию, а когда закончилась война, нас чуть не извел жестокий Критий – глава «30 тиранов». Но ведь оба они – ученики Сократа.

Клеоним : Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ – не враг народа, а его друг. И Алкавиад, и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь, когда отбились от него. Разве 30 тиранов любили Сократа? Они боялись его и уверяли, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что «государством должны управлять хорошие люди», но не добавлял, что хорошим быть можно только от рождения. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться. + доп.материал.

Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись».

Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укоряет мужа: «Что скажут люди о нашей бедности?». Он отвечает, улыбаясь: «Если люди разумные, то им все равно, а если неразумные, то нам все равно». Говорят, что именно в беседе со своей женой Ксантиппой он научился выдержке и искусству спора. Сократ, может быть, чудак, но никак не враг народа.

Фокион: Я, Фокион, тоже считаю, что Сократ не портит нравы юношей. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим». + доп.материал.

Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ – чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько ни отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в типике. Ему мало просто выполнять законы государства. Он доискивается, что такое истинная справедливость.

Голос из толпы: Сократ- насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься до чего-нибудь, скажешь, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать, надо когда- то и дело делать.

Зевкис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не по тому, как он рассуждает о столах, а по тому, как он их делает. Я могу рассуждать о солнце и звездах, но разве я могу в доказательство сделать хоть маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и дурных поступках, то я стараюсь сделать хорошие и не делать дурных, и это лучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.

Голос из толпы: Я согласен с Зевсисом. Однажды я завел разговор с Сократом.

  • Хорошо ли красть? – спросил он у меня.

  • Нехорошо, - ответил я.

  • Всегда?

  • Всегда, - ответил я.

  • А украсть оружие у врагов перед сражением?

  • Да, надо уточнить: «У друзей красть нехорошо».

  • А украсть меч у больного человека, чтобы тот в отчаянии бросился на него? - продолжал допытываться Сократ.

  • Да, надо опять уточнить, а как?

Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.

ВЕДУЩИЙ: Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу.

СОКРАТ: Граждане афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьезно. Наверное, дело не в них, а в чем-то другом. Нет, афиняне привлекают меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь, по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился: я-то знал, что этого не может быть – ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошел по людям уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказал оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я и мудрее, чем они.

С тех самых пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе, и другим. Задумываясь над этими вопросами, никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я и думаю, что совсем не виноват.

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые судьи, мы выслушали мнения всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить виновен или нет Сократ.

Судьи совещаются. Они не принимают всерьез обвинений Милета, Анита и Ликона. Но они так же, как и многие другие, не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этим спором. Сейчас есть хорошая возможность отомстить за это. Кто-то должен быть виновным и том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.

СУДЬИ: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинитель должен предложить свою меру наказания, а обвиняемый – свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
СОКРАТ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что полезен государству те, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, потому что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой штраф я могу заплатить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется.
УЧАЩИЙСЯ: сколько это – 1 мина?

Ведущий: 1 мина – это 437 граммов серебра.

УЧАЩИЙСЯ: Так это же очень много?

ВЕДУЩИЙ: Тогда это было не очень много. На 1 мину можно было купить 1-2 быков.

Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Противники были довольны, а сторонники восприняли ее как издевательство. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Приговоренному предоставлено последнее слово.
СОКРАТ: Граждане, я старый человек, и смерти мне бояться не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно, она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратиться к ним со своими расспросами, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить, а что из этого лучше – нам неизвестно.

Далее учитель предлагает вспомнить, что случилось после суда.
УЧЕНИК: Казнили Сократа не сразу, потому что был праздничный месяц, и все казни откладывались. Друзья предлагали ему бежать, но на это он отвечал: «Куда? Разве есть такое место, где люди не умирают?». Его спросили о том, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: «Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело».
УЧЕНИК: Казнили сократа в Афинах ядом. Ему подали чашу – он выпил ее до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише. Умирать надо по-хорошему». Он лег, тело его стало холодным. Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнес: «принесите жертву богу здоровья». Это были его последние слова. Но когда последний вздох покидал тело Сократа, многим послышался его голос, который горько молвил: «Я ожидал, о, мужи-афиняне, что вы будете оправдываться».
ВЕДУЩИЙ: Итак, мы с вами воспроизвели суд, который состоялся над Сократом в IV веке до нашей эры. Сейчас мы с сумеем воспроизвести порядок голосования, и каждый из вас сможет сделать свой выбор. Напоминаем вам порядок голосования в афинском суде. Голосовали жетонами – диск с целым стержнем означал оправдание, диск без стержня – осуждение.

