Скачать 355.79 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 78 им.А.С.Пушкина» города Набережные челны Республики Татарстан Методическая разработка внеклассного мероприятия по обществознанию на тему: СМЫСЛ ЖИЗНИ ФИЛОСОФА: философия жизни (проблемная ролевая игра с элементами дискуссии) для учащихся 10-11 классов Составитель: Мухтярова Эльмира Исхаковна, учитель истории, обществознания высшей квалификационной категории Казань-2013 СОКРАТ (ок. 469 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ Максимы – такие суждения, в которых подмечены глубинные, оптимальные пути правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях:
ПЛАТОН (ок. 427 – 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.
АРИСТОТЕЛЬ ( 384– 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. МАКСИМЫ:
Внеклассное мероприятие: СМЫСЛ ЖИЗНИ ФИЛОСОФА: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. (РОЛЕВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ИГРА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ). ***Добрый день, друзья! Мы сегодня будем говорить о философах, которые считаются учителями человечества, - о тех, чьи моральные идеи оказали огромное воздействие на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке, на обуздание животных страстей и инстинктов. Вы знаете, что мораль – это совокупность законов и правил поведения, различающих добро и зло, хорошие и дурные поступки. Мораль и философия тесно связаны. Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что ее знания и идеи никогда не устаревают. *** Зачитываются различные философские высказывания… Вслед за древнегреческим философом Эпикуром считаю, что философию можно постигать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но вместе с тем для этого необходим определенный труд ума и души, поскольку философия не есть какой-то строгий набор знаний, эта наука помогает человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни. УЧИТЕЛЬ: Давайте поиграем. Обратите, пожалуйста, внимание на название нашего мероприятия. Это суд над Сократом. Да, это будет не просто игра, а очень серьезное размышление. Цель данного занятия: реконструировать в игровой ситуации историческое событие, бывшее, в действительности – суд над мудрецом Сократом. Игра строится на основе включения выступлений вымышленных и реальных персонажей, действия и речи которых призваны прояснить происходящее событие с точки зрения греков и современных людей. Мероприятие призвано воспроизвести суд над мудрецом, который действительно имел место, но хорошо, если он будет включать в себя элементы дискуссии с современниками – воображаемую ситуацию. Занятие должно способствовать развитию образных, логических и оценочных умений школьников. Я бы хотела познакомить вас с участниками судебного процесса: внимание! ПЕРЕД ВАМИ: уважаемые судьи; обвинители: МИЛЕТ, АНИТ, ЛИКОН; защитники: ПРОКЛ, КЛОНИМ, ФОКИОН, ЗЕВСИС; УЧЕНИКИ; сам выдающийся философ - обвиняемый Сократ; гости - уважаемые учителя; ведущий игры. Обратите внимание на доску: перед вами познавательные задания, которые мы попытаемся разобрать в ходе мероприятия. ??? ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЕСЬ УРОК:
Опережающее задание и подготовка: 1). Составить памятку участнику ролевой игры с элементами дискуссии (см. стр. 12-13, 19-21 кн.: Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.; 2001). 2). Подготовить карточки оценки результативности игры (с.14, Короткова М.В.). 3). Повторить материал о Сократе и греческой философии; заранее распределяются роли участников: самого СОКРАТА, его судей, главных обвинителей – Милета, Анита и Ликона, а также его защитников; остальные ребята продумывают и формулируют мнение по поводу приговора суда над Сократом. Защита: Прокл, Клеоним, Фокион, Зевксис. Список дополнительной литературы:
9. Стретерн Пол. Платон за 90 минут / пер. с англ. С.Зубкова. М.; 2004.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Вступительное слово ведущего: Идет 399 год до н.э. прошло всего 5 лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тот же вопрос: как же случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь оказались на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие, как Сократ? Чтобы выяснить это, мы и собрались на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала мы послушаем Платона, его ученика. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПЛАТОН: Я – ученик Сократа. Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше – о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до н.