Список спецкурсов по выбору в рамках подготовки к экзамену кандидатского минимума по курсу «История и философия науки» для магистрантов и аспирантов: Спецкурсы будут проведены по субботам: 6, 13, 20, 27 апреля с 13.00 до 16.00
(кроме спецкурса проф. А.Б.Зубова, который читается по пятницам – см. ниже)
1. Человек и общество в электронном окружении - доктор социологических наук, профессор Валерий Павлович Терин «Представляется совершенно невозможным понять суть дела, ограничиваясь его пусть даже очень важной, но единственной стороной. Ведь главное для нас — это не какой-нибудь отдельный толчок, хотя бы его результат в тех или иных случаях и проявился достаточно наглядно, а те почти повсеместные сдвиги в жизни современного человека, которые и означают его отречение от старого мира», – писал К.Г. Юнг. Понимание того, что представляет собой современное общество в результате воздействия электронных средств коммуникации требует отвечающих его природе средств познания, без овладения которыми его основные характеристики скрыты. В этой связи в спецкурсе рассматриваются следующие вопросы:
восприятие и мышление в электронном окружении;
новые способы производства знания;
глобализация как результат воздействия электронных коммуникаций;
глобальные управленческие технологии.
2. Методы современного социогуманитарного знания - доктор философских наук, профессор Маргарита Вениаминовна Силантьева Спецкурс предполагает рассмотрение основных подходов современных общественных наук, позволяющих им, с одной стороны, сохранять свою специфику; с другой – соответствовать апробированным критериям научности. Рассматриваются как базовые общетеоретические установки, координирующие развитие современного научного знания в качестве глобального феномена, так и более «узкие» подходы, соответствующие теоретическому уровню освоения соответствующих сегментов действительности (по областям научного знания). Анализируются возможные взаимосвязи и взаимодополнения, а также несоизмеримые подходы; их возможные (и невозможные) констелляции. В режиме интерактивного диалога предполагается уяснение перспективных философско-методологических экранов для достижения наиболее ценных теоретических и практических результатов в каждой конкретной области проводимых диссертационных исследований.
3. Философия истории - доктор философских наук, профессор Татьяна Васильевна Панфилова Задача курса - познакомить слушателей с наиболее влиятельными учениями по философии истории, определившими многие сегодняшние подходы к осмыслению проблем всемирной истории. Предполагается, что спецкурс даст материал для дальнейшей самостоятельной работы и стимулирует слушателей на самостоятельное рассмотрение актуальных проблем исторической науки.
Содержание:
Возникновение философии истории и её предмет.
Идея единства всемирной истории (Г. Гегель).
Идея становления всемирной истории (К. Маркс).
Идея культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский).
Неокантианская традиция в философии истории.
История как совокупность замкнутых культур (О. Шпенглер).
Цивилизация как относительно самостоятельная единица истории (А.Тойнби).
Проблема смысла истории (Н. А. Бердяев, К. Ясперс).
Актуальные проблемы философии истории.
4. Философские проблемы политической науки - кандидат философских наук, доцент Николай Иванович Бирюков
Задачей курса является ознакомление аспирантов, специализирующихся по политическим наукам, с основными концепциями и теориями, выработанными в процессе философского осмысления политического процесса и политических отношений, результатами философской рефлексии по поводу природы политического знания и методов политической науки. В лекционном курсе рассматриваются проблемы общей, социальной и политической онтологии (общенаучный принцип детерминизма и особенности его применения к социальной и политической реальности), политической эпистемологии (специфика и пределы политического знания, объекты политологического анализа и механизмы трансляции политический знаний) и политической аксиологии (функции политической идеологии и основные идеологемы политического дискурса). 5. Лингвистика и философия языка - кандидат философских наук, доцент Элина Викторовна Колесникова Спецкурс посвящен фундаментальной проблеме науки о языке второй половины ХХ – начала XXI вв. – универсальной грамматике. В лекциях с точки зрения генеративной грамматики рассматриваются такие проблемы, как врожденная языковая способность человека; творческий аспект речевой деятельности; принципы и параметры, лежащие в основе естественного языка; язык и мышление. 6. История религии - доктор исторических наук, профессор Андрей Борисович Зубов Спецкурс предполагает знакомство с корпусом Библии (иуд. – Танах, христ. – Ветхий Завет) и основами христианского богословия с анализом книг Нового Завета. Рассматриваются вопросы творения мира и сущности человека, как образа Божьего, грехопадения. Смысл закона (Тора) и истории в Ветхом Завете, развитие идей о мессии (машиах). Особое внимание уделяется переходу от сознания Ветхого Завета к христианскому в еврейском обществе (II в. До Р.Х. – I в. По Р.Х.). В лекциях посвященных христианскому богословию рассматриваются специфически христианские вопросы личностной троичности Бога, богочеловечества мессии, Церкви как тела Христова, человеческой свободы и божественного предопределения, представлений о личной и всеобщей цели бытия (аксиологии и эсхатологии).