Ребятам раздаются жетоны, чтобы они могли вынести свое решение по поводу смерти Сократа и приговора судей.
*** ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итак, в V веке до нашей эры афиняне превзошли других греков – они были первыми и в мореходстве, и в ремеслах, и в художествах. Только философов своих у них не было. И вот из других областей Греции потянулись в знаменитый город софисты – учителя мудрости. Они преподавали за деньги, пересказывая афинским юношам учения великих древних философов. Чтобы привлечь к себе слушателей, они рассказывали не только о строении мира, но и том, как надо правильно управлять государством и как надо говорить перед народом, чтобы убедить своим словом Народное Собрание. Главным предметом в школе софистов стало красноречие. Они учили юношей красиво говорить и убедительно, нисколько не заботясь о правоте дела.

Особым искусством считалось у них умение доказывать какую-нибудь мысль и туту же ее опровергать. Например, на уроке софиста ученик получал задание произнести в честь какого-нибудь знаменитого человека две речи - сначала хвалебную, а потом обвинительную. Такое умение говорить «за» и «против» очень не нравилось старшему поколению. «Марафонские бойцы» не без основания считали, что софисты портят их детей и внуков.

УЧЕНИКИ:

  • В самом деле, юноши узнавали в школе софиста, что законы и обычаи города не установлены богами, а выдуманы людьми; что только неученые люди верят в добро и справедливость, а образованные заботятся о своем удовольствии и выгоде; что в государственных делах полезна не добродетель, а сила; что о богах ничего толком не известно и, может быть, они вообще не существуют. Под влиянием софистов многие молодые афиняне превращались в самовольных, не верящих ни во что болтунов.

  • Как раз в это время в Афинах появился великий защитник Добра и Правды, способный переспорить любого софиста. Это Сократ.(показывает на него).


*** Пример «Сократовской беседы»: с. 17-18 «Познай самого себя».

//Я познаю мир. Философия. Энциклопедия.

  • ??? с. 84-86. «Я познаю мир».

В чем суть морали? Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:


  1. Познакомившись с деятельностью Сократа и его взглядами, подготовьте «сократовскую беседу». Беседа, как правило, имела две темы – Добро и Красота;

*** СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА – краткие вопросы, которые кажутся людям простыми, но на самом деле не имеют однозначного ответа до сих пор (т.е. по сегодняшний день).


  1. Дайте собственную оценку личности Сократа: кто он – враг, друг народа, мудрец, чудак?

  2. Каков был бы приговор Сократу, если бы он жил в наши дни? Кого мы можем назвать Сократом ХХ века?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сочинения – рассуждения (ЭССЕ): Зачем нужна философия?

Философия как образ жизни.

Философия в обществе.

Моя философия жизни.
РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ШАГ ЗА ШАГОМ» (ФИЛОСОФИЯ):

  • с. 16 (1): В Дельфах - наиболее значительном религиозном центре Греции - на одном из храмов было начертано: "ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ". Вы захотели откликнуться на этот призыв. Ваши первые шаги?

  • С. 21 (9): Платон и Аристотель говорили, что начало философии – удивление. Объясните эту фразу.


УЧИТЕЛЬ: СОКРАТ ( около 470 – 399 годы до Р.Х.), древнегреческий философ. Казнен политическими противниками. Его деятельность – поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (МАЙЕВТИКА, ДИАЛЕКТИКА) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.


  • КАРТОЧКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРЫ:

  1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?

  2. Сумел ли ведущий добиться игрового состояния?

  3. Оцени ведущего с точки зрения владения материалом, приемами игры, стиля общения?

  4. Оправдала ли игра твои ожидания?

  5. Что показалось наиболее интересным и запомнилось?

  6. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?

  7. Хотел бы ты еще участвовать в игре?

  8. Твои предложения: как сделать данную игру более интересной?

ПАМЯТКА.

УЧЕНИКИ:

  • Сократ был удивительным человеком, он не писал никаких книг, он жил так, как учил и сделал своей философией свою жизнь.

Сократ принципиально не занимался никакими науками о природе, утверждая, что все тайны мира человек может открыть внутри себя. «Познай самого себя, и ты познаешь самое главное» – такова его основная фраза. Поскольку Сократ ничего сам не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном благодаря его ученику Платону. Во всех платоновских диалогах главный герой - Сократ.

  • Учение Сократа показало, что появился новый человек, появилась мораль, идущая не от инстинкта, а от разума. Всё, что не от меня, всё, что я не пропустил через свою душу, через свои сомнения, - всё недостоверно. Откуда я знаю, что нужно делать то добро, которого ждут от меня, - может, это вовсе не добро? Всё, что говорят мне от имени общества, государства, класса, начальства, всё это я должен подвергнуть сомнению – а вдруг это всё ложь? Я должен во всём сомневаться, я должен сам прийти к тому, что такое добро и зло, что такое счастье и что такое беда.