э. в бедной семье каменотеса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Не знаю, кто он по профессии, он никогда не говорил об этом. Я слышал, что люди говорят, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрел особый вид беседы, которую теперь называют сократовской. Суть ее в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что в конце концов доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить и посмеяться над ним. Ведь он сам говорил про себя: «Я знаю только то, что ничего не знаю». И добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник афинской демократии, но критиковал ее. Не за это ли теперь судят его? Сам Сократ называл себя не мудрым, а любящим мудрость, отсюда произошло само понятие «философия», которое означает «Любовь к мудрости». *** « Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть». *** « Говорят, что боги ни в чем не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога». *** « Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись». *** « Если бы мы брали все, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили». Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения. Учитель обращает внимание учащихся на количество судей – 500. Это было необходимо, чтобы затруднить их подкуп. Но этот суд – особый, таких не бывало уже лет 20. Судят философа. Посмотрите на него. (Учащимся демонстрируется портрет.) Сократу 70 лет. Это невысокий, крепкий старик в грубом бедняцком плаще, босой. Лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Когда-то в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому что не было человека в Афинах добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ сам остановил их: «Он сказал вам, граждане, чистую правду: я действительно чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя и вот – стал таким, каким вы меня знаете». Учитель подчеркивает, что речь идет не о воровстве, не об обиде, не об обмане, не о государственной измене. Так за что же судят этого мудреца? Послушаем трех его обвинителей – Милета, Анита, Ликона. Анит : Я, гражданин Афин, Анит, обвиняю Сократа в том, что он не признает государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ - человек уважаемый в нашем городе, много говорит, беседует с людьми. А что, если и другие станут вслед за ним поклоняться чужим богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые граждане наши недостаточно уверенно защищали наших богов. Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это. Говорят, будто он поклоняется новым богам – это про то, что у него есть внутренний голос, которого он слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамения богов, дающиеся в полете птиц и в пламени жертвенного огня. Почему же вы не верите, что и ему боги могут что-нибудь говорить? Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников даже не голосованием, а по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причем также смешно, как кормчего выбирать на корабле по жребию, а не по знаниям и опыту. Голос из толпы: Но это же правильно. Нельзя заниматься каким – либо делом, сначала ему не научившись. Нельзя управлять хорошо государством только потому, что принадлежишь к власти по рождению. Ликон: Ну у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, увидя весь наш флот в гибельный поход на Сицилию, а когда закончилась война, нас чуть не извел жестокий Критий – глава «30 тиранов». Но ведь оба они – ученики Сократа. Клеоним : Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ – не враг народа, а его друг. И Алкавиад, и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь, когда отбились от него. Разве 30 тиранов любили Сократа? Они боялись его и уверяли, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что «государством должны управлять хорошие люди», но не добавлял, что хорошим быть можно только от рождения. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться. + доп.материал. Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись». Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укоряет мужа: «Что скажут люди о нашей бедности?». Он отвечает, улыбаясь: «Если люди разумные, то им все равно, а если неразумные, то нам все равно». Говорят, что именно в беседе со своей женой Ксантиппой он научился выдержке и искусству спора. Сократ, может быть, чудак, но никак не враг народа. Фокион: Я, Фокион, тоже считаю, что Сократ не портит нравы юношей. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим». + доп.материал. Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ – чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько ни отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в типике. Ему мало просто выполнять законы государства. Он доискивается, что такое истинная справедливость. Голос из толпы: Сократ- насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься до чего-нибудь, скажешь, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать, надо когда- то и дело делать. Зевкис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не по тому, как он рассуждает о столах, а по тому, как он их делает. Я могу рассуждать о солнце и звездах, но разве я могу в доказательство сделать хоть маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и дурных поступках, то я стараюсь сделать хорошие и не делать дурных, и это лучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто. Голос из толпы: Я согласен с Зевсисом. Однажды я завел разговор с Сократом.
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше. ВЕДУЩИЙ: Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу. СОКРАТ: Граждане афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьезно. Наверное, дело не в них, а в чем-то другом. Нет, афиняне привлекают меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь, по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился: я-то знал, что этого не может быть – ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошел по людям уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказал оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я и мудрее, чем они. С тех самых пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе, и другим. Задумываясь над этими вопросами, никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я и думаю, что совсем не виноват. ВЕДУЩИЙ: Уважаемые судьи, мы выслушали мнения всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить виновен или нет Сократ. Судьи совещаются. Они не принимают всерьез обвинений Милета, Анита и Ликона. Но они так же, как и многие другие, не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этим спором. Сейчас есть хорошая возможность отомстить за это. Кто-то должен быть виновным и том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели. СУДЬИ: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинитель должен предложить свою меру наказания, а обвиняемый – свою. Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь. СОКРАТ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что полезен государству те, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, потому что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой штраф я могу заплатить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется. УЧАЩИЙСЯ: сколько это – 1 мина? Ведущий: 1 мина – это 437 граммов серебра. УЧАЩИЙСЯ: Так это же очень много? ВЕДУЩИЙ: Тогда это было не очень много. На 1 мину можно было купить 1-2 быков. Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Противники были довольны, а сторонники восприняли ее как издевательство. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Приговоренному предоставлено последнее слово. СОКРАТ: Граждане, я старый человек, и смерти мне бояться не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно, она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратиться к ним со своими расспросами, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить, а что из этого лучше – нам неизвестно. Далее учитель предлагает вспомнить, что случилось после суда. УЧЕНИК: Казнили Сократа не сразу, потому что был праздничный месяц, и все казни откладывались. Друзья предлагали ему бежать, но на это он отвечал: «Куда? Разве есть такое место, где люди не умирают?». Его спросили о том, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: «Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело». УЧЕНИК: Казнили сократа в Афинах ядом. Ему подали чашу – он выпил ее до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише. Умирать надо по-хорошему». Он лег, тело его стало холодным. Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнес: «принесите жертву богу здоровья». Это были его последние слова. Но когда последний вздох покидал тело Сократа, многим послышался его голос, который горько молвил: «Я ожидал, о, мужи-афиняне, что вы будете оправдываться». ВЕДУЩИЙ: Итак, мы с вами воспроизвели суд, который состоялся над Сократом в IV веке до нашей эры. Сейчас мы с сумеем воспроизвести порядок голосования, и каждый из вас сможет сделать свой выбор. Напоминаем вам порядок голосования в афинском суде. Голосовали жетонами – диск с целым стержнем означал оправдание, диск без стержня – осуждение. Ребятам раздаются жетоны, чтобы они могли вынести свое решение по поводу смерти Сократа и приговора судей. *** ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Итак, в V веке до нашей эры афиняне превзошли других греков – они были первыми и в мореходстве, и в ремеслах, и в художествах. Только философов своих у них не было. И вот из других областей Греции потянулись в знаменитый город софисты – учителя мудрости. Они преподавали за деньги, пересказывая афинским юношам учения великих древних философов. Чтобы привлечь к себе слушателей, они рассказывали не только о строении мира, но и том, как надо правильно управлять государством и как надо говорить перед народом, чтобы убедить своим словом Народное Собрание. Главным предметом в школе софистов стало красноречие. Они учили юношей красиво говорить и убедительно, нисколько не заботясь о правоте дела. Особым искусством считалось у них умение доказывать какую-нибудь мысль и туту же ее опровергать. Например, на уроке софиста ученик получал задание произнести в честь какого-нибудь знаменитого человека две речи - сначала хвалебную, а потом обвинительную. Такое умение говорить «за» и «против» очень не нравилось старшему поколению. «Марафонские бойцы» не без основания считали, что софисты портят их детей и внуков. УЧЕНИКИ:
*** Пример «Сократовской беседы»: с. 17-18 «Познай самого себя». //Я познаю мир. Философия. Энциклопедия.
В чем суть морали? Речь Сократа на суде после вынесения смертного приговора. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
*** СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА – краткие вопросы, которые кажутся людям простыми, но на самом деле не имеют однозначного ответа до сих пор (т.е. по сегодняшний день).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сочинения – рассуждения (ЭССЕ): Зачем нужна философия? Философия как образ жизни. Философия в обществе. Моя философия жизни. РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «ШАГ ЗА ШАГОМ» (ФИЛОСОФИЯ):
УЧИТЕЛЬ: СОКРАТ ( около 470 – 399 годы до Р.Х.), древнегреческий философ. Казнен политическими противниками. Его деятельность – поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (МАЙЕВТИКА, ДИАЛЕКТИКА) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
ПАМЯТКА. УЧЕНИКИ:
Сократ принципиально не занимался никакими науками о природе, утверждая, что все тайны мира человек может открыть внутри себя. «Познай самого себя, и ты познаешь самое главное» – такова его основная фраза. Поскольку Сократ ничего сам не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном благодаря его ученику Платону. Во всех платоновских диалогах главный герой - Сократ.
УЧИТЕЛЬ: Афины – город великих философов. Благодаря Сократу Афины стали главным центром греческой философии. Ученики Сократа возглавили знаменитые философские школы, с которыми мы познакомились на уроках. Величайшими философами в мире считаются Платон- любимый ученик Сократа и Аристотель – ученик Платона. Я напоминаю, что Платон преподавал в роще героя Академа, Аристотель учил в роще Аполлона Ликейского. Школы Их так прославились, что названия Академии и Лицея сохранились в веках. Платон оставил замечательные воспоминания о своем учителе и записал многие беседы Сократа. Прочитайте их, ребята, очень интересные размышления вы найдете о смысле нашего существования. УЧЕНИКИ:
ВЕДУЩИЙ: Так из-за несправедливого суда невежественных людей погиб замечательный афинский философ, которого еще при жизни дельфийская Пифия провозгласила самым мудрым из смертных.
Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию. Тогда и только тогда в этом мире восторжествует разум. Разум – главный дар человеку, небесный дар.
Дополнительный материал о СОКРАТЕ для сообщений учащихся: Я знаю, что ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое. СократСократ (около 470 – 399 гг. до н. э.) – античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и, героической личности сохранилось и в последующие времена. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И, тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам Сократ не написал и строчки философских трудов (те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию). В силу этого учение Сократа реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь сократических диалогов раннего Платона, сведений историка Ксенофонта, Диогена Лаэртского, а также идейных противников Сократа (комедиографа Аристофана) и книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Все это очень затрудняет воссоздание подлинно исторической фигуры Сократа. И всё же в историко-философской традиции фигура Сократа занимает особое место: его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии. Сократ подводит черту под прежним (отныне “досократическим”) периодом философствования, характеризовавшемся наивным реализмом (натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов). Поставленный Сократом вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания. Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. |
Ирвин Ялом. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории / Пер с англ. Е. Филиной. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2002. — 288 с. (Серия “Искусство... | В чем смысл жизни? Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем и так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно... | ||
Мартин Э. П. С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье... С29 Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О том, как изменить стиль жизни, перестать быть манипулятором, стать аутентичной личностью, обрести смысл жизни, повествует книга... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать/понимать смысл понятий индуктивность, эдс индукции, смысл закона э/м индукции | Смысл жизни оглавление «Крушении кумиров». И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и... | ||
План мероприятий отдела здравоохранения на февраль март 2014 года Наименование мероприятия Вечер-диспут: «В чем смысл жизни: спорт, здоровье, настроение», посвященный Всемирному | Тоффлер Э. Метаморфозы власти Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | ||
Уважаемые дамы и господа! Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | Библия g-модератора-1 Ветхий завет Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | ||
Мбоу «Основная общеобразовательная Песчанская школа» Цель: раскрыть авторскую концепцию личности и бытия; побуждать учащихся задуматься над извечным вопросам: в чём смысл жизни человека... | Заметки на полях "имени розы" Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | ||
Что мы знаем о числах? ... | Министерство образования Ульяновской области распоряжени е Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | ||
Константин Константинович Платонов Занимательная психология Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | Реферат Охрана труда в вычислительном центре Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... |