Курс рассчитан на пять лекций по пятницам: 29 марта, 5, 12,19 и 26 апреля.
Лекции читаются в аудитории 4154 с 16.00 до 17.20. 7. Религия и политика в современном мире - доктор философских наук, профессор Владимир Сергеевич Глаголев
Спецкурс посвящен рассмотрению новейших аспектов политико-религиозного и политико-культурного взаимодействия в основных регионах мира, включая территорию Российской Федерации. Процессы, связанные с областью влияния мировых религий, переплетаются здесь с тенденциями ревитализации традиционных культов и развития новых религиозных движений. Социальные и политические проекции данных тенденций позволяют проследить определенные геополитические перераспределения, имеющие своим основанием тяготение к «братьям по вере».
В спецкурсе выделены ключевые факторы, приводящие современное общество к подобным перераспределениям, в числе которых необходимо присутствуют экономические и социокультурные доминанты. Теоретический анализ основных трудов философов, политологов и религиоведов, обращавшихся к данной теме, дополняется сопоставлением новейших социологических исследований в данной области, проведенных как с помощью методов классической социологии, так и с помощью неклассических приемов научного исследования. Результатом освоения спецкурса должен стать навык быстрой ориентации в социокультурной и религиозной ситуации, позволяющий адекватно решать коммуникативные и иные практические задачи.
8. Психология непрерывного образования: отечественные и зарубежные модели «общества знаний» - кандидат филологических наук, доцент Светлана Николаевна Лютова
В постиндустриальном информационном обществе прогресс определяется не только экономическими факторами, развитием технологий, но, прежде всего, уровнем образования и интеллектуально-нравственной зрелости его членов. Государство заинтересовано в создании системы «дальнейшего образования для образованных людей».
Настоящий теоретико-практический курс ставит своей целью исследование:
1) мотивации человека к профессиональному постдипломному образованию и к повышению своего культурного уровня в любом возрасте;
2) моделей влияния «общества знаний» на развитие креативности, личностный рост и на степень социальной реализации всех своих членов.
9. История и теория отечественного изобразительного искусства - искусствовед, член Союза художников России Татьяна Александровна Силантьева
Курс будет читаться по субботам, с 16.00 Данный авторский курс впервые предлагается аспирантам МГИМО (У), специализирующимся по проблемам философии, философии культуры, истории и теории культуры.
Курс включает следующие темы: «Основные концепции культурно-исторических эпох в отечественном искусстве», «Древнерусское искусство: культурно-художественный потенциал», «Петровская эпоха в искусстве: идеалы европеизации», «Идеи и художественные образы русского Просвещения», «Академические традиции движения передвижников», «Серебряный век и «мир искусства»», «Всемирно-историческое значение русского художественного авангарда», «Жанровая и тематическая специфика советского искусства», «Художественные традиции изобразительного искусства России (с 1990 по настоящее время)», «Художественные достижения России и проблемы межкультурной коммуникации в сфере искусства».
На каждом этапе курса выделяются и анализируются произведения, оказавшие наиболее значительное влияние на последующее развитие изобразительного искусства.
Методология искусствоведческого анализа, используемая при чтении лекций, обеспечивает выявление характерных тенденций развития художественной культуры. Подробное знакомство с такими тенденциями дает возможность слушателям самостоятельно ориентироваться в современных художественных процессах.
Цель курса – способствовать формированию обоснованных культурологических позиций и системы ценностей, необходимых при осуществлении содержательного межкультурного общения на международной арене. |