  • Сократ говорил, что мудрый человек никогда не делает ошибок: то есть, если человек усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, пересмотрел все возможные варианты и только после этого совершил поступок, скорее всего, он не ошибется. Мудрость - это как бы образующаяся с годами способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли или идеи.

  • Образ Сократа показывает нам, что такие невидимые вещи, как добро, зло, добродетель, мужество, честь, на самом деле составляют подлинную природу человека. Это и есть материал, из которого человек строится. И материал гораздо более прочный, чем его кости, мышцы, его тело в целом.

  • Сократ умер очень давно, но он гораздо живее многих из нас: ведь то, что он сделал и сказал, до сих пор живет в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании нами своего места в мире.

УЧИТЕЛЬ: Афины – город великих философов. Благодаря Сократу Афины стали главным центром греческой философии. Ученики Сократа возглавили знаменитые философские школы, с которыми мы познакомились на уроках. Величайшими философами в мире считаются Платон- любимый ученик Сократа и Аристотель – ученик Платона. Я напоминаю, что Платон преподавал в роще героя Академа, Аристотель учил в роще Аполлона Ликейского. Школы Их так прославились, что названия Академии и Лицея сохранились в веках. Платон оставил замечательные воспоминания о своем учителе и записал многие беседы Сократа. Прочитайте их, ребята, очень интересные размышления вы найдете о смысле нашего существования.
УЧЕНИКИ:

  • Философия – это попытка разбудить человека, разбудить в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спят, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании другого мира, другой истинной жизни, где человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного, унылого существования.

  • Философия считает своим главным делом спасение человека, философия – это учение о спасении: как жить человеку, что остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти.

ВЕДУЩИЙ: Так из-за несправедливого суда невежественных людей погиб замечательный афинский философ, которого еще при жизни дельфийская Пифия провозгласила самым мудрым из смертных.

  • Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле, но он обязан быть мудрым. Обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан познать самого себя и знать свое место в мире, чувствовать ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле обязан жить философствуя.

Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию. Тогда и только тогда в этом мире восторжествует разум. Разум – главный дар человеку, небесный дар.

  • Я надеюсь, что вы убедились в том, что философия – это очень полезная область человеческой культуры.

  • ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ – УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ!

  • ФИЛОСОФСТВУЙТЕ, И ЖИЗНЬ БУДЕТ ПРЕКРАСНОЙ!

  • СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ДЕЛЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ!


Дополнительный материал о СОКРАТЕ для сообщений учащихся:
Я знаю, что ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыс­лить и понять, что она такое.

Сократ



Сократ (около 470 – 399 гг. до н. э.) – античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ.

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и, героической личности сохранилось и в последующие времена. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И, тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам Сократ не написал и строчки философских трудов (те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию). В силу этого учение Сократа реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь сократических диалогов раннего Платона, сведений историка Ксенофонта, Диогена Лаэртского, а также идейных противников Сократа (комедиографа Аристофана) и книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Все это очень затрудняет воссоздание подлинно исторической фигуры Сократа.

И всё же в историко-философской традиции фигура Сократа занимает особое место: его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии. Сократ подводит черту под прежним (отныне “досократическим”) периодом философствования, характеризовавшемся наивным реализмом (натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов). Поставленный Сократом вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания.

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смысл жизни философа iconИрвин Ялом. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории
Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер с англ. Е. Филиной. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2002. — 288 с. (Серия “Искусство...
Смысл жизни философа iconВ чем смысл жизни?
Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем и так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно...
Смысл жизни философа iconМартин Э. П. С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье...
С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с
Смысл жизни философа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О том, как изменить стиль жизни, перестать быть манипулятором, стать аутентичной личностью, обрести смысл жизни, повествует книга...
Смысл жизни философа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать/понимать смысл понятий индуктивность, эдс индукции, смысл закона э/м индукции
Смысл жизни философа iconСмысл жизни оглавление
«Крушении кумиров». И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и...
Смысл жизни философа iconПлан мероприятий отдела здравоохранения на февраль март 2014 года Наименование мероприятия
Вечер-диспут: «В чем смысл жизни: спорт, здоровье, настроение», посвященный Всемирному
Смысл жизни философа iconТоффлер Э. Метаморфозы власти
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconУважаемые дамы и господа!
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconБиблия g-модератора-1 Ветхий завет
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconМбоу «Основная общеобразовательная Песчанская школа»
Цель: раскрыть авторскую концепцию личности и бытия; побуждать учащихся задуматься над извечным вопросам: в чём смысл жизни человека...
Смысл жизни философа iconЗаметки на полях "имени розы"
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconЧто мы знаем о числах?
...
Смысл жизни философа iconМинистерство образования Ульяновской области распоряжени е
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconКонстантин Константинович Платонов Занимательная психология
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Смысл жизни философа iconРеферат Охрана труда в вычислительном центре
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск